12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дубина Татьяна Владимировна16
Россия, Краснодарский край, Ленинградская

Тема: Знакомство с профессиями строительной специальности.

Цель: познакомить учащихся с профессией  «строитель»;

Задачи:

Образовательные:

сформировать представление о разнообразии профессий; внедрять в урок элементы проектной деятельности;

Развивающие:

продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией;

развивать навык исследовательской деятельности;

развитие навыков самостоятельной работы, работы по алгоритму, под руководством учителя, работы в парах, адекватной самооценки, умения планировать свою деятельность на уроке.

Воспитательные:

воспитание умения работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками; воспитать интерес к профессиям,  любовь к труду.

Демонстрационный материал: презентация к уроку Power Point

Раздаточный материал:

Информация, приготовленная учителем о профессиях (из энциклопедии), детали для изготовления макета домика, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, эмблемы.

 

Ход урока

I

. Организационный момент

 

-Ребята, наш урок я начну пословицей:

«Добрые люди день начинают работой»

А к вам относятся эти слова?

(-Да, мы тоже работаем – учимся.

Это тоже труд.)

 

II. Работа по теме урока

В

1 слайд

мире много интересного,

 

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Предлагаю вам я тему

Так скорей, друзья, за дело.

Хоть немного знаем все мы:

Книги, чашки, стол и дом

Создал человек трудом.

Вот о тех, кто создаёт,

Строит, учит иль поёт,

Мы сейчас поговорим,

И свой урок им посвятим.

Тема наша вам ясна?

О профессиях она.

- Сегодня мы совершим путешествие по удивительному миру профессий.

- Кто знает, что такое профессия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд

 

 

- В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование:

«Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность» (читает подготовленный ученик)

- Обратите внимание на слово «трудовая», а что же такое труд?

- Правильно, ребята. Труд это работа, занятие, дело. Всё что требует усилий, стараний, заботы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд

 

 

 

 

 

-Ободной из профессий я хочу загадать загадку:

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

 

1. Знакомство с новым материалом

Об истории возникновения строительной профессии:

Кто такой «Строитель»?

Строитель – это специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений.

Строитель - одна из древнейших профессий: со времён первобытной общины человек строил кров, чтобы защититься от стихийных бедствий, палящего солнца либо пронизывающего ветра.

 

 

 

 

 

 

4 слайд

 

 

 

 

 

 

Немного истории: на территории нашей родины найдены остатки жилища, сооружённого 25 тысяч лет назад, основанного на каркасе из черепов мамонтов, челюстей и берцовых костей разных животных. Самые ранние каменные постройки, а также развалины гигантских стен из кирпича обнаружены на юге Африки, они строились 57 тысяч лет назад.

Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам. Квалифицированные «мастера каменных дел» и плотники были в дефиците, ценились очень высоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 слайд

6 слайд

 

 

Когда начинал строиться Санкт-Петербург, опытные каменщики съехались со всей Руси, и на несколько лет было запрещено возведение каменных зданий во всех других местах страны.

 

III. Практическая работа

Введение в проектную деятельность

-Я предлагаю вам построить дом.

-Как вы думаете, нужное это дело или нет?

Дом. Что значит это слово для каждого из нас?

-Что вмещает в себя это понятие?

Понятно, что это любое строение из кирпича, бетона, дерева, шифера и прочих строительных материалов. Прежде всего, это место где мы живём. Для многих слово дом связано с комфортом и уютом, да и как же без этого?

Для этого нам потребуются мастера.

-Ребята, а кто такой мастер? (мастерит, творит, создает).

-А кого мы называем мастером своего дела? (тот кто умеет что-то хорошо делать).

-А вы хотите стать мастерами? (ответ).

- Но прежде, чем построить дом мы должны с вами выяснить мастера, каких профессий нам могут понадобиться.

Строительство домов — это не совсем простое занятие, которым должны заниматься только профессиональные строители. Профессия строителя очень нужная и важная, поэтому практически не существует никаких шансов, что она, когда нибудь исчезнет.

В нашей стране очень много профессий, связанных со строительством.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 слайд

 

 

 

Архитектор-проектировщик занимается разработкой проекта зданий и всевозможных сооружений. Он определяет внешний вид конструкции, объемы, габариты и полезную площадь. Архитектор-проектировщик создает подробные чертежи будущего здания. При разработке проекта специалист должен рассчитать срок использования и прочность сооружения, учитывая всевозможные погодные условия и чрезвычайные ситуации. В случае разрушения здания из-за неверных расчетов при проектировании ответственность несет именно архитектор.

Мы нередко любуемся строгими линиями высотных зданий жилых домов, величественными заводскими корпусами и целыми промышленными комплексами, обликом преображенных городов и сел. Это-дело искусных рук каменщика.

 

Каменщик наших дней - это строительный рабочий, возводящий здания и сооружения из природных и искусственных строительных материалов. Производственные операции каменщик выполняет при помощи ручных инструментов: кельмы, молоточка-кирочки, ковша-лопаты, расшивки. Каменщик бережно относится к своим инструментам, хранит их в специальном чемодане чистыми и сухими, так как состояние инструментов влияет на производительность труда и качества.

 

Столяр - плотник  одна из самых нужных востребованных профессий в строительстве и быту. Работа его интересна и многообразна. Работа плотника, как правило связана с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы. В своей работе использует молоток, пилу, топор, рубанок.

Столяр – ремесленник, занятый изготовлением мебели, дверей, окон, лестниц и других изделий из массива древесины. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник.

 

Отделочник. Красота города, облик его улиц и площадей зависит от работы строителей-отделочников. К отделочным работам относятся облицовочные, штукатурные, малярные, стекольные работы.

Штукатур покрывают поверхности внутренних и наружных частей зданий и сооружений - стен, потолков, пилястр, колонн, фасадов, арок различных очертаний. Она повышает долговечность сооружения, защищает его от влияния атмосферных осадков. Отштукатуренные стены меньше пропускают тепло и звук, деревянные стены становятся при этом огнестойкими. Штукатурка служит и архитектурно-декоративным целям - придает зданиям большую привлекательность и выразительность.

Маляр - массовая профессия, необходимая везде, где ведется стройка, возводятся новые и ремонтируются старые здания. Маляр приходит на стройку последним, когда строительство здания завершено: его задача - придать новому дому красивый, нарядный вид, нанести слой краски, спасающий строительные материалы от разрушения.

 

Профессия кровельщика - одна из самых древних. В первых примитивных постройках человек сооружал крышу из соломы и камыша. Впоследствии эти легкодоступные материалы были заменены дранкой, щепой, досками, железом, черепицей, шифером. Профессия кровельщика распространена повсеместно. Она нужна везде, где строят новые и ремонтируются старые здания: в городе, поселке деревне. Численность рабочих, занятых кровельными работами, растет из года в год.

Работа кровельщика требует от него постоянного внимания и сосредоточенности. Находясь на крыше, зачастую на большой высоте, а иногда на краю карниза, он должен быть одновременно и смелым и очень осторожным. 

- А как сделать комнату красивой? (Ответы детей)

- Есть такая профессия, люди которой делают квартиры очень красивыми. Это профессия

дизайнер по интерьеру. Правильно подобрав обои, мебель, другие детали интерьера, поколдовав с дверями, окнами, шторами можно сделать потолки зрительно выше, а саму квартиру — просторнее, светлее, наряднее, уютнее, теплее или прохладнее — как хозяевам больше хочется.

- А можно даже создавать определенное настроение — спокойствие или бодрость, желание поработать или повеселиться.

- Посмотрите, какие чудеса творят дизайнеры.

А кто же проектирует все городские цветники, занимается подборкой растений для них?

 

Ландшафтный дизайнер — специалист по проектированию ландшафта: садов, парков, приусадебных участков.
Задача ландшафтного дизайна — создание гармоничного пространства, в котором сочетаются красота и удобство. 

 

 

 

 

 

 

8 слайд

 

 

 

 

 

 

Строители возводят не только жилые дома, но и мосты, заводы, фермы, больницы. Они же прокладывают и ремонтируют дороги.

 

 

 

 

 

 

9 слайд

 

 

 

 

 

Физкультминутка

– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)

К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)

Рамы, двери, подоконник – 
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора – 
Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

 

 

 

 

 

10 слайд

 

 

 

 

 

IV. Практическая работа в группах

– Давайте попробуем построить новый дом сами. Разделим класс на бригады. (Дети выбирают бригаду и надевают эмблемы своей бригады) Перед каждой бригадой лежат необходимые материалы.

1-я бригада архитекторов (Вы должны продумать и выбрать проект дома, который на ваш взгляд кажется вам красивым практичным и удобным.)

2-я бригада каменщиков (построить дом по выбранному архитекторами проекту)

3-я бригада плотников и столяров (необходимо выполнить работы связанные с обработкой дерева)

4-я бригада кровельщиков (укрывает дом крышей)

5-я бригада штукатуров, маляров (красят поверхности стен)

6-я бригада дизайнер, ландшафтный дизайнер (Создать цветовую композицию из имеющихся растений на клумбе)

(Уточняю правила безопасной работы. Оказываю индивидуальную помощь, советую.

Поощряю детей за самостоятельность, за поддержание порядка на столе.)

 

V. Сборка макета на выставочном столе.

 

Ребята вы сегодня много узнали интересного о труде, о строительных профессиях. Сейчас для вас главным является учеба, ваше разностороннее развитие – основа вашей дальнейшей жизни. Помните «Человек славен трудом» – гласит народная пословица.  Важен труд каждого человека, а значит и каждого из нас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

 

VI. Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

11 слайд

 

 

 

 

 

 

-Что нового узнали?

-Какая профессия вас заинтересовала?

-Как работал каждый из вас?

«Дом построить – не шапку на голову надеть»

Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу?

 

Литература:

http://build.rin.ru/articles/327.html

http://www.fio.vrn.ru/2007/10/stroiteistvo.htm

http://www.zheschool3.ru/index.php/postup/145-stroika

estival.1september.ru/articles/538957/

http://www.zavuch.info/methodlib/320/94531/

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/vneklassnoe-meropriyatie-puteshestvie-v-gorod-masterov-0

http://pedsovet.su/load/191

http://www.ozhegov.org/

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 23.09.19 в 04:54 0Ответить Пожаловаться
Хороший материал, Татьяна Владимировна, благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.