Конспект НОД по математике для детей с ОВЗ по теме «Количество и счёт. Состав числа 10»
Конспект НОД по математике в старшей группе для детей с ОВЗ по теме «Количество и счёт. Состав числа 10»
Цель: знакомство с цифрой и числом 10 и составом числа 10
Задачи:
1) Создать условия для формирования у детей умения соотносить цифру 10 с количеством предметов, обозначать число 10 палочками
2) Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10
3) Познакомить с составом числа 10
4) Упражнять в согласовании числительных, прилагательных и существительных
5) Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимательности
Ход занятия:
Все встают в круг.
Воспитатель: «Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!»
Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Хорошее)
Готовы к непростым заданиям? (Да)
Сегодня к нам в группу пришло письмо от жителей далёкой планеты с приглашением в гости. Хотите отправиться в путешествие? (Да) Как вы думаете, что нам нужно для путешествия? (Ракета) А легко ли построить ракету? Каким нужно быть, чтобы построить ракету? (Умным, сильным, сообразительным, смелым и т.д.) Правильно, нужно быть не только сильным и смелым, но и обязательно много знать и уметь. Сейчас мы с вами проверим, хорошо ли вы умеете считать.
Проводится математическая разминка (показываются картинки с изображением 1 предмета, 2 и 5)
1 большой метеорит; 2 больших метеорита; 5 больших метеоритов
1 яркая звезда; 2 яркие звезды; 5 ярких звёзд
1 быстрая ракета; 2 быстрые ракеты; 5 быстрых ракет
1 опытный космонавт; 2 опытных космонавта; 5 опытных космонавтов
1 далёкая планета; 2 далёкие планеты; 5 далёких планет
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно посчитали. А теперь давайте займём свои рабочие места. (Дети садятся за столы)
Итак, первое задание. На своих дощечках сверху выложите столько ракет, сколько показывает цифра на моей карточке. (Показываю карточку с цифрой 5) Сколько выложили ракет? (5) Почему? ( Потому что на карточке цифра 5) Найдите в математическом наборе и положите рядом с ракетами цифру, которая обозначает их количество. (Дети находят и кладут цифру 5) Ребята, а кто летает в ракетах? (Космонавты) Выложите на своих дощечках снизу столько космонавтов, чтобы ракет хватило каждому из них и лишних ракет чтобы не осталось. Сколько выложили? (5) Положите рядом цифру, обозначающую количество космонавтов (Дети находят и выкладывают цифру 5)
Что можно сказать о количестве ракет и космонавтов? (Их поровну, по 5) А сколько всего ракет и космонавтов у вас получилось? (10) Как получили 10? (5 и 5 будет 10) Вспомните, каким знаком обозначается сложение? (Знаком плюс) Правильно. (Воспитатель записывает на доске 5+5) Ребята, а, может, кто-то из вас знает, как пишется цифра 10?
Ребёнок: «Ничего нет проще цифру 10 написать
Надо только к единице справа ноль пририсовать» (Записывает на доске цифру 10)
Воспитатель: Ребята, а теперь в своих тетрадках найдите и обведите в кружочек все цифры 10.
А теперь пропишите 10 до конца строчки, сначала по пунктиру, а затем самостоятельно.
Подумайте, а где ещё можно встретить цифру 10? (Календарь, плакат, страницы книг, часы, номер шкафчика и т.д.)
Ребята, а теперь время динамической паузы.
1-2 все вставайте
3-4 приседайте
5-6 повернитесь
7-8 наклонитесь
9-10 не зевайте, своё место занимайте. (Дети садятся)
Ребята, обратите внимание на домик. Какой у дома номер? (10) А какой это дом? (Многоэтажный) Сколько в нём этажей? (5) По сколько квартир на каждом этаже? (По 2)
Ребята, давайте поможем цифрам заселиться в домик. Но есть одно условие: на каждом этаже могут жить только такие цифры, которые вместе образуют число 10. Чтобы справиться с этим заданием нам понадобятся счетные палочки. Возьмите каждый себе по 10 палочек. Заселять мы будем с 1 этажа. Итак, первой заселилась цифра 1. Какая цифра должна поселиться рядом, чтоб они вместе образовали число 10? (1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5)
Молодцы! Со всеми заданиями вы успешно справились. Все вы умные и сообразительные. А значит, пришло время самого главного задания. Время постройки ракет. Соедините точки от 0 до 10 и у вас получится ракета для путешествия в гости на далёкую планету. (Дети соединяют по точкам)
Ну, что, у всех получилось? Молодцы! А теперь берите свои ракеты и полетим в космос. (Проводится игра на выбывание со стульями)
«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.»
После окончания игры проходит рефлексия. Воспитатель спрашивает, что детям понравилось, что нового они узнали, всё ли было легко или были какие-то затруднения. В конце благодарит детей за занятие.
Список литературы:
1.Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост. Н.В,Тимофеева, Ю.В. Зотова.- 2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2011 – 131с.
2.Игровая деятельность на занятиях по математике. Подготовительная группа. / авт.-сост. П.Г,Федосеева.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 96с.
3.Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет / Н.Н. Кангина, О.В. Тихомирова.- Ярославль: ООО «Академия развмтия», 2012.-167с.