12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Седова Алена Владимировна25

Администрация Кстовского муниципального района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Золотая рыбка»


8 м-он, ул. Островского, д.9, г. Кстово, Нижегородской области, Россия 607664

тел/факс (83145) 93389, 24235, email: mdou33.zolotayarybka@yandex.ru

официальный сайт: zolotayarybka.ucoz.ru

_____________________________________________________________________________








Конспект НОД по музыкальному развитию для детей 5-6 лет

Тематическое занятие

«Знакомство с русской деревянной ложкой»









Разработала:

Музыкальный руководитель

Седова А.В.









Кстово

2023 г.

Цель занятия: Способствовать формированию умения у детей старшей группы игры на деревянных ложках.

Задачи:

Образовательные:

а) Формировать первоначальные представления детей о ложках как музыкальном инструменте.

б) Обучать основам техники игры на ложках: умение правильно держать ложки, приемы звукоизвлечения и игры на ложках.

в) Формировать умение детей соотносить текст песни с приемами игры на

ложках.

2. Развивающие:

а) Развивать координацию движений и чувство ритма, тембра.

б) Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную

раскованность.

Воспитательные:

а) Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.

б) Приобщать детей к русской национальной культуре;


Тип занятия: тематическое

Формы работы: групповая

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация «История возникновения ложки», деревянные ложки – по 2 шт. на каждого ребенка.


Ход занятия:(Дети входят в зал, встают полукругом).

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методический комментарий

(формы, приёмы, методы)

Вводный

Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня песней, а вы мне будете помогать. Давайте, попробуем:


-Здравствуйте!

Пение приветствия "Доброе утро" (сл. и муз. О. Арсеневской (прил.1)


Я сегодня пришла, и с собою принесла ложки расписные, красивые, резные!

- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?




- Нет!


Показ ложек,



вопросы


Входит Антошка: Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефедова (отрывок)

Я ложкой люблю, есть пирожное

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку

Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?

Вот для варенья – нашел,

для сахара – нашел,

для повидла – нашел,

а для каши – нет!


Сюрпризный момент


Чтение стихотворения


Музыкальный руководитель: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка: А это ничьи были? Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударяет ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Музыкальный руководитель: Нет, Антошка — это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка: А я и не слышал, ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель: Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют? Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.






























дети садятся на стульчики













Объяснение

Основной

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

Специальными инструментами из баклуш вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира.

Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

Антошка: Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их неправильно) какие -то ложки у меня неправильные!

Музыкальный руководитель: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Но прежде, чем мы возьмем ложки нам нужно размять ручки.


Демонстрация презентации «История возникновения ложки»










































Игра-разминка «Шофер» имитация движения рук шофера, крутящего руль автомобиля


Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, и размяли мышцы рук, настало время познакомиться с ними ближе (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть).

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

«Вы умеете считать?»

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!











Дети пробуют играть -педагог контролирует и подсказывает детям.)






дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова.

Практическая работа





Объяснение




Игра на ложках









Ритмическое упражнение. Игровой метод




Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем.


Показ на ложках прием «Лошадка»


Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется

«Лошадка».

Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.

На лошадке в красной шапке

Цок, цок, цок, цок…


А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.

Антошка: Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Музыкальный руководитель: Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу (играет и поет не ритмично, невпопад).

Музыкальный руководитель: Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках.

Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.





Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.


Игровой метод, игра на ложках








Помощь по необходимости















Пение песни о ложках на мотив р.н.п. «Ах вы сени»

Прил. 2


Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

Музыкальный руководитель: Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если я буду играть тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграю громко – значит ты уже близко. Договорились?

Антошка: Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!

Музыкальный руководитель: А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.














Дети играют с Антошкой












Игровой метод

Игра «Найди Ложку»


Заключительный

Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего?

- За что мы держим ложки?

- Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой?

Вы были очень внимательными и хорошо постарались. А также многое узнали о русских деревянных ложках. До свидания!




- из дерева

- за черенок,

(дети показывают).

Дети уходят из зала



Вопрос




Показ



Поощрение






























Приложение 1.

t1707414153aa.jpg























Приложение 2.

Песня о ложках на мотив р.н.п. «Ах вы сени»

1. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята.

(Дети двигают ложками по дуге над головой)


2. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем.

(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)


3. А сейчас, мои ребятки,

Поиграем с ложкой в прятки.

Нужно деткам показаться

И за спину спрятаться.

(Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)


4. Солнце за гору зашло

Ложкам спать пора давно

Вы к столу все подойдите

Ложки тихо положите (кладут в коробочку)



9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.