Конспект НОД по музыкальному развитию для детей 5-6 лет на тему «Знакомство с русской деревянной ложкой»
Администрация Кстовского муниципального района
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 «Золотая рыбка»
8 м-он, ул. Островского, д.9, г. Кстово, Нижегородской области, Россия 607664
тел/факс (83145) 93389, 24235, email: mdou33.zolotayarybka@yandex.ru
официальный сайт: zolotayarybka.ucoz.ru
_____________________________________________________________________________
Конспект НОД по музыкальному развитию для детей 5-6 лет
Тематическое занятие
«Знакомство с русской деревянной ложкой»
Разработала:
Музыкальный руководитель
Седова А.В.
Кстово
2023 г.
Цель занятия: Способствовать формированию умения у детей старшей группы игры на деревянных ложках.
Задачи:
Образовательные:
а) Формировать первоначальные представления детей о ложках как музыкальном инструменте.
б) Обучать основам техники игры на ложках: умение правильно держать ложки, приемы звукоизвлечения и игры на ложках.
в) Формировать умение детей соотносить текст песни с приемами игры на
ложках.
2. Развивающие:
а) Развивать координацию движений и чувство ритма, тембра.
б) Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную
раскованность.
Воспитательные:
а) Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
б) Приобщать детей к русской национальной культуре;
Тип занятия: тематическое
Формы работы: групповая
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация «История возникновения ложки», деревянные ложки – по 2 шт. на каждого ребенка.
Ход занятия:(Дети входят в зал, встают полукругом).
Название этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий (формы, приёмы, методы) |
Вводный |
Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня песней, а вы мне будете помогать. Давайте, попробуем:
|
-Здравствуйте! |
Пение приветствия "Доброе утро" (сл. и муз. О. Арсеневской (прил.1) |
|
Я сегодня пришла, и с собою принесла ложки расписные, красивые, резные! - Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели? |
- Нет!
|
Показ ложек,
вопросы |
|
Входит Антошка: Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефедова (отрывок) Я ложкой люблю, есть пирожное Варенье, повидло, мороженое, Рассольник и кашу, бульон и окрошку Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет) Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет! |
|
Сюрпризный момент
Чтение стихотворения |
|
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал? Антошка: А это ничьи были? Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударяет ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся! Музыкальный руководитель: Нет, Антошка — это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть. Антошка: А я и не слышал, ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки. Музыкальный руководитель: Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют? Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки. |
дети садятся на стульчики |
Объяснение |
Основной |
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!». • Специальными инструментами из баклуш вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. • Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские. • Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. • Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. Людей, которые играют на ложках, называют ложкари. Антошка: Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их неправильно) какие -то ложки у меня неправильные! Музыкальный руководитель: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Но прежде, чем мы возьмем ложки нам нужно размять ручки. |
|
Демонстрация презентации «История возникновения ложки»
Игра-разминка «Шофер» имитация движения рук шофера, крутящего руль автомобиля |
|
Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, и размяли мышцы рук, настало время познакомиться с ними ближе (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть). Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились. Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки. «Вы умеете считать?» 1, 2, 3 – ты на ложки посмотри, 1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили 1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть! |
Дети пробуют играть -педагог контролирует и подсказывает детям.)
дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова. |
Практическая работа
Объяснение
Игра на ложках
Ритмическое упражнение. Игровой метод
|
|
Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем. |
|
Показ на ложках прием «Лошадка» |
|
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка». Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу. На лошадке в красной шапке Цок, цок, цок, цок…
А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук. Антошка: Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось. Музыкальный руководитель: Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется. Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу (играет и поет не ритмично, невпопад). Музыкальный руководитель: Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках. |
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
|
Игровой метод, игра на ложках
Помощь по необходимости
Пение песни о ложках на мотив р.н.п. «Ах вы сени» Прил. 2 |
|
Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет) Музыкальный руководитель: Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если я буду играть тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграю громко – значит ты уже близко. Договорились? Антошка: Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка! Музыкальный руководитель: А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь. |
Дети играют с Антошкой |
Игровой метод Игра «Найди Ложку»
|
Заключительный |
Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего? - За что мы держим ложки? - Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой? Вы были очень внимательными и хорошо постарались. А также многое узнали о русских деревянных ложках. До свидания! |
- из дерева - за черенок, (дети показывают). Дети уходят из зала |
Вопрос
Показ
Поощрение |
Приложение 1.
Приложение 2.
Песня о ложках на мотив р.н.п. «Ах вы сени»
1. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята.
(Дети двигают ложками по дуге над головой)
2. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем.
(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
3. А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с ложкой в прятки.
Нужно деткам показаться
И за спину спрятаться.
(Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)
4. Солнце за гору зашло
Ложкам спать пора давно
Вы к столу все подойдите
Ложки тихо положите (кладут в коробочку)
9