Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Такие разные жидкости»

7
0
Материал опубликован 1 October 2023

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Такие разные жидкости».

Автор: Рязанова Анастасия Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшей группы по познавательному развитию. Будет полезен педагогам ДОО, родителям.

Цель: формирование и расширение у детей представлений о разнообразных жидкостях через экспериментально – опытническую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности. Расширять представления о свойствах йода, клея, подсолнечного масла, средства для мытья посуды, мыльных пузырей. Познакомить детей с понятием плотность жидкости, с крахмалом и его свойством изменять цвет, со значением йода в жизни человека. Расширять словарь детей: плотность жидкости, крахмал, гормоны, спирт, слой, оседает, раствор, реакция, смешать, окрашивается, посинел, лаборанты, лаборатория, щитовидная железа, йодная сетка, морепродукты, вазелиновое масло, касторовое масло, силиконовое масло.

Развивающие:

Развивать внимание, наблюдательность, мышление, память, любознательность, творчество, связную речь, мелкую моторику и координацию движений, слуховое восприятие, умение проводить опыты, размышлять, сравнивать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение работать коллективно.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, доброжелательность друг к другу, чувство взаимопомощи, желание достигать цели в опытах.

Материалы: столы, стулья, фартуки на каждого ребенка, тарелки одноразовые, одноразовые прозрачные стаканчики, подсолнечное масло, клей пва, бутылки 0,05л, резиновые перчатки, варежки, мыльные пузыри, средство для мытья посуды, гуашь, пузырьки – капельницы, деревянные шпажки, картофелина, рис, печенье, кусочек белого хлеба, огурец, морковь, яблоко, лук, крахмал, шприцы, влажные салфетки, тряпочки, стеклянные прозрачные емкости, подносы, йод, вазелиновое масло, силиконовое масло, касторовое масло, пищевой краситель, вода, акриловая краска, восковые мелки.

Дети надевают фартуки и входят в зал.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня я буду ученым, а вы моими помощниками – лаборантами. Мы проведём исследования различных жидкостей. Это будет наша лаборатория, где мы проведем опыты и эксперименты. Но прежде, чем мы приступим, давайте вспомним правила безопасности:

Нужно четко выполнять мои инструкции, внимательно слушать и запоминать, соблюдать тишину, брать только те предметы и вещества, которые я называю. Нельзя ничего пробовать на вкус, трогать глаза, толкать соседа во время работы. Сначала посмотри, а потом повтори.

Проходите в нашу лабораторию.

Дети становятся вокруг стола.

А что за жидкости мы будем исследовать, вы узнаете с помощью загадок.

Разобьёшь коленку если,

Не найдёшь его полезней!

Хоть немного и пожжёт,

Но зато поможет… Ответ: Йод



Чтобы два листа скрепить,

Ты его не пожалей,

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский… Ответ: Клей



Без меня нельзя поджарить,

И салат нельзя заправить,

Да и вкусная стряпня

Вряд ли выйдет без меня. Ответ: Растительное масло



Мыть посуду так легко,

Если под рукой оно.

Отмывает жиры с блюда,

Сияет чистотой посуда. Ответ: Средство для мытья посуды



Почему я эти вещества назвала жидкостями? (Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью.) Верно ребята.

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза,

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса! (Елена Крассула.)



Это спиртовой раствор йода. Что вы про него знаете? (Ответы детей.)

Его применяют в медицине:

1. Спиртовым раствором йода обрабатывают края раны, так как он обладает хорошими антисептическими свойствами.

2. При разных опухолях можно делать йодную сетку.

3. При ангине можно полоскать рот раствором соли, соды с несколькими каплями раствора йода.

4. Йод добавляют в мази, лосьоны, крема, дезодоранты.

Йод – это главное «топливо» щитовидной железы, производящей очень важные для обмена веществ гормоны. Его нужно совсем немного, но поступать он должен регулярно.

Йод помогает детям и взрослым усваивать пищу, справляться с умственными и физическими нагрузками, бороться с инфекциями. Недостаток йода приводит к заболеваниям щитовидной железы. При его недостатке отмечается усталость, головная боль, подавленное настроение, природная лень, нервозность и раздражительность, слабеет память.

Для восполнения запасов йода необходимо как можно чаще употреблять морепродукты – креветки, крабы, морскую рыбу, морскую капусту, морские водоросли. Обязательно включать в рацион питания богатые йодом овощи и фрукты.

Йод обладает способностью изменять цвет, вступая в реакцию с крахмалом. Крахмал – белое порошкообразное вещество. Оно содержится во многих продуктах, которые мы употребляем ежедневно. Как вы думаете, поможет нам йод выявить наличие крахмала в этих продуктах? (Ответы детей.)

Опыт «Крахмал в продуктах питания».

Капаем по очереди на каждый продукт йод с помощью пипетки.

Наблюдения: Хлеб – посинел очень сильно. На картофеле темное пятно с синей окантовкой. Изменился цвет йода на печенье и рисе. На луке, моркови, огурце, яблоке, цвет йода не изменился.

Вывод: Крахмал вступает в реакцию с йодом и дает синюю или почти черную окраску. В хлебе, печенье, рисе, картофеле присутствует крахмал. В яблоке, моркови, огурце и луке крахмала нет.

Следующая жидкость клей ПВА. А что будет, если мы в клей добавим йод? (Ответы детей.)

Опыт «Йод и клей ПВА»

После перемешивания обнаруживаем розовую окраску, вместо ожидаемой коричневой. Как можно объяснить изменение цвета?

Произошла реакция (алкоголиз ПВА с образованием поливинилового спирта).

Как вы думаете, получиться у нас рисовать на клею гуашью? (Ответы детей.) Сейчас мы это проверим.

Дети садятся за столы.

Опыт «Рисуем на клею ПВА».

Понадобятся: Одноразовые белые пластиковые тарелки, клей ПВА, гуашь в капельницах, шпажки, тряпочки и влажные салфетки, подносы.

Каждый ребенок капает в свою тарелку с клеем разноцветные капли гуаши. Затем с помощью шпажек пробует рисовать.

Наблюдения: получаются красивые узоры.

Вывод: рисовать на клею гуашью можно.

Вы уже знаете, что с помощью средства для мытья посуды можно сделать мыльный раствор для пускания пузырей. Как вы думаете, можно ли удержать мыльный пузырь на руке? (Ответы детей.)

Опыт «Можно ли удержать мыльный пузырь на руке?»

Сначала дети пытаются поймать мыльный пузырь голой рукой. Затем используют резиновую перчатку. Далее надевают варежку на руку и в ней ловят мыльные пузыри.

Наблюдения: Голой рукой поймать пузырь нельзя. В резиновой перчатке пузыри тоже лопаются. А в варежке они не лопаются примерно 10 секунд.

Вывод: мыльный пузырь можно поймать, но предварительно, надев варежку.

Дети становятся возле стола.

Следующая жидкость - подсолнечное масло. Из чего его получают? (Из семечек подсолнечника.)

А где его используют? (Подсолнечное масло используют для приготовления салатов и жарки мяса, рыбы.)

Как вы думаете, что будет, если смешать воду с маслом? (Ответы детей.) ​​​​​​​

Опыт «Вода и масло».

У меня 2 ёмкости: в одной находится масло, а в другой – вода. В стакан с водой добавлю растительное масло. Что вы видите? (Масло плавает сверху.) А если я взболтаю масло с водой? (Масло осталось на поверхности воды.)

Почему так происходит?

Вывод: В нашем мире есть жидкости, которые друг с другом не дружат, не перемешиваются. Это происходит потому, что они имеют разную плотность. Масло имеет меньшую плотность, оно легче воды и поэтому не «тонет», отталкивает воду. А вода имеет большую плотность, тяжелее и поэтому оседает на дно емкости.

А что будет, если взять четыре жидкости – воду, вазелиновое масло, масло силиконовое, касторовое масло и поместить их в одну емкость? (Предположение детей.) Давайте проверим.

Дети садятся за столы.

Опыт «Жидкая башня или башня плотности».

• Берем прозрачную бутылочку и с помощью шприца аккуратно наливаем в нее подкрашенную воду.

• Затем добавляем покрашенное касторовое масло. Делаем это медленно, аккуратно.

• Следующий слой – это подкрашенное вазелиновое масло.

• Теперь силиконовое масло.

Что вы видите?

Наблюдения: слои не смешались.

Почему так произошло?

Вывод: Все эти жидкости имеют различную плотность. Самая плотная жидкость – вода. Менее плотная жидкость – касторовое масло. Еще менее плотная жидкость - вазелиновое масло. Жидкость с наименьшей плотностью - силиконовое масло.

Рефлексия.

Здорово! У нас получилась башня из жидкостей. Такой бутылочкой можно украсить кухню. Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами. Что больше всего вам понравилось? Что хотелось бы повторить дома? (Ответы детей.) Теперь свои знания мы можем применять в жизни и делиться ими с другими людьми.

Сейчас я закручу на ваши бутылочки крышки, и вы сможете забрать их домой.

Дети возвращаются в группу.


n1696169493.jpg
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации