Конспект НОД по познавательному развитию «Весна. Птицы летят в родные края» (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательному развитию
«Весна. Птицы летят в родные края»
Подготовительная группа.
Цель: расширить и систематизировать представления детей о весне, перелётных птицах.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»:
- закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах;
- закреплять умение группировать птиц по общим признакам;
- развивать умение делить совокупности или множества предметов на несколько равных частей;
- закреплять умения детей совершать простейшие арифметические действия сложения и вычитания чисел в пределах 10;
-развивать внимание, память, логическое мышление.
ОО «Речевое развитие»:
- активизировать и расширять словарь детей по теме;
- развивать связную речь и умение отвечать полным предложением;
- совершенствовать грамматический строй речи.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
- формировать умение объективно оценивать свою работу, собственные достижения;
- воспитывать любовь к своей стране;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям и природе России, бережное отношение к ним.
ОО «Физическое развитие»:
- развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.
Методические приёмы:
- кинезиологическое упр. «Птички в гнёздышке»;
- дидактическая игра «Найди общий признак»;
- динамическая пауза «Прилетели журавли»;
- слайды на интерактивной доске;
- игровые ситуации («Ласточки»);
- беседа («Признаки весны», «Какую пользу приносят птицы?»);
- сюрпризный момент (птичье перо с письмом);
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами и изменениями в природе во время прогулок. Чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах. Рассматривание с детьми альбомов о перелётных и зимующих птицах и рассказ воспитателя о каждой из них. Беседы с детьми о том, почему птиц называют перелётными и зимующими, как весной все птицы вьют новые и ремонтируют старые гнёзда, высиживают в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентации с видом Москвы, леса, полянки с высоты птичьего полёта; изображение стаи летящих птиц. Картинки с изображениями перелётных, домашних, зимующих птиц. Птичье перо с конвертом и письмом внутри. Чёрно-белые кружочки по 12 шт. на каждого ребёнка. Математические наборы по количеству детей. Воздушные гелевые шары, прикреплённые к стульчикам. Аудиозапись «Птицы весеннего леса».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, вы хотите увидеть нашу страну Россию с высоты птичьего полёта? (ответы детей)
В.: замечательно! Тогда мы сейчас отправимся в путешествие на необычном воздушном транспорте. Вы уже догадались на каком?
- Да, мы полетим на воздушных шариках. Хотите попробовать? Тогда
занимайте места. И пока мы потихоньку поднимаемся ввысь, скажите, какое сейчас время года? А какой месяц? А какие ещё весенние месяцы вы знаете? Расскажите ребята, а какая она, весна? (тёплая, радостная, нежная, солнечная и т.д.).
В.: посмотрите, дети, как высоко мы уже взлетели! Что вы видите?
1 слайд:
В: Давид, расскажи, какие приметы весны ты видишь? (тает снег, появляются проталины, на деревьях набухают почки и скоро появятся маленькие зелёные листочки).
В.: А мы летим дальше: - скажи, Люся, что ещё происходит весной в природе с растениями? (появляется трава и первые цветы подснежники).
2 слайд:
В.: а мы поднимаемся всё выше… Что вы видите сейчас, ребята?
3 слайд:
- Лес и горы вдали!
В.: Да, ребята, в нашей стране очень много красивых, бескрайних лесов. А что же весной происходит в лесу? (от спячки просыпаются медведи, ежи; появляются насекомые, у зверей рождаются детёныши).
- Молодцы ребята, а вы узнаёте город, над которым мы сейчас пролетаем?
4 слайд:
В.: Да ребята, это столица нашей Родины – Москва! Посмотрите, снег в Москве уж
растаял, а что меняется весной у людей? (люди надевают демисезонную одежду, едут на дачи и т.д.).
В.: А вы заметили, дети, мы летим с вами на высоте птичьего полёта, и до сих пор не увидели ни одной птицы. Когда в Россию прилетают птицы из тёплых стран? (ответы детей). Значит они должны были уже прилететь. Наверно с ними что-то случилось и им нужна наша помощь. Ребята, поможем птицам вернуться в родные края? Тогда нам надо спуститься на землю. Начинаем обратный отсчёт, от 10 до 1.
В.: посмотрите, что это лежит у нас на полу? (птичье перо). А к нему привязан конверт. (воспитатель открывает конверт и читает письмо):
«Дорогие ребята, мы – перелётные птицы и с нами приключилась беда. Злой волшебник закрыл нам путь, и чтобы мы смогли вернуться домой, вам необходимо выполнить 3 задания злого волшебника. Помогите нам, пожалуйста!»
В.: вы хотите помочь птицам, ребята? (ответы). Тогда отправляемся в путь!
Динамическая пауза «Журавли»:
Прилетели журавли, (делаем руками плавные взмахи)
Танцевать они пошли, (высоко поднимаем по очереди согнутые в коленях ноги)
Долги ноги выставлять, (выполняем движения руками и ногами одновременно)
Плавно крыльями махать.
На высоком на дубу (стали на носки, потянулись за руками)
Ворон заиграл в трубу.
А воробушек по улице идёт, (дети поворачиваются вправо и движутся по кругу, с ноги на ногу перескакивая)
В левом крылышке он скрипочку несёт. (продолжая движение по кругу, поднимаем левую руку)
Правым крылышком наигрывает, (прибавляется новое движение – игра на воображаемой скрипке)
С ноги на ногу перепрыгивает. (соединяем все движения)
В.: а вот и первое задание:
- Ребята, на этих карточках изображены разные птицы. Вам надо взять по одной карточке, внимательно рассмотрите её. Посмотрите на карточки других детей, а потом вы должны разделиться на группы. В каждой группе собираются те дети, у которых птицы изображённые на картинках, имеют что-то общее. Вы должны будете объяснить, что общего у ваших птиц.
В.: а как вы думаете, дети, легко ли птицам преодолевать такой длинный путь домой? (ответы детей).
- В пути их поджидают много трудностей и опасностей. А вот и второе задание. (Дети выполняют его сидя на полу).
В.: представьте, что эти кружки - это ласточки. Сколько ласточек в ваших стайках, посчитайте?
- В первый день пути ласточки попали под дождь. Они укрылись под крышами трёх деревенских домов. Для этого им пришлось разделиться на три равные группы. Разделите вашу стайку и посчитайте, сколько птичек оказалось под каждой крышей?
- А на следующий день на ласточек напал хищный ястреб, и они разлетелись на все четыре стороны, при этом опять разделились поровну. Сколько же ласточек улетало в каждом из четырёх направлений?
- Молодцы ребята! Вы и с этим заданием справились прекрасно!
В.: А вы знаете, что делают птицы сразу же, как прилетают в родные края?
- Да, они начинают строить гнёзда и выводить птенцов. А вот вам и третье, последнее задание, которое вам надо выполнить – это решить и «записать» задачи. Садитесь за столы и слушайте меня очень внимательно!
«На дереве птицы свили 6 гнёзд, а на следующий день ещё одно. Сколько гнёзд стало на дереве?»
- Слушайте следующую задачу:
«В гнезде у соловья было несколько зеленовато-серых яиц. В первый день вылупилось 3 птенца, а на второй – 2. Сколько яиц лежало в гнезде?»
В.: когда появляются птенцы, у родителей начинается горячая пора, ведь надо выкормить прожорливых птенцов. Чем кормят птицы своих птенчиков? (ответы детей).
- Когда птенцы подрастают им очень хочется научиться летать, но не сразу это у них получается. Послушайте ещё одну задачу ребята, очень внимательно, ведь к ней вам надо придумать вопрос.
- В гнезде мухоловки сидели 9 птенцов и вдруг один вылетел из гнезда. Какой вопрос можно поставить к этой задаче? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнёздышках».
Дети держат кулачки перед грудью. В левом кулачке большой палец спрятан внутри, а в правом большой палец смотрит вверх. «Птенчики играют в прятки»: дети одновременно на обеих руках меняют положение больших пальцев.
В.: какие вы молодцы ребята, со всеми заданиями справились и разрушили чары злого волшебника. И теперь перелётные птицы смогут вернуться в нашу страну. А вот и они, смотрите, ребята! (на экране картинка: птицы летят в небе).
4 слайд:
- Ребята, а кто знает, какую пользу приносят птицы человеку и природе?
(Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не разорять гнезда, не брать домой выпавших птенцов, не шуметь в лесу, не кричать, не включать громко музыку, не разжигать костров.)
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Рефлексия:
- Ребята, чем мы сегодня занимались? (спасали птиц)
- Каких птиц мы спасли от злой колдуньи? (перелетных)
- Почему их так называют?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было самым трудным? Самым интересным?
- Ребята, птицы вас благодарят за помощь и дарят вам свою весеннюю песенку (аудиозапись «Птицы весеннего леса»).