Конспект образовательной деятельности «Кукла Маша завтракает» по развитию у детей третьего года жизни самостоятельности в процессе формирования культурно-гигиенических навыков через игровое экспериментирование

4
0
Материал опубликован 4 December 2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Вишенка» г. Павлово Нижегородской области

















Конспект образовательной деятельности «Кукла Маша завтракает»

по развитию у детей третьего года жизни самостоятельности в процессе формирования культурно-гигиенических навыков через игровое экспериментирование









Составила воспитатель:

Емельянова Н. А.

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Интеграция видов деятельности: предметная деятельность; экспериментирование с материалами; общение с взрослым; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; восприятие смысла стихов.

Вид образовательной деятельности: интегрированная

Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность

Цель: развитие самостоятельности детей через закрепление культурно-гигиенических навыков в процессе совместной игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать развивать у детей стремление к самостоятельности в процессе формирования культурно-гигиенических навыков путем повторения в разных вариантах – игра;

Закреплять умение правильно мыть руки, напоминая последовательность действий; понимание об обязательности процесса мытья рук перед принятием пищи;

Расширять знания детей об окружающем мире: о неживой природе – о воде в быту, её свойствах (льётся, теплая-холодная, водой умываются); о предметах, действиях с ними и их назначении (посуда, мебель, предметы домашнего обихода); о физических и эмоциональных состояниях человека (проголодался – насытился, заплакал-засмеялся).

Развивающие:

Развивать умение откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться, поощряя попытки детей старше 2,5 лет по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о событии из личного опыта;

Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово.

Воспитательные:

Воспитывать желание слушать стихотворения, формируя умение слушать худ. произведение без наглядного сопровождения;

Содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Здоровьесберегающие:

Планировать объём материала с учетов возрастных особенностей детей;

Чередовать статические и динамические задания;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Планируемый результат:

- Эмоционально откликаются на деятельность, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу.

- Общаются в диалоге с воспитателем.

- Выполняют простейшие действия (с помощью воспитателя).

- Сопровождают речью игровые и бытовые действия.

- Слушают доступные по содержанию стихотворения.

Предварительная работа:

Рассматривание тематических картинок по данной теме: «Алгоритм мытья рук», «Умывание детей», «Обед в детском саду»;

Чтение художественной литературы (см. картотеку «худ. произведений для форм-я КГН»): потешки и стих-я, сопровождающие приём пищи: «Обедать!» Е. Благининой, «Жили-были сто ребят…», «Это – ложка, это – чашка…» и пр.; стих-я: А. Барто «Девочка чумазая», К. И. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), П. Синявский «Кто не умывается», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата», Н. Найденова «Наши полотенца» и пр.; потешки: «Моем носик…», «Водичка, водичка», «Ай, лады, лады, лады» и т. д.);

Показ, мытья рук, напоминая последовательность действий;

Игра «Домашние заботы» (мытье посуды (см. метод. материалы к компл. образов. программе для детей раннего возраста «Первые шаги», часть 1 «Формирование игровой деятельности», сюжеты для процессуальных игр, стр. 154);

Игра-импровизация в сопровождении чтения стих-я «Оладушки» А. Кравченко (см. метод. материалы к компл. образов. программе для детей раннего возраста «Первые шаги», часть 2 «Реч. развитие», № 10 стр.89);

Комментирование процесса завтрака, обеда и ужина для запоминания названия блюд;

Проведение индивидуальных бесед с детьми для выяснения, какие продукты они любят есть, какие продукты они едят дома, какие в детском саду;

Пальчиковая гимнастика «Не вари кашу круту», «Водичка, водичка»

Обогащение и активизация словаря: названиями отдельных предметов посуды: ложка, тарелка, чашка, кастрюля, введение в понимаемую речь обобщающего слова «посуда»; активизация слов: вода, теплая, льётся.

Приёмы и методы работы:

Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение действия, вопросы, напоминание, указание, поощрение;

Наглядные: показ и рассматривание способов выполнения действия;

Практические: совместное выполнение действий, самостоятельное выполнение действий, помощь, пальчиковая гимнастика.

Материалы и оборудование: кукла среднего размера (45-50 см), игровые аксессуары (игрушечная кухонная, столовая и чайная посуда), игровая детская кукольная мебель (буфет с мойкой и варочными панелями, стол, стул (соразмерные величине куклы), полотенце, предметы – заместители (кубик-мыло).

Литература:

1.Федеральная образовательная программа дошкольного образования - утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028.

2.Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. 3 квартал. / Под ред. д-ра пед. наук, профессора МПГУ Л. А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128с. (Истоки знаний).

3.Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч.1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность/ Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 176с. - (ФГОС дошкольного образования).


Технологическая карта

Содержание образовательной деятельности

Этап игры-занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход игры-занятия


Деятельность педагога


Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

Вводная часть

Организационный момент

Время: 0,5 мин.

Воспитатель собирает детей в центре групповой комнаты, привлекая внимание к кукле, которую держит в руках: Ребята, наша кукла Маша играла с нами, а сейчас она хочет кушать.

Дети подходят к воспитателю, слушают объяснение.





Дети проявляют интерес к деятельности, стремление к взаимодействию.

2.

Постановка цели и вызов интереса.

Время: 2 мин.

Воспитатель обращается к кукле: Маша, не огорчайся, не расстраивайся. Хочешь, дети угостят тебя кашей?

Кукла Маша: Да, очень хочу.

Воспитатель: Давайте сварим кашу для Маши. Кто хочет варить кашу вместе со мной? Алиса (…) хочет, хорошо, пойдём на кухню. Возьмём кастрюлю, поставим на варочную панель, пока каша варится будем мешать ложечкой в кастрюле. Алиса, помоги мне мешать кашу. Молодец!

Воспитатель сопровождает действия словом:

Варись-варись кашка

В голубенькой чашке

Варись поскорее

Булькай веселее

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест

Вырастут все зубки!

Потешка.

Воспитатель: Кто еще хочет помешать ложкой кашу, пока она варится? Молодцы!

Воспитатель: Ребята, кашу мы сварили, каша горячая, пусть остывает.

Дети наблюдают за диалогом воспитателя с куклой, слушают.





Ответы детей.

Дети наблюдают за действиями воспитателя, по просьбе воспитателя воспроизводят действия.




Слушают доступные по содержанию стихотворения.









Ответы детей.

Дети активно включаются в общение со взрослым всеми доступными им средствами; отвечают на простые вопросы.









Интерес к художественному слову.









Могут выполнять условные действия с образными игрушками.


3.

Основная часть

Игра

Принятие детьми задачи ОД

Время: 5 мин.

Воспитатель: Ой, а у Маши руки грязные. Скажите мне, пожалуйста, что мы с вами должны сделать перед едой, правильно, намыть руки Маше.

Воспитатель подходит к игровому оборудованию, имитирует открытие крана: Сейчас, Маша, мы будем тебе мыть руки водой. Ребята, как мы будем мыть? Давайте вспомним, сначала завернем рукава кофточки у куклы, чтобы не намочить, потом возьмем мыло, намылим руки Маше мылом до локтя, и смоем мыло водой. Возьмем кукольное полотенце, развернем его, вытрем руки и лицо насухо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у Кати руки и лицо чистые, посадим её за стол кушать кашу.

Игра с куклой «Накормим куклу кашей»

Разворачивается ситуация кормления куклы с предельным реализмом, отражая по сути, моменты кормления малышей: надевание нагрудника, напоминание кукле об аккуратности за столом, о держании ложки в правой руке, чашки двумя руками, о пользовании салфеткой и т. д.

Воспитатель:

Это – ложка, это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

Потешка

Воспитатель в процессе игры задает вопросы детям, показывая игровые действия, активизирует в речи детей слова и фразы: «Ешь, кукла, кашу; открывай ротик; вкусная каша. Ты сыта, наелась? Скажи, кукла, «спасибо».

Ответы детей.




Дети идут за воспитателем в уголок игры, наблюдают.


Ответы детей.

Дети старше 2,5 лет по просьбе воспитателя рассказывают о событии из личного опыта.





Дети рассматривают руки и лицо куклы.



Дети наблюдают за действиями воспитателя, слушают объяснение.












Дети отвечают на простые вопросы.




Общаются в диалоге с воспитателем, отвечают на вопросы.






Могут поделиться информацией.










Эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, принимают игровую задачу.

Закрепляются культурно-гигиенические навыки в игре.



4.


Заключительная часть

Анализ совместной игровой деятельности.

Время: 2 мин.


Воспитатель собирает вокруг себя детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кукла Маша покушала кашу и теперь не плачет. Мы с вами молодцы, мы намыли ручки кукле перед завтраком и накормили кашей.

Дети собираются вокруг воспитателя, слушают.


Могут объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия (намыли кукле руки, сварили кашу, накормили).



5

Рефлексия

Время: 1 мин.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы с вами варили кашу.


Пальчиковая игра «Хозяйка»

Кукле кашу я сварю:

В миску молока налью,


Положу туда крупу

И поставлю на плиту.

Будет каша хороша!

Кушай, кукла, не спеша.



В дальнейшем создаются условия, побуждающие малышей игровой показ взрослого в самостоятельную игровую деятельность.

Дети подражают действиям взрослого, выполняют игровые действия по показу взрослого:


«Мешать кашу» одной рукой.

«Налить молоко», держа воображаемый сосуд двумя руками.


«Поставить сосуд» на плиту.

Хлопки в ладоши.

Погрозить указательным пальчиком.


Сопровождают речью игровые действия.





Вывод: Формированию у детей раннего возраста ценностей здорового образа жизни способствует игра. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации