Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Разные народы в одной стране»

2
0
Материал опубликован 31 October 2023

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи «Гармония»

 

 

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему:

«Разные народы в одной стране»

для детей старшего дошкольного возраста

 

t1698776681aa.jpg

 

Автор:

Кузнецова Татьяна Викторовна,

учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

г. Углич

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях разного народа;
  • учить образовывать прилагательные от существительных;
  • учить образовывать слова с двумя корнями;
  • учить согласовывать слова.

Коррекционно-развивающие:

  • расширять активный словарь;
  • развивать связную речь, фантазию, воображение, память, внимание, мышление;
  • развивать пространственную ориентировку;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • формировать навык правильного речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней;
  • воспитывать у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России и ближнего зарубежья;
  • формировать чувства уважения и симпатии к разной национальной культуре, обычаям, играм. 

Оборудование: презентация, глобус, карточки со словами, комплект бумажных кукол и костюмов народов России и ближнего зарубежья, аудиозапись музыки разных народов, предметные картинки.

Предварительная работа: беседа о России, о народах, её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; просмотр документальных фильмов о традициях разных народов.

 

/data/files/n1698997900.pptx (Презентация к уроку)

Ход занятия.

Вводная часть.

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята!

- Что это? (Глобус.)

- Ребята, в какой стране мы с вами живём? (В России)

(Логопед показывает Россию на глобусе.)

- Широка и необъятна наша страна!

(Слайд 1)

Логопед читает стихотворение.

Живут в России разные народы с давних пор,

Одним — тайга по нраву,

Другим — родной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья,

Другой оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина — Россия -

У нас у всех одна. (В.А. Степанов)

- О чём это стихотворение?

- Кто живёт в России? (Дети встают в круг, передают мяч и называют народы России.)

(Затем дети называют своих соседей слева/справа)

- У нашей страны тоже есть страны-соседи. Давайте найдём их на глобусе и назовём.

 

Основная часть.

Игра «Кто откуда?»

(Слайд 2)

Люди разных национальностей говорят на своём языке и имеют особенные внешние черты.

У меня есть знакомый русский мальчик, который любит путешествовать. И у него появилось много друзей из России и не только. Давайте попробуем отгадать откуда они и поздороваемся на их языке.

(На слайде появляются лица людей разных национальностей. Дети отгадывают и читают слово «здравствуйте» на разных языках.)

На слайде вы видите ребят.

- Где русский мальчик? (На верхней фотографии.)

- Скажем ему здравствуй на русском языке. (Здравствуй!)

- Как вы думаете, откуда девочка слева? (Из Армении.)

- Давайте поздороваемся с ней. (Бари ор!)

- Откуда мальчик слева? (Из Грузии.)

- Поприветствуем его на грузинском языке. (Гамарджоба!)

- И внизу ребята из …? (Из Якутии)

- Скажем им … (Дорообо!)

- У русского мальчика светлые волосы. Он светловолосый.

- А у девочки из Армении тёмные волосы, значит, она какая? (темноволосая)

- У мальчика из Грузии карие глаза. Он …. (кареглазый)

- У ребят из Якутии круглые лица. Они … (круглолицые)

Игра «Наряди в свой костюм»

(Слайд 3)

Каждый народ можно узнать ещё и по одежде.

Детям раздаются бумажные костюмы и куклы, они должны нарядить их и назвать соответствующую национальность. (включается музыка разных народов)

- Это какой костюм? (Чувашский и т.д.)

(После занятия дети сами выбирают раскраску и берут её домой) Приложение 2

 

Игра «Кто-кто в этом тереме живёт?»

(Слайды 4-16)

- Что вы видите на экране? (На экране жилище разных народов: сакля, изба, хата, юрта, иглу, яранга.) на каждом слайде одно жилище, а потом появляется название после того как дети скажут.

Упражнение на дыхание «Холодно-жарко».

- Люди живут на Севере. Там очень холодно. А на Юге - жара.

- Если я называю САКЛЯ (жилище кавказцев), то выдыхаете холодную струю воздуха, а если ИГЛУ (жилище людей Крайнего Севера) – тёплую.

Викторина «Традиции и обычаи»

(Слайд 17)

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. Например, в моей семье принято каждое воскресенье печь блинчики; дарить друг другу на праздники открытки, сделанные своими руками; а также на семейных праздниках играть в «Фанты».

Динамическая пауза

Предлагаю и вам поиграть в игру «Фанты». Правила игры довольно просты: в шляпу или в коробку складываются карточки с заданиями. Каждый игрок по очереди достает карточку наугад и читает то, что там написано, а затем выполняет. (Приложение 3)

Традиции и обычаи свойственны не только отдельным семьям, но и целым народам.

Как в России, так и в других странах на массовых мероприятиях проводят различные викторины. Викторина – это игра, которую в 1928 году придумал известный советский писатель и журналист Михаил Кольцов.

Предлагаю викторину про обычаи и традиции разных народов.

Вопросы викторины:

Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

Как называется в России праздник проводов зимы? (Масленица.)

В какой праздник окунаются зимой в прорубь? (Крещение.)

Обязательный атрибут каждого праздника на Украине. (Рушник.)

Назовите русский сувенир. (Матрёшка.)

В какой стране гостям сначала на стол подают чай? (В Азербайджане)

- А какие обычаи и традиции есть в вашей семье (школе, в кругу друзей)? (Дети рассказывают про обычаи в своей семье (школе, среди друзей))

5. Игра «Отгадай, кто угощает?»

(Слайд 18)

Показатель культуры народа – это не только его обычаи, традиции, но и национальная кухня.

Национальные блюда на территории России и ближнего зарубежья характеризуются большим многообразием. Они зависят, прежде всего, от условий жизни и местонахождения. Возле морей и океанов люди употребляют в пищу рыбу и морепродукты; рядом с лесами преобладают рецепты из мяса, грибов и ягод; в равнинной полосе употребляют злаковые культуры, в горных районах отдают предпочтение мясу и так далее.

На слайде картинки: блины, борщ, хинкали. Дети отгадывают названия блюд и определяют люди какой национальности приготовили угощение.

Заключительная часть.

- Ребята, что нового сегодня вы узнали?

- Куда вы хотели бы съездить? Почему?

(Слайд 19)

Дети встают в круг и берутся за руки.

Да, ребята, наша страна многонациональная. В ней живут люди разных национальностей. Они имеют разный цвет кожи, глаз и волос. Пусть мы все разные: темноволосые, голубоглазые … Мы не должны ссориться! Мы все должны жить в мире и согласии, уважать друг друга независимо от национальности! Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Соединяет людей дружба! Вместе все живут счастливо.

(Детям раздаются карточки со словом «до свидания» на разных языках.)

- Вот и подошла к концу наша встреча, скажем всем: «До свидания! Нахвамдис! Керсуеххэ диэри! Аджох!»

Приложение №1


 

t1698776681ab.jpg

Приложение № 2


 

t1698776681ac.jpg

 

Приложение №3
 

Игра «Фанты»

Возьми три карандаша и положи на книгу.

Налей в стакан воды и поставь на подоконник.

Открой зелёную коробку и достань маленький мяч.

Возьми у Маши линейку и отдай Серёже.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации