Конспект ООД «Как животные готовятся к зиме»

0
0
Материал опубликован 6 November 2018

Тема ООД: «Как звери готовятся к зиме».

Цель:

расширять представления о диких животных;

систематизировать представления о том, как звери готовятся к зиме;

познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи:
Обучающие:

уточнение представлений о сезонных изменениях в природе;

систематизировать знания о диких животных о том, как они готовятся к зиме.

Развивающие:

умение определять отличительные признаки животных;

учить вступать в общий диалог и развивать его;

продолжать развивать навыки работы в рабочей тетради.

Воспитательные:

прививать любовь к природе и бережное отношение к диким животным.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся», В. Сутеев «Палочка-выручалочка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек»,

наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени.

Оборудование:

мнемотаблица «Осень», картинки с изображением животных,

рабочая тетрадь,

ноутбук, слайдовая презентация.

Содержание ООД
 

Организационный момент – блиц – викторина (слайд 1)

Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)

Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.)

С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.)

У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)

Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)

Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)

Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.) (слайд 2)

Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)

Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.)

Все ли зайцы зимой белые? (Нет. У зайца-русака остается серой верхняя часть спины.)

Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)

Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

Актуализация знаний:

а) воспитатель читает стихотворение

По утрам морозы,

В рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

- Скажите, о каком времени года это стихотворение? (об осени)

б) использование мнемотехники

- Какие изменения происходят в природе осенью? Я вам покажу таблицу, а вы расскажете об изменениях в природе (слайд 3)

1. Солнышко спряталось за тучи, часто идут дожди.

2. День - короче, а ночь -длиннее.

3. Листья на деревьях пожелтели.

4. Дует сильный ветер.

- А какие изменения происходят в живой природе?

5. Птицы улетели в теплые края.

6. Звери готовятся к зиме.

- Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима? (всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду).

- Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.

3. Обозначение проблемы (загадки о диких животных, рассказы детей)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны (медведь) (слайд 4)

 

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (еж) (слайд 5)
 

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка) (слайд 6)

 

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (лиса) (слайд 7)

 

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(волк) (слайд 8)
 

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц) (слайд 9)

- Скажите, как можно назвать всех этих животных? (звери, дикие животные). - Почему животных называют дикими? (сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле).

- Ребята, вспомним, как готовятся звери к зиме. Расскажите мне про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.

Белки готовятся к зиме на протяжении всего года. Они запасаются орешками, желудями, грибочками, ягодами, шишками. Добытую пищу, они тщательно высушивают на ветках, пнях и складывают в свое жилище. Зимуют белки в дуплах, но не впадают в спячку. 
Зайцы сильные морозы они переносят на лапах. В качестве маскировки, начиная с осени, зайцы меняют окрас с серого цвета на белый. Это дает им возможность спрятаться от хищников на фоне белого снега.
У лисы подготовка к зиме начинается с утепления шубки. Их шерсть становится густая, пуховая, яркая. Она отлично защищает их от сильных морозов. Лиса круглогодично живет в норах.
А вот
медведь с приходом осени ищет жилье на зиму. Идеальным вариантом берлоги послужит расщелина в горе, нора в земле. Он тщательно утепляет ее ветвями, листвой, мхом. Перед тем как впадать в спячку, медведь наедает подкожный жир. Этот жир постепенно растрачивается на протяжении зимы.

- Хотите узнать, как ёжик готовится к зиме? (да)

Рассказ воспитателя (слайд 10)

Обычно ежи подыскивают глубокие норы, которые расположены на расстоянии около полутора метров от поверхностного слоя земли. Они, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Кормиться еж ночью.

- А что же ест еж?

Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается еж со змеей, то непременно ее одолеет.

Вот как ежик говорит о себе:

Я тоже буду спать, как мишка,                                                                                                                Я поохотился за лето.                                                                                                                         Грибы искал, мышей ловил,                                                                                                           Устал я, выбился из сил.

Физкультурная минутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Работа в рабочей тетради (слайд 11)

Ориентировать детей на эколого-краеведческий компонент: животные Тамбовской области (см. приложение страничка из рабочей тетради)

Рефлексия

Каких зверей мы можем встретить в лесу Тамбовской области?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

 

Приложение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации