Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему «Как животные готовятся к зиме»
МБОУ "Школа - интернат №41 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Пермь
Корешкова Елена Владимировна
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема «Как животные готовятся к зиме»
(1 класс VIII вида)
Пояснительная записка
Занятие «Как животные готовятся к зиме» входит в цикл занятий по лексической теме «Животные». Материал будет интересен дефектологам для проведения коррекционных занятий с учащимися младших классов с ОВЗ, воспитателям и учителям начальных классов на уроках Окружающего мира.
Цель: Развитие и коррекция устной речи.
Задачи:
Образовательные:
1.Продолжать учить детей составлять предложения из двух-трёх слов, опираясь на предложенный лексический материал.
2.Продолжать формировать представления о жизни диких животных (подготовка диких животных к зиме).
3. Восполнение имеющихся пробелов в знаниях.
Развивающие:
1.Развивать связную речь детей с помощью упражнения «Составь предложение», упражнять в образовании прилагательных с помощью игры «Скажи – какой?»
2.Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию с помощью упражнений «Подари шубку зайчику», «Белкина корзинка».
3.Развивать внимание, учить находить предметы в окружающей обстановке («Найди зайчика», «Где спрятались ёжики»).
4.Развиватьзрительное восприятие, учить детей соотносить предметы по форме с помощью упражнения «Норка для ёжика»; учить ориентироваться на плоскости, различать понятия «верх-низ», «середина». «справа от…», «слева от …».
5.Развивать речевое дыхание с помощью упражнения «Листопад».
6.Развивать мыслительную деятельность путём работы с зашумлёнными картинами, отгадывания загадок по теме «Животные».
7.Развивать общую моторику, умение сохранять равновесие с помощью упражнения «Пройди по дорожке», осуществлять массаж стоп с помощью использования сенсорной дорожки (здоровьесберегающие технологии).
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к природе, умение правильно вести себя в лесу, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
2.Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.
3.Формировать умение оценивать результаты своей работы, получать положительные эмоции от достигнутых результатов.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Дерево с дуплом, кустик, поляна
Игрушки: заяц, белка, ёж, волк, лиса, медведь
Зашумлённая картина (животные)
Ветка дерева без листьев
Сенсорная дорожка
Раздаточный материал:
Фигурки зайца, вата
Корзинки из фетра с набором картинок для выкладывания (грибы, орехи, ягоды)
Картинки – вкладки «Норка для ёжика»
Разноцветные ленточки
Листья жёлтого и красного цвета
Раскраска «Звери в лесу»
Ход занятия:
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
2 слайд. Осенний лес, звучит мелодия «Звуки леса».
Педагог: - Ребята, что вы видите на слайде? (лес). Посмотрите внимательно, какое время года? (осень). Почему вы так решили? (листья желтые).
- Правильно, это осенний. А вы хотите прогуляться по осеннему лесу?
- Но для начала давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Скажите, как надо вести себя в лесу? (Тихо, спокойно, не шуметь, не кричать)
- А чтобы не заблудиться в лесу, надо идти по тропинке.
3 слайд. Лесная тропинка.
Вьётся узкая тропинка,
В лес она меня ведет,
А в руках моих корзинка —
За малинкой мой поход.
Ягод сладких ароматных
Я побольше наберу,
Запахом лесным приятным
Надышусь я поутру.
Лес нас кормит, лес нас лечит,
Согревает в холода.
Его нужно поберечь нам,
Чтоб он добр к нам был всегда.
.
(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)
2. Основная часть.
4 слайд. - Вот мы и пришли с вами в осенний лес. Посмотрите, как красиво вокруг. На деревьях, на земле – разноцветные листья.
- Вспомните, какое сейчас время года? (осень)
Желтые крылья осины, березы,
Красные - ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет… (Листопад)
- Как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворении? (О листопаде)
- Правильно, о листопаде. В нашем лесу тоже начался листопад. Слышите, как шумят на деревьях листочки. Это ветер играет в прятки с осенними листочками.
- Ветер стих. Давайте его разбудим и устроим листопад.
- Возьмите в руки разноцветные ленточки и подуйте на них – разбудите ветер.
(Дети дуют выполняют задание)
- Как мы можем назвать такую погоду, когда дует ветер? (ветреная)
Когда идёт дождь – дождливая
Когда холодно – холодная
Когда пасмурно - пасмурная
Когда сыро – сырая
Когда хмуро – хмурая
Когда солнце – солнечная
- Посмотрите сколько на земле листочков. А под листочками спрятались животные.
5 слайд. Посмотрите внимательно на картину и назовите, какие животные спрятались в лесу.
(Дети разглядывают зашумлённую картину, и называют животных: заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса).
- Где живут эти животные? (в лесу)
- Как можно назвать их одним словом? (дикие)
- А кто из вас знает, что делают дикие животные осенью? (готовятся к зиме)
- Наступила поздняя осень. У животных самая тяжёлая пора. Они готовятся встретить зиму.
- Может им требуется наша помощь?
Помните, что в лесу нельзя шуметь, чтобы не напугать животных.
(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)
(Дети подходят к дереву и кусту)
- Чтоб узнать, кто здесь спрятался, вы должны отгадать загадки.
- Итак, первая загадка:
На ветке не птичка -
Зверек невеличка,
Мех теплый как грелка.
Кто же это?... (белка).
6 слайд. - Правильно - это белка. Белка делает себе запасы на зиму и утепляет своё гнездо.
- Что запасает белка на зиму? (орехи, грибы, ягоды, жёлуди)
- Да, белка еще до прихода зимы запасет себе еду. Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище: ягоды, орехи, грибы, жёлуди. Жёлуди и орехи она прячет в лесную подстилку, в дупло, землю. Грибы нанизывает на ветки деревьев.
Белка летнюю рыжую шубку меняет на зимнюю серую.
- Давайте поможем белке собрать припасы на зиму. (занимают места за партами) - - ----- Посмотрите, сколько всего припасла себе белочка. Надо все припасы сложить в корзинки. Слушайте меня внимательно:
(Игра на мышление «Собери корзинку для белки»)
1 уровень - положи грибок в центр корзинки, выше гриба и ниже гриба.
2 уровень - положи орех в центр корзинки, слева от ореха, справа от ореха.
(дифференциация)
- Вот молодцы! Теперь белочке никакая зима не страшна.
А мы можем с вами рассказать про белку?
(Составить предложения из двух слов - 1 уровень, 2 уровень из трёх слов)
- А мы с вами снова продолжаем путешествие по лесу.
(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)
- Попробуйте догадаться, кто же ещё спрятался в осеннем лесу. Слушайте загадку:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
- Кто это, ребята? (Заяц)
7 слайд. – Верно, это заяц.
- Где же спрятался зайчик?
(дети ищут зайца на лесной полянке)
- Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже осенью готовится к зиме.
- Интересно, как он это делает? (линяет, меняет свою шубку)
- Да, осенью заяц линяет. Он меняет серую шубку на белую.
- Как выдумаете, почему он меняет шубку? (чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк)
- Запасов же на зиму зайцы не делают. Питаются тем, что можно отыскать в зимнем лесу. В ход идет кора деревьев, засохшая трава, тонкие ветви, оставшиеся с осени замерзшие ягоды. Ближе к зиме многие зайцы перебираются поближе к человеческому жилью. Там они могут полакомиться сеном или корой фруктовых деревьев.
- Ребята, давайте поможем зайчику поменять шубку.
Садитесь на свои места. У вас на столах лежит вата, из неё мы и сделаем зайчику новую шубку. От большого куска ваты будем отщипывать маленькие комочки и накладывать зайчику на серую шубку.
(дети, сидя за столами, выполняют упражнение « Шубка для зайчика». Это может быть и один на всех большой трафарет – групповая работа)
- Вот какие вы молодцы! Теперь зайца на снегу не заметит ни волк, ни лиса.
- Составьте предложения о зайчике.
(Составить предложения из двух-трёх слов, сосчитайте слова)
Если дети сильно устали, для них проводится физкультминутка.
- Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.
Физминутка.
Звериная зарядка.
Раз – присядка,
Два – прыжок,
Это заячья зарядка.
А лисята любят долго потянутся,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть,
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
- Нас с вами снова ждет лесная тропинка, давайте по ней пройдем.
(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)
- Кто же ещё спрятался в лесу? Слушайте сразу две загадки:
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок-
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он… (медведь)
8 и 9 слайд. - Правильно, это ёж и медведь.
- Только где же они спрятались? Нигде не видать.
(Дети ищут ежа и медведя под листочками)
- Наступит зима. Попрячутся все букашки, жуки. Исчезнут грибы, ягоды. Голодно станет ежу и медведю. Поэтому ёж устраивают себе где-нибудь в укромном уголке гнездо из трав и листьев, а медведь – берлогу в потаённом, малодоступном месте: под корнем вывороченного дерева или в буреломе. И заснут крепким сном на всю зиму до теплых весенних дней.
- Давайте мы и ежику поможем, сделаем ему норку из листьев. Только будьте внимательны, у каждого листочка в норке своё место. (дети выполняют упражнение- вкладки «Норка для ёжика»)
- Молодцы, тепло будет ёжику зимовать в такой норке.
- Составьте предложения о ёжике или медведе (на выбор).
- Ну, мы отправляемся дальше.
(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)
- А кто же здесь притаился? Слушайте загадки:
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех … (волк)
Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай! (лиса)
10 слайд.- Молодцы, ребята! Вы верно отгадали, это волк и леса. А где же они спрятались? (дети ищут волка и лису за деревом или кустом)
- Волк и леса не впадают в спячку и не делают запасов. Они ищут корм. Питаются мышами и зайцами. Они хищники. У волка и лисы, к зиме, шерсть становится гуще и теплее. Волки зимой живут стаями.
-Расскажите, какой волк, какая лиса? (лиса рыжая, хитрая; волк зубастый, злой)
- Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо потрудились, всем помогли.
- Настало время нам прощаться с осенним лесом.
Давайте представим, что мы деревья, поднимем руки-ветки вверх и покачаемся.
«Дождь в осеннем лесу» (релаксация под мелодию).
3.Заключительная часть.
Итог занятия:
(Подведение итогов занятия. Оценка работы детей).
- Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали в осеннем лесу. (помогали животным подготовиться к зиме)
- Каким животным мы помогли.
(зайцу, ежику, белке)
- Какую помощь оказали им?
(белке помогли сделать запасы на зиму; зайчику поменяли шубку, она стала теплой; ежику сделали из листьев теплую норку. Теперь животным не страшна зима).
- Что еще мы делали на занятии? (составляли предложения из слов, считали слова в предложении)
- Ребята, посмотрите на доску. У меня там прикреплена веточка, но она без листочков. Давайте сделаем ее красивой и подарим ей наши листочки. У вас на столах лежат листочки красного и желтого цвета, поднимите листочки красного цвета, поднимите листочки желтого цвета.
- Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в лес, то прикрепите к веточке красный листочек, а если не понравилось, то желтый листочек.
- Вот теперь наша веточка стала нарядная и красивая.
11 слайд. - Ребята, лесные звери очень довольны тем, что вы пришли к ним на помощь. Они хотят отблагодарить вас и дарят вам раскраску «Звери в лесу».
Приложение