Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему «Как животные готовятся к зиме»

1
0
Материал опубликован 3 June 2020

МБОУ "Школа - интернат №41 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Пермь

Корешкова Елена Владимировна

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Тема «Как животные готовятся к зиме»

(1 класс VIII вида)

Пояснительная записка

Занятие «Как животные готовятся к зиме» входит в цикл занятий по лексической теме «Животные». Материал будет интересен дефектологам для проведения коррекционных занятий с учащимися младших классов с ОВЗ, воспитателям и учителям начальных классов на уроках Окружающего мира.

Цель: Развитие и коррекция устной речи.

Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать учить детей составлять предложения из двух-трёх слов, опираясь на предложенный лексический материал.

2.Продолжать формировать представления о жизни диких животных (подготовка диких животных к зиме).

3. Восполнение имеющихся пробелов в знаниях.

Развивающие:

1.Развивать связную речь детей с помощью упражнения «Составь предложение», упражнять в образовании прилагательных с помощью игры «Скажи – какой?»

2.Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию с помощью упражнений «Подари шубку зайчику», «Белкина корзинка».

3.Развивать внимание, учить находить предметы в окружающей обстановке («Найди зайчика», «Где спрятались ёжики»).

4.Развиватьзрительное восприятие, учить детей соотносить предметы по форме с помощью упражнения «Норка для ёжика»; учить ориентироваться на плоскости, различать понятия «верх-низ», «середина». «справа от…», «слева от …».

5.Развивать речевое дыхание с помощью упражнения «Листопад».

6.Развивать мыслительную деятельность путём работы с зашумлёнными картинами, отгадывания загадок по теме «Животные».

7.Развивать общую моторику, умение сохранять равновесие с помощью упражнения «Пройди по дорожке», осуществлять массаж стоп с помощью использования сенсорной дорожки (здоровьесберегающие технологии).

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к природе, умение правильно вести себя в лесу, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

2.Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.

3.Формировать умение оценивать результаты своей работы, получать положительные эмоции от достигнутых результатов.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Дерево с дуплом, кустик, поляна

Игрушки: заяц, белка, ёж, волк, лиса, медведь

Зашумлённая картина (животные)

Ветка дерева без листьев

Сенсорная дорожка

Раздаточный материал:

Фигурки зайца, вата

Корзинки из фетра с набором картинок для выкладывания (грибы, орехи, ягоды)

Картинки – вкладки «Норка для ёжика»

Разноцветные ленточки

Листья жёлтого и красного цвета

Раскраска «Звери в лесу»

 

 

Ход занятия:

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

2 слайд. Осенний лес, звучит мелодия «Звуки леса».

Педагог: - Ребята, что вы видите на слайде? (лес). Посмотрите внимательно, какое время года? (осень). Почему вы так решили? (листья желтые).

- Правильно, это осенний. А вы хотите прогуляться по осеннему лесу?

- Но для начала давайте вспомним правила поведения в лесу.

- Скажите, как надо вести себя в лесу? (Тихо, спокойно, не шуметь, не кричать)

- А чтобы не заблудиться в лесу, надо идти по тропинке.

3 слайд. Лесная тропинка.

Вьётся узкая тропинка,
В лес она меня ведет,
А в руках моих корзинка —
За малинкой мой поход.
Ягод сладких ароматных
Я побольше наберу,
Запахом лесным приятным
Надышусь я поутру.
Лес нас кормит, лес нас лечит,
Согревает в холода.
Его нужно поберечь нам,
Чтоб он добр к нам был всегда.

.

(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)

 

2. Основная часть.

4 слайд. - Вот мы и пришли с вами в осенний лес. Посмотрите, как красиво вокруг. На деревьях, на земле – разноцветные листья.

- Вспомните, какое сейчас время года? (осень)

Желтые крылья осины, березы,
Красные - ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет… (Листопад)

- Как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворении? (О листопаде)

- Правильно, о листопаде. В нашем лесу тоже начался листопад. Слышите, как шумят на деревьях листочки. Это ветер играет в прятки с осенними листочками.

- Ветер стих. Давайте его разбудим и устроим листопад.

- Возьмите в руки разноцветные ленточки и подуйте на них – разбудите ветер.

(Дети дуют выполняют задание)

- Как мы можем назвать такую погоду, когда дует ветер? (ветреная)

Когда идёт дождь – дождливая

Когда холодно – холодная

Когда пасмурно - пасмурная

Когда сыро – сырая

Когда хмуро – хмурая

Когда солнце – солнечная

- Посмотрите сколько на земле листочков. А под листочками спрятались животные.

5 слайд. Посмотрите внимательно на картину и назовите, какие животные спрятались в лесу.

(Дети разглядывают зашумлённую картину, и называют животных: заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса).

- Где живут эти животные? (в лесу)

- Как можно назвать их одним словом? (дикие)

- А кто из вас знает, что делают дикие животные осенью? (готовятся к зиме)

- Наступила поздняя осень. У животных самая тяжёлая пора. Они готовятся встретить зиму.

- Может им требуется наша помощь?

Помните, что в лесу нельзя шуметь, чтобы не напугать животных.

(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)

(Дети подходят к дереву и кусту)

- Чтоб узнать, кто здесь спрятался, вы должны отгадать загадки.

- Итак, первая загадка:

На ветке не птичка -
Зверек невеличка,
Мех теплый как грелка.
Кто же это?...
(белка).

6 слайд. - Правильно - это белка. Белка делает себе запасы на зиму и утепляет своё гнездо.

- Что запасает белка на зиму? (орехи, грибы, ягоды, жёлуди)
- Да, белка еще до прихода зимы запасет себе еду. Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище: ягоды, орехи, грибы, жёлуди. Жёлуди и орехи она прячет в лесную подстилку, в дупло, землю. Грибы нанизывает на ветки деревьев.

Белка летнюю рыжую шубку меняет на зимнюю серую.

- Давайте поможем белке собрать припасы на зиму. (занимают места за партами) - - ----- Посмотрите, сколько всего припасла себе белочка. Надо все припасы сложить в корзинки. Слушайте меня внимательно:

(Игра на мышление «Собери корзинку для белки»)

1 уровень - положи грибок в центр корзинки, выше гриба и ниже гриба.

2 уровень - положи орех в центр корзинки, слева от ореха, справа от ореха.

(дифференциация)

- Вот молодцы! Теперь белочке никакая зима не страшна.

А мы можем с вами рассказать про белку?

(Составить предложения из двух слов - 1 уровень, 2 уровень из трёх слов)

- А мы с вами снова продолжаем путешествие по лесу.

(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)

- Попробуйте догадаться, кто же ещё спрятался в осеннем лесу. Слушайте загадку:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

- Кто это, ребята? (Заяц)

7 слайд. – Верно, это заяц.

- Где же спрятался зайчик?

(дети ищут зайца на лесной полянке)

- Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже осенью готовится к зиме.

- Интересно, как он это делает? (линяет, меняет свою шубку)

- Да, осенью заяц линяет. Он меняет серую шубку на белую.

- Как выдумаете, почему он меняет шубку? (чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк)

- Запасов же на зиму зайцы не делают. Питаются тем, что можно отыскать в зимнем лесу. В ход идет кора деревьев, засохшая трава, тонкие ветви, оставшиеся с осени замерзшие ягоды. Ближе к зиме многие зайцы перебираются поближе к человеческому жилью. Там они могут полакомиться сеном или корой фруктовых деревьев.

- Ребята, давайте поможем зайчику поменять шубку.

Садитесь на свои места. У вас на столах лежит вата, из неё мы и сделаем зайчику новую шубку. От большого куска ваты будем отщипывать маленькие комочки и накладывать зайчику на серую шубку.

(дети, сидя за столами, выполняют упражнение « Шубка для зайчика». Это может быть и один на всех большой трафарет – групповая работа)

- Вот какие вы молодцы! Теперь зайца на снегу не заметит ни волк, ни лиса.

- Составьте предложения о зайчике.

(Составить предложения из двух-трёх слов, сосчитайте слова)

Если дети сильно устали, для них проводится физкультминутка.

- Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

- Нас с вами снова ждет лесная тропинка, давайте по ней пройдем.

(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)

- Кто же ещё спрятался в лесу? Слушайте сразу две загадки:

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок-

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

Зверь мохнатый любит мёд.

Если что-то не поймёт,

Может дико зареветь,

Потому что он… (медведь)

8 и 9 слайд. - Правильно, это ёж и медведь.

- Только где же они спрятались? Нигде не видать.

(Дети ищут ежа и медведя под листочками)
- Наступит зима. Попрячутся все букашки, жуки. Исчезнут грибы, ягоды. Голодно станет ежу и медведю. Поэтому ёж устраивают себе где-нибудь в укромном уголке гнездо из трав и листьев, а медведь – берлогу в потаённом, малодоступном месте: под корнем вывороченного дерева или в буреломе. И заснут крепким сном на всю зиму до теплых весенних дней.

- Давайте мы и ежику поможем, сделаем ему норку из листьев. Только будьте внимательны, у каждого листочка в норке своё место. (дети выполняют упражнение- вкладки «Норка для ёжика»)

- Молодцы, тепло будет ёжику зимовать в такой норке.

- Составьте предложения о ёжике или медведе (на выбор).

- Ну, мы отправляемся дальше.

(Дети идут по сенсорной дорожке, звучит мелодия «Звуки леса»)

- А кто же здесь притаился? Слушайте загадки:

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (волк)

Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай

А дверь в курятник запирай! (лиса)

10 слайд.- Молодцы, ребята! Вы верно отгадали, это волк и леса. А где же они спрятались? (дети ищут волка и лису за деревом или кустом)

- Волк и леса не впадают в спячку и не делают запасов. Они ищут корм. Питаются мышами и зайцами. Они хищники. У волка и лисы, к зиме, шерсть становится гуще и теплее. Волки зимой живут стаями.

-Расскажите, какой волк, какая лиса? (лиса рыжая, хитрая; волк зубастый, злой)

- Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо потрудились, всем помогли.

- Настало время нам прощаться с осенним лесом.

Давайте представим, что мы деревья, поднимем руки-ветки вверх и покачаемся.

«Дождь в осеннем лесу» (релаксация под мелодию).

3.Заключительная часть.

Итог занятия:

(Подведение итогов занятия. Оценка работы детей).

- Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали в осеннем лесу. (помогали животным подготовиться к зиме)

- Каким животным мы помогли.

(зайцу, ежику, белке)

- Какую помощь оказали им?

(белке помогли сделать запасы на зиму; зайчику поменяли шубку, она стала теплой; ежику сделали из листьев теплую норку. Теперь животным не страшна зима).

- Что еще мы делали на занятии? (составляли предложения из слов, считали слова в предложении)

- Ребята, посмотрите на доску. У меня там прикреплена веточка, но она без листочков. Давайте сделаем ее красивой и подарим ей наши листочки. У вас на столах лежат листочки красного и желтого цвета, поднимите листочки красного цвета, поднимите листочки желтого цвета.

- Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в лес, то прикрепите к веточке красный листочек, а если не понравилось, то желтый листочек.

- Вот теперь наша веточка стала нарядная и красивая.

11 слайд. - Ребята, лесные звери очень довольны тем, что вы пришли к ним на помощь. Они хотят отблагодарить вас и дарят вам раскраску «Звери в лесу».

Приложение

 

t1591204375aa.jpg

 

 

t1591204375ab.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.