Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет «Путешествие по миру»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет
«Путешествие по миру»
Цель: познакомить детей с картой мира и условными обозначениями на ней; формировать представление детей о мире, разных странах мира, о России как многонациональном государстве; воспитывать у детей интерес и уважение к традициям различных народов, стремление жить в мире и дружбе с ними.
Ход ООД
-Ребята, я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие в страну мира и добра, под названием Дружба. Мы живем с вами на одной большой планете под названием – Земля. Посмотрите на карту мира (Показ презентации)
(Слайд 2)
-Что обозначает на карте голубой цвет? (Моря и океаны). Что обозначено зеленым? (Растительность). Коричневым? (Горы, равнины). Обратите внимание на большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой – это материки. Самый маленький материк называется Австралия. Самый большой – Евразия. Самый холодный – Антарктида. Самый жаркий материк, где не бывает зимы, всегда лето – Африка. И два материка, словно держатся друг за друга – это Северная и Южная Америка.
-На каждом материке показано много разноцветных пятен. Что они обозначают? (Разные страны). На Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? (Россия, Китай, Япония, Франция, Италия, Египет, Америка, Германия, Турция).
В этих странах живут разные люди: американцы, китайцы, французы и т.д. Все они говорят на разных языках, у них есть разные обычаи, традиции, праздники, своя культура, но все они дружно живут на нашей планете.
А ещё во всех странах люди по-разному здороваются. Хотите узнать как?
Игра «Мировое приветствие»
В Китае люди здороваются, делая легкий поклон со скрещенными руками на груди. (Дети повторяют движения).
В Индии и Японии здороваются, делая легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. (Дети повторяют движения).
В Германии люди здороваются, пожимая друг другу руки (Дети повторяют движения).
В Малайзии здороваются, касаясь только кончиками пальцев (Дети повторяют движения).
Эскимосы очень смешно здороваются: они трутся друг о друга носами (Дети повторяют движения).
На Земле живет много людей. Все они похожи друг на друга, но и разные, т.е. отличаются одни от других.
(Слайд 3)
-Как вы думаете, чем похожи все люди на Земле? (Они умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела. Люди бывают веселыми и грустными, добрыми и злыми).
-А чем отличаются люди друг от друга? (Высокие и низкие, отличаются цветом кожи, глаз и волос).
В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос.
Посмотрите на свой цвет кожи. Какая она? (Светлая). Вот с таким же как у нас с вами светлым цветом кожи, светлыми волосами и глазами ещё жители Европы, Америки и Австралии. А знаете почему? В Европе солнце светит редко, часто идут дожди и бывают туманы, поэтому тут живут люди со светлой кожей и светлыми волосами. Это, ребята, европеоидная раса людей.
А ещё есть люди, которые живут в степях Азии, Монголии, Японии, на Крайнем Севере. Там дуют сильные ветры – это родина людей со смуглой (жёлтой) кожей и узкими глазами. Эти люди относятся к монголоидной расе.
В Африке жарко, там ярко светит солнце. От его палящих лучей защищает тёмная кожа и пышная шапка волос. Эти люди относятся к негроидной расе.
-Ребята, может ли помешать дружбе людей цвет кожи или необычное имя?
Игра «Кто, где живет?»
Украина – украинцы
Америка – американцы
Россия – россияне
Англия – англичане
Франция – французы
Китай – китайцы
Италия – итальянцы
Турция – турки
Грузия – грузины
Армения – армяне
-Ребята, а как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
(Е. Аксельрод)
-Если мы живем в России, значит, мы кто? (Россияне). Наша страна - самая большая страна в мире. Она сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов таких много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары…
Ребята, послушайте стихотворение:
«Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один -рыбак с рожденья,
Другой-оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
(В.А. Степанов)
(Слайд 4)
-Россия славится, как многонациональное государство. На территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Рассмотрим подробнее национальный состав России:
(Слайд 5 – 10)
Русский народ - национальный костюм, национальная кухня, народные праздники, художественные промыслы.
(Слайд 11 – 15)
Татарский народ - национальный костюм, национальная кухня, народные праздники.
(Слайд 16 – 21)
Чукчи - национальный костюм, национальная кухня, национальные праздники, традиционные ремесла.
(Слайд 22)
Башкирский народ. Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан, где и проживает большая часть народа. Башкиры живут на всей территории России.
Чувашский народ. Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Но половина народа проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России.
(Слайд 23)
Чеченский народ. Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. Но в последние годы численность чеченцев в России увеличилась.
Мордовский народ. Большая часть народа проживает в Мордовии. Далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области.
(Слайд 24)
Удмуртский народ. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам – Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину.
Бурятский народ. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория – Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная – Камчатский край и Кемеровская область.
(Слайд 25)
Адыгейский народ. Родиной для адыгейцев является Адыгея и Краснодарский край. Кроме указанной территории, адыгейцев можно встретить в Ростовской и Московских областях, а также в Кабардино-Балкарии.
Алтайский народ. Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях.
-Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Что вам запомнилось больше всего?
Воспитатель предлагает детям нарисовать то, что им понравилось в путешествии.