Конспект организованной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе
Конспект организованной деятельности
по финансовой грамотности в старшей группе
Разработана воспитателем МДОУ «Детский сад «Солнышко» Красночетайского муниципального автономного округа Чувашской Республики.
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
Тема: « Семейный бюджет »
Цель: Формирование первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике
Задачи:
Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия,). Сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к собственным доходам.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, доход, бюджет, расход.
Оборудование: схема «Бюджет семьи» (в форме круга, разделённого на 4 сектора, а в центре нарисован круг меньшего диаметра с 4-мя секторами), картинки: мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок- дошкольник; предметные карточки, картина с изображением кошелька.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я вам хочу загадать загадку про один предмет:
Этот домик всегда полон
Звонких маленьких монет.
А через стену в этом доме,
От них живет другой сосед
(кошелек)
Воспитатель: А какой другой сосед живёт через стенку в кошельке?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы уже знаем, чем монеты отличаются от купюр.
Давайте поиграем в игру «Определи признак»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам сказку про кошелек.
Итак… Жил да был Кошелек. Он жил в семье, где были мама, папа, дедушка и мальчик Дима. Мама и папа ходили на работу, Дима ходил в детский сад, а дедушка и бабушка оставались дома, так как они были пенсионерами. Кошелек любил, когда его бережно открывали…
- Для чего открывали Кошелек?
(ответы детей)
-Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелек был не очень толстый. Но бывали особенные дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.
Воспитатель: От чего кошелек становился толстым?
(ответы детей)
- Что такое зарплата?А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!
Семейный бюджет делится на доходы и расходы
- Деньги есть в каждой семье, они находятся в кошельке у взрослых. Все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи, называют доходом. Повторите слово - доход.
В семье мальчика Димы доходы- это зарплата папы и мамы , пенсии бабушки и дедушки.
Также и у нашего кошелька из сказки бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто. Почему было пусто?
(ответы детей)
Воспитатель: Но в семье бывают и расходы
Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
- На что ваша семья расходует деньги?
(ответы детей)
Воспитатель: Расходы - это деньги, которые тратит семья
Семейный бюджет делится на доходы и расходы
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Вы будете поднимать кошельки. Если относится к доходу, то поднимаете кошелек с денежками, если расход- кошелек пустой, еще мне будете дружно отвечать, хорошо?
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
У дедушки сломались очки, нужны новые — р.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили игрушку — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Воспитатель: Ребята, но однажды кошелек совсем опустел.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить: (каждая покупка присоединяется к модели «Расход»)
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников - нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
- Диме новую игрушку
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
(ответы детей)
Воспитатель: На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, щуба.
Воспитатель: Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
(Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы).
Воспитатель:
Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, что я должен сделать..»
Воспитатель: Встаньте из-за парт и образуйте круг.
- Мы сейчас отдохнём и решим, что же делать, чтобы кошелёк не оставался пустым.
Игра «Подпрыгни – присядь»
Я показываю вам иллюстрацию, если там изображено, что на этом можно сэкономить, то вы приседаете, а, если экономить на этом нельзя, то вы подпрыгиваете.
Иллюстрации:
- Оплата газа,
- Мороженое,
- Мыло,
- Много игрушек,
- Оплата света,
- Игры в телефоне,
- Фрукты,
- Оплата воды,
- Каждодневные поездки на такси,
- Частые походы по кафе и ресторанам,
- Лекарства.
Воспитатель: Таким образом, Семья Димы решила больше зарабатывать, меньше тратить, планировать, экономить.
Воспитатель:
Кошелёк обрадовался, что теперь в его царстве будет покой и дружба. А монеты и купюры поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
Воспитатель: Скажите, а для чего деньги не нужны? Что нельзя купить за деньги?
( ответы детей)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
( ответы детей)
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.
Дидактическая игра : «Что можно купить, что нельзя»
Воспитатель:
В зеленую коробочку положите карточки с изображением предметов, которые можно купить за деньги, в красную коробочку коробочку положите карточки с изображением предметов, которые нельзя купить за деньги.
В конце игры совместно с детьми делаем вывод : не все можно купить за деньги, есть вещи которые не имеют цены и не покупаются!
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка про кошелька.