12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харцыз Анастасия Сергеевна33
Россия, Самарская обл., Сызрань

Конспект открытого урока русского языка

на тему: « Род имён существительных»

Ёлка в Блокадном Ленинграде

I .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Самоопределение к деятельности Приветствие. Настрой на работу.

Учитель: Доброе утро, дорогие ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Сегодня я у вас в гостях. В интеллигентном обществе воспитанные люди в гости без подарков не приходят, и конечно, вас тоже ждут маленькие сюрпризы. Они лежат у вас на столе. Но, сюрпризы эти необычные. На них отображена одна из важных дат в истории нашей страны.

Посмотрите на них. Вам знакома эта дата? Знаете ли вы, как сейчас называется Ленинград?

27 января 1944 года считается днем полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. И каждый год мы вспоминаем события тех лет.

На ваших шоколадках есть QR-код. Давайте отсканируем его и узнаем об историческом событии минувших лет.

(Текст читают дети)

22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война.Через два месяца после этого немцы начали мощное наступление на Ленинград. Фашисты решили задушить город голодом. Кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Началась блокада. Город оставался без электричества, запасов продовольствия, но ленинградцы продолжали сражаться и работать.

Блокадный хлеб. Меньше всего там было муки. Дети получали всего 125 грамм хлеба, но продолжали учиться в школах, чаще они проводили время в бомбоубежищах. 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни.

Работала ледовая Ладожская трасса – легендарная дорога Жизни, по которой везли хлеб. Фашисты беспощадно ее бомбили. Для многих людей эта дорога стала последней. Да, люди действительно выдержали, и город выстоял, выжил!

27 января 1944 года советские войска прорвали блокадное кольцо. Закончилась самая длительная и чудовищная блокада в мировой истории, которая длилась 900 дней и ночей.

II. ВВОДНЫЙ ЭТАП

Учитель: А как вы думаете, дети в блокадном Ленинграде ели шоколад?

Ученики: Нет.

Учитель: А какой самый любимый зимний праздник у всех детей?

Ученики: Новый год.

Учитель: Из почти трёх миллионов жителей Ленинграда, оказавшихся во вражеском кольце, в городе оставались около 300 тысяч детей. Это кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде в Новый год проводились ёлки. Эти праздники дарили детям радость и надежду на скорую победу.

1 января 1942 года ребятам дали пригласительные билеты на ёлку в Драматический театр им. Горького.

Сегодня мы с маленькими, юными ленинградцами перенесемся в блокадный Ленинград на новогоднюю ёлку. У вас на столах лежат пригласительные билеты, которые будут нашими помощниками. Давайте запишем сегодняшнее число и отправимся на праздник.

2.1. Словарная работа.

Учитель: К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену.

Но он жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию, в филармонии звучала музыка, в школах шли занятия. Заглянем в одну из школ на урок русского языка. Там дети как раз разбирают новые словарные слова. Давайте и мы попробуем записать слова, для этого в них нужно вставить гласные буквы.

 

УЛЦ -улица

ГРД - город

СЛДТ – солдат

РДН- Родина

ПЛЬТ- пальто

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Учитель: К какой части речи относятся эти слова?

Ученики: Это имена существительные.

Учитель: На какие три группы их можно разделить?

 Вы можете выполнить это задание?

Ученики: Нет.

Учитель: Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи. Отгадайте ребус и узнайте, какое слово там спряталось?

t1705849082aa.png

Ученики: Род.

Учитель: Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

Учитель: Мы будем изучать род имен существительных.

 

Учитель: Чему сегодня на уроке мы должны с вами научиться? Для этого соберем части из рассыпанных предложений.

Узнать, как определять род имени существительного;

Научиться различать существительные мужского, женского, среднего рода.

Собрать на доске

Объяснение нового материала

Учитель: Каждое имя существительное (в единственном числе) принадлежит определённому роду: мужскому, женскому, среднему.

Найдите среди словарных слов существительные, которые можно заменить местоимением он, мой?

Ученики: Город, солдат.

Учитель: Какой можем сделать вывод?

Ученики: Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, мой, – мужского рода.

Учитель: Сокращенно записывается так м.р. Подпишите род над этими словами.

Учитель: Найдите существительные, которые можно заменить местоимением она, моя?

Ученики: Родина, улица.

Учитель: Какой можем сделать вывод?

Ученики: Имена существительные, которые можно заменить, местоимением она, моя, - женского рода.

Учитель: Сокращенно записывается так ж.р. Подпишите род над этими словами.

Учитель: Найдите существительные, которые можно заменить местоимением оно, моё?

Ученики: Пальто.

Учитель: Какой можем сделать вывод?

Ученики: Имена существительные, которые можно заменить местоимением оно, моё, - среднего рода: оно.

Учитель: Сокращенно записывается так с.р. Подпишите род над этими словами.

Учитель: Подберем еще по 1 существительному к каждой группе. Запишем эти слова на следующей строчке.

Что хотят получить дети на Новый год?

Ученики: Подарок.

Учитель: Что загадывают дети на Новый год?

Ученики: Желание.

Учитель: Без чего не обходится не один новогодний праздник?

Ученики: Без ёлки.

Учитель: А вы знаете, что известную песню «В лесу родилась ёлочка» юные ленинградцы пели на новогоднем утреннике. Предлагаю вам вспомнить слова этой песни и немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«В лесу родилась ёлочка»

Учитель: А вы все в этом году получили подарки?

Наверное, вам будет интересно, как доставляли подарки в блокадный Ленинград на новогоднюю ёлку?

По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. 31 декабря доставить по Ладожскому озеру мандарины, детям на ёлку получил водитель Максим Твердохлеб.

 

Работа в группе.

Сейчас каждому ряду нужно объединиться в группу. Каждая группа получит отрывок из рассказа Валерия Воскобойникова. В нем есть выделенные имена существительные. Ваша задача поставить их в начальную форму, записать вопрос, определить род. На листе есть секретный код, в нем спрятано правило определения рода имен существительных. Вы можете воспользоваться им, если тема вам не понятна или вы затрудняетесь при определении рода имен существительных. Правила работы в группе вы видите на экране. Распределите обязанности и приступайте к работе.

1 группа

Однажды на Большой земле ему сказали:

Доверяем вам очень ответственный груз. Видите ящики с надписью «Детям героического Ленинграда»? Их надо перевезти как можно быстрей. Там мандарины с юга, и морозить их нельзя, иначе они превратятся в кашу. Нужно, чтобы на Новый год каждый блокадный ребёнок получил по мандарину.

Максим Емельянович старался вести машину через озеро на большой скорости. Дорога петляла. То справа, то слева клубился морозный пар над полыньями — следами от вражеских снарядов и бомб.


 

2 группа

Когда машина прошла больше половины пути, появился вражеский самолёт, который сразу снизился и стал обстреливать её из пулемёта.

В таких случаях по инструкции полагалось оставлять машину и прятаться в сугробе. И мука, и консервы могли помёрзнуть — с ними ничего плохого бы не случилось. За подбитой машиной потом приходил трактор, а опытных водителей не хватало. Но Твердохлеб вёз мандарины, которые полагалось скорей доставить в город!


 

3 группа

Оружия у Максима Емельяновича не было — только руль и тормоза. И всё же он решил сражаться с врагом. Твердохлеб бросал машину то вправо, то влево. То резко останавливал, а потом мчался вперёд. Скоро от лобового стекла остались осколки, он сжимал окровавленными руками обломок руля и продолжал вести машину к городу.

Наконец вражеский самолёт, истратив боеприпас, улетел прочь, шофёр же, остановив машину на берегу, не мог выйти из кабины, потому что потерял сознание. Друзья разжали ему руки и вынесли его из машины. Скоро героический водитель снова возил продукты для осаждённого города. А каждый ребёнок на Новый год получил в детском саду по мандарину. В некоторых фруктах были пулевые отверстия.

 

Ф.И ответственного ____________________________

Прочитайте отрывок из текста. Запишите вопрос, поставьте имена существительные в н.ф., определите род.

Имя существительное

Вопрос н.ф (Кто? Что?)

Н.Ф. им. сущ.

Род имени сущ.

ОБРАЗЕЦ

Ящики

 

Что?

 

Ящик


 

 М.р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вопросы 1 группе

Учитель: Почему груз, который вез Максим Твердохлеб, назвали « грузом особой важности»?

Ученики: Он вез мандарины детям в Ленинград.

Учитель: Назовите слова, которые были выделены у вас в тексте. Определите их род.

Вопросы 2 группе

Учитель: Что произошло после того, как машина прошла полпути?

Ученики: Появился вражеский самолет.

Учитель: Почему Максим Емельянович решил сражаться с врагом?

Ученики: Он не мог не доставить детям мандарины.

Учитель: Назовите слова, которые были выделены у вас в тексте. Определите их род.

Вопросы 3 группе

Учитель: Как Твердохлеб защищал свой груз от немецкого истребителя?

Ученики: Бросал машину то вправо, то влево. То резко останавливал, а потом мчался вперёд

Учитель: Назовите слова, которые были выделены у вас в тексте. Определите их род.

Фронтальная работа

Учитель: Почти четыре месяца с начала блокады. Быт ленинградцев полон лишений и тягот. В бомбоубежищах дети получают свои новогодние подарки - маленькие кусочки чёрного хлеба. А на улицах свирепствуют морозы. Вот мы и пришли на главную ёлку в Драматический театр. Заглянем вовнутрь. Прочитайте текст.

Ёлки в блокадном Ленинграде.

     Зимой 1941 года Ленинград был окружён фашистами. Не было хлеба, не было дров. Люди умирали от голода. Но город не сдавался. Он боролся днём и ночью.

    Штаб обороны города решил организовать новогодние ёлки в детских садах, в театрах.
    Из глубокого тыла накануне Нового года по Ладожскому озеру доставили муку для праздничного угощения и даже мандарины.  Не было у ёлок прежнего веселья, но радость у детей была. Ёлки вселяли веру в нашу победу над врагом.

 

Учитель: В первом абзаце, найдем и выпишем 2 имени существительных мужского рода.

Учитель: Во втором абзаце, найдем и выпишем 2 имени существительных женского рода.

Учитель: В третьем абзаце, найдем и выпишем 2 имени существительных среднего рода.

Учитель: Почему новогодние ёлки были так нужны детям блокадного города?

Ученики: . Ёлки вселяли веру в нашу победу над врагом.

 

Работа в паре

Учитель: Меньше чем через 2 недели после наступления нового 1943 года – 12 января начинаются бои по прорыву блокадного кольца.

С 1942 по 1944 год в новогодние ночи люди вздрагивают, заслышав звуки сирен. Но невероятная сила и дух жителей северной столицы помогают пережить им страшное время.

Учитель: Пора возвращаться домой. На ваших пригласительных билетах остался последний код. Отсканируйте его и выполните задание. Вам нужно распределить имена существительные на 3 группы.

Учитель: Как вы думаете, какие это группы?

Ученики: Мужского, женского и среднего рода.

Учитель: Как мы можем определить род имен существительных?

Ученики: К каждому роду мы можем подобрать своё местоимение.

Учитель: После выполнения задания, запишите ответ на вопрос, что же такое блокада?

Ученик: Блокада – это окружение города.

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение.

Давайте подведем с вами итог нашего урока. Дополните предложения:

Я сегодня узнал …

Я научился …

Мне понравилось …

- Какого рода бывают имена существительные?

- Каким местоимением можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

Если у вас вызовет затруднение определение рода имени существительного, вы можете посмотреть правило с помощью QR-кода в нашем пригласительном билете.

Сегодняшний урок – это посвящение тем, кто погиб, и тем, кто выжил. В память о маленьких, смелых и отважных жителей Ленинграда предлагаю вам нарядить ёлку.

Дети наряжают ёлку конфетами, под песню В.Толкуновой «Елка в Ленинграде».


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.01.24 в 00:12 2Ответить Пожаловаться
Странно... На мой взгляд, нарушена структура написания конспекта урока...
Отсутствует пояснительная записка (которую никто не отменял).
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.