Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в Австралию»

6
0
Материал опубликован 10 February

МАДОУ «Детский сад № 58 комбинированного вида"





Конспект открытого занятия

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

на тему «Путешествие в Австралию»




Воспитатель:

Лейхман Светлана Николаевна
















Программное содержание: продолжить знакомство детей с Австралией, закрепить элементарные представления об особенностях географического положения материка, уточнить представление об особенностях природы Австралии, формировать у детей умение ориентироваться по карте.

Образовательная задача: учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой.

Развивающая задача: развивать у детей зрительное и слуховое внимание, память, речь, логическое мышление; уточнять и активизировать предметный словарь по теме.

Воспитывающая задача: воспитывать любознательность, интерес к природе.

Словарная работа:

Обогащение и активизация словаря: Австралия, австралийцы, туристы, континент (материк), острова (о. Новая Гвинея, о. Северный, о. Тасмания, о-ва Новая Зеландия), Муррей (река), Сидней (город), полезные ископаемые, путешествие, путешественник; заповедник, млекопитающее, сумчатое, яйцекладущее (животное), браконьеры; сёрфинг.

Интеграция образовательных областей:

1.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Развитие музыкальной культуры при выполнении заданий под музыку.

2.Образовательная область «Физическое развитие». Двигательная активность в течение занятия, физкультурная минутка.

3.Образовательная область «Речевое развитие». Чтение стихотворения, рассказывание детьми описательных рассказов о животных Австралии.

4.Образовательная область «Социально-коммуникативное». Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения друг к другу.

Предварительная работа:

Работа с физической картой Австралии; знакомство с животным миром Австралии (рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы); развивающие и дидактические игры («Третий лишний», «Найди отличия», «Кто где живет?», «Кто чем питается?»); лепка животных Австралии.

Материал: Магнитофон, физическая карта Австралии, иллюстрации животных и птиц Австралии.


Ход занятия

I. Вводная часть:

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

                       Я твой друг и ты мой друг.

                       Крепко за руки возьмемся,

                       И друг другу улыбнемся.

- Ребята, давайте улыбнемся и нашим гостям, поздороваемся с ними!

- Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю. Оно подскажет нам, куда мы с вами сегодня отправимся в путешествие. (Чтение сопровождается показом соответствующих иллюстраций).

На австралийских берегах

Полно огромных черепах!

Над морем крики, в море гул,

Там много чаек и акул!

Очень хочется скорей

Встретить сумчатых зверей!

Но в саванне поутру

Скачут только кенгуру!

Вот смешной медведь коала,

Их на свете очень мало!

Не умеет он реветь,

Этот сумчатый медведь!

Смотрим вверх и смотрим вниз:

Видим белок, видим крыс-

Это сумчатые тоже,

До чего их много все же!

Это динго, всем понятно.

Наблюдать за ним занятно:

В жаркий полдень рыжий пес

Окунает в воду нос!

Этот маленький вомбат

Мишке бурому не брат.

Хоть они похожи слишком,

Грызуны – не братья мишкам!

Имя птицы лирохвоста

Объяснить легко и просто!

Это ясно всему миру:

Хвост её похож на лиру!

Страус ходит и гордится тем,

Что он большая птица.

Знают взрослые и дети:

Птицы нет крупней на свете!

А ехидна тем гордится,

Что она не зверь, не птица.

Хочешь верь или не верь,

Но ехидна – птицезверь!

У прибрежного откоса

Можно встретить утконоса.

Вот и этот птицезверь

Будет нам знаком теперь!

(С.В.Еремеев)

- Да, ребята, мы с вами попутешествуем по Австралии, где нас ждут интересные игры и задания. А того путешественника, который будет внимательным и старательным во время нашего путешествия, в конце пути ожидает сюрприз. Ну что готовы? Тогда в путь!

II. Основная часть:

Воспитатель предлагает детям 1-е задание (работа с картой):

- Показать, где находится Австралия. Рассказать о том, что известно об этом материке.

Ответы детей:

Австралия – самый маленький материк (континент) на Земле.

На западе материк омывается водами Индийского океана, а на востоке - водами Тихого океана.

На материке есть реки, горы, степи, пустыни, леса, города.

На севере Австралии расположен о. Новая Гвинея, на юге – о. Тасмания, на юго-востоке – острова Новая Зеландия.

Вдоль побережья океана находятся пляжи и отели.

Большое число туристов приезжает отдохнуть в Австралии, научиться кататься на сёрфинге (доске с парусом) – в Австралии самые подходящие для этого волны.

Только в Австралии обитают сумчатые и яйцекладущие животные.

В Австралии много заповедников, где живут животные, а люди их изучают и охраняют от браконьеров.

В Австралии добывают много полезных ископаемых.

Воспитатель: Какая самая большая река в Австралии? (Муррей - дети находят и показывают на карте).

- Какой самый большой город в Австралии? (Сидней).

- Что вы знаете об этом городе?

(Каждый день в Сидней прибывает множество судов из разных стран, самолетов, прибывают поезда. Австралийцы и гости с удовольствием посещают музеи и театры города, зоопарк, который считается лучшим в стране).

Воспитатель предлагает детям продолжить путешествие и выполнить 2-е задание (решить кроссворд).

Воспитатель: Ребята, решив кроссворд, мы узнаем, какое домашнее животное привез человек в Австралию, и которое из-за своей многочисленности принесло большой урон природе, т.е. вред.

Р/и «Узнай по описанию» (один ребенок дает небольшой, описательный рассказ о каком-либо животном, остальные дети отгадывают, находят соответствующую иллюстрацию; ответ записывается педагогом в кроссворд).

Коалаэто небольшое сумчатое животное с крупной головой и коротким хвостом. У него приплюснутая мордочка, мохнатые ушки, маленькие глазки, черный носик. У него пушистый серый мех. Сильные лапы и острые когти позволяют ему хорошо лазать по деревьям и легко удерживаться на стволе. Питается только листьями эвкалипта.

Воспитатель: Второе название коалы – сумчатый медведь (детеныш развивается в сумке). Коала означает «не пьющий», т.к. коалы не пьют воду. Это животное млекопитающее. Почему его так называют? (вскармливает детеныша молоком). Почти все время спит или неподвижно сидит на дереве. Иногда бегает и плавает. Питается ночью. Враг – дикая собака, лиса, хищная птица.

Кенгуру – это сумчатое, травоядное животное. У него длинные и очень крепкие задние ноги. Передние лапы очень маленькие и немного похожи на руки человека. Это животное передвигается, делая мощные прыжки, опираясь при этом на сильный хвост.

Ехидна – это животное внешне напоминает дикобраза. У него толстое тело, покрытое грубой шерстью и иголками. На сильных ногах растут изогнутые когти. Рот похож на клюв. Питается муравьями и другими насекомыми, доставая их длинным, липким языком. Самка откладывает одно яйцо и прячет его в сумке.

Утконос – это небольшое животное, с короткими ногами и плоским хвостом.

Вместо рта у него большой, плоский, покрытый кожей клюв. На лапах перепонки и когти. Живет на суше и в воде. Питается мелкими водными животными и растениями.

Лирохвост – у него очень красивый хвост, с двумя очень длинными, изогнутыми перьями, похожими на старинный музыкальный инструмент – лиру. Он очень пуглив. Может подражать песням других птиц, лаю собак, гудкам автомобиля.

Страус – он крупного размера, с большими сильными ногами. У него есть клюв, крылья с красивыми перьями, но он не умеет летать. Может плавать и очень быстро бегать.




у

т

к

о

н

о

с




с

т

р

а

у

с




л

и

р

о

х

в

о

с

т


к

о

а

л

а







е

х

и

д

н

а







к

е

н

г

у

р

у


Воспитатель: Ребята, когда европейцы открыли Австралию, то сразу заметили, что там совсем не было тех зверей, которые им мешали разводить домашних животных в Европе.

- Вспомните, какие хищники встречаются в Европе? (волки, лисицы, медведи).

Воспитатель: Европейцы сразу же привезли в Австралию своих домашних животных: овец и кроликов. Конечно, для этих животных там было раздолье. Как вы думаете, почему? (почти нет хищников, в степях много травы, нет холодной зимы). Поэтому стада разрастались с каждым днем. Люди были очень довольны – они разводили кроликов на мясо и шкурки. Выращивали овец, производили самую дорогую шерсть во всем мире.

Воспитатель: А какие вещи производят из шерсти? (шапки, шарфы, варежки, свитера, перчатки). Конечно, в самой Австралии эти вещи не очень-то нужны – там достаточно тепло. Поэтому шерсть и шкуры животных большими судами привозили в Европу. И это приносило людям большую прибыль.

А около двухсот лет назад фермы и пастбища для скота разрослись до

невероятных размеров и заняли всю территорию степей. Но дело в том, что кроме степных районов в Австралии много пустынь. Дикие животные были вынуждены бежать от человека именно туда и оказались на грани вымирания. Почему? (ответы детей).

Но самое ужасное, что и домашние животные стали гибнуть. Люди долго не могли понять, что происходит. А дело было в том, что многочисленные стада вытаптывали и поедали всю траву с такой скоростью, что она не успевала расти. В результате многие фермы разорились. Одни животные умерли от голода, другие разбежались и стали дикими. И, чтобы исправить положение, люди были вынуждены произвести отстрел многих травоядных и ввести закон, по которому территория пастбищ не должна быть больше определенного размера, и количество животных на ней было строго ограничено. Таким образом, степи Австралии со временем восстановились от нашествия животных.

Воспитатель предлагает детям 3-е задание (работа в рабочих тетрадях – Кролики). Необходимо дорисовать следующую картинку. Обратить внимание детей на то, что на картинке изображены не только кролики, но и трава. Именно ей питаются животные.

(Кроликов должно быть не больше двух (или меньше), травы - половина картинки, т.е. такая же, как вторая. Тогда и кроликов и травы – достаточное количество).

ФИЗМИНУТКА

(дети выполняют соответствующие движения, характерные особенностям передвижения животных)

Коала – медленная ходьба

Кенгуру – прыжки

Утконос – имитация плаванья

Ехидна – свернуться в клубок

Страус – бег

Воспитатель предлагает детям 4-е задание (Р/и «Четвертый лишний»).

Утконос, кенгуру, страус, ехидна.

Муравьед, вомбат, медведь, опоссум.

Жираф, коала, слон, бегемот.

III. Заключительная часть. Итог.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? Что понравилось больше всего во время нашего путешествия? Что нового узнали? (Ответы детей.)

Детям вручаются призы (раскраски «Австралийские животные»).





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации