Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в Австралию»
МАДОУ «Детский сад № 58 комбинированного вида"
Конспект открытого занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
на тему «Путешествие в Австралию»
Воспитатель:
Лейхман Светлана Николаевна
Программное содержание: продолжить знакомство детей с Австралией, закрепить элементарные представления об особенностях географического положения материка, уточнить представление об особенностях природы Австралии, формировать у детей умение ориентироваться по карте.
Образовательная задача: учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой.
Развивающая задача: развивать у детей зрительное и слуховое внимание, память, речь, логическое мышление; уточнять и активизировать предметный словарь по теме.
Воспитывающая задача: воспитывать любознательность, интерес к природе.
Словарная работа:
Обогащение и активизация словаря: Австралия, австралийцы, туристы, континент (материк), острова (о. Новая Гвинея, о. Северный, о. Тасмания, о-ва Новая Зеландия), Муррей (река), Сидней (город), полезные ископаемые, путешествие, путешественник; заповедник, млекопитающее, сумчатое, яйцекладущее (животное), браконьеры; сёрфинг.
Интеграция образовательных областей:
1.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Развитие музыкальной культуры при выполнении заданий под музыку.
2.Образовательная область «Физическое развитие». Двигательная активность в течение занятия, физкультурная минутка.
3.Образовательная область «Речевое развитие». Чтение стихотворения, рассказывание детьми описательных рассказов о животных Австралии.
4.Образовательная область «Социально-коммуникативное». Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения друг к другу.
Предварительная работа:
Работа с физической картой Австралии; знакомство с животным миром Австралии (рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы); развивающие и дидактические игры («Третий лишний», «Найди отличия», «Кто где живет?», «Кто чем питается?»); лепка животных Австралии.
Материал: Магнитофон, физическая карта Австралии, иллюстрации животных и птиц Австралии.
Ход занятия
I. Вводная часть:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, давайте улыбнемся и нашим гостям, поздороваемся с ними!
- Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю. Оно подскажет нам, куда мы с вами сегодня отправимся в путешествие. (Чтение сопровождается показом соответствующих иллюстраций).
На австралийских берегах
Полно огромных черепах!
Над морем крики, в море гул,
Там много чаек и акул!
Очень хочется скорей
Встретить сумчатых зверей!
Но в саванне поутру
Скачут только кенгуру!
Вот смешной медведь коала,
Их на свете очень мало!
Не умеет он реветь,
Этот сумчатый медведь!
Смотрим вверх и смотрим вниз:
Видим белок, видим крыс-
Это сумчатые тоже,
До чего их много все же!
Это динго, всем понятно.
Наблюдать за ним занятно:
В жаркий полдень рыжий пес
Окунает в воду нос!
Этот маленький вомбат
Мишке бурому не брат.
Хоть они похожи слишком,
Грызуны – не братья мишкам!
Имя птицы лирохвоста
Объяснить легко и просто!
Это ясно всему миру:
Хвост её похож на лиру!
Страус ходит и гордится тем,
Что он большая птица.
Знают взрослые и дети:
Птицы нет крупней на свете!
А ехидна тем гордится,
Что она не зверь, не птица.
Хочешь верь или не верь,
Но ехидна – птицезверь!
У прибрежного откоса
Можно встретить утконоса.
Вот и этот птицезверь
Будет нам знаком теперь!
(С.В.Еремеев)
- Да, ребята, мы с вами попутешествуем по Австралии, где нас ждут интересные игры и задания. А того путешественника, который будет внимательным и старательным во время нашего путешествия, в конце пути ожидает сюрприз. Ну что готовы? Тогда в путь!
II. Основная часть:
Воспитатель предлагает детям 1-е задание (работа с картой):
- Показать, где находится Австралия. Рассказать о том, что известно об этом материке.
Ответы детей:
Австралия – самый маленький материк (континент) на Земле.
На западе материк омывается водами Индийского океана, а на востоке - водами Тихого океана.
На материке есть реки, горы, степи, пустыни, леса, города.
На севере Австралии расположен о. Новая Гвинея, на юге – о. Тасмания, на юго-востоке – острова Новая Зеландия.
Вдоль побережья океана находятся пляжи и отели.
Большое число туристов приезжает отдохнуть в Австралии, научиться кататься на сёрфинге (доске с парусом) – в Австралии самые подходящие для этого волны.
Только в Австралии обитают сумчатые и яйцекладущие животные.
В Австралии много заповедников, где живут животные, а люди их изучают и охраняют от браконьеров.
В Австралии добывают много полезных ископаемых.
Воспитатель: Какая самая большая река в Австралии? (Муррей - дети находят и показывают на карте).
- Какой самый большой город в Австралии? (Сидней).
- Что вы знаете об этом городе?
(Каждый день в Сидней прибывает множество судов из разных стран, самолетов, прибывают поезда. Австралийцы и гости с удовольствием посещают музеи и театры города, зоопарк, который считается лучшим в стране).
Воспитатель предлагает детям продолжить путешествие и выполнить 2-е задание (решить кроссворд).
Воспитатель: Ребята, решив кроссворд, мы узнаем, какое домашнее животное привез человек в Австралию, и которое из-за своей многочисленности принесло большой урон природе, т.е. вред.
Р/и «Узнай по описанию» (один ребенок дает небольшой, описательный рассказ о каком-либо животном, остальные дети отгадывают, находят соответствующую иллюстрацию; ответ записывается педагогом в кроссворд).
Коала – это небольшое сумчатое животное с крупной головой и коротким хвостом. У него приплюснутая мордочка, мохнатые ушки, маленькие глазки, черный носик. У него пушистый серый мех. Сильные лапы и острые когти позволяют ему хорошо лазать по деревьям и легко удерживаться на стволе. Питается только листьями эвкалипта.
Воспитатель: Второе название коалы – сумчатый медведь (детеныш развивается в сумке). Коала означает «не пьющий», т.к. коалы не пьют воду. Это животное млекопитающее. Почему его так называют? (вскармливает детеныша молоком). Почти все время спит или неподвижно сидит на дереве. Иногда бегает и плавает. Питается ночью. Враг – дикая собака, лиса, хищная птица.
Кенгуру – это сумчатое, травоядное животное. У него длинные и очень крепкие задние ноги. Передние лапы очень маленькие и немного похожи на руки человека. Это животное передвигается, делая мощные прыжки, опираясь при этом на сильный хвост.
Ехидна – это животное внешне напоминает дикобраза. У него толстое тело, покрытое грубой шерстью и иголками. На сильных ногах растут изогнутые когти. Рот похож на клюв. Питается муравьями и другими насекомыми, доставая их длинным, липким языком. Самка откладывает одно яйцо и прячет его в сумке.
Утконос – это небольшое животное, с короткими ногами и плоским хвостом.
Вместо рта у него большой, плоский, покрытый кожей клюв. На лапах перепонки и когти. Живет на суше и в воде. Питается мелкими водными животными и растениями.
Лирохвост – у него очень красивый хвост, с двумя очень длинными, изогнутыми перьями, похожими на старинный музыкальный инструмент – лиру. Он очень пуглив. Может подражать песням других птиц, лаю собак, гудкам автомобиля.
Страус – он крупного размера, с большими сильными ногами. У него есть клюв, крылья с красивыми перьями, но он не умеет летать. Может плавать и очень быстро бегать.
у | т | к | о | н | о | с | |||
с | т | р | а | у | с | ||||
л | и | р | о | х | в | о | с | т | |
к | о | а | л | а | |||||
е | х | и | д | н | а | ||||
к | е | н | г | у | р | у |
Воспитатель: Ребята, когда европейцы открыли Австралию, то сразу заметили, что там совсем не было тех зверей, которые им мешали разводить домашних животных в Европе.
- Вспомните, какие хищники встречаются в Европе? (волки, лисицы, медведи).
Воспитатель: Европейцы сразу же привезли в Австралию своих домашних животных: овец и кроликов. Конечно, для этих животных там было раздолье. Как вы думаете, почему? (почти нет хищников, в степях много травы, нет холодной зимы). Поэтому стада разрастались с каждым днем. Люди были очень довольны – они разводили кроликов на мясо и шкурки. Выращивали овец, производили самую дорогую шерсть во всем мире.
Воспитатель: А какие вещи производят из шерсти? (шапки, шарфы, варежки, свитера, перчатки). Конечно, в самой Австралии эти вещи не очень-то нужны – там достаточно тепло. Поэтому шерсть и шкуры животных большими судами привозили в Европу. И это приносило людям большую прибыль.
А около двухсот лет назад фермы и пастбища для скота разрослись до
невероятных размеров и заняли всю территорию степей. Но дело в том, что кроме степных районов в Австралии много пустынь. Дикие животные были вынуждены бежать от человека именно туда и оказались на грани вымирания. Почему? (ответы детей).
Но самое ужасное, что и домашние животные стали гибнуть. Люди долго не могли понять, что происходит. А дело было в том, что многочисленные стада вытаптывали и поедали всю траву с такой скоростью, что она не успевала расти. В результате многие фермы разорились. Одни животные умерли от голода, другие разбежались и стали дикими. И, чтобы исправить положение, люди были вынуждены произвести отстрел многих травоядных и ввести закон, по которому территория пастбищ не должна быть больше определенного размера, и количество животных на ней было строго ограничено. Таким образом, степи Австралии со временем восстановились от нашествия животных.
Воспитатель предлагает детям 3-е задание (работа в рабочих тетрадях – Кролики). Необходимо дорисовать следующую картинку. Обратить внимание детей на то, что на картинке изображены не только кролики, но и трава. Именно ей питаются животные.
(Кроликов должно быть не больше двух (или меньше), травы - половина картинки, т.е. такая же, как вторая. Тогда и кроликов и травы – достаточное количество).
ФИЗМИНУТКА
(дети выполняют соответствующие движения, характерные особенностям передвижения животных)
Коала – медленная ходьба
Кенгуру – прыжки
Утконос – имитация плаванья
Ехидна – свернуться в клубок
Страус – бег
Воспитатель предлагает детям 4-е задание (Р/и «Четвертый лишний»).
Утконос, кенгуру, страус, ехидна.
Муравьед, вомбат, медведь, опоссум.
Жираф, коала, слон, бегемот.
III. Заключительная часть. Итог.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? Что понравилось больше всего во время нашего путешествия? Что нового узнали? (Ответы детей.)
Детям вручаются призы (раскраски «Австралийские животные»).