Конспект открытого занятия в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима !»
Конспект открытого занятия в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима !»
Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
• Учить детей замечать красоту зимней природы;
• Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
• Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате);
• Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Одежда»;
• Формировать навыки координации речи с движением.
Развивающие:
• Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом.
• Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
• Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
• Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
Воспитательные:
• Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
• Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.
Материалы и оборудование:
Декорация: «Зимний лес «Видео «Зимние зарисовки «
Игрушка Мишка,елочки.
Ведро со снегом
Предметные картинки: репродукция картины И. И. Шишкина «Зима «, серия картинок - одежда (шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли). Оборудование для аппликации «Зимнее дерево «
Ход занятия:
Вход под музыку «Вальс снежинок «Приветствие гостям, отметить настроение детей. поделиться хорошим настроением с гостями. Обратить внимание детей на то, как оформлена группа (в зимнем стиле). Рассмотреть работы выполнены детьми (совместно с родителями) на тему «Зимняя сказка «
Воспитатель загадывает загадку :
Я тепла не потерплю,
Закружу метели.
Все поляны побелю,
Разукрашу ели.
Замету снежком дома,
Потому что я … (зима)
- В гости приходит Мишка, он просит детей рассказать ему о зиме. Ведь он всю зиму спит и не знает, что происходит зимой. Просит отгадать загадки о зиме.
Воспитатель : Какое сейчас время года? Самое красивое время года!Сказочное, волшебное! Только зимой можно увидеть как серебрятся снежинки в воздухе! Как мягким белым одеялом зима покрывает всё вокруг! Какая же зима?Дети: Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!
Воспитатель: Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.
Рассмотреть репродукцию картины И. И. Шишкина «Зима «По жанру эта картина относится к пейзажам, потому что главным действующим лицом картины оказывается природа
На этой картине художник изобразил зиму, зимнюю природу. Эта картина производит приятное впечатление. Мы словно оказывается в темном и тихом зимнем лесу, где если и слышны какие-то звуки, то только треск разрываемых морозом стволов. Чистота и мороз - вот два ощущения, которые охватывают зрителя этой картины.
Воспитатель читает стихотворение
«Зимушка - зима «
Замела метель дороги,
Крыши и дома.
Все покрыла белым снегом,
Зимушка - зима!
Забелела вся округа,
Поле и леса.
До чего же хороша ты,
Зимушка - краса!
Серебрится снег на солнце,
Белы кружева.
Ах, чудесница, какая,
Матушка - зима
Н. Мухина
Воспитатель проводит игру : «Хорошо – плохо «- зима. (ТРИЗ)
Беседуем о зиме.
-Как вы считаете, зима – это хорошо или плохо?
Дети рассказывают Хорошо,потому что:
• Много снега, можно лепить снежную бабу;
• Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
• Деревья имеют возможность отдохнуть;
• Можно кататься на санках, лыжах, коньках;
• Зима дарит нам веселые новогодние праздники;
• Дед Мороз и Снегурочка принесут нам подарки.
Плохо,потому что:
• Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без пищи;
• На улице скользко, можно упасть;
• Можно простудиться и заболеть;
• Снег засыпал всё: дворникам много работы;
• Зимой нет зеленой травы и на деревьях нет листочков.
Мишка предлагает поиграть со снежком. Дети передают снежок из рук в руки,отвечая на вопросы воспитателя :
Снег какой? - Белый, холодный, колючий. Рассмотреть снег на подносе.
Мороз какой? - Трескучий, сильный, лютый. Стихотворение о морозе, пословицы - «Береги нос в большой мороз, Мороз не велик, а стоять не велит «.
Снежинка какая? – Лёгкая, воздушная, красивая, блестящая. Стихотворение о снежинке.Воспитатель : Самое сказочное время года.
Стихи о зиме.
Пришла зима морозная
С метелями и вьюгами.
Со снежными заносами,
С сугробами округлыми.
Принарядила в шапочки,
Одела шубки белые,
Стоят деревья – барышни
Пригожие, умелые.
Ах - ты, зима – красавица,
Пушистая, нарядная,
Вся кружевная, яркая,
Как будто - бы хрустальная.
И по- душе нам, матушка,
Твои забавы зимние:
С коньками и салазками,
Да озорными играми.
И пусть снежинки – искорки
В морозном вихре кружатся,
Спешим, бежим, с восторгом мы,
В заснеженную улицу.
Автор : Н. Мухина
Давайте полюбуемся зимушкой.
Просмотр видео «Зимняя зарисовка «
Физкультминутка.
Воспитатель : превращает детей в снежинки и приглашает покружится в снежной карусели (дети имитируют движение снежинок). Звычит музыка «Вальс снежинок «
Мы снежинки, мы снежинки
Мы летаем, как пушинки.
Дует ветер всё сильней,
А снежинкам веселей …
Ветер тише, тише, тише,
А снежинки ниже, ниже.
Полетали. полетали
И на землю все упали.
Воспитатель : О чём мы ещё не рассказали Мишке?Обращает внимание детей на мнемотаблицу : «Зима «
1. картинка - «Снегопад «
2. Дидактическая игра «Одеваемся на прогулку «
морозе (выбрать зимнюю одежду). Вспомнить пословицы о морозе, о здоровье, почитать стихотворение о морозе.
3. Картинка «Зимние забавы «. Чем дети занимаются зимой?
Рассмотреть серию картинок «Зимние забавы «, «Зимние виды спорта «
4. Картинка. «Берегите птиц зимой «. Какие птицы остаются зимовать? Как мы должны заботится о птицах?
Воспитатель :
А теперь пришло время показать Мишке наш мини - зимний лес,который мы с вам создали в своей группе.
Дети подходят к доске. где находится зимний лес и отмечабт, что не все деревья покрыты снегом.
Воспитатель предлагает восполнить этот пробел. После показа воспитателя, дети выполняют аппликацию «Зимнее дерево «. Звучит мелодия П, И Чайковского «Январь «
После выполнения работы Мишка любуется зимним пейзажем. Теперь он знает всё о зиме. Какая она чудесная,красивая и интересная! Благодарит детей за рассказ. Прощается с ними, поёт им на прощание песенку и уходит в свой лес. Оставляет им угощение. Дети прощаются с Мишкой и приглашают его еще в гости. ИТОГ.
Воспитатель :
О чём мы сегодня говорили? Кто приходил в гости? С какой целью? Что нового вы узнали сегодня? - Что вам понравилось больше всего?