Конспект занятия в старшей группе «Зимушка-зима»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Эврика»
Конспект НОД в старшей группе «Волшебники» по развитию речи «Зимушка-зима»
(Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,« Художественно-эстетическое развитие»)
Воспитатель: Донник В.Н
г.Муравленко,2019 г.
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять словарный запас по теме;
- Учить подбирать прилагательные к существительным;
- Обогащать лексику родственными словами;
- Формировать звуковую культуру речи.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать память, внимание, координацию движения;
- Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
- Развивать ориентацию в пространстве;
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Методы и приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.
Планируемый результат:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Оборудование, наглядный материал : снежки, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима»,картон синего цвета,клей,соль, клеенки и салфетки, снеговик, мнемотаблица
Словарная работа: снежинки, снежная, , снегопад,снежок. красивая, , ледяной, холодный, искрящийся…
Предварительная работа: Беседа о зиме, Рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?» ,наблюдение за погодой на прогулках.
Литература:
"Речевое развитие". Метод. комплект программы "Детство". 3-7 лет.
Развитие речи Конспекты занятий в старшей гр. дет.сад. Волчкова В.Н. Учитель 2004 год
Ушакова О С Программа речевого развития дошкольников
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.
Ход НОД
I.Вводная часть
Сюрпризный момент(Воспитатель входит в костюме зимы)
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? (зима)
- Да, верно, зима.
А хотели бы вы побывать у меня в гостях, в моей волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись- покружились у зимы в гостях очутились.(Дети кружатся вместе с Зимой)
II.Основная часть
Воспитатель:
-Вот мы и очутились у меня в гостях. Посмотрите вокруг,как красиво!Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мою мастерскую.Чтобы добраться до моей мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые я для вас приготовила. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!
Воспитатель:
Вот вам мое первое задание,(Достает снежинку с заданием)
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?
Беседа:
Какое сейчас время года?(зима)
Как вы узнали, что наступила зима?(т.к.идет снег, на улице холодная, морозная погода)
Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Вы знаете как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
А сейчас какой месяц? (февраль).
Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
Что происходит зимой на водоёмах? (они покрываются льдом)
А что бывает только зимой? (Снег).
Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).
Воспитатель:
- Какие же Вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны сугробы очень большие поднимайте выше ноги. - Ребята, давайте остановимся на этой поляне и немного поиграем. Я так люблю играть, особенно в снежки, А вы любите? Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать ,называя это слово ласково, например: зима – зимушка.
Мороз - морозец
Снег - снежок
Лёд - ледок
Ветер - ветерок
Шапка - шапочка
Шарф - шарфик
Валенки - валеночки
Санки - саночки
Шуба - шубка
Снеговик - снеговичок
Льдина – льдинка
-Ребята! Снежки холодные, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами сядем на на наши пенечки и согреемся!
Проводится самомассаж.
Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достает следующую снежинку)Задание «Хорошо»-«Плохо».Разделитесь на две команды. Как вы считаете зима –это хорошо или плохо? Первая команда докажет мне почему зима –это плохо,а вторая команда ,что зима-это хорошо. Выберите нужные картинки и разложите на поле.
Воспитатель: Молодцы!
Ну, а нам пора отправляться дальше. Но прежде чем отправиться дальше
закройте глазки ,протяните ладошки(в это время Зима каждому дает по снежинке, ) .
- Ой, посмотрите, что же у вас такое на ладошках?(снежинки)
-Ребята от такого количества снежных волшебных слов, пошел снежок
-А скажите ,какие они снежинки?
(Красивые, легкие, белые, узорные, шестиконечные, изящные…)
- Действительно, снежинки легкие. Давайте мы сейчас сделаем дыхательную гимнастику:
(губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха и подуть на снежинку.)
- Какие же Вы молодцы. Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой ,кто же это(снеговик).Но почему то очень грустный. Как вы думаете почему?(у него нет друзей, он совсем один)Вы сможете ему помочь?(да, мы с ним подружимся, развеселим его)А кажется я знаю как его развеселить.Я предлагаю разучить стихотворение М.Бойкова про «Снеговика»,я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.
Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили
И ведро нагромоздили.
Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки – ветки, рот – конфета,
Пусть стоит теперь до лета!
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику?(2-3 ребенка рассказывают стишок) Ой смотрите ,а снеговик стал веселее, ему очень понравилось как вы рассказываете стихи.
- Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до моей зимней мастерской, но чтобы в нее войти нужно сказать волшебные слова о снеге,но непросто сказать ,а еще выполнить движения.Ну что готовы?
Физкультминутка «Снег – снежок»
Снег – снежок,
Снег – снежок.
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег – снежок,
Снег – снежок
Белая метелица.
Снег – снежок,
Снег – снежок
Замело дорожки.
(Плавно качают руками вправо–влево).
Снег – снежок,
Снег – снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
Молодцы, ребята!
- Вы все верно сделали и дверь в мою мастерскую открыта для вас.
Проходите, мои дорогие гости. Присаживайтесь за столы .Посмотри ,что у вас на столах лежит?(листочки)
- Обратите внимание на наши листочки . Они совсем пустые. Помогите мне пожалуйста украсить их снежинками(хорошо)
(Перед детьми стоит соль, клей»)
- Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей)
- Правильно. С помощью клея и соли.
(Показ выполнения работы педагогом)
- Но прежде чем, приступить к работе, давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
«СНЕЖОК»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони,
очень гладкий. гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем. (Топают.)
Самостоятельная деятельность детей.
(Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой)
(Во время работы звучит музыка вьюги) .
III.Заключительная часть
- Молодцы! Вы, хорошо справились с работой, за это я угощу вас вкусными снежными шариками.А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Вот вам снежинка, она поможет детский сад найти. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, угощаются зефиром , говорят волшебные слова:
«Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».Вот мы и вернулись в детский сад.
- Какое у вас настроение после путешествия?
- Что было для Вас самым сложным на пути к мастерской Зимы?
- А что заставило подняться вашему настроению?