Конспект по обучению пересказу «Петушок и бобовое зёрнышко»
Конспект по обучению пересказу литературного произведения с детьми 2 года обучения с III уровнем ОНР
Название: «Петушок и бобовое зёрнышко», автор: О. И. Капица.
Задачи:
⎯ Формировать умение пересказывать произведение, опираясь на сюжетные последовательные картинки;
⎯ Закреплять умения согласовывать слова в предложении;
⎯ Развивать диалогическую речь посредством ответов на вопросы;
⎯ Способствовать закреплению умения составлять простые предложения посредством пересказа с опорой на сюжетные последовательные картинки;
⎯ Развивать слуховое восприятие, концентрацию внимания, память, наглядно-образное мышление, словесно-логическое;
⎯ Воспитывать интерес к литературным произведениям.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: произведение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Курица, петух, цыплята», чтение рассказов о домашних птицах (курица, петух).
Индивидуальная работа: с Алисой Н. – упражнять в умении отвечать полным предложением.
Материалы и оборудование: игрушка курицы, книга, сюжетные последовательные картинки для пересказа.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть:
⎯ Ребята, сегодня к нам в гости кое-кто пришёл. Чтобы узнать кто, вам нужно правильно отгадать загадку:
«Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек навещу».
⎯ Ребята, кто же это хочет нас навестить? (ответы детей) Молодцы, это Курица.
Сюрпризный момент: приход в гости героя (Курицы). Вношу курицу в группу.
⎯ Ребята, наша Курица хочет вам кое-что рассказать.
От лица персонажа:
⎯ Детишки, я так спешила к вам в гости, бежала со всех ног, чтобы рассказать вам историю, которая приключилась с моим братцем-Петушком.
⎯ А о чём будет эта история, вы узнаете, когда мы прочитаем сказку.
⎯ Сказка называется «Петушок и бобовое зёрнышко», автор этого произведения О. Капица.
Основная часть:
Чтение детям сказки.
Повторное чтение с установкой на беседу. Объясняю трудные слова, выделяю важные части в произведении.
Вопросы для беседы:
1. О ком говорится в сказке?
2. Чем занимался Петушок?
3. Что с ним произошло?
4. Почему он подавился бобовым зёрнышком?
5. Кто помогал Петушку?
6. О чём их просила Курочка?
7. Что дала Курочка, чтобы спасти Петушка?
Психогимнастика:
⎯ Ребята, давайте сами станем курицами и петухами и поиграем. Смотрите, теперь мы курочки и петушки. Давайте покажем, как говорят курицы: «Ко-ко-ко», как говорят петухи: «Ку-ка-ре-ку». Походим по двору, поищем червячков на обед. Давайте поищем своих цыпляток, они куда-то разбежались. Позовём их: «Цып-цып-цып». Курочки и петушки устали, заберёмся на насест и отдохнём.
⎯ Какие молодцы! Теперь станем обратно ребятами и вернёмся к нам в группу.
Игровое упражнение «Разложи последовательно»
Предлагаю детям последовательно разложить серию картинок. По необходимости даю указания и советы по составлению картинок по порядку.
Повторное чтение с установкой на запоминание.
Пересказ сказки 2-3 детьми. Анализирую каждый пересказ вместе с детьми.
Критерии для анализа пересказа детей: полнота и точность содержания, близость к тексту, последовательность пересказа.
Заключительная часть:
⎯ Какую книгу мы сегодня читали? Как она называлась? Кто автор? О ком в ней говорилось? Что случилось с Петушком? Кто ему помог?
⎯ Какие молодцы! Как хорошо вы запомнили сказку о Петушке. Курочка, а тебе понравилось, как ребята пересказывали историю о твоём братце?
От лица персонажа:
⎯ Мне очень понравилось! Ребята были такие внимательные и активные. Всё запомнили и помогли мне рассказать историю о моём непослушном братце. А теперь мне пора бежать обратно домой, Петушок, наверное, уже заждался меня. Мы с ним ждём вас к нам в гости!
Прощание с курицей. Хвалю всех детей, выделяя тех, кто участвовал в пересказе, кто старался и активно включался в деятельность.