Статья на тему «Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста»
«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста»
(Сообщение из опыта работы)
Автор: Стародубцева Елена Валерьевна, воспитатель МАДОУ № 21 «Искорка», г.Бердск, Новосибирская обл.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу:
«Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное».
Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.
В младшей группе учила детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводила их к воспроизведению текста. Это осуществлялось на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Для первого этапа обучения в младшей группе я брала хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета, как правило, лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Воспроизведение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложения. Запоминание последовательности появления героев развивает логичность, последовательность изложения, вырабатывает у малышей умение следить за развитием сюжета.
В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи. Так, начиная с младшей группы первоначально учила детей целостному восприятию текста. Приучила детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания не прерывалась, не останавливалась, не рассматривала с детьми иллюстрации, не комментировала текст. Учила детей следить за развитием сюжета, сочувствовать героям.
Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Спрашивала: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являлись главным приемом беседы, но мы не забывали, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Я также как и дети выражала свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировала вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?
Вопросы по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Формулировала вопросы таким образом, что отвечая, ребенок использовал слова и фразы из текста. Для детей младшего возраста использовала подсказывающие и наводящие вопросы.
- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед? - репку»);
- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);
В младшей группе после беседы по содержанию приступали к совместному пересказу хорошо знакомой детям сказки. Я начинала рассказывать, а дети заканчивают. Использовала прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посадил дед…репку. Выросла репка… большая-пребольшая».
В последующей после чтения беседе я подводила детей к воспроизведению текста. Дети совместно со мной овладевают пересказом литературного произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые мною вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Привлекала детей к совместному пересказу, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании сказки).
Вывод: Ознакомление с лучшими образцами художественного творчества имеет большое значение для развития у ребенка дошкольного возраста умения строить собственное высказывание. Моей задачей было подвести детей к активному, творческому подражанию чужого текста, помочь его усвоить. Именно при таких условиях подражание литературного образца становится толчком к собственной активной речевой деятельности.