Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [ш] у старших дошкольников с ТНР
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [ш]
у старших дошкольников с ТНР
Агафонова Наталья Александровна,
учитель-логопед МАДОУ № 44 «Веселые нотки»
Цель: автоматизация звука [ш] в прямых слогах, словах
Задачи:
коррекционно - образовательные:
- закреплять правильное произношение звука Ш в слогах, в словах;
- продолжать работу по коррекции фонематических процессов (умение осуществлять синтез прямого слога из звуков, определять наличие и место заданного звука в словах);
- активизировать словарный запас;
- упражнять в согласовании числительных с существительными.
коррекционно - развивающие:
- совершенствовать развитие артикуляционной моторики,
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать логическое мышление.
-коррекционно – воспитательные:
- воспитывать организованность, самостоятельность в работе;
- формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Оборудование: учебно-игровое пособие «Полянка звуков», мультимедийная презентация с изображениями артикуляционных упражнений, картинками по формированию фонематических процессов, набор карточек с символами звуков Ш, А, О, У, И, схема для характеристики артикуляции звука, игральный кубик с точками (от 1 до 6), предметные картинки, наклейки для поощрения.
Речевой материал: прямые слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ; слова: шапка, шорты, шахматы, шуба, шина, уши, кошка, машина, кувшин, каша, малыш, мышь, брошь, гуашь, душ, согласный твердый звук.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня я приглашаю Вас совершить путешествие на нашу «Полянку звуков». А на чем мы с вами отправимся Вы узнаете, если назовете и выполните упражнения, которые можете увидеть на экране.
Развитие артикуляционной моторики:
«Забор», «Окошко», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Подуй на чашечку» (используется изображение чашки, из которой идёт пар)
II. Сообщение темы и цели занятия
Логопед: На чем мы с Вами отправимся на поляну? (на воздушном шаре). Давайте вспомним, как он шипит, когда поднимается в воздух (ШШШ). Уточнение артикуляции звука (схема). Полетели на поляну, подняли руки вверх, летим и шипим. Сегодня мы закрепляем звук Ш в слогах и словах.
III. Основная часть
Игра «Узнай и назови» (упражнять в синтезе прямых слогов, закрепление произношения звука Ш в прямых слогах)
Логопед: Найдите карточку с символом звука Ш. Почему выбрали этот символ? Наш воздушный шар – звук Ш сейчас будет летать вдоль «облаков». Выбирайте любую и правильно произносите звук Ш.
На некоторых «облаках» находятся гласные, давайте подружим звук Ш с ними. (1 ребенок выполняет задание). Какой слог получился? (ША). (2 ребенок «бежит» пальчиками по «облакам» и повторяет данный слог. Затем меняются местами. Слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ.
Игра: «Поймай и назови» (развитие фонематического анализа, развитие мелкой моторики, активизация словаря)
Логопед: Из корзины воздушного шара высыпались маленькие воздушные шары. Попробуем их поймать (1 ребенок садится за компьютер, выбирает картинки со звуком Ш, 2 ребенок у зеркала повторяет слова. Меняются местами)
Игра: «Что лишнее?»
Посмотрите на воздушные шары, которые вы поймали. Они разного цвета – синий, красный, зеленый. Выберите нужный, которым обозначим звук Ш. Почему? (характеристика звука).
Физ. минутка: «Шарик» (развитие общей моторики)
У меня есть шар воздушный
(вытянуть руки вверх, слегка «округлить в локтях», встать на носочки)
Яркий, лёгкий и послушный.
(руки опустить вниз, подпрыгнуть на месте)
Я, когда гулять хожу,
(шагать на месте)
Шар за ниточку держу.
(поднять правую руку вверх, продолжать шагать на месте)
Шарик очень я жалею,
(поднять левую руку вверх, продолжать шагать на месте)
Почему же он худеет?
(остановиться, развести руки в стороны, «удивиться»).
Логопед: На воздушном шарике появится картинка, а Вы определите место звука Ш в её названии (5 слов -1 ребенок называет, 2 – выполняет задание; 5 слов – меняются местами)
Игра: «Посчитай-ка» (согласование существительных и числительных)
Логопед: Посмотрите на наш шар с картинками. Мы будем считать предметы, в названии которых есть звук Ш. Я буду показывать на игральном кубике точки, а Вы называйте число и предмет.
Вы молодцы, хорошо закрепили звук Ш в слогах, словах.
III. Итог занятия.
Где мы были?
Назовите звук, который вы сегодня учились произносить? Что больше запомнилось?
А из корзины воздушного шара за хорошую работу на память о нашем путешествии возьмите наклейки.