Конспект практического занятия «Строение и жизнедеятельность клетки. Химический состав клетки» (6 класс)
Конспект практического занятия по внеурочной деятельности кружка «Юные биологи» для 6 класса
тема: «Строение и жизнедеятельность клетки. Химический состав клетки»
Цель занятия: | создание условий для изучения химического состава растений |
Планируемые результаты занятия: Предметные: | различать приборы и лабораторное оборудование; называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот); называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли); называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы). знать способы обнаружения веществ в клетке, роль неорганических и органических веществ в клетках живых организмов, уметь проводить простейшие опыты по изучению состава клетки. |
Метапредметные: | регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; |
коммуникативные: | обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. познавательные: - работать с учебником; находить отличия; составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. |
Личностные: | осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы. |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Учитель: я рада приветствовать всех вас на нашем занятии. А пройдет оно сегодня не просто в обычном кабинете, а в настоящей научной химической лаборатории.
У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.
Мы с вами работаем как всегда в наших листах рабочей тетради.
1.2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами уже выяснили, какие вещества входят в состав клеток. Напомните мне, пожалуйста (органические, неорганические).
-Назовите пожалуйста какие неорганические вещества встречаются в клетках? (вода и минеральные соли)
-Какую функцию выполняет вода?
- Какую функцию выполняют минеральные соли?
Какие органические вещества встречаются в клетке? (белки, жиры, углеводы).
Какую функцию выполняют белки?
Какую функцию выполняют жиры?
Какую функцию выполняют углеводы?
1.3. Целеполагание
Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, для чего нам необходимо химическое оборудование?
- Верно, мы с вами как настоящие ученые должны экспериментально доказать наличие названных вами веществ в клетках растений. Ребята, все прочитанное является гипотезой, т.е. предположением, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. А это можно сделать только опытным путем
-Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия: доказать наличие органических и неорганических веществ в клетке растений, а также выяснить способы обнаружения этих веществ.
2. Актулизация нового материала. Проведение эксперимента.
Практическая работа «Обнаружение органических и неорганических веществ в клетках растений»
Цель: _______________________________________________________________________
Оборудование: семена подсолнечника, салфетка, клубень картофеля, раствор йода, мука, марля, стаканы с водой, чистые пробирки, держатели, спиртовка, шелуха лука.
Ход работы
Описание опыта 1 «Обнаружение воды в чешуйках лука»
В стеклянную пробирку положите сухую чешуйку лука и нагрейте в пламене спиртовки ( Помним про технику безопасности! Пробирку разогреваем равномерно)
Обсудите в паре, ответьте на вопросы: Что мы наблюдаем на стенках пробирки ?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание опыта 2. «Обнаружение неорганических и органических веществ.»
Продолжайте нагревание, через некоторое время появляется дым. На дне пробирки остается зола.
Обсудите в паре, ответьте на вопросы: Почему появляется дым?
________________________________________________________________________________
Выводы. Появление дыма свидетельствует о том, что обугливаются и сгорают органические вещества . Зола - состоит из неорганических веществ- минеральных солей.
Описание опыта 3 «Обнаружение растительного белка в клетках семян пшеницы»
Насыпьте на марлю немного муки, сделайте из марли мешочек и окуните несколько раз в стакане с водой. Затем разверните мешочек.
Обсудите в паре, ответьте на вопросы: Что произошло с мукой?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему состояние муки изменилось?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончите предложение:
На марле появилась _________ масса. Это и есть растительный ____________ (клейковина).
Описание опыта 4 «Обнаружение жира в клетках семян подсолнечника»
На салфетку положите очищенное семя и раздавите его.
Обсудите в паре и ответьте на вопросы : Что вы видите?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О чем это свидетельствует?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончите предложения
На салфетке появилось ____________ пятно. Это свидетельствует о том, что в клетках семя подсолнечника содержится ________.
Описание опыта 5 «Обнаружение углеводов (крахмала) в клетках клубня картофеля»
На срез клубня картофеля капните раствор йода (будьте осторожны йод оставляет пятна на одежде) и наблюдайте за изменениями.
Обсудите в паре и ответьте на вопросы: Что произошло?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О чем это говорит?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончите предложения:
На срезе клубня картофеля при взаимодействии с йодом появилось _______________ пятно. Это говорит о том, что в клетках клубня картофеля есть _________________, который при соприкосновении с йодом приобретает ______________ окраску.
3. Обобщение материала.
Сформулируйте вывод:
В состав клеток растений входят органические вещества - _____________, ___________ и _________________, неорганические : __________ и ____________ так же как и в состав клеток всех живых организмов. Сходство химического состава свидетельствует о ________________ происхождении всего живого на Земле.
Верно ребята, вы молодцы. Отлично справились с ролью ученых химических лабораторий. Спасибо за занятие, не забывайте оформить результаты в рабочие листы.
4. Рефлексия
Что удивило вас сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
5. Заключение: Предлагаю, к следующему уроку изучить состав продуктов питания растительного происхождения на этикетках и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами.
Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.