Конспект урока по окружающему миру «Страны Европы»

0
0
Материал опубликован 1 September 2022

Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, почему, приветствуя друг друга, мы употребляем это слово? Что оно означает?

- Это слово означает пожелание здоровья – «Будьте здоровы».

Верно. Я желаю вам здоровья. Давайте пожелаем здоровья и нашим гостям.

- (поворачиваются к гостям) Здравствуйте!

Сегодня на уроке мы будем путешествовать. Наша задача за время этого путешествия постараться сохранить, а, если получится, то и укрепить наше здоровье.

Представьте, что мы путешествуем по небу с небольшой тучкой. Родилась она над Атлантическим океаном (найдите его на карте): однажды утром пригрело солнце, вода испарилась и стала туманом. Туман поднялся и превратился в тучку. Каждая команда вместе с тучкой отправится в разные природные зоны. Расскажите о той природной зоне, в которую вы попали.

- 1. Мы оказались в зоне арктических пустынь. Тут можно встретить тюленей, белых медведей, птичьи базары. Из растений присутствует только растительный планктон.

- 2. Мы попали в зону тундры. Здесь лето длится всего один месяц. Земля скована вечной мерзлотой, поэтому в тундре не растут деревья, образуется много болот, рек и озер. Растительный мир тундры представлен мхами и лишайниками, травами. Животные тундры – куропатки, олени, лемминги, волки, песцы, полярные совы.

- 3. Мы находимся в лесной зоне. Здесь в растительном мире преобладают деревья. В лесу можно встретить кедровку, дятла, кабана, глухаря, лося, зайца, жужелицу, разные виды грибов, листовертку. Времена года в лесах очень сильно различаются.

- 4. Мы считаем, что находимся в зоне степей. В степной зоне растут травы и другие растения: ковыль, шалфей, тюльпан. Здесь самые плодородные почвы, но не растут деревья, так как влага из почвы очень быстро испаряется. Мы можем встретить здесь крота, медведку, суслика, степного орла, множество насекомых.

- 5. Мы думаем, что оказались в зоне пустынь. Немногие животные и растения смогли приспособиться к жаре летом и морозам зимой: саксаул, верблюжья колючка, кобра, круглоголовка, верблюд, черепаха.

- 6. Мы считаем, что это горы. В горах встречается особенное распределение природных зон – высотных поясов, они сменяются в определенном порядке: пустыни, степи, леса, тундра, горные ледники. В горах обитают многие из тех животных, что встречаются на равнинах. Но есть и особые виды: лама, серна, снежный барс, як, кондор, гриф.

Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь попробуйте угадать, куда попала тучка? (на доске фрагмент карты с изображением острова. Название страны не написано, рядом со столицей стоит знак вопроса. Слева – Атлантический океан, справа – Северное море)

- (предлагают ответы): остров, Европа, северо-запад Евразии, европейская страна

Наша тучка решила начать путешествие от этого острова на восток. Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Со странами какой части света будем знакомиться?

- на западе Евразии находится Европа. Наверное, мы будем говорить о странах, находящихся в Европе.

Давайте составим план урока. Что нам важно узнать о странах?

- Название, столица, флаг, особенности земной поверхности (равнины, горы), особенности климата, особенности животного и растительного мира, знаменитые достопримечательности, национальное блюдо, популярные виды спорта, известные герои сказок.

Хорошо. Я приготовила для вас листы с планом исследования. Каждая группа получит страну и займется ее исследованием. В результате исследования мы соберем очень много информации. Сможем ли мы ее вспомнить? Что можно сделать, чтобы запомнить?

- можно сделать совместный проект.

Как мы его назовем?

- Всемирная выставка

Прежде, чем получить название страны, отгадайте по карте, о каких странах мы будем говорить?

(на доске появляются силуэты стран, их флаги)

- Великобритания, Германия, Италия, Франция.

Ну, ребята, приступаем к исследованию. Подойдите к доске и выберите страну. Постарайтесь придумать для других команд небольшую загадку и небольшой рассказ. Ваша задача – найти как можно больше информации об этой стране из текста и карт. А другие команды будут судить, удалось вам это сделать или нет.

- (на подготовку выступления отводится 7 минут, после чего команды по очереди выступают. У каждой группы есть лист формата а2 с изображенной картой Европы и набор карточек с изображениями: дождь, футбол, крикет, Биг Бен, чай, Шерлок Холмс, Три поросёнка, Эйфелева башня, одежда/духи/украшения, Золушка, Кот в сапогах, сыр, горнолыжный курорт, пицца, паста, поющие за столом люди, Чиполлино, Колизей, перечеркнутый светофор с красный светом, мерседес, сосиски, квашеная капуста, Бременские музыканты, Кёльнский собор. По ходу рассказов о странах, группы прикрепляют нужные изображения к картам.)

- 1. Великобритания

Большую часть года в этой стране идут дожди и дуют ветра. Главный город – Лондон. Британцы придумали игру в футбол, но также любят играть в крикет. Время они сверяют с главными часами страны – Биг Беном, а в пять часов вечера пьют чай с печеньем и пирожными. В этой стране писатель Конан Дойл придумал знаменитого сыщика Шерлока Холмса, и народная сказка про трёх поросят тоже родилась здесь.

- 2. Франция

Эта страна – одна из самых больших в Европе. В центре ее столицы высится самая красивая башня мира – Эйфелева башня. В этой стране рождается мода на одежду, духи, украшения. Французы – жизнерадостные и веселые. Один из них – сказочник Шарль Перро – написал сказки о Золушке, Коте в сапогах, Мальчике-с-пальчик. Кажется, жители этой западноевропейской страны не представляют себе прием пищи без сыра: его сортов насчитывают больше 500. На юге Франции высятся Альпийские горы.

- 3. Италия

На берегах Средиземного моря расположился полуостров, похожий на сапожок. Его жители очень любят петь и вкусно покушать. Именно итальянцы подарили миру пиццу, пасту, тирамису. Здесь жил писатель-сказочник Джанни Родари, придумавший историю о мальчике-луковке Чиполлино. Главным символом столицы Италии – Рима, является Колизей.

- 4. Жители этой страны не любят нарушать правил, никогда не переходят улицу на красный свет. Товары, производимые в Германии, отличаются высоким качеством, которое так и называют – немецким. Кроме всем известных и очень популярных сосисок, немцы любят квашеную капусту. Братья-сказочники Гримм объездили всю страну, собирая народные сказки, в том числе «Бременские музыканты». Главная достопримечательность одного из древнейших городов страны – Кёльнский собор.

А теперь давайте проведем блиц-турнир и определим, какая команда запомнила больше всего фактов о других странах. За каждый правильный ответ вы будете получать фотографию природы той страны, о которой будет вопрос.

В какой стране жили три поросенка? (Великобритания)

По землям какой страны путешествовал Кот в сапогах? (Франция)

В какой стране сыр является любимым лакомством? (Франция)

В какой стране едят сосиски даже на завтрак? (Германия)

Жители какой страны знают толк в чае с печеньем? (Великобритания)

В какой стране вы найдете самую популярную пищу в мире? (Италия)

Сказочник какой страны придумал мальчика-луковку? (Италия)

В столице какой страны высится Эйфелева башня? (Франция)

В какой стране производят товары высочайшего качества? (Германия)

Над какой страной почти круглый год собираются дождевые тучи? (Великобритания)

В столице какой страны расположен древний амфитеатр Колизей? (Италия)

В какой стране жили бременские музыканты? (Германия)

Молодцы, вы были очень внимательны.

Предлагаю вам выбрать тур по этим странам. Добро пожаловать в туристическую фирму «Я тучка-тучка-тучка». Директором этой фирмы, как вы поняли, является наша тучка. Она предлагает вам европейскую страну, а вы должны, используя карты и фотографии, рассказать о том, что вы там встретите: города, природные зоны, реки, животных, растения. Запишите их на своих листах. (Используются карты природных зон, растительного и животного мира, физическая и политическая карты)

- 1. Великобритания. Лондон, Манчестер, Эдинбург, смешанные леса, Темза, Северн, дуб, сосна, береза, бук, луга, лиса, заяц, белка.

Мы путешествовали по Великобритании. Эта страна расположилась на большом острове и даже занимает небольшую часть соседнего острова – Ирландии. Почти вся территория страны, за исключением Англии, - гористая местность. Самые крупные города этой страны – Лондон, Манчестер, Эдинбург. Большая часть Великобритании находится в зоне смешанных лесов, поэтому здесь можно встретить такие деревья, как дуб, бук, береза, сосна. Из животных мы встретили настоящих лесных жителей: зайцы, лису, белку. В Великобритании не очень холодно (для сравнения, Москва находится на том же меридиане), но всегда пасмурно и дуют ветра с моря. Поэтому главное, что нужно взять с собой – зонт и шарф.

- 2. Франция. Париж, Марсель, Лион, широколиственные и смешанные леса, Сена, Луара, орешник, ель, пальмы, олень, лиса, косули.

Мы отправились в путешествие по Франции. Её столица, Париж, а также Марсель и Лион – крупнейшие города страны. По землям Франции протекают такие реки, как Сена, Луара. Франция относится к зонам широколиственных и смешанных лесов. Во Франции можно увидеть орешник, ель, а на юге даже пальмы. В путешествии вам наверняка встретятся олени, лисы, косули. Лето во Франции жаркое и сухое, нужно это учесть при путешествии. А в остальные временя года часты осадки в виде дождя и снега.

- 3. Италия. Рим, Милан, Неаполь, Широколиственные леса, зона высотных поясов, вечнозеленые леса, По, Адидже, пихта, сосна, дуб, каштан, сурок, горностай, горный козёл, заяц, белка, тунец, макрель.

Крупнейшие города Италии: Рим, Милан, Неаполь, а крупнейшие реки: По, Адидже. Центральная и северная часть страны – горы, поэтому там представлены высотные пояса. Остальная часть страны покрыта широколиственными и вечнозелеными лесами. Из растений мы увидели пихту, сосну, дуб, каштан. Из растений – сурок, горностай, горный козёл, заяц, белка. А в морях, которые окружают полуостров, мы ловили тунца и макрель. На севере Италии – Альпийские горы, поэтому стоит одеться потеплее. Юг Италии окружают моря, недалеко находится Африка, поэтому там жарко и влажно – нужно взять легкие вещи.

- 4. Германия. Берлин, Гамбург, Мюнхен, смешанные леса, Рейн, Дунай, Эльба, бук, береза, сосна, альпийские луга, олень, кабан, бобёр, карп.

В Германии мы побывали в Берлине, Гамбурге, Мюнхене – это крупнейшие города страны. На территории страны протекают реки Рейн, Дунай, Эльба. Германия почти полностью расположена в зоне смешанных лесов, поэтому из растений там часто встречаются бук, береза, сосна, а из животных – олень, кабан, бобёр, в реках можно выловить карпа. В горах встречаются альпийские луга. В Германии редко бывает очень холодно или очень жарко, но погода очень переменчивая, поэтому не будет лишним взять с собой теплую одежду.

У меня на выставке представлено много предметов, изготовленных в этих странах. Попробуйте угадать, где был сделан этот продукт. (Предметы:

Надеюсь, к концу урока вам захотелось и вправду оказаться сейчас в какой-нибудь из этих стран. Перед каждым из вас лежит листочек, на котором я прошу вас написать название той страны, которую вы хотите посетить.

- (пишут названия стран, затем складывают их в один конверт)

Но мы поговорили с вами не обо всех крупных странах Европы. Посмотрите, сколько их еще на карте! Вашим домашним заданием будет подготовить небольшой рассказ о любой из этих стран.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.