Конспект учебного занятия на тему «Латинская Америка»
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Конспект урока географии по теме:
«Латинская Америка»
Разработала:
преподаватель географии
высшей квалификационной категории
Смирнова Татьяна Павловна
Череповец, 2024
Технологическая карта учебного занятия
Тема учебного занятия |
Наименование темы учебного занятия в соответствии с КТП 2 часа. |
||||||||
Цель учебного занятия |
Создание условий для изучения нового материала и способов деятельности по теме «Латинская Америка» через использование педагогической технологии Информационно-развивающие технологии |
||||||||
Задачи учебного занятия |
1.Обучающая: сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона. 2.Развивающая: навыки работы с различными источника географической информации; развивать самостоятельность в организации своей деятельности. 3. Воспитательная: воспитывать потребность в приобретении новых информационных компетенций; уважение к истории, культуре, традициям разных народов мира.
|
||||||||
Тип учебного занятия |
Урок изучение новых знаний |
||||||||
Вид/форма учебного занятия |
Урок комбинированный |
||||||||
Педагогические/образовательные технологии (классификация по Л.Г.Семушиной и Н.Н.Ярошенко) Педагогические/образовательные технологии (классификация по Л.Г.Семушиной и Н.Н.Ярошенко) |
Информационно-развивающие технологии, в том числе ИКТ: беседа, объяснение, самостоятельная работа учебной литературой; Деятельностные: анализ ситуаций. Развивающие: организации коллективной мыслительной деятельности в группах. Личностно-ориентированные: предоставление обучающимся права выбора: студенты привлекаются к определению цели занятия и его плана, осуществлению рефлексии. Кроме того, обучающиеся выполняют самостоятельную работу на опережающей основе, осуществляют само- и взаимооценку учебной деятельности.
|
||||||||
Методы обучения |
По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые (эвристические), По источнику знаний: практический, наглядный, словесный, работа с книгой. |
||||||||
Форма организации деятельности студентов |
Фронтальная Парная Групповая,Индивидуальная |
||||||||
Междисциплинарные связи |
География, История |
||||||||
Ресурсное обеспечение учебного занятия |
Материально-техническое: Компьютер, Проектор Дидактическое: Карточки- задания для групп Приложение 3А 3Б 3В ;Индивидуальные задания Основная литература: Бахчиева О.А География: Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы.-Москва:Просвещение,2022; Дополнительная литература: атлас по географии 10-11 класс; Электронные информационные образовательные ресурсы: электронная презентация «Латинская Америка», |
||||||||
Методы обучения |
По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые (эвристические), По источнику знаний: наглядный, словесный, работа с книгой. |
||||||||
|
|
||||||||
Планируемый уровень обучения (в соответствии с ФГОС СПО из раздела 3.2 рабочей программы) |
П/3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) |
||||||||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и в команде, общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Активность, инициативность в процессе освоения учебной дисциплины. Эффективность выполнения внеаудиторной самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины. Формируемые на учебном занятии общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО из раздела 2 рабочей программы
Формы и методы контроля и оценки
Мониторинг Оценка тематических сообщений Оценка эффективности и качества выполнения учебных задач.
Оценка выполнения творческих заданий.
Оценка выполнения самостоятельной работы.
|
||||||||
Требования к уровню к уровню знаний и умений студентов (в соответствии с ФГОС СПО из раздела 1.2 рабочей программы) |
личностных: − умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; метапредметных: −умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; предметных: − владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; − владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации. Формированию общих компетенций: ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
||||||||
Формы и методы контроля ( из паспорта ФОС в соответствии с 4 разделом рабочей программы)
|
Оценка работы студента на учебных занятиях. В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения и хозяйства изучаемых субрегионов Латинская Америка. 1.Сопоставлять географические карты различной тематики; 2.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ.
|
Дидактическая структура (технология проведения) учебного занятия
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Деятельность преподавателя |
Задания для студентов, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность студентов |
Организационный этап (3 мин.) |
||||
Организационный момент |
Цель: Настроить готовность обучающихся к занятию и включение их в деловой ритм |
Доброе утро! Проверьте готовность к уроку, все ли необходимые учебные принадлежности находятся на вашем рабочем месте? |
Студенты проверили готовность к уроку. Настроились на работу. |
Студенты приветствуют преподавателя, готовятся к работе на занятии. |
Мотивационно- ориентировочный этап ( 17 мин.) |
||||
1.1 Актуализация знаний и умений |
Цель: Актуализация знаний и умений и фиксация затруднений в пробном действии, выравнивание стартовых позиций. |
Повторим ранее изученный материал по теме: « Северная Америка».
|
Вопросы/задания
Приложение 1 |
Отвечают на вопросы .
|
1.2 Мотивация учебной деятельности |
Цель: Погружение в тему урока. Создает условия для постановки учебной задачи.
|
Сегодня мы приступим к изучению темы: Латинская Америка» Трудно поверить, что в XXIв новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который звеном «третьего мира.
Почему Латинская Америка получила такое название? |
Вопросы/задания Приложение 2 |
Регион подвергался колонизации со стороны Испании и Португалии, т.е. страны, население которых говорит на романских(латинских) языках. Отсюда произошло название региона.
|
1.3Целеполагание |
Цель: Обдумывание и формулирование темы и цели занятия. |
Тема занятия «Латинская Америка» Цель занятия: сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона. Задачи: 1) Сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона. 2. Закреплять навыки работы с различными источника географической информации; развивать самостоятельность в организации своей деятельности. 3. Воспитывать потребность в приобретении новых информационных компетенций. государств.
|
Тема занятия «Латинская Америка» Цель занятия сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона.
|
Принимают тему и цель занятия, как самостоятельную учебную задачу.
Записывают в тетрадь тему занятия. |
Операционно-исполнительский (организационно-деятельностный) этап (50 мин.) |
||||
2.1Организация познавательной деятельности |
Цель: Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого материала. |
Знакомство с субрегионами Латинской Америки мы начнем по тексту учебника стр 298 рис 121. Выясним визитные данные региона: территория, численность региона, сколько государств(Из 46 стран и территории. Всего 33 суверенных государств относятся к числу развивающихся ) Индивидуальное задание: Характеристика экономико-географическое положение Латинской Америки региона.
Знакомство с субрегионами Латинской Америки начнем выполнять по карточкам (Приложение 3А 3Б 3В) Для достижения цели мы работаем по группам:
|
Содержание учебного материала(параграфы 48,49,50)
Приложение 3А
Приложение 3Б
Приложение 3В |
Выполняют отдельные задания.
|
2.2 Закрепление новых знаний, умений и способов деятельности |
Цель: Первичный контроль понимания учебного материала. |
Студенты заслушивают отчеты групп и заполняют таблицу: Участие в МГРТ. По отчету 1группы островная Мезоамерика(Вест-Индия) По отчету 2 группы Континентальная часть Мезоамерики(Центральная Америка) По отчету 3 группы Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки
|
Вопросы/задания Приложение 4 |
Участвуют в обсуждении содержания учебного материала. |
Рефлексивно-оценочный этап (20 мин.) |
||||
3.1 Контроль, самоконтроль и коррекция |
Цель: . Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях, умениях и способах действия. |
Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти студентов знаний, умений и способов действия. |
Вопросы/задания Приложение 5 |
Проводят самооценку полноты и правильности усвоенной информации. |
3.2 Домашнее задание |
Цель: Создать условия понимания студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Выдает три уровня домашнего задания: - базовый - повышенный - внеуадиторная самостоятельная работа
|
Приложение 6 |
Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
3.3 Итоговая рефлексия |
Цель: Подведение итогов проделанной работе на занятии |
Подводит итоги занятия. |
Вопросы для рефлексии Приложение 7 |
Отвечают на вопросы |
Конспект урока
Тема «Латинская Америка»
1этап. Организационный момент: идет приветствие и проверка присутствующих студентов, записывается дата занятия.
2 этап. Актуализация знаний: Повторим ранее изученный материал по теме: « Северная Америка».
3 этап Мотивация: Задается вопрос: Почему Латинская Америка получила такое название? Выслушивается ответ студентов и преподавателя.
Сегодня мы приступим к изучению темы: Латинская Америка»
Трудно поверить, что в XXIв новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который звеном «третьего мира.
4 этап. Целеполагание деятельности: Давайте сформулируем цель нашего занятия. После обсуждения записываем в тетрадь тему занятия. Итак, цель нашего урока сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона.
5 этап. Открытие нового знания: Знакомство с субрегионами Латинской Америки .
Для достижения цели мы работаем по группам. Задания/Вопросы Приложении 3А 3Б 3В
А). Работают с текстом учебника, ( карточки -задания на каждую парту) параграфы №48,49, 50, делают записи.
Б). Идет самостоятельная работа в парах с текстом учебника. Читают, анализируют, обсуждают, занимаются поиском ответов на вопросы преподавателя.
6 этап. Применение нового знания: Вопросы/задания
По отчету 1группы островная Мезоамерика(Вест-Индия)
По отчету 2 группы Континентальная часть Мезоамерики(Центральная Америка)
По отчету 3 группы Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки
Студенты заслушивают отчет групп и заполняют таблицу: Участие субрегионов Латинской Америки в МГРТ
7 этап. Выполняют задания Рефлексия:
Мы узнали сегодня латиноамериканский регион. Преподаватель оценивает работу студентов,
9 этап. Завершающий этап: задает Домашнее задание:
Рефлексия:
- базовый -Объясните, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира; Составить сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в международном разделении труда» Сделайте вывод
- повышенный- Используя текст учебника параграфа 50. Установите черты сходства и различий между Бразилией, Мексикой и Венесуэлой.
Совершите путешествие на автомобиле по Панамериканскому шоссе и ведете дневник. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору)
- внеуадиторная самостоятельная работа -Подготовьте сообщение «Освоение Амазонки» какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.
Приложение 1
Вопросы для группы:
1.Назовите характерные черты ЭГП США и Канады. 2. Объясните, почему США и Канада вынуждены импортировать сырье? Почему страны Америки называют «плавильным котлом» различных рас и нации? Какие черты промышленного производства США и Канады
Проверка контурных карт-картосхемы
«Природно-ресурсный потенциал США и Канады »
Приложение 2
Природа и люди смогли создать удивительное разнообразие. Горный рельеф, увенчанные ледниками, богатый и удивительный мир лесов Амазонки. Богатство полезными ископаемыми и нищета тысячи людей. Белая, черная, желтая, красная…..кожа жителей региона и языковая смесь, корни которой тянется сюда из разных континентов.
Вопросы:
1)Чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка»?
2)Какие из стран Южной Америки не имеют выход к морю: а)Парагвай и Уругвай, 3) Уругвай и Боливия, в)Боливия и Парагвай
4) Какие страны Латинской Америки имеют выход в Тихий океан, в Атлантический, в оба океана имею выход
5)Какие признаки положены в основу деления Латинской Америки на субрегионы?
6)Составьте «визитную карточку» региона.
Приложение 3А
Карточка№1 Первая группа: Островной Мезоамерики (Вест Индии);
Задания:
Определить состав и особенности островной Мезоамерики (Вест Индии); Обозначают на контурной карте зависимые территории региона; Определить факторы формирования населения и хозяйства Мезоамерики.
2 Используя карты атласа рождаемости, смертности и естественного прироста населения конкретизируйте положение учебника, относящиеся к воспроизводству. Используя карты народов мира и религии в атласе, конкретизируйте положение учебника основные черты народов и религии. Запишите в тетрадь.
3) Почему в Вест –Индии интенсивно развиваются различные виды хозяйственной деятельности, типичные для «транзитной экономики»? Виды транспорта. Сфера услуг. Внешнеэкономические связи. Чем объясняется особенно территориальную структуру хозяйства в Вест-Индии?
4)Начните, составлять сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в т.ч Вест –Индии в международном разделении труда» Сделайте вывод
Приложение 3Б
Карточка№ 2 Вторая группа
Задания:1) Определить состав и охарактеризуйте географические особенности Центральной Америки.
2)Используя, данные параграфа 49 составьте описание четырех стран Центральной Америки, выделяя характерные черты и отличительные особенности (географическое положение, естественный прирост населения, этнический состав, полезные ископаемые и агроклиматические ресурсы, главные с/ культуры).
3) Используя данные параграфа, а также дополнительные источники информации, составьте описание четырех стран Центральной Америки, выделяя характерные черты и отличительные особенности.
страны |
Черты сходства |
Черты различии |
Мексика |
|
|
Гватемала |
|
|
Коста-Рика |
|
|
Сальвадор |
|
|
4) Начните, составлять сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в т.ч стран Центральной Америки в международном разделении труда» Сделайте вывод.
Приложение 3В
Карточка№ 3 Третья группа Природно- ресурсный потенциал и население Южной Америки
Задания: 1. Определить состав и охарактеризуйте географические особенности Южной Америки.
2.Выявить особенности природных условии и их влияние на хозяйственную Южной Америки.
3.Проследите историю формирования этнического состава субрегиона Южной Америки. На контурной карте обозначьте города – миллионники Южной Америки.
4.Какие проблемы возникают в связи с ускорением процесса урбанизации в регионе?
5. Составьте характеристику специализации горнодобывающей отрасли стран субрегиона.
6. Начните, составлять сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в т.ч стран Центральной Америки в международном разделении труда» Сделайте вывод.
Приложение 4
По отчету 1группы Островная Мезоамерика(Вест-Индия)
По отчету 2 группы Континентальная часть Мезоамерики(Центральная Америка)
По отчету 3 группы Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки
Сводная таблица «Участие отдельных стран Латинской Америки в международном разделении труда» (нефть, железная руда, медные руды, бокситы, оловянные руды, сера, селитра; кофе, какао-бобы, сахар, бананы, пшеница, кукуруза, мясо)
|
Субрегионы латинской Америки |
Промышленная и сельскохозяйственная специализация |
1
2
3 |
Островная Мезоамерика(Вест-Индия) Континентальная часть Мезоамерики(Центральная Америка) Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки
|
|
Сделайте вывод:
Приложение 5
Вопросы: 1. В чем состоит природное и этническое своеобразие региона? В чем состоит своеобразие каждого из субрегионов?
2.Чем объяснить более высокий уровень развития стран Латинской Америки по сравнению с развивающимися странами Азии и Африки?
3. Как сформировался современный этнический состав? В каких странах преобладают метисы, негры, индейцы? 4 Каковы основные черты размещения населения стран Латинской Америки? 5. Каков уровень урбанизации в этих странах? 5 . На каких языках говорят в странах Латинской Америки? Испанский (на этом языке говорит большинство жителей). Португальский (Бразилия).. Английский (Ямайка, Барбадос, Гайана и др.). Французский (Гаити, Гвиана и др.).. Голландский (Суринам, Антильские острова). В Мексике, Перу, Боливии, Парагвае, наряду с испанским, официальными считаются индейские языки (кечуа, ацтекский и др.). 6 Назовите какой религии исповедуют народы стран Латинской Америки? 7.Назовите крупнейшие города Латинской Америки(1. Мехико.2. Буэнос-Айрес.3. Сан-Паулу.4. Рио
8. Выделить верные утверждения:– в отличие от Африки ведущая роль в экономике региона перешла к обрабатывающей промышленности;– “индустриальный” облик Латинской Америки сейчас определяют Чили, Венесуэла, Колумбия, Перу; “второй эшелон” составляют Аргентина, Бразилия и Мексика; – Аргентина, Бразилия и Мексика концентрируют около промышленного производства Латинской Америки; – в структуре промышленной продукции Латинской Америки понижается роль текстильной, пищевой, кожевенно-обувной и швейной промышленности и повышается роль черной и цветной металлургии, нефтехимии, машиностроения; – Аргентину, Бразилию и Мексику можно отнести к “новым индустриальным странам” Латинской Америки – во многих странах Латинской Америки пищевая промышленность имеет ярко выраженную экспортную направленность; – машиностроение и химическая промышленность наиболее динамично развиваются в странах Центральной Америки, Карибского бассейна, в Парагвае и Боливии;
9. Выделить ведущие направления сельскохозяйственного производства, типичные для аргентинской Пампы: хлопководство, зерновое хозяйство (пшеница, кукуруза), выращивание кофе, выращивание сахарного тростника, выращивание масличных культур (подсолнечник), разведение крупного рогатого скота, чаеводство, картофелеводство.
10.Найти и выписать определение следующих понятий и терминов – ложная урбанизация, латиноамериканский тип города, пампа, латифундии, «точка роста»,
Приложение 6
- базовый -Объясните, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира; Составить сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в международном разделении труда» Сделайте вывод
- повышенный- Используя текст учебника параграфа 50. Установите черты сходства и различий между Бразилией, Мексикой и Венесуэлой.
Совершите путешествие на автомобиле по Панамериканскому шоссе и ведете дневник. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору)
- внеуадиторная самостоятельная работа -Подготовьте сообщение «Освоение Амазонки» какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.
Приложение 7
Самостоятельно сделайте вывод:
Достигли ли вы учебные цели:
Было ли интересно вам на занятии
Или совсем неинтересно?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Индивидуальные задания:
1.Расово-этнический состав населения Латинской Америки.
2.Характеристика экономико-географическое положение Латинской Америки региона(Особенности географического положения региона. Вывод: 1. Близость к США.2. Наличие Панамского канала. 3. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.
По государственному строю: 24 республиканскую форму правления, Содружества Нации(Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Среди независимых государства унитарные, и только пять имеют федеративное устройство.)
3.История формирования его политической карты.
Этап доколониальный На территории Латинской Америки располагались высокоразвитые древние цивилизации индейских племен и народностей: АЦТЕКОВ, МАЙЯ, КУЧУА, ИНКОВ.
Колониальный этап Связан с поиском европейцами пути в Индию. С 1492г началось завоевание территории. Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия, устремились многочисленные экспедиции завоевателей –конкистадоров. Постепенно они утвердилось колониальное господство на всей территории Латинской Америки.
Этап независимого развития. В результате долгой и кровопролитной борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами народы большинства латиноамериканских стран завоевали независимость в начале 19 века.
Сейчас страны Латинской Америки находятся в экономической зависимости от США.
Латиноамериканский тип города.
Карточки для конспекта учебного занятия Латинская АмерикаPDF / 100.6 Кб