12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна494
Я начала работать в 20 веке, а сейчас работать стало интереснее! Вот так!
Россия, Вологодская обл., Череповец

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»









Конспект урока географии по теме:

«Латинская Америка»








Разработала:

преподаватель географии

высшей квалификационной категории

Смирнова Татьяна Павловна






Череповец, 2024



Технологическая карта учебного занятия

Тема учебного занятия

Наименование темы учебного занятия в соответствии с КТП 2 часа.

Цель учебного занятия

Создание условий для изучения нового материала и способов деятельности по теме «Латинская Америка» через использование педагогической технологии

Информационно-развивающие технологии

Задачи учебного занятия

1.Обучающая:

сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона.

2.Развивающая:

навыки работы с различными источника географической информации; развивать самостоятельность в организации своей деятельности.

3. Воспитательная: воспитывать потребность в приобретении новых информационных компетенций; уважение к истории, культуре, традициям разных народов мира.


Тип учебного занятия

Урок изучение новых знаний

Вид/форма учебного занятия

Урок комбинированный

Педагогические/образовательные технологии (классификация по Л.Г.Семушиной и Н.Н.Ярошенко) Педагогические/образовательные технологии (классификация по Л.Г.Семушиной и Н.Н.Ярошенко)

Информационно-развивающие технологии, в том числе ИКТ: беседа, объяснение, самостоятельная работа учебной литературой;

Деятельностные: анализ ситуаций.

Развивающие: организации коллективной мыслительной деятельности в группах.

Личностно-ориентированные: предоставление обучающимся права выбора: студенты привлекаются к определению цели занятия и его плана, осуществлению рефлексии. Кроме того, обучающиеся выполняют самостоятельную работу на опережающей основе, осуществляют само- и взаимооценку учебной деятельности.


Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые (эвристические),

По источнику знаний: практический, наглядный, словесный, работа с книгой.

Форма организации деятельности студентов

Фронтальная Парная Групповая,Индивидуальная

Междисциплинарные связи

География, История

Ресурсное обеспечение учебного занятия

Материально-техническое: Компьютер, Проектор

Дидактическое: Карточки- задания для групп Приложение 3А 3Б 3В ;Индивидуальные задания

Основная литература: Бахчиева О.А География: Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы.-Москва:Просвещение,2022;

Дополнительная литература: атлас по географии 10-11 класс;

Электронные информационные образовательные ресурсы: электронная презентация «Латинская Америка»,

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые (эвристические),

По источнику знаний: наглядный, словесный, работа с книгой.



Планируемый уровень обучения

(в соответствии с ФГОС СПО из раздела 3.2 рабочей программы)

П/3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество



ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития



ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Активность, инициативность в процессе освоения учебной дисциплины.

Эффективность выполнения внеаудиторной самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины.

Формируемые на учебном занятии общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО из раздела 2 рабочей программы




Формы и методы контроля и оценки



Мониторинг

Оценка тематических сообщений

Оценка эффективности и качества выполнения учебных задач.



Оценка выполнения творческих заданий.





Оценка выполнения самостоятельной работы.




Требования к уровню к уровню знаний и умений студентов (в соответствии с ФГОС СПО из раздела 1.2 рабочей программы)

личностных:

− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

метапредметных:

умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

предметных:

− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации.

Формированию общих компетенций:

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Формы и методы контроля

( из паспорта ФОС в соответствии с 4 разделом рабочей программы)


Оценка работы студента на учебных занятиях.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

1.Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения и хозяйства изучаемых субрегионов Латинская Америка.
 В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь:

1.Сопоставлять географические карты различной тематики;

2.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ.




Дидактическая структура (технология проведения) учебного занятия

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Задания для студентов, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность студентов

Организационный этап (3 мин.)

Организационный момент

Цель:

Настроить готовность обучающихся к занятию и включение их в деловой ритм

Доброе утро! Проверьте готовность к уроку, все ли необходимые учебные принадлежности находятся на вашем рабочем месте?

Студенты проверили готовность к уроку. Настроились на работу.

Студенты приветствуют преподавателя, готовятся к работе на занятии.

Мотивационно- ориентировочный этап ( 17 мин.)

1.1 Актуализация знаний и умений

Цель: Актуализация знаний и умений и фиксация затруднений в пробном действии, выравнивание стартовых позиций.

Повторим ранее изученный материал по теме: « Северная Америка».


Вопросы/задания


Приложение 1

t1711023391aa.gif

Отвечают на вопросы

.


1.2 Мотивация учебной деятельности

Цель:

Погружение в тему урока. Создает условия для постановки учебной задачи.



Сегодня мы приступим к изучению темы: Латинская Америка»

Трудно поверить, что в XXIв новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который звеном «третьего мира.


Почему Латинская Америка получила такое название?

Вопросы/задания

Приложение 2

Регион подвергался колонизации со стороны Испании и Португалии, т.е. страны, население которых говорит на романских(латинских) языках. Отсюда произошло название региона.


1.3Целеполагание

Цель:

Обдумывание и

формулирование темы и цели занятия.

Тема занятия «Латинская Америка»

Цель занятия: сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона.

Задачи:

1) Сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона.

2. Закреплять навыки работы с различными источника географической информации; развивать самостоятельность в организации своей деятельности.

3. Воспитывать потребность в приобретении новых информационных компетенций.

государств.


Тема занятия «Латинская Америка»

Цель занятия сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона.


Принимают тему и цель занятия, как самостоятельную учебную задачу.


Записывают в тетрадь тему занятия.

Операционно-исполнительский (организационно-деятельностный) этап (50 мин.)

2.1Организация познавательной деятельности

Цель:

Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого материала.

Знакомство с субрегионами Латинской Америки мы начнем по тексту учебника стр 298 рис 121.

Выясним визитные данные региона: территория, численность региона, сколько государств(Из 46 стран и территории. Всего 33 суверенных государств относятся к числу развивающихся ) Индивидуальное задание: Характеристика экономико-географическое положение Латинской Америки региона.


Знакомство с субрегионами Латинской Америки начнем выполнять по карточкам (Приложение 3А 3Б 3В)

Для достижения цели мы работаем по группам:







Содержание учебного материала(параграфы 48,49,50)



Приложение 3А


Приложение 3Б



Приложение 3В

t1711023391ab.gift1711023391ac.gift1711023391ad.gif





Выполняют отдельные задания.


2.2 Закрепление новых знаний, умений и способов деятельности

Цель:

Первичный контроль понимания учебного материала.

Студенты заслушивают отчеты групп и заполняют таблицу: Участие в МГРТ.

По отчету 1группы островная Мезоамерика(Вест-Индия)

По отчету 2 группы Континентальная часть Мезоамерики(Центральная Америка)

По отчету 3 группы Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки



Вопросы/задания

Приложение 4


Участвуют в обсуждении содержания учебного материала.

Рефлексивно-оценочный этап (20 мин.)

3.1 Контроль, самоконтроль и коррекция

Цель:

. Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях, умениях и способах действия.

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти студентов знаний, умений и способов действия.

Вопросы/задания

Приложение 5

Проводят самооценку полноты и правильности усвоенной информации.

3.2 Домашнее задание

Цель:

Создать условия понимания студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выдает три уровня домашнего задания:

- базовый

- повышенный

- внеуадиторная самостоятельная работа


Приложение 6

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

3.3 Итоговая рефлексия

Цель:

Подведение итогов проделанной работе на занятии

Подводит итоги занятия.

Вопросы для рефлексии

Приложение 7

Отвечают на вопросы



Конспект урока

Тема «Латинская Америка»

1этап. Организационный момент: идет приветствие и проверка присутствующих студентов, записывается дата занятия.

2 этап. Актуализация знаний: Повторим ранее изученный материал по теме: « Северная Америка».

3 этап Мотивация: Задается вопрос: Почему Латинская Америка получила такое название? Выслушивается ответ студентов и преподавателя.

Сегодня мы приступим к изучению темы: Латинская Америка»

Трудно поверить, что в XXIв новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который звеном «третьего мира.

4 этап. Целеполагание деятельности: Давайте сформулируем цель нашего занятия. После обсуждения записываем в тетрадь тему занятия. Итак, цель нашего урока сформировать представление о своеобразие субрегионов Латинской Америки; оценивать природно-ресурсного потенциала для развития экономики региона; выявлять основные особенности населения и хозяйства региона.

5 этап. Открытие нового знания: Знакомство с субрегионами Латинской Америки .

Для достижения цели мы работаем по группам. Задания/Вопросы Приложении 3А 3Б 3В

А). Работают с текстом учебника, ( карточки -задания на каждую парту) параграфы №48,49, 50, делают записи.

Б). Идет самостоятельная работа в парах с текстом учебника. Читают, анализируют, обсуждают, занимаются поиском ответов на вопросы преподавателя.



6 этап. Применение нового знания:  Вопросы/задания

По отчету 1группы островная Мезоамерика(Вест-Индия)

По отчету 2 группы Континентальная часть Мезоамерики(Центральная Америка)

По отчету 3 группы Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки

Студенты заслушивают отчет групп и заполняют таблицу: Участие субрегионов Латинской Америки в МГРТ



7 этап. Выполняют задания Рефлексия:

Мы узнали сегодня латиноамериканский регион. Преподаватель оценивает работу студентов,

9 этап. Завершающий этап: задает Домашнее задание:

Рефлексия:

- базовый -Объясните, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира; Составить сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в международном разделении труда» Сделайте вывод

- повышенный- Используя текст учебника параграфа 50. Установите черты сходства и различий между Бразилией, Мексикой и Венесуэлой.

Совершите путешествие на автомобиле по Панамериканскому шоссе и ведете дневник. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору)

- внеуадиторная самостоятельная работа -Подготовьте сообщение «Освоение Амазонки» какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.



Приложение 1

Вопросы для группы:

1.Назовите характерные черты ЭГП США и Канады. 2. Объясните, почему США и Канада вынуждены импортировать сырье? Почему страны Америки называют «плавильным котлом» различных рас и нации? Какие черты промышленного производства США и Канады

Проверка контурных карт-картосхемы

«Природно-ресурсный потенциал США и Канады »



























Приложение 2

Природа и люди смогли создать удивительное разнообразие. Горный рельеф, увенчанные ледниками, богатый и удивительный мир лесов Амазонки. Богатство полезными ископаемыми и нищета тысячи людей. Белая, черная, желтая, красная…..кожа жителей региона и языковая смесь, корни которой тянется сюда из разных континентов.

Вопросы:

1)Чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка»?

2)Какие из стран Южной Америки не имеют выход к морю: а)Парагвай и Уругвай, 3) Уругвай и Боливия, в)Боливия и Парагвай

4) Какие страны Латинской Америки имеют выход в Тихий океан, в Атлантический, в оба океана имею выход

5)Какие признаки положены в основу деления Латинской Америки на субрегионы?

6)Составьте «визитную карточку» региона.

















Приложение 3А

Карточка№1 Первая группа: Островной Мезоамерики (Вест Индии);

Задания:

Определить состав и особенности островной Мезоамерики (Вест Индии); Обозначают на контурной карте зависимые территории региона; Определить факторы формирования населения и хозяйства Мезоамерики.

2 Используя карты атласа рождаемости, смертности и естественного прироста населения конкретизируйте положение учебника, относящиеся к воспроизводству. Используя карты народов мира и религии в атласе, конкретизируйте положение учебника основные черты народов и религии. Запишите в тетрадь.

3) Почему в Вест –Индии интенсивно развиваются различные виды хозяйственной деятельности, типичные для «транзитной экономики»? Виды транспорта. Сфера услуг. Внешнеэкономические связи. Чем объясняется особенно территориальную структуру хозяйства в Вест-Индии?

4)Начните, составлять сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в т.ч Вест –Индии в международном разделении труда» Сделайте вывод












Приложение 3Б

Карточка№ 2 Вторая группа

Задания:1) Определить состав и охарактеризуйте географические особенности Центральной Америки.

2)Используя, данные параграфа 49 составьте описание четырех стран Центральной Америки, выделяя характерные черты и отличительные особенности (географическое положение, естественный прирост населения, этнический состав, полезные ископаемые и агроклиматические ресурсы, главные с/ культуры).

3) Используя данные параграфа, а также дополнительные источники информации, составьте описание четырех стран Центральной Америки, выделяя характерные черты и отличительные особенности.

страны

Черты сходства

Черты различии

Мексика



Гватемала



Коста-Рика



Сальвадор





4) Начните, составлять сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в т.ч стран Центральной Америки в международном разделении труда» Сделайте вывод.











Приложение 3В

Карточка№ 3 Третья группа Природно- ресурсный потенциал и население Южной Америки


Задания: 1. Определить состав и охарактеризуйте географические особенности Южной Америки.

2.Выявить особенности природных условии и их влияние на хозяйственную Южной Америки.

3.Проследите историю формирования этнического состава субрегиона Южной Америки. На контурной карте обозначьте города – миллионники Южной Америки.

4.Какие проблемы возникают в связи с ускорением процесса урбанизации в регионе?

5. Составьте характеристику специализации горнодобывающей отрасли стран субрегиона.

6. Начните, составлять сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в т.ч стран Центральной Америки в международном разделении труда» Сделайте вывод.





















Приложение 4

По отчету 1группы Островная Мезоамерика(Вест-Индия)

По отчету 2 группы Континентальная часть Мезоамерики(Центральная Америка)

По отчету 3 группы Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки

Сводная таблица «Участие отдельных стран Латинской Америки в международном разделении труда» (нефть, железная руда, медные руды, бокситы, оловянные руды, сера, селитра; кофе, какао-бобы, сахар, бананы, пшеница, кукуруза, мясо)


Субрегионы латинской Америки

Промышленная и сельскохозяйственная специализация

1


2


3

Островная Мезоамерика(Вест-Индия)

Континентальная часть Мезоамерики(Центральная Америка)

Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки




Сделайте вывод:





Приложение 5

Вопросы: 1. В чем состоит природное и этническое своеобразие региона? В чем состоит своеобразие каждого из субрегионов?

2.Чем объяснить более высокий уровень развития стран Латинской Америки по сравнению с развивающимися странами Азии и Африки?

3. Как сформировался современный этнический состав? В каких странах преобладают метисы, негры, индейцы? 4 Каковы основные черты размещения населения стран Латинской Америки? 5. Каков уровень урбанизации в этих странах? 5 . На каких языках говорят в странах Латинской Америки?  Испанский (на этом языке говорит большинство жителей).    Португальский (Бразилия)..     Английский (Ямайка, Барбадос, Гайана и др.).    Французский (Гаити, Гвиана и др.)..     Голландский (Суринам, Антильские острова). В Мексике, Перу, Боливии, Парагвае, наряду с испанским, официальными считаются индейские языки (кечуа, ацтекский и др.). 6 Назовите какой религии исповедуют народы стран Латинской Америки? 7.Назовите крупнейшие города Латинской Америки(1.     Мехико.2.     Буэнос-Айрес.3.     Сан-Паулу.4.     Рио

8. Выделить верные утверждения:– в отличие от Африки ведущая роль в экономике региона перешла к обрабатывающей промышленности;– “индустриальный” облик Латинской Америки сейчас определяют Чили, Венесуэла, Колумбия, Перу; “второй эшелон” составляют Аргентина, Бразилия и Мексика; – Аргентина, Бразилия и Мексика концентрируют около промышленного производства Латинской Америки; – в структуре промышленной продукции Латинской Америки понижается роль текстильной, пищевой, кожевенно-обувной и швейной промышленности и повышается роль черной и цветной металлургии, нефтехимии, машиностроения; – Аргентину, Бразилию и Мексику можно отнести к “новым индустриальным странам” Латинской Америки – во многих странах Латинской Америки пищевая промышленность имеет ярко выраженную экспортную направленность; – машиностроение и химическая промышленность наиболее динамично развиваются в странах Центральной Америки, Карибского бассейна, в Парагвае и Боливии;

9. Выделить ведущие направления сельскохозяйственного производства, типичные для аргентинской Пампы: хлопководство, зерновое хозяйство (пшеница, кукуруза), выращивание кофе, выращивание сахарного тростника, выращивание масличных культур (подсолнечник), разведение крупного рогатого скота, чаеводство, картофелеводство.

10.Найти и выписать определение следующих понятий и терминов – ложная урбанизация, латиноамериканский тип города, пампа, латифундии, «точка роста»,























Приложение 6



- базовый -Объясните, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира; Составить сводную таблицу «Участие отдельных стран Латинской Америки в международном разделении труда» Сделайте вывод

- повышенный- Используя текст учебника параграфа 50. Установите черты сходства и различий между Бразилией, Мексикой и Венесуэлой.

Совершите путешествие на автомобиле по Панамериканскому шоссе и ведете дневник. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору)

- внеуадиторная самостоятельная работа -Подготовьте сообщение «Освоение Амазонки» какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.



















Приложение 7

Самостоятельно сделайте вывод:

Достигли ли вы учебные цели:

Было ли интересно вам на занятии

Или совсем неинтересно?







----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Индивидуальные задания:

1.Расово-этнический состав населения Латинской Америки.



2.Характеристика экономико-географическое положение Латинской Америки региона(Особенности географического положения региона. Вывод: 1.     Близость к США.2.    Наличие Панамского канала. 3.     Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.

По государственному строю: 24 республиканскую форму правления, Содружества Нации(Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Среди независимых государства унитарные, и только пять имеют федеративное устройство.)

3.История формирования его политической карты.

Этап доколониальный На территории Латинской Америки располагались высокоразвитые древние цивилизации индейских племен и народностей: АЦТЕКОВ, МАЙЯ, КУЧУА, ИНКОВ.

Колониальный этап Связан с поиском европейцами пути в Индию. С 1492г началось завоевание территории. Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия, устремились многочисленные экспедиции завоевателей –конкистадоров. Постепенно они утвердилось колониальное господство на всей территории Латинской Америки.

Этап независимого развития. В результате долгой и кровопролитной борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами народы большинства латиноамериканских стран завоевали независимость в начале 19 века.

Сейчас страны Латинской Америки находятся в экономической зависимости от США.



Латиноамериканский тип города.

















​​​​​​​
Карточки для конспекта учебного занятия Латинская АмерикаPDF / 100.6 Кб




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.