Конспект учебного занятия по декоративно-прикладному искусству «Городецкая роспись. Роспись разделочной доски»
Конспект учебного занятия по декоративно-прикладному искусству
«Городецкая роспись. Роспись разделочной доски»
Колодина Дарья Олеговна
педагог дополнительного образования
бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
г. Омска «Дом детского творчества
Октябрьского административного округа»
Цель: создание цветочной композиции на разделочной доске в технике городецкой росписи.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей городецкого промысла, стилистическими особенностями и основными элементами городецкой росписи и этапами росписи.
2.Формировать практические умения составления композиции на разделочной доске, росписи «розана» и «купавки» по образцу, совершенствовать навыки выполнения элементов кистевой росписи.
3.Воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
4.Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
Материалы и оборудование:
для учащихся:
- гуашь
- кисти белка № 1,2 , пони № 4
- баночка для воды
- альбом
- разделочная доска
- салфетка
- простой карандаш
для педагога:
- образец росписи разделочной доски в технике городецкой росписи
- образцы городецкой росписи, фотографии изделий городецких мастеров из собраний музеев
- плакат "Элементы городецкой росписи"
- презентации "Городецкая роспись"
Ход занятия:
1. Организационный этап (3-5 мин.)
Приветствие учащихся.
Сообщение темы, подведение учащихся к формулировке цели учебного занятия.
Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Основной этап (40мин.)
2.1. История возникновения и развития промысла в сопровождении презентации (7мин.).
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой.
Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особенно славились Городецкие прялки, во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, солонки, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. так зародилась городецкая роспись
Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, сценки чаепития, наездников, птиц, коней - все эти сюжеты дополняют изображения бутонов цветов.
2.2. Особенности городецкой росписи (8 мин.).
Анализ элементов городецкой росписи (на плакате), просмотр изделий городецких мастеров, фотографий из собраний музеев. Основные традиционные элементы росписи: розан, купавка, ромашка, листики (приложение 1).
Особенности городецкой росписи:
- краски яркие: синий, красный, зеленый;
- оживка: белый, черный цвета;
- элементы росписи: городецкий фазан, конь вороной;
- жанровые сцены: выезд, гуляние, чаепитие, свадьба;
особенности построения композиции: закон симметрии.
Обсуждение сходства и отличительных особенностей городецкой росписи от других народных промыслов (слайд).
2.3. Алгоритм выполнения городецкой росписи (4 мин.).
Обсуждение последовательности выполнения цветов городецкой росписи (приложение 2). В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила:
1. Сначала готовится цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен круглой формы. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».
2.Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. «Теневка» выполняется более мелкой кистью. Обозначается центр цветка и лепестки. У розана центр рисуется в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначается небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
3.Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. У цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. «Оживку» делают белой и черной краской (слайд).
2.3. Практическая работа по росписи разделочной доски (15 мин.).
Демонстрация педагогом приёмов росписи цветочной композиции. Озвучивание критериев оценки работ учащихся:
1.Правильное выполнение композиционного решения
2. Аккуратность.
3.Сложность элементов и их соответствие с городецкой росписью (слайд).
Самостоятельная работа учащихся - роспись разделочных досок.
3.Подведение итогов занятия (6 мин.).
Выставка работ. Просмотр, обсуждение работ учащихся (взаимооценка и самооценка по критериям). Обсуждение, достигнута ли цель учебного занятия.
Рефлексия.
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить дальнейшее знакомство с городецкой росписью?
Задание на дом (викторина) LearningApps.
Информирование учащихся о содержании следующего учебного занятия:
продолжение знакомство техники рисования по мотивам городецкой росписи - «Кони – птицы».
Список литературы:
Андриевская Ж. В. Удивительная Русь / Ж.В. Андриевская // Чудеса народных промыслов России. -М.: Феникс,2022.- С.26-28
Величко Н. К. Русская роспись / Н.К. Величко - М.: Хоббитека,2022.-С. 4-6
Толстухина Н.В. Городец. Наследие мастеров. Роспись и рисунки на бумаге./ Н.В Толстухина -М.: Бослен,2022.
Коновалов А.Е. Городецкая роспись и резьба по дереву / А.Е. Коновалов, - М.: Прогресс, 2012. - 76 с.
Махмутова Х.И. Роспись по дереву / Х.И. Махмутова. - М.: Дрофа, 2012. - 287 с.
Приложение 1
Приложение 2