Конспект учебного занятия по математике в 1 классе «Сложение и вычитание вида []+1,[]-1»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О.:
Класс: 1
Предмет: математика
Тема урока: «Сложение и вычитание вида []+1,[]-1».
УМК: «Школа России».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сложения и вычитания вида []+1,[]-1.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: Формировать представление о сложении и вычитании вида []+1,[]-1. Формировать умение: использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; Формировать умение: решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; | Предметные: Учащиеся научатся: определять сложение и вычитание вида []+1,[]-1; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; Уч-ся получат возможность научиться: решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; |
Развивающие: 1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. 2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей. 3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | Метапредметные: 1. Регулятивные: - Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию. - Учащиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. 2. Познавательные: - Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять синтез как составление целого из частей. - Учащиеся получат возможность научиться: строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. 3. Коммуникативные: - Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. |
Воспитательная: -воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: учебник: математика 1 класс.
Интерактивное оборудование: учебник, презентация, мультимедийное оснащение.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) | -Здравствуйте, ребята, меня зовут ..., сегодня урок математики у вас проведу я. Тихо садится 1 ряд, тихо садится 3 ряд, присаживается 2 ряд. Настрой на работу. Проверка рабочего места. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока. Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должен лежать пенал, учебник, карточки с заданиями. |
Происходит мотивация деятельности. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) | Игра «Помоги Буратино». - Мальвина дала Буратино задание написать числовой ряд. А Буратино заигрался с Артемоном и вспомнил о задании слишком поздно. Он сделал всё наспех и, не проверив, отдал Мальвине. Проверьте, не допустил ли Буратино ошибок. (0, 1, 2, 3, 3, 4, 5, 7, 9, 8, 10) - Что Буратино сделал неправильно? Игра «Где мое место?» - Правильно ли построились ребята? - Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед. Сколько здесь ребят? (5.) - Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой.) - К 5 прибавили 1 и получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик, с какой карточкой сделает шаг вперед? (7.) По аналогии рассматриваются случаи 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1. - Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1 Далее предлагается десятому ученику положить на стол карточку и сесть на место. - Сколько было учеников? (10.) - Сколько учеников село на место? (1.) - Сколько учеников осталось? (9.) - Как это записать? (10 – 1 = 9.) Аналогично рассматриваются случаи 9 – 1,8 – 1,7 – 1 и т.д. | Отвечают на вопросы учителя. - Написал два раза число 3, пропустил число 6, поменял местами числа 8 и 9. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся высказывают своё мнение. - Если прибавляем к числу 1, получается следующее число. | | | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | - Кто догадался, чему мы научимся на уроке? - Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка. | - Прибавлять и вычитать число 1. | Формировать умение: использовать математическую терминологию при составлении и чтенииматематических равенств; | К: владеть диалогической речью. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Практический. (упражнение) | -Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке. - Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1? Чтобы к числу прибавить 1, надо назвать следующее за ним число при счете. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать? Какое число? - Посмотрите на рисунок ниже. -Каким видом спорта занимаются лягушата? - Сколько всего лягушат? - Сколько лягушат уже в воде? - В воде 1 лягушонок, и еще один уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? - Как это записать? - Предлагаю вместе выполнить задание на карточках. (Приложение 1) - Один плюс один равно двум. - Теперь каждый по цепочке называет ответ, записывая его.
Физкультурная минутка. Утором бабочка проснулась, | Отвечают на вопросы учителя. - Чтобы вычесть из числа надо назвать предыдущее число. - Прыжками в воду. -10 -1 -2 -1 + 1 = 2 Выполняют физминутку. | Формировать умение: решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; | Р: планировать свою деятельность. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта | Практический. (упражнение) Словесный (беседа) | - Давайте рассмотрим числовой ряд внизу страницы. - Запись 3+1=4 можно прочитать так: «Три плюс один равно четырем». - Запись 7-1=6 можно прочитать так: «Семь минус один равно шести». - В какую сторону идет зайчик? Значит числа увеличиваются в какую сторону? - А белочка в какую сторону идет? - Значит, в какую сторону они уменьшаются? - Если мы движемся по числовому лучу в право, то числа будут увеличиваться. Если мы идем по числовому лучу в лево, то числа будут уменьшаться. - Зайчик на каком числе находиться? Если он сделает шаг, на каком числе будет находиться? - Если мы к одному прибавляем один будет равно двум. А если зайчик из точки два сделает один шаг, где он будет находиться? - Белочка идет к зайчику навстречу с точки 9, если она сделает шаг, в какой точке она окажется? - А если она из точки 8 сделает шаг, где окажется лисичка? | - В право. - В лево. - В левую. - 1. - 2. - На точке 3. - В точке 8. - В точке 7. | | К:Уметь оформлять свои мысли в устной форме | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный метод (беседа) | - Посмотрите на задание номер 2 на странице 81. - Перед вами 2 изображения, что мы можем сказать про 1 картинку? - Стало больше или меньше лилий? - Значит, какой знак мы используем? -Сколько лилий всего? - Как мы можем записать этот пример? - На втором изображении что произошло? - Стало больше или меньше стрекоз? - Значит, какой знак мы используем? - Сколько осталось стрекоз? Как мы можем записать этот пример? Физминутка: Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! (Прыжки на месте.) Забираются нередко Высоко, высоко! | - Было 3 белых лилии потом расцвела 1 желтая. - Больше. - Плюс. - 4. - 3+1=4. - Сидели 3 стрекозы и одна улетела. - Меньше. - Минус. - 2. - 3-1=2. Выполняют физминутку. | | К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Словесный метод (беседа) Практический. (упражнение) | - Теперь самостоятельно вам необходимо выполнить задания на карточках номер 2 (Приложение 2) - Давайте проверять. | Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку. | | Р: принимать и сохранять учебную задача; оценивать правильность выполнения действия. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный метод (беседа) | Что вы сегодня прошли на уроке? | Как прибавлять и вычитать число 1 при помощи числового отрезка. | | К: владеть диалогической речью. | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (беседа) | Подведение итогов. Что мы сегодня изучали? Что повторили? Все молодцы, я убедилась в том, что все знают материал, готовятся, работают старательно. Рефлексия. А что для вас было трудным? Что понравилось? Тем, кому понравился сегодня урок, и они считают, что работали хорошо- поднимите зелёный карандашик. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают деятельность на уроке. | | К: владеть диалогической речью. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
( Приложение 1)
(Приложение 1)