Конспект урока на тему «Диаметр окружности (круга)» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 31 January

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

 

Тема

Диаметр окружности (круга)

Педагогические цели

Повторить понятия «радиус», «круг», «окружность»; способствовать ознакомлению с определением «диаметр окружности»; вывести основное свойство диаметров одной окружности; научиться находить и строить радиусы и диаметры на чертеже, обозначать их буквами.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Познакомиться с диаметром круга; - анализировать ситуацию; -выполнять учебное задание в соответствии с целью; -осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; -формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке.

Познавательные: научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; осуществлять работу в паре и в группе.

Личностные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Формы и методы обучения

Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая формы работы.

Основное содержание темы, понятия.

Окружность, круг, радиус, диаметр

Оборудование

Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М.И.Моро и др. – М.; Просвещение, тетради;

презентация к уроку, задание и инструкция для практической работы в группах; тесты для каждого ученика;

чертёжные инструменты: линейка, циркуль, карандаш;

ножницы; цветная бумага, клей, конверты с кружками;

классный компьютер.

 

Межпредметные связи

Геометрия, технология

 

П/П

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

1

Самоопределение к деятельности. Орг.момент

 

Цель: Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности

( на уроке)

1) - Включение в деловой ритм урока:

 

Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж: “Так держать!”
За парты садитесь, пора начинать.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 

3.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5.

 

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Актуализировать знания о геометрических фигурах, развитие навыков устного счёта

Зафиксировать индивидуальное затруднение: незнание порядка выполнения действий в выражениях, таблицы умножения.

 

 

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению порядка выполнения действий в выражениях, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

 

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 

Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.

Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог.
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Первичное усвоение новых знаний.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Первичная проверка понимания

2. Устный счет (цепочкой) Слайд 3

t1706654174aa.png

- Внимательно прочитайте выражение, выполните необходимые вычисления и получите ответ с зашифрованные буквой.

1 ряд: составляет слово 1-го столбика

 

16

10

30

7

39

29

16

20

25

15

О

К

Р

У

Ж

Н

О

С

Т

Ь

56 : 8 + 9 = 16 (О) (25 + 3) : 4 = 7 (У)

38 – 4 ∙ 2 = 30 (Р) 36 :4 + 30 = 39 (Ж)

20 : 4 ∙ 3 = 15 (Ь) 3 ∙ 3 + 11 = 20 (С)

2 ∙ 8 – 6 = 10 (К) 8 + 7 ∙ 3 = 29 (Н)

3 ∙ 7 + 4 = 25 (Т)

Ответ: ОКРУЖНОСТЬ

2 ряд: составляет слово 2-го столбика

21

40

28

30

19

3

Р

А

Д

И

У

С

20 : 4 ∙ 8 = 40 (А) 63 : 9 + 14 = 21 (Р)

49 : 7 – 4 = 3 (С) 27 + (21 : 7) = 30 (И)

36 : 9 ∙ 7 = 28 (Д) 25 – (30 : 5) = 19 (У)

Ответ: РАДИУС

 

3 ряд: составляет слово 3-го столбика

63

48

12

5

10

1

20

Д

И

А

М

Е

Т

Р

8 ∙ (20 – 14) = 48 (И) 42 : 6 ∙ 7 = 49 (Д)

49 : 7 + 13 = 20 (Р) (36 + 4) : 8 =5 (М)

32 : 8 ∙ 3 = 12 (А) (50 – 42) : 8 = 1 (Т)

27 : 3 + 1 = 10 (Е)

Ответ: ДИАМЕТР

Слайд 4

t1706654174ab.png

3. Актуализация знаний учащихся. Решение проблемной ситуации.

 

Слайд 5

t1706654174ac.png

- Что такое окружность?

- Что такое круг?

Слайд 6

t1706654174ad.png

 

- Часто ребята путают круг и окружность. Поиграем в игру «Хлопаем, топаем»

Круг - хлопаем

Окружность – топаем

 

Слайд 7

t1706654174ac.png

- Что такое радиус?

- А вот перед нами совершенно незнакомое слово. Диаметр

-Что оно означает? Что такое диаметр?

- Какая возникла проблема?

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

Слайд 8

t1706654174ae.png

- Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать цели урока.

 

Итак: цель нашего урока – выяснить, что такое диаметр и его свойства, запомнить изученное, применять знания на практике.

 

-Почему понятие «диаметр» применительно как к окружности, так и к кругу?

 

Слайд 9

t1706654174af.png

 

В городском парке есть большая клумба в форме круга с фонтаном в центре. Через центр круга проложены дорожки. От точки А до точки О- 20м

Какое расстояние проедет мальчик если продолжит движение от точки О до точки В? (20 м)

- Почему?

 

- И так. Мы выяснили, что отрезки ОА и ОВ – радиусы.

- А как тогда можно назвать отрезок АВ?

 

Сделаем вывод

 

-Что такое диаметр?

ДИАМЕТР ЭТО - ОТРЕЗОК, КОТОРЫЙ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ЦЕНТР ОКРУЖНОСТИ (КРУГА) И СОЕДИНЯЕТ ДВЕ ТОЧКИ ОКРУЖНОСТИ.

- Ребята, сравните длину радиуса и диаметра.

 

ДЕЛАЕМ ВЫВОД

-Чему равна длина диаметра?

 

А какое расстояние проедет мальчик от фонтана до точки С?

-А можно отрезок АС считать диаметром?

 

- А если мальчик будет ехать из точки D в точку C. Какое расстояние он проедет? Почему?

-Будет ли этот отрезок являться диаметром?

- А если проложить дорожки по другому?

- Какой длины будут эти дорожки? Почему?

 

ДЕЛАЕМ ВЫВОД

Все диаметры окружности (круга) равны. Почему?

 

Знакомство с н.м. по учебнику

 

ФИЗ.МИНУТКА

Работа в парах

 

Слайд 10

t1706654174ag.png

1 вариант выписывает радиусы

2 вариант выписывает диаметры

Взаимопроверка

 

Слайд 11

t1706654174ah.png

- Почему никто не выписал отрезок DM?

 

 

- Как вы думаете в каких единицах длины измеряются диаметры? Перечислите в порядке возрастания единицы длины и соответствующие изображения.

 

Слайд 12

t1706654174ai.png

Дополнительная информация:

Зрачок глаза – 8мм – 11 мм

Диаметр циферблата – в см

Дорожный знак (по ГОСТ) – 6 дм

Арена цирка – 13 м

Кольцо Сатурна - 273000 км

 

Работа в парах

 

-Начертите в тетради окружность, диаметр которой 30 мм. Проведите в ней диаметр. Обозначьте центр и точки окружности, соединяющиеся диаметром, буквами.

 

Взаимопроверка

 

- подведение под понятие (П);

- постановка и формулирование проблемы (П); 
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); 
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- самоопределение, смыслообразование (Л);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- планирование и прогнозирование (П);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- познавательная инициатива (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

6.

Первичное закрепление.

 

Цель: Зафиксировать новое знание во внешней речи.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения определять диаметр окружности.

Задачи:

-развитие умения находить диаметр окружности;

-тренировать вычислительные навыки;

- развивать способность давать адекватную оценку и самооценку;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как – направление будущей деятельности.

Методы: репродуктивные

Работа в группе

«Дартс»

 

Слайд 13

t1706654174aj.png

 

- Ребята, а сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит инструкцию по выполнению данного задания. Ваша задача распределить обязанности между участниками и четко следовать данной инструкции. А результат вашей работы мы увидим через несколько минут.

-Но прежде, чем вы начнете работу ответьте на вопрос. Все ли данные для построения кругов есть на модели? ( Нет центра).

- Какими способами можно найти центр кругов.

- Работаете по инструкции.

-Оцените работу каждой группы

 

ПОВТОРИМ Что такое диаметр окружности?

Самостоятельная работа

 

- Готовы попробовать свои силы?

А1. Как называется отрезок АВ на чертеже?

1) диаметр окружности

2) радиус окружности

3) центр окружности

А2. Выберите верное продолжение высказывания. Диаметр окружности – это отрезок, который …

1) соединяет две любые точки окружности

2) соединяет центр окружности с любой точкой окружности

3) соединяет две точки окружности и проходит через центр окружности

А3. Может ли окружность иметь два диаметра разной длины?

1) может

2) не может

3) затрудняюсь ответить


 


 


 


 

Проверка

Слайд 14

t1706654174ak.png

- использование

знаково-символических средств (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К).

 

Распределяют обязанности внутри группы, чертят и вырезают круги, а затем производят сборку готового изделия. У них должна получиться мишень для игры в «Дартс». Они вывешивают готовые мишени на доску.


 

Оценивают правильность и аккуратность выполнения работы каждой группы.

 

7.

Итог урока. Рефлексия

 

Цель: Зафиксировать новое содержание,

осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

- Давайте подведём итоги.

- Какую тему сегодня изучили? Что такое диаметр?

- Удалось ли решить поставленные цели?

-Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Посчитайте количество баллов и оцените себя.

 

8 баллов - «5»

8 - 6 баллов – «4»

6 - 4 балла – «3»

- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
- самооценка на основе критерия успешности (Р);
- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К); 
- планирование учебного сотрудничества (К).

 

 

 

 

«Светофор»

 

КРАСНЫЙ-Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

ЖЁЛТЫЙ -Я все понял, могу работать самостоятельно.

ЗЕЛЁНЫЙ- Я все понял, могу объяснить другим.

 

Слайд 15

t1706654174al.png

 

Закрасьте соответствующий круг.

«Просигнальте» мне своими моделями светофоров.

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа раскрашенных кругов.

8

Домашнее задание

Цель:закрепить полученные знания.

 

Слайд 16

 

С. 96 учебника – определение. Раздаточный материал (Карточка з.4 ).

 


 


 

14


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации