Конспект урока на тему «Диаметр окружности (круга)» (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема |
Диаметр окружности (круга) |
Педагогические цели |
Повторить понятия «радиус», «круг», «окружность»; способствовать ознакомлению с определением «диаметр окружности»; вывести основное свойство диаметров одной окружности; научиться находить и строить радиусы и диаметры на чертеже, обозначать их буквами. |
Тип урока |
урок усвоения новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) |
Познакомиться с диаметром круга; - анализировать ситуацию; -выполнять учебное задание в соответствии с целью; -осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; -формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке. Познавательные: научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; осуществлять работу в паре и в группе. Личностные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Формы и методы обучения |
Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый. Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая формы работы. |
Основное содержание темы, понятия. |
Окружность, круг, радиус, диаметр |
Оборудование |
Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М.И.Моро и др. – М.; Просвещение, тетради; презентация к уроку, задание и инструкция для практической работы в группах; тесты для каждого ученика; чертёжные инструменты: линейка, циркуль, карандаш; ножницы; цветная бумага, клей, конверты с кружками; классный компьютер.
|
Межпредметные связи |
Геометрия, технология |
№ П/П
|
ЭТАПЫ РАБОТЫ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Самоопределение к деятельности. Орг.момент
Цель: Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности ( на уроке) |
1) - Включение в деловой ритм урока:
Сегодня урок необычный у нас. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2
3.
4.
5.
|
Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Актуализировать знания о геометрических фигурах, развитие навыков устного счёта Зафиксировать индивидуальное затруднение: незнание порядка выполнения действий в выражениях, таблицы умножения.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению порядка выполнения действий в выражениях, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания |
2. Устный счет (цепочкой) Слайд 3 - Внимательно прочитайте выражение, выполните необходимые вычисления и получите ответ с зашифрованные буквой. 1 ряд: составляет слово 1-го столбика
56 : 8 + 9 = 16 (О) (25 + 3) : 4 = 7 (У) 38 – 4 ∙ 2 = 30 (Р) 36 :4 + 30 = 39 (Ж) 20 : 4 ∙ 3 = 15 (Ь) 3 ∙ 3 + 11 = 20 (С) 2 ∙ 8 – 6 = 10 (К) 8 + 7 ∙ 3 = 29 (Н) 3 ∙ 7 + 4 = 25 (Т) Ответ: ОКРУЖНОСТЬ 2 ряд: составляет слово 2-го столбика
20 : 4 ∙ 8 = 40 (А) 63 : 9 + 14 = 21 (Р) 49 : 7 – 4 = 3 (С) 27 + (21 : 7) = 30 (И) 36 : 9 ∙ 7 = 28 (Д) 25 – (30 : 5) = 19 (У) Ответ: РАДИУС
3 ряд: составляет слово 3-го столбика
8 ∙ (20 – 14) = 48 (И) 42 : 6 ∙ 7 = 49 (Д) 49 : 7 + 13 = 20 (Р) (36 + 4) : 8 =5 (М) 32 : 8 ∙ 3 = 12 (А) (50 – 42) : 8 = 1 (Т) 27 : 3 + 1 = 10 (Е) Ответ: ДИАМЕТР Слайд 4 3. Актуализация знаний учащихся. Решение проблемной ситуации.
Слайд 5 - Что такое окружность? - Что такое круг? Слайд 6
- Часто ребята путают круг и окружность. Поиграем в игру «Хлопаем, топаем» Круг - хлопаем Окружность – топаем
Слайд 7 - Что такое радиус? - А вот перед нами совершенно незнакомое слово. Диаметр -Что оно означает? Что такое диаметр? - Какая возникла проблема? - Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? Слайд 8 - Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать цели урока.
Итак: цель нашего урока – выяснить, что такое диаметр и его свойства, запомнить изученное, применять знания на практике.
-Почему понятие «диаметр» применительно как к окружности, так и к кругу?
Слайд 9
В городском парке есть большая клумба в форме круга с фонтаном в центре. Через центр круга проложены дорожки. От точки А до точки О- 20м Какое расстояние проедет мальчик если продолжит движение от точки О до точки В? (20 м) - Почему?
- И так. Мы выяснили, что отрезки ОА и ОВ – радиусы. - А как тогда можно назвать отрезок АВ?
Сделаем вывод
-Что такое диаметр? ДИАМЕТР ЭТО - ОТРЕЗОК, КОТОРЫЙ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ЦЕНТР ОКРУЖНОСТИ (КРУГА) И СОЕДИНЯЕТ ДВЕ ТОЧКИ ОКРУЖНОСТИ. - Ребята, сравните длину радиуса и диаметра.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД -Чему равна длина диаметра?
А какое расстояние проедет мальчик от фонтана до точки С? -А можно отрезок АС считать диаметром?
- А если мальчик будет ехать из точки D в точку C. Какое расстояние он проедет? Почему? -Будет ли этот отрезок являться диаметром? - А если проложить дорожки по другому? - Какой длины будут эти дорожки? Почему?
ДЕЛАЕМ ВЫВОД Все диаметры окружности (круга) равны. Почему?
Знакомство с н.м. по учебнику
ФИЗ.МИНУТКА Работа в парах
Слайд 10 1 вариант выписывает радиусы 2 вариант выписывает диаметры Взаимопроверка
Слайд 11 - Почему никто не выписал отрезок DM?
- Как вы думаете в каких единицах длины измеряются диаметры? Перечислите в порядке возрастания единицы длины и соответствующие изображения.
Слайд 12 Дополнительная информация: Зрачок глаза – 8мм – 11 мм Диаметр циферблата – в см Дорожный знак (по ГОСТ) – 6 дм Арена цирка – 13 м Кольцо Сатурна - 273000 км
Работа в парах
-Начертите в тетради окружность, диаметр которой 30 мм. Проведите в ней диаметр. Обозначьте центр и точки окружности, соединяющиеся диаметром, буквами.
Взаимопроверка
|
- подведение под понятие (П); - постановка и формулирование проблемы (П);
- самоопределение, смыслообразование (Л); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - планирование и прогнозирование (П); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - использование знаково-символических средств (П); - познавательная инициатива (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Первичное закрепление.
Цель: Зафиксировать новое знание во внешней речи. Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения определять диаметр окружности. Задачи: -развитие умения находить диаметр окружности; -тренировать вычислительные навыки; - развивать способность давать адекватную оценку и самооценку; - зафиксировать неразрешенные затруднения как – направление будущей деятельности. Методы: репродуктивные |
Работа в группе «Дартс»
Слайд 13
- Ребята, а сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит инструкцию по выполнению данного задания. Ваша задача распределить обязанности между участниками и четко следовать данной инструкции. А результат вашей работы мы увидим через несколько минут. -Но прежде, чем вы начнете работу ответьте на вопрос. Все ли данные для построения кругов есть на модели? ( Нет центра). - Какими способами можно найти центр кругов. - Работаете по инструкции. -Оцените работу каждой группы
ПОВТОРИМ Что такое диаметр окружности? Самостоятельная работа
- Готовы попробовать свои силы? А1. Как называется отрезок АВ на чертеже? 1) диаметр окружности 2) радиус окружности 3) центр окружности А2. Выберите верное продолжение высказывания. Диаметр окружности – это отрезок, который … 1) соединяет две любые точки окружности 2) соединяет центр окружности с любой точкой окружности 3) соединяет две точки окружности и проходит через центр окружности А3. Может ли окружность иметь два диаметра разной длины? 1) может 2) не может 3) затрудняюсь ответить
Проверка Слайд 14 |
- использование знаково-символических средств (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Распределяют обязанности внутри группы, чертят и вырезают круги, а затем производят сборку готового изделия. У них должна получиться мишень для игры в «Дартс». Они вывешивают готовые мишени на доску.
Оценивают правильность и аккуратность выполнения работы каждой группы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Итог урока. Рефлексия
Цель: Зафиксировать новое содержание, осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса |
- Давайте подведём итоги. - Какую тему сегодня изучили? Что такое диаметр? - Удалось ли решить поставленные цели? -Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Посчитайте количество баллов и оцените себя.
8 баллов - «5» 8 - 6 баллов – «4» 6 - 4 балла – «3» |
- рефлексия способов и условий действия (П); |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
«Светофор»
КРАСНЫЙ-Я все понял, но у меня есть еще вопросы. ЖЁЛТЫЙ -Я все понял, могу работать самостоятельно. ЗЕЛЁНЫЙ- Я все понял, могу объяснить другим.
Слайд 15
Закрасьте соответствующий круг. «Просигнальте» мне своими моделями светофоров.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа раскрашенных кругов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Домашнее задание Цель:закрепить полученные знания.
|
Слайд 16
С. 96 учебника – определение. Раздаточный материал (Карточка з.4 ). |
|
14