Конспект урока по истории России 7 класса «Эпоха Петра. Северная война»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по истории России 7 класса.
Разработала учитель истории МБОУ «Казацкая СОШ» Носачева Наталья Александровна.
Тема: Эпоха Петра. Северная война
Цели и задачи урока:
раскрыть цели внешней политики России в ХVII-ХVIII вв,
познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;
оценить значение победы в Северной войне для России.
формировать умение находить причинно-следственные связи; развитие умений учащихся составлять характеристику исторического события, исторических личностей
продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой,картой.
воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.
Тип урока: комбинированный. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Форма урока: проблемно-исследовательская.
Оборудование урока: карта «Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний учащихся
Сегодня мы с вами начнем знакомиться с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Это событие открыло век и стало началом новой жизни России. Речь пойдет о начале правления Петра и Северной войне . Но сначала давайте вспомним основные события , с которыми мы познакомились изучая век семнадцатый. Пишем короткий исторический диктант (Слайд1,2)
II. Изучение нового материала
В первые годы правления Петр не занимался государственными делами. Он не получил систематического образования., но постоянно тянулся к чему-нибудь новому. Много читал, и не только художественную лит-ру, но и книги по военному делу и астрономии. Освоил немецкий и голандский. В слободе Кукуй началось его постижение Европы (сл.4,5)
Вспомните: Какие изменения происходили в странах Западной Европы - в Англии и Нидерландах еще в средние века.
Мануфактурное производство, морская торговля, сильный флот.
Франция, Германия, Швеция - выгодное географическое положение - т.к. имели выход в Балтийское море. Швеция имела самый большой торговый флот – 800 кораблей.
Работа с картой - показывается территория России в XVII в.
- Россия не имела выхода к морям, только через Белое море, порт Архангельск,
Вопрос. Какая задача стояла перед Россией в этот период? (Найти выход к морям)
Для того, чтобы выйти к морям ,Россия должна была вести войну с Турцией и Швецией. Но для ведения войны необходимы армия и флот.
Вопрос. Что представляли собой вооруженные силы России в XVII в.? (Дворянское конное ополчение, стрелецкое войско, полки нового строя)
Летом 1693г.Петр отправляется в Архангельск. Он был просто потрясен увиденным. Царь заказывает голландским специалистам постройку корабля а на местной верфи приказал заложить 2 первых русских фрегата (Сл5,6,7).
Вопрос. Какая вторая задача стояла перед Россией? (создание армии и флота)
В России в XVII в. было слабое развитие промышленности и сельского хозяйства по сравнению с европейскими странами.
Вопрос. Каковы причины экономической слабости России?
-Господство феодально-крепостнического порядка,
-Слабое развитие мануфактурного производства.
-Слабое развитие торговли, нет свободных рабочих рук для
работы на мануфактурах.
Итак два направления определены. (Сл 8,9,10) Петр мечтал сокрушить давнего врага- Крымское ханство и овладеть берегами Черного и Азовского морей. Он начинал первую в своей жизни войну. Весной 1695г. На юг двинулись 2 русские армии. Под руководством Шереметьева Б,П.- дворянская конница с запорожскими казаками- в низовья Днепра, Где стояли турецкие крепости; и армия под командованием Лефорта, Головина и Гордона- по суше и по Дону на Азов. Здесь находился и сам царь. Петр действовал более решительно, оставив армию Шеину А.С. Он занялся серьезной подготовкой. (СЛ.11) К началу 1696г. У России появился свой южных флот. В апреле русские суда появились под Азовом. После артиллерийского обстрела и нескольких штурмов Турки сдали Азов. Для опоры нового флота была заложена крепость Таганрог
Понимая, что в одиночку с Турцией не справиться, в 1697г. Петр решил снарядить посольство на запад для выяснения перспектив создания антитурецкой лиги. (Сл.12,13,14) В эти годы Европа жила проблемой «Испанского наследства» и никто не обращал толком внимания на идеи и предложения молодого русского царя. Создать антитурецкую лигу не получилось, но зато, повоевать со Швецией были согласы: Дания, Саксония, Речь Посполитая. Подавив «Стрелецкий мятеж», ( Сл15) Петр заключил мир с Турцией и Петр двинул свою 40 тысячную армию на Нарву. (Сл.16)
Началась Северная война (Сл.17)
Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной?. Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность.Россия имела армию численностью в 200 тыс. человек. Какая это была армия, нам расскажет …
2. Выступление учащегося с сообщением о состоянии русской армии
Темой моего исследования стала русская армия конца XVII – первой четверти XVIII века.
Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по составу сил кроме казаков, башкир, она состояла из трех различных элементов. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское ополчение), вербуемая по долгу перед отечеством из землевладельцев (помещиков). С 1550-х годов эта служба была укреплена стрельцами, но они стали только не надежны, о чем свидетельствовали стрелецкие бунты. Наконец, имелись полки «нового строя», организованные на манер западноевропейских сил и руководимые преимущественно иностранными офицерами, доверие к которым было небольшим.Первый шаг к превращению России в великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года Петр издал приказ относительно набора на военную службу в крупном масштабе из добровольцев и рекрутов-крестьян ( рекрутской повинности подлежат все сословия и все классы населения; срок службы – пожизненный), а также о формировании из них новых полков. Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату – 11 рублей в год вместе с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом изменить армию. К этому можно добавить ещё то, что Россия имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.
Вопрос. : Так была ли Россия готова к войне со Швецией? Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, Работа с картой и иллюстрацией стр.172.
Вопрос. Каковы причины поражения России под Нарвой?
Слабое войско, плохо обученное, плохо вооруженное;
На сторону противника перешли офицеры и главнокомандующий, которые были иностранцами;
Отступление дворянского ополчения.;
Растянутая линия позиций русских войск.
Работа с документом. Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой
«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»
– Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
– Считал ли он это поражение окончательным?
– Какие выводы были сделаны?
После поражения началось возведение оборонительных укреплений Новгорода и Пскова. От уральских мастеров требовали выпуска скорейшего выпуска пушек, превосходящих шведские. Тем временем Карл застрял в Польше, пользуясь этим Шереметьев начал наступление в Лифляндии, (Сл18)
С 1702г. Русские войска одержали ряд побед в Карелии, взяли крепость Орешек. Весной 1703г.овладели крепостью в устье Невы-Ниеншанц. 16мая 1703г. Здесь на одном из островов была заложена Петропавловская крепость ставшая началом Санкт- Петербурга (Сл.19)
Сообщение ученика о строительстве Санкт-Петербурга.
Однако, чтобы «ногою твердой стать у моря», необходимо было иметь здесь город-крепость, торговую гавань и верфи для строительства флота Петр 1 сам выбрал для крепости небольшой островок «Заячий». В основу
проекта города был положен точный математический расчет.
В центре строительной площадки была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла и крепость стала называться Петропавловской. Возникший рядом город получил название Санкт-Петербург. Об основании Санкт-Петербурга сообщалось в первой русской газете «Ведомости» в октябре 1703 г. За строительством крепости в устье Невы следил Карл XII. Шведский король ярко заметил: «Пусть сосед Петр строит города, которые будут взяты шведами».
Начиная с 1705 г. работами в Петропавловской крепости руководил приехавший из Дании Доменико Трезини. При нем деревянные стены Петропавловки были заменены кирпичными. Осенью 1704 г. по чертежу царя на противоположном берегу реки, напротив Васильевского острова,начали закладывать новую крепость - Адмиралтейство. Адмиралтейская игла (высокий шпиль, завершавший центральный бастион верфи - крепости) стала еще одним символом Петербурга - морского порта, символом присутствия России на Балтике.
(Сл.20)После взятия Нарвы 9августа 1704г. В руках Петра оказалось все течение Невы, Карелия, часть Прибалтики. Одновременно шведы во главе с Карлом12 захватили всю Польшу, вторглись в Саксонию. Август разорвал союз с Россией.
(Сл.21)Боевые действия были перенесены в Украину и Белорусское полесье. Летом 1708г. У деревни Лесной был разгромлен 16 тыс.корпус шведов. После этого был взят г.Батурин- ставка предателя Мазепы. Всю осень-зиму Карл тщетно пытался пробиться к Москве.
Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии». А что это за баталия нам расскажет (ученик)
Выступление учащихся
Ученик 1: Темой нашего исследования стало одно из крупнейших и очень важных по значению событий Северной войны – Полтавская битва План шведского короля – достигнуть Москвы через Смоленск – был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на*/* три месяца (апрель – июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.
В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь. На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов – до 30 тыс. человек. Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона.
Ученик 2: Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии. 27 июня в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй – конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва.
Учитель: Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами:
«Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».
Учитель:Итак, 27 июня 1709 г. началась Полтавская битва. (Сл. 22).
Пушкин в своем произведении «Полтава» так описал бой– стихотворение читает ученица
И грянул бой, Полтавской бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Ученик 2 (продолжает): В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. */Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв. Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены.
(Сл.23) После победы под Полтавой международное положение России упрочилось. Однако в войну вступила Турция, куда бежал Карл XII. Боясь усиления России в 1710 г. Турция объявила России войну.
В мае 1711г. Армия Шереметьева была на Днестре. Но измена со стороны Валашского властителя, который выдал туркам военные планы, молдавский царь отказал в помощи с продовольствием, Август не прислал обещанной помощи привело к тому что в начале июля1711г. Турки окружили на берегах Прута изнуренную русскую армию. По условиям мирного договора Россия отдавала Азов, оставляла Таганрог, обязана была вывести войска из Польши, но армия в полной боевой возвращалась на родину, и завоевания в Прибалтике оставались за Россией.
–Вопрос. Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?
Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море.
– Выберите правильный вариант дальнейших действий Петра I
А) Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться.
Б) Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.
В) Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.
Чаще всего учащиеся выбирают ответ Б, поэтому учителю можно сообщить о попытке высадить десант в 1716 году, который был сорван из-за бездействия союзников.
(Сл.24) В 1713 Петр перенес военные действия в Финляндию, а затем на море. Петр I разработал план, по которому шведы разделили свой флот и русские решили разбить их по отдельности. Штиль на море сковал действия крупных судов шведов. Приблизившись, взяли шведские суда на абордаж (рукопашный бой при сближении кораблей). Шведский флот был разгромлен. Победа русского флота открывала России путь в Балтийское море.
27июля 1714г.у м.Гангут только зародившийся российский флот нанес шведам поражение. Это событие вызвало волну изумления по всей Европе Петр I назвал эту победу «второй Полтавой».
(Сл.25)После Гангута был издан указ по которому вся морская торговля должна была идти через С-Питербург. Но на Балтике было неспокойно. Накалялась обстановка с Англией. Последней точкой в этой войне стало сражение у о.Гренгам 27 июля 1720г. Это способствовало и тому, что Швеция пошла на мирные переговоры.
Цели которые преследовал Петр в этой войне , были достигнуты. (Сл.26)30августа 1721г. Был подписан в г.Ништадт мир по которому Россия получила: Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом, Ригу, Ревель, Дерп, о-ва Балтики. Территории Прибалтики захваченные в Смуту были возвращены.
Россия стала одной из сильнейших европейских держав, крупной морской страной.
В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.
Так завершилась Северная война. Работа с картой ( дети показывают территории приобретенные по итогам войны)
А теперь для закрепления пройденного материала ответим на вопросы.
III. Закрепление Эпиграф: «Россия превратилась в главенствующую морскую державу на Балтийском море» (К. Маркс)
Вопрос. Прав ли К. Маркс? Когда Россия стала таковой?
В чем заключалась историческая необходимость выхода России к Балтийскому морю?
В чем причины неудач России в начале войны?
Какие мероприятия были проведены для укрепления боеспособности русской армии и флота?
Почему были одержаны победы на море?
Чем закончилась Северная война?
Достигла ли Россия поставленной цели?
Остались ли ещё нерешенные внешнеполитические задачи?
IV. Оценки за урок
Д/З. п.п. 17-18 , дополнительный материал о Петре I.
VI. Рефлексия. Выходя из класса, поставьте три оценки в колонках, 1-я работа учителя, 2-я работу вашего соседа, 3-я ваша работа на уроке.
Спасибо всем.