Повторительно-обобщающий урок по истории «Эпоха Петра I» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 11 February 2016

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в I четверти XVIII века. Эпоха правления Петра I» (7 класс)

Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Россия в I четверти XVIII века. Эпоха правления Петра I »

Задачи урока

Обучающая: развивать общеучебные навыки и умения, систематизировать и анализировать полученные знания

Развивающая:

- формировать умение работать с историческим документом.

- развивать познавательного интереса учащихся

- развивать логическое мышление, умения анализировать, сопоставлять

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к прошлому своей страны, гордости за свое Отечество.

 

Средства обучения:

Учебник Пчелов Е.В. «История России XVII-XVIIIвека.» - М., «Русское слово», 2009.

Памятка по работе с документами.

Тексты документов для урока

1. Фрагменты высказываний С.М. Соловьева, И. С. Аксакова, О. В. Ключевского.

2. Отрывок из речи «Пётр I о Нарвском сражении » (ноябрь 1700.).

3 Отрывок из книги «Юности честное зерцало»

4.Фрагмент записок датского посла Юста Юля о Петре I.

5.Отрывок указа Петра I от 15 декабря 1699 года о праздновании Нового года с 1 января.

 

План урока:

I. Фронтальная беседа.

1. Повторение событий, дат.

2. Историки о Петре I

II. Контроль знаний. Проверочная работа.


 

Эпиграф к уроку:

«Сей шкипер был тот шкипер славный, кем наша двинулась земля,

кто придал мощно бег державный рулю родного корабля…»

А. С. Пушкин.

 

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

На уроках истории мы с вами изучили тему «Россия в I четверти XVIII века. Эпоха правления Петра I». Мы познакомились с личностью великого правителя, изучили его государственные реформы, узнали о событиях самой продолжительной Северной войны, которая превратила Россию в великую империю.
Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода, ответим на вопрос: какое историческое значение имели преобразования Петра
I.В 1 части урока мы повторим основные понятия, события, во второй части вы выполните проверочную работу.

1. Повторение событий, дат.

ВРЕМЯ

в этот год началась Северная война

в этот день началось Полтавское сражение

в этот год вышел в свет  «Табель о рангах»

с этого года Россия начала праздновать Новый год с 1 января

СОБЫТИЯ

это событие положило начало созданию союза против Швеции

с этой битвы для России началась Северная война

это морское сражение превратило Россию в морскую державу

после этой битвы в военном искусстве стали применять редуты

ЛЮДИ

после смерти этого человека, Петр стал полноправным правителем России

этот генерал шел навстречу Карлу с обозом оружия

этот человек боролся с Петром I за власть

он был первым генерал- прокурором

Эпоха Петра I была переломным моментом в истории России. Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом.
Обращение к эпиграфу.

2. Историки о Петре I.

28 января 1725 года когда умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов, Феофан Прокопович – один из самых преданных сподвижников Петра I произнес: "Закатилось солнце земли русской” Но, уже при жизни Петра высказывались совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником всех бед России. 300 с лишним назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности.

Работа с фрагментами документов Сейчас вы получите отрывки текстов .   Работа с текстами по рядам.  Выскажите свою оценку. Дайте ответы на вопрос:

1).Изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

3) Как оценивает деятельность Петра I И. С. Аксаков?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?
 

Историки о Петре I
С.М. Соловьев :"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".

В. О. Ключевский: "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы".

И. С. Аксаков: « Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".
 

Обобщение ответов.

3. Петра I не зря называют «великим реформатором», ведь именно при нем было проведено множество важных и нужных реформ для России. Давайте вспомним эти реформы и начинания.

Создал регулярную армию.

Установил обязательное обучение дворянских детей.

Создал новый вид вооруженных сил - флот.

С 1703 года стала выходить первая печатная газета “Ведомости”.

Создан первый общедоступный театр. Созданы математические школы.

Введено новое летосчисление от Рождества Христова.

Установил начало Нового года с 1 января 1700 года.

1703 год - основание Санкт-Петербурга.

Основание Сената.

Создал “Табель о рангах”.

Вместо приказов организованы коллегии.

Основал офицерские военные школы.

Созданы Устав воинский и морской

Учредил первый музей — кунсткамеру.

Основал первую публичную библиотеку.

Учредил Академию наук (1724).

Были введены ассамблеи.

Введена европейская одежда.

. Давайте сопоставим эти реформы. Выполняют в тетрадях.

1. Военная реформа                        а) цифирные школы
2. Реформа в области культуры    б) создание регулярной армии
3. Церковная реформа                   в) ассамблеи
4. Реформа управления                  г) создание флота
5. Экономическая реформ          д) рекрутская система
                                                          е) сенат
                                                          ж) синод
                                                          з) кунсткамера
                                                          и) коллегии
                                                          к) подушная подать л) летоисчисление от Рождества Христова м)Академия наук

Ответы: 1(б, г, д);2(а, в, з л,м);3(ж);4(е, и);5(к). Обобщение ответов.

Благодаря реформам Петра I преодолена  экономическая и  культурная   отсталость России.  Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России  в  мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя - реформатора. 
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Я приведу слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: "То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

II. Контроль знаний. Проверочная работа.

1.Исторический диктант.

1

Орган, государственной власти созданный вместо приказов

6

Коллегия, ведавшая сбором налогов.

2

Земляное укрепление, которое было впервые использовано в Полтавском сражении

7

Название первой печатной газеты.

3

Мир, заключённый по окончанию Северной войны.

8

Судебный орган власти, подчинявшийся царю.

4

Документ, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе

9

Главное сражение в Северной войне.

5

Дворянское собрание, куда допускались женщины.

10

Церковный орган власти, появившийся при Петре

Ответы: коллегии, редуты, Ништадский, «Табель о рангах»,ассамблеи, камер-коллегия, «Ведомости»,Сенат, Полтавская битва, Синод.


 

2.Расставить события Северной войны в хронологической последовательности.

1вариант 2 вариант

1

Битва у Лесной

1

Сражение у мыса Гангут

2

Сражение под Нарвой

2

Сражение под Нарвой

3

Ништадский мирный договор

3

Сражение у острова Гренгам

4

Полтавское сражение

4

Основание Санкт- Петербуга

5

Сражение у мыса Гангут

5

Битва у Лесной

6

Открытие Навигацкой школы

6

Полтавское сражение

7

Сражение у острова Гренгам

7

Ништадский мирный договор

Ответы

1 вариант:2,6,1,4,5,7,3. 2 вариант:2,4,5,6,1,3,7.

3. Работа с документами. Вспомним важнейшие события петровской эпохи работая с документами. Они позволят нам почувствовать дух эпохи.

 

Памятка для работы с источником (документом)

1. Прочитай документ и определи его характер (дневник, письмо. Записка очевидца, газетная хроника, официальный документ).

2. Установи происхождение документа, время его создания, язык (оригинал или перевод), его полноту (целиком или фрагмент).

3. Определи основное содержание документа, его идеи, ключевые слова, действующих лиц и главные события.

4. Вырази свое мнение о надежности источника. Выдели факты, которые подтверждаются другими тебе известными источниками.

1вариант. Прочитайте отрывок. Пользуясь памяткой для работы с источником, ответьте на вопросы:1.В чём видел Пётр I причины поражения под Нарвой. Запишите подпунктами.2. В каких словах Петра I видна решимость изменить ситуацию? Запишите.

Петр I о нарвском сражении.

«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать день.

2 вариант. Прочитайте отрывок. Пользуясь памяткой для работы с источником, ответьте на вопросы:1. Запишите какими специальностями владел Пётр I?

2. Запишите что понравилось датскому посланнику в Петре I?

Записки датского посла Юста Юля о Петре

«…Царь как главный корабельный мастер(должность за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было рубил топором, коим владел искуснее, нежели прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфях офицеры ежеминутно пили и кричали. Достойно замечания, то, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку спросил его начинать ли, только по получении утвердительного ответа снова надел её, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь высказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам. В основании такого образа действий лежит здравое начало: царь своим примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны в отношении своего начальника….Царь часто развлекается точением и путешествуя возит станок с собой. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать фигуры…»

4.Работа с отрывком документа

1 вариант

Задание: 1.Определить название документа и автора строк.

Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши”.

Ответ: “Юности честное зерцало” - наставление Петра I для юношества о правилах поведения в обществе.


 

Итог урока. Мы повторили и обобщили знания по теме «Россия в I четверти XVIII века. Эпоха правления Петра I »

Домашнее задание: в тетрадях записать значение преобразований Петра I.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.