Конспект урока истории на тему «Начало правления Ивана 4. Реформы Избранной рады» (7 класс)
Учитель: Жегалина Мария Владимировна
Тема урока: Начало правления Ивана 4. Реформы Избранной рады
Класс: 7
Цель урока: формирование знаний об исторических внутриполитических событиях в России в 30-е – 50-е годы 16 века.
Задачи урока: |
Дидактические: сформировать у обучающихся представление об особенностях социально-экономического и политического развития России в первой половине 16 века; способствовать получению прочных знаний о политике Ивана 4 и выявлению его роли в истории нашей страны. Развивающие: обеспечить развитие умений анализировать причинно-следственные связи, выбирать и структурировать учебный материал, работая с различными источниками информации, объяснять исторические факты, формулировать выводы. Воспитательные: воспитывать интерес к истории Отечества; содействовать воспитанию патриотизма, приобретению социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способствовать приобщению к культурному наследию страны |
Ход урока:
1 - Организация начала урока
Учитель: Здравствуйте, ребята.
2 - Мотивация и целеполагание
Учитель: Сейчас вы изучаете историю России начала 16 века. Ребята, какие важные события происходили в России в этот период?
Ответы учеников: Московское княжество стало занимать главенствующее положение среди всех княжеств и земель России
Учитель: Да, московские князья и государи постепенно присоединили к своей территории все земли и княжества. Давайте покажем на карте, как изменилась территория нашего государства к началу 16 века.
-1- Работа по карте «Россия в начале 16 века»
- Покажите на карте территорию и границы русского государства
- Покажите на карте столицу государства
Ученики работают с картой России
Учитель: Давайте вспомним, чье правление мы с вами уже изучили в этом учебном году?
Ответы учеников: Иван Третий, Василий Третий
Учитель: Верно, Василий Третий, государь всея Руси, скончался и престол перешел его сыну Ивану, прозванного впоследствии Грозным. Почему же он вошел в историю под таким прозвищем? Проявилось ли это в его характере с самого детства или это результат событий, произошедших в его жизни? Чтобы найти ответы на эти вопросы я предлагаю вам попробовать себя в роли юных исследователей-историков. Но перед любым исследованием ученые определяют тему. Так какова же наша сегодняшняя тема?
Ответы учеников: Начало правления Ивана Четвертого. Реформы Избранной рады.
3 - Освоение нового материала
Учитель: Василий Третий, государь всея Руси, скончался, когда его сын, наследник престола, Иван Васильевич, достиг только лишь трехлетнего возраста. Мог ли трехлетний ребенок править государством?
Ответы учеников: нет
Учитель: Разумеется, нет. Тогда кто же правил вместо него? Давайте найдем ответ на этот вопрос с помощью первого пункта учебника.
Поисковая работа по тексту пункта № 1 учебника.
Ответы учеников: Елена Глинская, мать Ивана 4.
Учитель: Итак, Елена Глинская в течение пяти лет управляла Российским государством. В истории такое случалось нередко, когда родственник правителя исполнял его обязанности до совершеннолетия монарха либо на протяжении всех лет правления по причине серьезной болезни. Этот феномен известен как «регентство», а человек, временно правящий вместо монарха, – «регент».
Произошло ли что-то значимое в годы регентства Елены Глинской?
Поисковая работа по тексту пункта № 1 учебника.
Ответы учеников: денежная реформа, война с Литвой и Польшей.
Учитель: В апреле 1538 г. Елена Глинская умирает, предположительно из-за покушения, устроенного недовольными своим положением боярами. Иван 4 все еще мал, ему только восемь лет, и он остался круглым сиротой в обстановке жестоких распрей между боярскими родами. Бояре травили и убивали друг друга, Иван 4 был свидетелем этих ужасных преступлений. Какое это значение могло иметь для формирования его характера и личностных качеств?
Ответы учеников: Негативное.
Учитель: Составим краткий список черт его личности.
Самостоятельная работа в парах (три минуты) с опорой на текст пункта № 2 учебника. Проверка правильности выполнения: учащиеся по очереди называют по одной черте или качеству личности монарха.
Ответы учеников: любовь к чтению (любознательность), писательский талант, ораторские способности, высокий интеллект, логика, беспощадная жестокость, болезненная подозрительность, мстительность.
Учитель: важным событием в истории России стало венчание на царство Ивана 4. Заполните пропуски в предложениях на ваших рабочих листах, чтобы узнать подробнее, как это было.
Самостоятельная индивидуальная работа с опорой на текст пункта № 3.
Предложения:
Иван 4 венчался 16 ______________ года. Ему было ______ лет. Торжественное венчание состоялось в _______________________. Церемонию венчания провел ____________________, возложив на голову царя шапку Мономаха. Таким образом, Иван 4 стал первым в истории России ___________________.
Проверка выполнения задания. Учащиеся самостоятельно сверяются с правильными ответами, которые дает учитель, и считают количество верных указаний. Правильное выполнение задания: 16 января 1547, 16 лет, Успенском Соборе Московского Кремля, митрополит Макарий, царем.
Учитель: Первоначально царь не со всей серьезностью отнесся к делам государства, народ был недоволен боярским произволом, пожар в столице привел к гибели большого числа жителей, все это привело к московскому восстанию 1547 года. Иван 4 осознал, что в стране необходимо провести реформы, укрепить личную власть.
В названии темы урока появилось словосочетание, которое раньше нам не встречалось. Назовите его.
Ответы учеников: Избранная рада.
Учитель: Что это такое?
Формулирование понятия с помощью текста пункта № 5 учебника и сверка с понятием, данным в конце параграфа. Запись понятия в тетради с указанием членов Избранной рады.
Учитель: Избранная рада – 1) круг талантливых государственных деятелей, приближенных Ивана 4; 2) неофициальное правительство Ивана 4 в конце 1540-1550-х гг. Кто в нее входил?
Ответы учеников: митрополит Макарий, А.Ф. Адашев, Сильвестр, М.И. Воротынский, А.М. Курбский, И.В. Шереметьев, И.М. Висковатый
Учитель: В начале правления Ивана 4 произошли важные события во внутренней политике, повлиявшие на дальнейшее развитие страны. Давайте найдем в пунктах 6, 7 и 8 учебника эти события и отметим годы на ленте времени.
Работа с текстом учебника и лентой времени (фрагмент с 15 по 17 вв).
События: 1549 – созыв первого Земского собора; 1550 – утверждение Судебника Ивана 4, военная реформа; 1551 – Стоглавый собой; 1556 – принятие Уложения о службе, реформа местного самоуправления.
4 - Первичное закрепление нового материала
– Годы правления Ивана 4
– Что такое Избранная рада?
– Реформы во внутренней политике России изучаемого периода
Таким образом, в начале своего правления Иван 4 провел ряд реформ совместно с Избранной радой, направленных на укрепление власти и централизацию страны, при этом стремясь учитывать интересы населения. Построение схемы Иван 4 – централизация страны – становление России как сословно-представительной монархии.
5 - Контроль и самооценка
Учитель: На экране отображены критерии оценивания вашей работы на уроке. Оцените свою работу, посчитайте количество плюсов и соотнесите количество балов с оценкой.
Учитель: Так, а теперь поднимите руки те, кто получил 5 – Молодцы, отличная работа
Поднимите руки, кто получил 4 – хорошо, немножко не дотянули
Поднимите руки, кто получил 3 – вы сегодня постарались, ничего страшного, это новая тема, на следующих уроках у вас все получится
6 - Рефлексия
- Что вы узнали сегодня нового на уроке?
- Что было особенно интересно?
Информация о д/з: письменный ответ на вопросы к параграфу
Учитель: На этом наш урок подходит к концу. Всем спасибо за работу.