Конспект урока «Лексика.Повторение изученного» (Русский язык, 5-6 классы)

3
1
Материал опубликован 30 December 2023 в группе

Тема «ЛЕКСИКА. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО»


Цель урока: повторить изученный материал по теме, вспомнить основные понятия: синонимы, антонимы, омонимы, диалектные, профессиональные, устаревшие слова; показать значение слов, область их применения, учить работать с разными словарями, работа над развитием речи учащихся, обогащение словарного запаса, прививать навык культурного поведения.


Конспект урока




1. Организационный момент.


Учитель создаёт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку, раздаёт листы-карточки каждому учащемуся. Желает успеха.

Предлагает выбрать из предложенных картинок ту, которая соответствует настроению.

Приём графической рефлексии.

t1703963461aa.gif

хорошо



бt1703963461ab.gif езразлично



тt1703963461ac.gif ревожно


Ученик

Подготовка к работе.

Выбирают, рисуют соответствующий настроению символ.


2. Постановка учебной задачи

На экране предложение: «С малой удачи начинается большой успех»

- Распределите слова высказывания по группам

- Оцените работу соседа по парте

- По каким признакам распределяли слова?

- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

- Запишите смысл высказывания

- Обсудите результат в группе.

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?


3. Работа над основными терминами.

Главный вопрос урока: основные понятия лексикологии, единицы языка, лексическое значение слов.


Сегодня ждут нас новые друзья!

Узнаем вместе всё об этом ты и я.

На башне - флаг с названием страны.

Скорей читайте!

Лексика


Учитель. Вы знаете, ребята, что такое лексика?

Лексика – наука о словах, их значениях. Слова – это строительный материал языка.

Учитель. Как вы думаете, для чего служат слова в языке?

(Для обозначения конкретных предметов, действий, количества.)

Сегодня мы проведем устный журнал по следующим разделам: омонимы, антонимы,

синонимы, диалектные, профессиональные, устаревшие слова.



Создаёт проблемную ситуацию. Организует повторение знаний, закрепление умений

Слова учителя:

- Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы: Слайд 1.

- Все слова нашего языка образуют…

- Слова, обозначающие одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения…

- Слова-близнецы, но разные по значению

- Слова с противоположным значением

- Слова, связанные с профессией человека…

- Слова, употребляемые жителями той или


4. Работа со школьными толковыми словарями. Раскрытие понятий: лексическое и грамматическое значение слова. Работа по группам. Слайд 2


Словарный диктант «Угадай-ка!» Слайд 3

Все слова нашего языка образуют

Слова, которые обозначают одно и то же

Слова-близнецы, но разные по значению

Слова с противоположным значением

Слова, связанные с профессией людей

Слова, употребляемые жителями данной местности

Слова, вышедшие из употребления


Проверь себя! Слайд 4


Лексика

Синонимы

Омонимы

Антонимы

Профессионализмы

Диалектизмы

Устаревшие слова

5. Практическая работа. Задания заранее подготовили сами учащиеся. Работа в группах.

Защита проектов.

Первая группа проводит игру «Замени устаревшие слова синонимами» Слайд 5


Очи Перст

Чело Баталия

Ланиты Глаголет

Уста Брадобрей


Слова для справок: щёки, глаза, губы, парикмахер, битва, говорит, лоб, палец.


Проверь себя!


очи – глаза

чело – лоб

ланиты – щёки

уста – губы

перст – палец

баталия – битва

глаголет – говорит

брадобрей - парикмахер


Учитель. Какие слова называются устаревшими, общеупотребительными?

Приведите свои примеры.

Вторая группа учащихся проводит игру «Найди ошибку» Слайд 6


Учитель. Вспомните, что такое фразеологизм, антоним.


К фразеологизму найди пару – антоним. Слайд 7


Ни зги не видно – на чужой шее сидеть

Душа в душу – на ночь глядя

Чуть свет – ясно как день

Жить своим горбом – как кошка с собакой


Проверь свои ответы! Слайд 8


Ни зги не видно – ясно как день

Душа в душу – как кошка с собакой

Чуть свет – на ночь глядя

Жить своим горбом – на чужой шее сидеть


Третья группа проводит игру «Аукцион» Слайд 9


Ноги: уносить ноги, вставать с левой ноги, падать с ног.

Ухо: пропустить мимо ушей, держать ухо востро, развесить уши, медведь на ухо наступил.

Глаза: мозолить глаза, пускать пыль в глаза, глазами не моргнуть, как бельмо на глазу.


Выступления учащихся о словарях


Школьный словарь антонимов русского языка. М.Р.Львов.

Словарь синонимов.

Словарь омонимов. О.С.Ахманова.

Энциклопедический словарь.

Толковый словарь живого великорусского языка. В.Даль.


Физминутка Слайд 10


К нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь: низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь: близко.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь: пол.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты: нашёл.

Теперь начало я скажу

Ну, отвечай: конец!


Учитель. Найдите в тексте физминутки слова-антонимы. Вспомните и дайте определение,

что такое антонимы.




6. Закрепление изученного. Работа по учебнику


Учитель. Вспомните, какие слова называются профессиональными. Приведите примеры.

Работа в парах


Найди ошибку! Выполни задание! Слайд 11


музыкант художник

октава мольберт

акварель вокализ

аккорд эстамп

гуашь палитра

нота гамма


Проверь себя! Слайд 12


музыкант художник

октава акварель

гамма мольберт

аккорд эстамп

вокализ гуашь

нота палитра



Диалектные слова Слайд 13


Учитель. В русском языке много слов, которые понятны всем нам. Есть и такие слова,

которые употребляются только жителями той или иной местности. Вот послушайте

стихотворение С.Есенина и заметьте в нем непонятные для вас слова.


Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

С.Есенин


Диалектные слова. Дается разъяснение диалектных слов Слайд 14


Драчена – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами.

Дежка – деревянная кадка для теста.

Махотка – горшок, кувшин.

Паз – узкая щель между кирпичами и досками.


Ученики приводят свои примеры диалектных слов


Кочет – петух.

Качка – утка.

Гутарить – говорить.

Курень – изба.


Учитель. Я хочу вам, ребята, зачитать слова Г.Мельниченко о важности диалектных слов:

«Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего

народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность

сохранить эти неоценимые сокровища народной речи»


Учитель. Чаще всего диалектные слова встречаются в художественной литературе.

Очень много диалектных слов вводил в свои произведения М.Шолохов, В.Шукшин.

7. Лексический диктант ( тестовая работа, приложение страница 4)


8. Самостоятельная работа. Выполнение теста ( приложение страница 5,6)


9. Подведение итога урока. Выводы.

Задание по рефлексии деятельности ( приложение страница 3)




































Приложение 1

Русский язык 6 класс

Тест 1. Лексика



1.Назовите лингвистическим термином слова:

а) храбрый, отважный, смелый, мужественный;

б) черный – белый;

в) ключ от двери, ключ с прозрачной водой;

г) золотое кольцо – золотая голова.


Запишите словосочетания со словами, используя их в прямом и переносном значении:

бирюзовый, золотой, огненный, зажечь, теплый.


Запиши синоним к устаревшим словам:

перст, очи, чело, уста, глаголить.


Запиши к каждому диалектизму общеупотребительное слово:

гутарить, курень, кочет, синенькие, шибко.


Запиши пять профессионализмов любой одной профессии


Запишите одним словом значение фразеологизма:

куры не клюют, капля в море, ни в какие ворота не лезет, ход конем, повесить голову.


Запишите небольшой (5-6 предложений) лексически насыщенный текст на любую тему, постарайтесь использовать как можно больше синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов.



























2

КЛЮЧ К ТЕСТУ 1

«ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС»



а) синонимы

б) антонимы

в) омонимы

г) фразеологизмы


2. Бирюзовые серьги – бирюзовое небо

Золотые часы – золотые руки

Огненный столб – огненный взгляд

Зажечь костер – зажечь класс идеей

Теплый сентябрь – теплый прием


Перст – палец

Очи – глаза

Чело – лоб

Уста – губы

Глаголить – говорить


Гутарить – говорить

Курень – дом

Кочет – петух

Синенькие – баклажаны


Художник: акварель, мольберт, эстамп, гуашь, палитра.


Куры не клюют – много

Капля в море – мало

Ни в какие ворота не лезет – очень плохо

Ход конем – хитрость

Повесить голову – загрустить









3


Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:

«Наш урок (мероприятие) подошел к концу, и я хочу сказать…»

«Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?»

«Что я получил от этого урока (праздника)…»

«Для меня было открытием то, что…»

«Мне было интересно…» «Мне было трудно…»

2. За что и кого ты можешь похвалить?

- За что ты можешь похвалить одноклассников?

- За что ты можешь поблагодарить учителя? - Что думал? - Что чувствовал? - Что приобрел? - Что удивило?

3. Светофор: дети сигналят карточками: • Зелѐной – побольше таких дел, поучительно; • Жѐлтой – понравилось, но не всѐ, интересно; • Красной – дело не понравилось, скучно.

4. Сказочное дерево (поляна): разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

5. Выбери верное утверждение: 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи….














4

Тестовая работа

1. Назовите (запишите) слова по их лексическому значению: тот, кто работает в шахте; кто плавит металл

2. Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант.

3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, использующиеся в наши дни: персты, шелом, чаять.

4. Сколько антонимов может быть у слов: кислый, тупой, сухой? Назови их (приведи пример).

5. Составь и запиши предложения с парами слов: месяц – месяц, замок – замок. Как называются такие слова?

Ответы учеников.

1. Шахтер, металлург.

2. Адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление, адресант – тот, кто посылает почтовое отправление.

3. Персты –наперсток, перчатки, пальцы; шелом –ошеломить; чаять- нечаянный.

4. Кислый – сладкий (1); тупой – острый (1); сухой – влажный, мокрый, сырой (3)

5. Месяц – месяц – омонимы; замок – замок – омографы. Январь – зимний месяц. Месяц освещал тропинку в парке. Ворота закрыты на замок. Рыцарь подъехал к незнакомому замку.
































5

Раздаточный материал (для ученика)


Ф.И.________________________________________________________________

1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву.

зап..вать песню - зап...вать водой, скр..пить листочки - скр..петь от ветра, прим..рять пальто - прим..рять друзей

2.Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение




Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению


Слова, имеющие несколько лексических значений


Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи


Раздел науки о языке, в котором изучается лексика


Словарный состав языка



Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением


Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.

3.Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?

многозначные слова

омонимы

синонимы

антонимы









прямое значение

переносное значение





Игла, ключ, золотое (кольцо), железное (здоровье), тяжелый - трудный, весёлый - грустный, ледяной (взгляд), земля, наряд, блистать - блеск, рано - поздно, (стакан из) стекла - (вода) стекла, грусть - скорбь, ледяная глыба.




4.Заполните таблицу. Сравните, используя синонимы и антонимы. Работа в группе.

черника

общее

брусника






















6

5. Работа с текстом. Работа в паре.

...Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)

Найдите в тексте антонимы. __________________________________________________________________________

Найдите синонимы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многозначные слова. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова, употреблённые в переносном значении. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Есть обращение к слайдам, но слайды не загружены

1 January

Похожие публикации