Конспект урока литературы по теме: М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»
Конспект урока литературы
по теме: М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»
Герлейн Анастасия Александровна,
учитель русского языка и литературы
КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)» ,
г.Омск
Предмет, класс |
Литература, 9 класс |
УМК |
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Литература 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2014. 2. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2014. |
Тема урока |
М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» |
Урок по счёту |
в КТП урок №52 |
Тип урока |
урок усвоения новых знаний |
Оборудование |
текст художественного произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце», учебник, презентация, отрывки из кинофильма "Собачье сердце" |
Технология |
технология личностно-ориентированного обучения, элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения |
Формы работы |
групповая, индивидуальная |
Методы |
проблемно-развивающий, поисково – исследовательский |
Цели урока:
- обучающая: познакомить обучающихся с историей создания и сложной судьбой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»; закрепить понятие о сатире; прояснить цели булгаковской сатиры; познакомить обучающихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А. Булгакова; привлечь внимание к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;
- развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи; учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;
- воспитывающая: воспитывать интерес к русской литературе XX века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.
УУД:
предметные:
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
- умение анализировать, делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;
коммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.
Карта целей (для обучающихся):
Определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести «Собачье сердце»;
Сформулировать свою позицию о гуманистической направленности идейного содержания произведения;
Учиться работать с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой;
Развивать умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Характеристика класса
Обучающиеся школы – осужденные, преступившие закон, имеющие прочные криминальные и антисоциальные установки, привычки антиобщественного поведения, неадекватную защитную динамику, невосприимчивость к воспитательным воздействиям, неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку. Такие осужденные проявляют импульсивность, агрессивность при любых социальных контактах, обладают достаточно устойчивыми представлениями и установками, которые с трудом могут корректироваться. Большинство осужденных имеют негативное отношение к учебе и школе, педагогическую запущенность по всем основным предметам школьной программы, сниженный уровень обучаемости в результате употребления наркотиков и алкоголя, длительный перерыв в обучении, низкую мотивацию к обучению.
Класс состоит из 14 человек. Материал урока и задания на различных этапах деятельности адаптированы к возрастным особенностям и познавательным интересам молодых людей 20-30 лет. Учитывается то, что у многих обучающихся отсутствует постоянное внимание; поэтому задания даются разнообразные, небольшие по объёму.
Домашние задания в школе закрытого типа не предусмотрены, поэтому в ходе урока базовые изучаемые элементы неоднократно повторяются. Самоконтроль проводится в течение всего урока. Урок рассчитан на один академический час (40 минут).
Урок литературы в 9 классе
Предварительная подготовка: одному ученику дается задание подготовить сообщение по теме: «История создания повести «Собачье сердце»», «Картина Москвы времён НЕПа».
На изучение повести М.А. Булгакова в 9 классе по программе В.Я. Коровиной отводится 2 часа. Данный урок является вторым в теме. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с жизнью и творчеством М.А. Булгакова. На уроке используется технология личностно-ориентированного обучения, элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения. Для оптимального использования временного ресурса урока организуется работа в группах смешанного состава. Задача групп: провести сравнительную характеристику героев повести, сформулировать тезисы для записи в тетрадь.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности. |
Подготовка к занятию. |
|
Целеполагание |
Сегодня мы продолжим изучение творчества М.А. Булгакова, познакомимся и проанализируем повесть «Собачье сердце». Чтение эпиграфа «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя». (Из письма И.В. Сталину, март 1930 г.) Вдумайтесь в строки письма автора. Что они говорят о Булгакове? Что нужно выявить в произведении, чтобы понять жизненную позицию автора, его урок будущему поколению? |
Запись темы в тетради. Анализируют эпиграф, делают выводы о необходимости анализа произведения, выявлении его тематической и идейной направленности. |
Слайд №1 Слайд №2
Слайд №3 |
Актуализация знаний |
Выдвижение проблемы. Чтобы понять смысл этой фразы, мы должны еще раз обратиться к биографии писателя. Что вам особенно запомнилось с предыдущего урока о жизни и творчестве М.А. Булгакова? |
Отвечают на вопрос о жизни и творчестве автора. |
Слайд №4 |
Создание проблемной ситуации Обращение к имеющимся знаниям обучающихся |
Сравните годы создания и годы печати повести, о чем они говорят? Учебная проблема (учебная дискуссия). Учитель. «Собачье сердце» - «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» Можно ли назвать повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» «острым памфлетом на современность»? Почему? Ученики обращаются к словарю. (Памфлет - злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного политического характера). Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, и она завершает цикл сатирических произведений автора. Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию? Мы с вами говорим о том, что повесть сатирическая. Вспомним, что такое сатира? Подзаголовок повести – «Чудовищная история». Почему? Утрируя, Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата, который не уважает прошлое, думает, что ему всё дозволено и все должны. Что лежит в основе сюжета повести? Учитель. С чем у вас ассоциируются слова «эксперимент», «опыт»? Эти слова связаны с научными понятиями, эксперименты и опыты в науке проводятся для человека и ради человека, но не над человеком! Где еще звучат эти слова и почему? |
Рассуждение: трагична история повести, напечатанной лишь спустя 62 года - в 1987-м году (1925-1987). Сообщение ученика «История создания повести «Собачье сердце». Дискуссия Общий вывод: в повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни, людские пороки. Примерный ответ учеников: отношение Булгакова к революции крайне отрицательно. Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения. Выступление ученика-докладчика В повести рассказывается о превращении собаки в человека, о превращении «милейшего пса» в «мразь». В основе сюжета – эксперимент, опыт Научный, опасный, удачный; опыт химический, над животными… Слова «эксперимент», «опыт» звучат в литературе и публицистике 20-х годов постоянно. Ученики зачитывают подготовленные высказывания |
Слайд №5 Приложение №1 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Приложение №2 Слайд №10 Приложение №3 |
Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы |
Работа с текстом Обратимся к началу повести. В повести представлен быт послереволюционной эпохи. Каким он показан? Анализ монолога Шарикова. Задание: каким предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами Шарика? Выпишите цитаты из текста. Индивидуальное сообщение Какой можно сделать вывод об общей картине России переломного периода? М.А. Булгаков в своей повести изображает бесчисленные «уродства» послереволюционного быта. Он наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Писатель подводит к выводу, что разруха не вне, а внутри. |
(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!» «До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара». «А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!» «Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал». А сколько раз Шарик получал в бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал», «щёткой сколько раз морду уродовали».) Ученик зачитывает или пересказывает сообщение. Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», где варят щи «из вонючей солонины». В этой Москве живут «пролетарии», «товарищи» и «господа». Москва, которую революция вывернула наизнанку, где чистопородные пролетарии с чувством превосходства над теми, у кого родословная «подкачала», и чрезвычайно низким уровнем культуры, «уплотняли» московские дома, где жили буржуи- интеллигенты. То, что эта неприглядная картина дана глазами собаки, делает её еще более ужасающей :голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены «жилтоварищества». О старой Москве Шарик вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось. Вывод. Вокруг царит бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, безработица, процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная, засилье хамства и бескультурия. Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата». |
Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 |
Поиск ответов на поставленные проблемные вопросы |
Просмотр фрагмента фильма – требование Шариковым оформления паспорта с пропиской. (Проблемный вопрос – охарактеризуйте поведение Шарикова, какие в нем сформировались черты пролетариата?) 1 группа. Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек? Какая книга становится для него учебником жизни? 2 группа. Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его. 3 группа. Расскажите о профессоре Преображенском, о докторе Борментале. К какому выводу приходит профессор? Итоговый вывод работы групп: Профессор приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г. |
Ученики анализируют сцену, отвечают на вопрос. Рабочие группы выполняют задание, делают вводы по проблемному вопросу, формулируют тезисы для записи в тетрадь. Тезисная запись в тетрадь «Характеристика персонажей» |
Приложение 4. |
Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы. |
Вернемся к главному вопросу повести Булгакова: революция или эволюция? Какова позиция автора? В чём основная идея повести? Собачье сердце" открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, - эволюции и революции, стремления к познанию окружающего мира и опасности непредвиденных результатов научных экспериментов, нравственной ответственности человека за совершенные поступки, нераздельности реального и мистического. В своей повести Булгаков сказал о главной идее, написанной на знамёнах революции, - идее социального равенства и «всеобщей справедливости». |
Формулируют тезисы вывода. Примерный ответ: автор спорит с новой идеологией, утверждает, что необходима не революция, а эволюция! Великая Эволюция! Он убеждён: нельзя форсировано изменить условия жизни и в итоге самого человека! Социальный прогресс возможен только на основе этических ценностей, которые были выработаны человечеством. Булгаков верил в «нравственное самоусовершенствование», в которое верили и Достоевский, и Толстой. Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей. Разрушительный потенциал «маленького человека», как показал Булгаков, страшен. Репрессии были бы невозможны без шариковых – управляемых и жестоких. Повесть «Собачье сердце» - это повесть предупреждение! |
|
Этап проверки полученной информации самоконтроль |
А теперь давайте выполним проверочный тест, отметки будут выставлены в журнал |
Выполняют тест, проверяют по озвученным учителем эталонам ответов. Варианты выполнения 8 задания озвучиваются для коллективной оценки (соответствует/ не соответствует) |
Приложение №4 (тест) 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-в, 6- д |
Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения. |
Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Что нового появилось в вашем понимании слов М.А.Булгакова? Какие жизненный уроки произведения Булгакова кажутся вам наиболее важными и значимыми? Спасибо за урок! |
Для М.А.Булгакова важно, чтобы человек в любых обстоятельствах всегда оставался человеком. |
Слайд №2 |
Приложение 1.
Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Хорош тот врач (а Булгаков врач), который не только поставит диагноз, но и постарается прогнозировать течение болезни. Булгакова, в частности, волновала проблема правомерности социальных экспериментов, происходивших в масштабах нашей страны. Эту проблему он развернул как тему ответственности науки перед жизнью в повести «Собачье сердце» (1925). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.
Повесть «Собачье сердце» не публиковалась в России до 1987 г. Запрет на публикацию произведения побудил Булгакова вплоть до конца 1920-х годов основное внимание уделять драматургии.
Представить, что было бы, если бы повесть попала на страницы печати сразу после ее создания, пожалуй, невозможно, В послереволюционной России свободы слова и печати не было. Строжайший идеологический отбор литературных произведений велся на самом высоком уровне.
Повесть «Собачье сердце» стала необыкновенно популярна после шестидесятилетнего табу. Она много раз переиздавалась разными издательствами, приобрела и счастливую кинематографическую судьбу.
Булгакова экранизировать очень трудно, удач бывает мало. Одна из них — экранизация «Собачьего сердца».
Приложение №2.
Сатира - вид комического (komikos-греч.,весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
Приложение №3.
Академик И.Павлов: «Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…»
Революционный плакат эпохи. «Россия - не лягушка для экспериментов Ленина!»
В.Короленко призывал «вожаков скороспелого коммунизма отказаться от эксперимента».
Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью».
Академик Павлов: « Я как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и культурной гибели моей родины, не даст…»
М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных».
А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения социальных опытов».
М. Спиридонова: «…у нас в большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма».
Ф. Шаляпин: «Большевистская практика оказалась ещё страшнее большевистских теорий… В большевизм влилось всё жуткое…»)
Приложение №4.Работа в группах.
1 группа. Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек? Какая книга становится для него учебником жизни? Сравните Шарикова с Шариком, соотнеся с персонажами следующие определения.
Невоспитанный |
Продажный |
Жестокий |
Несчастный |
Преданный |
Добродушный |
Наглый |
Грубый |
Милый |
Хитрый |
Безграмотный |
Самонадеянный |
Подлый |
Доверчивый |
Ученики. Шариков - груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он, во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского — все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для Шарикова же стать начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.
Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.
Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.
2 группа. Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его.
Ученики. Швондер – это человек, у которого за душой нет ничего: он жалок, хотя амбициозен; злобный, он считает себя устроителем новой жизни. Его принцип – отобрать и поделить. Он хочет получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский. Он считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права, вооружает «идейной фразой». И делает все это не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку».
3 группа. Кто противостоит Шарикову и « товарищам»? Расскажите о профессоре Преображенском, о докторе Борментале. К какому выводу приходит профессор?
Ученики. Преображенский – профессор медицины. Он авторитетный врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность. Профессор критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского эксперимента. Опыт создания “нового человека” не удался. Переделать натуру Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. Преображенский убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: “Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова...» Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.
У Профессора есть помощник Борменталь, с которым он любит болтать на разные скользкие темы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде. Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто едой, а довольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что «новоблагославенная очень приличная. Тридцать градусов». Филипп Филиппович возражает: « Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать». Все эти замечания,казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере раскрывать и реализовать свой талант.
Приложение №5. Тест.
Критерии оценки: задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задания 7,8 – в 2 балла
10 баллов – «5»
7-8 баллов – «4»
5-6 баллов – «3»
Менее 5 баллов – «2»
Тест. М.А.Булгаков «Собачье сердце»
1. Жанр произведения «Собачье сердце»
А) рассказ;
Б) повесть;
В) быль.
2. Повествование начинается от лица
А) рассказчика;
Б) собаки;
В) профессора Преображенского.
3.Из пролетариев, по мнению Шарика, сама гнусная тварь:
А) швейцары
Б) дворники
В) участковые
4. – Как это вам удалось подманить такого нервного пса? – спросил приятный мужской голос.
- (ответ):
А) колбасой
Б) лаской
В) косточкой
5. Поздним вечером поставили диагноз. Филипп Филиппович, как истый учёный, признал свою ошибку – перемена гипофиза дает не омоложение, а полное:
А) превращение
Б) преображение
В) очеловечивание
6. Какая черта формирования человека из Шарика говорит о наследственности гипофиза
А) совершенный человек по строению тела
Б) вес около трёх пудов
В) рост маленький
Г) голова маленькая
Д) начал курить
Е) ест человеческую пищу
Ж) одевается самостоятельно
З) гладко ведет разговор
7. Что называется сатирой?
8. Назовите минимум две сатирические черты произведения.
Презентация к уроку М.А.Булгаков "собачье сердце"
PPT / 2.94 Мб