12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия Манирка792
Россия, Хабаровский край, пос. Ванино
Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока»

Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»


 

Разработала: Манирка Н.А., преподаватель

русского языка и литературы

КГБ ПОУ ВМК ЦОПП п. Ванино


 

Цель: познакомить учащихся с повестью М. Булгакова «Собачье сердце», помочь уяснить важность поднимаемых писателем проблем в произведении.

Задачи:

учить сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить, анализируя художественное произведение, делать выводы и обобщения;

развивать навыки логического мышления и монологической речи;

воспитывать интерес к русской литературе ХХ века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: текст повести М. Булгакова «Собачье сердце», компьютер, проектор, аудиоколонки, презентация «Повесть «Собачье сердце», нарезка фрагментов из х/ф «Собачье сердце» (режиссер В. Бортко, 1988 г.), демонстрационные таблички со словарными словами: евгеника, гипофиз, пролетариат и буржуазия, люмпен.

Время занятия: 2 часа


 

ХОД ЗАНЯТИЯ


 

Природа не терпит неточностей

и не прощает ошибок.

Ралф Эмерсон

І. Организационный момент.

– Приветствие.

– Проверка подготовки рабочего места к уроку.

На экране появляется портрет М. А. Булгакова (слайд 1).
Презентация "Собачье сердце"
PPTX / 3.43 Мб

ІІ. Вступительное слово учителя.

Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине, безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму Природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.

На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники, занимавшейся «выведением» особой породы людей.

Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием «турецкое седло».

Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

III Активизация опорных знаний.

Сегодня мы начнем работу над повестью М. А. Булгакова «Собачье сердце», основу которой составляет великий эксперимент гениального ученого (слайд 2, на доске таблички со словарными словами). Действие в повести происходит в послереволюционное время (слайды 3-7).

Вывод: итак, что необходимо, чтобы стать «новым человеком» в послереволюционный период? (Примерные ответы студентов – «не нужно много трудиться, достаточно того, что ты пролетарий, значит имеешь право «быть хозяином жизни»).

Учитель: перейдем непосредственно к повести!!!

(Подготовленный домашний доклад двух студентов) «М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести: «Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова - умная и зрячая». Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя М. Булгаков продолжил: у Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения (кольцевое)».

Учитель: Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили. Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В. Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова. Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров? (Предполагаемые ответы студентов: «повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи»)

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Проблемы, волновавшие писателя в начале прошлого столетия, небезразличны и нам. Какие это проблемы? (Предполагаемые ответы студентов: Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны. Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека).

Учитель: Вы правы. Попытаемся разобраться. Итак,

Персонажи повести (8 слайд + раздаточный материал на партах)

Шарик — бездомный пёс, которого профессор Преображенский подобрал на московской улице.

Полиграф Полиграфович Шариков — человек, в которого превращается пёс после проделанной профессором Преображенским операции.

Филипп Филиппович Преображенский — блестящий хирург, «величина мирового значения», проживавший в 1920-е годы в Москве.

Иван Арнольдович Борменталь — молодой доктор, ассистент профессора Преображенского.

Зинаида Прокофьевна Бунина — молодая девушка, «социал-прислужница» профессора Преображенского.

Дарья Петровна Иванова — кухарка профессора Преображенского.

Фёдор — швейцар дома, где проживает профессор Преображенский.

Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган, чей гипофиз и семенные железы использовались для пересадки Шарику.

Швондер — председатель домкома (домового комитета).

Вяземская, Пеструхин и Жаровкин — сослуживцы Швондера, члены домкома.

Васнецова — машинистка подотдела очистки МКХ.

Краткое содержание

Москва, декабрь 1924 года. (видеофайл №01; 5:30).



Учитель: Какой изображена Москва? (Предполагаемые ответы студентов: «Москва предстаёт грязной, неуютной. В этом городе царят злоба, жестокость, ненависть, хаос).

 

Профессор Преображенский представитель московской русской интеллигенции. Выдающийся хирург (9 слайд)

Учитель: Рассмотрим фигуру профессора поподробнее (работа с текстом)

Филипп Филиппович Преображенский. Возраст профессора Преображенского - 60 лет. Профессор Преображенский является хирургом с мировым именем.

(Ответы студентов):

"...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой..."

"...помогала снимать тяжёлую шубу на чёрно‑бурой лисе с синеватой искрой..." "...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь..."

"...блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой..."

"...лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки..." "...захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол..."

«Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях..." (дома) "...Он вышел в известном всем лазоревом халате..."

"...Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее..."

У профессора голос громовой, как труба: "...Ничего похожего! – громовым голосом ответил Филипп Филиппович..." "...голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу..."

Профессор является состоятельным человеком: ". Впрочем, у него и так, по‑видимому, денег куры не клюют..."

Профессор Преображенский - трудолюбивый человек: "...Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафе, и Филипп Филиппович работал, не покладая рук..." "...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо..."

Профессор Преображенский - умный и уверенный в себе человек: "...После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным..."

Профессор Преображенский - одинокий человек: "...В сущности ведь я так одинок…"

Профессор Преображенский - вспыльчивый человек: "...говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость..."

Профессор - честный человек. Он не бросает коллег в беде: "...бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите…"

Филипп Преображенский - законопослушный гражданин: "...На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками..."

Преображенский знаком с важными чиновниками: "...если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом <...> лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать..."

Профессор не любит суетиться и спешить: "...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел..."

По словам самого профессора, он не любит насилия по отношению к людям и животным: "...Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением..."

Профессор Преображенский не любит пролетариат (работников по найму): "..– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина. – Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович..."

Профессор является упорным ученым. Он все время что-то исследует: "...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего‑то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел..."

Профессор Преображенский является членом Всероссийского хирургического общества: "...если в Большом театре не было «Аиды» и не было заседания Всероссийского хирургического общества, божество помещалось в кабинете в глубоком кресле..." В прошлом профессор работал на кафедре в университете: "...Филипп Филиппович, – прочувственно воскликнул он, – я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре..."

Профессор Преображенский является учителем и другом доктора Борменталя: "...Вот что, Борменталь, вы первый ученик моей школы и, кроме того, мой друг, как я убедился сегодня..."

Профессор проживает в 7-комнатной квартире. Здесь же он работает и принимает пациентов: "...Вы один живёте в семи комнатах..." "...Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку..."

Характер Ф.Ф. Преображенского (видеоролик 02, 8 мин)



 

 

Учитель: Итак, Доктор достиг замечательных результатов в омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческих гипофиза и семенников.

Ему в этом помогает доктор Борменталь (10 слайд). В качестве подопытного животного был выбран бездомный пёс Шарик (11 слайд). Результаты операции превзошли все ожидания — Шарик постепенно начал принимать человеческий облик! (12 слайд)

История с собакой, превратившейся в человека, быстро стала известна в медицинских кругах, а затем оказалась достоянием и бульварной прессы. Профессору Преображенскому выражают своё восхищение коллеги, (Шарика демонстрируют в медицинском лектории, а к дому профессора начинают приходить любопытствующие. (видео 03, 14 мин) 



Но сам Преображенский не рад итогу операции, так как понимает, что может выйти из Шарика (слайд 13)

 

Внешность гражданина Шарикова (работа с текстом)

(Ответы студентов):

"...облик окончательно сложился. а) совершенный человек по строению тела; б) вес около трех пудов; в) рост маленький; г) голова маленькая; д) начал курить; е) ест человеческую пищу; ж) одевается самостоятельно; з) гладко ведёт разговор..."

"...У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щётка. Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человека был повязан ядовито – небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок <...> с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами.

«Как в калошах» – с неприятным чувством подумал Филипп Филиппович <...> Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом..."

"...поглядывал на Шарикова, чёрная голова которого в салфетке сияла, как муха в сметане..."

"...небольшие его ноги, крытые чёрным пухом, заплетались по паркету..."

"...Он пригладил жёсткие волосы..."

У гражданина Шарикова глуховатый и гулкий голос: "...Голос у него был необыкновенный, глуховатый, и в то же время гулкий, как в маленький бочонок...", "...Походка у него была развалистая..."

Учитель: Тем временем Шарик попадает под влияние коммунистического активиста Швондера, внушившего ему, что тот — пролетарий, страдающий от угнетения буржуазией (в лице профессора Преображенского и его ассистента доктора Борменталя), и настроившего его против профессора (видеоролик 04, 3:30 мин)



Учитель: Швондер, будучи председателем домкома, выдаёт Шарику документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, устроив его работать в службе отлова и уничтожения бездомных животных (в «очистке») и вынуждает профессора официально прописать Шарикова в своей квартире. В службе «очистки» Шариков быстро делает карьеру, став начальником. Под дурным влиянием Швондера, поверхностно начитавшись коммунистической литературы и почувствовав себя «хозяином положения», Шариков начинает грубить профессору, развязно вести себя дома, воровать вещи с деньгами и приставать к прислуге. (видеоролик 05, 11 мин)

Учитель: В конце концов, дело доходит до того, что Шариков пишет лжедонос на профессора и доктора Борменталя. Этот донос лишь благодаря влиятельному пациенту доктора не доходит до правоохранительных органов. Тогда Преображенский и Борменталь приказывают Шарикову убраться из квартиры, на что тот отвечает категорическим отказом. Доктор с профессором, будучи не в силах больше выносить наглые и дерзкие выходки Полиграфа Полиграфовича и ожидая только ухудшения ситуации, решаются сделать обратную операцию и пересаживают Шарикову собачий гипофиз (видеоролик 06; 4:30 мин)

После этого Шариков постепенно начинает утрачивать человеческий облик и снова превращается в собаку... (видеоролик 07, 3:30)

IV Рефлексия

 

Учитель: Ваши первые впечатления от увиденного и услышанного на сегодняшнем уроке (Эмоциональные высказывания студентов)

Учитель: Скажите, кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

(Предполагаемые ответы студентов: «Шариков - безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность. Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки».

«Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!»

«Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.»

Учитель: Хорошо, ребята! Это произведение - яркий пример острой политической сатиры. Шариков - аллегорический образ обыкновенного люмпен-пролетария, который, получив неожиданно большое количество прав и свобод, начинает вести себя эгоистично и нагло.

Только постепенное приобщение к культуре, самосовершенствование человечества, по мысли Булгакова, - залог прогресса общества человека.

Учитель: Каков же итог повести?

Профессору удалось обратное превращение человека-монстра в собаку. Но в реальной жизни это невозможно, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени.

Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ…» (Предполагаемые ответы студентов: хамства, невежественности, стремление к власти любым путём…)

Учитель: Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя? Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент. Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

В конце урока проводится викторина (контрольные вопросы на знание текста произведения) (приложение: Викторина, время прохождения- 7-8 мин)


Контрольный тест
DOCX / 16.32 Кб


Домашнее задание: Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

Опубликовано в группе «Мультимедийное сопровождение урока»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Джиоева Лейла, 14.03.21 в 09:27 1Ответить Пожаловаться
Хорошая работа.Спасибо
Литвиненко Светлана Юрьевна, 14.03.22 в 12:34 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, за материал! Утащила себе!





Наталия Манирка, 15.03.22 в 13:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллеги, за интерес к проделанной мной работе. Я старалась)

Отредактировано 15-03-2022 13:20

Елена, 19.02.24 в 21:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое. Замечательно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.