12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новик Надежда Григорьевна23
Россия, Архангельская обл., Котлас
3

Конспект урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»



Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление семьи, любви и верности.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели:

Образовательные:

  1. познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику;

    поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;

    раскрыть идейно – художественное своеобразие повести;

    продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

    проникнуться уважением и сочувствием к героям повести, помочь ученикам почувствовать силу и красоту

    добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина) 7 класс; раздаточные карточки со справочным материалом, иллюстрации, толковые словари, мультимедийная презентация

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Психологический настрой (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

- Итак, что вам известно о древнерусской литературе?

Беседа по вопросам по статье «Из древнерусской литературы».

Как начиналась русская литература?

-Расскажите о том, как в древности трудились над рукописной книгой.

- Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности?

Какие события описывались в древнерусской литературе вымышленные или исторические?

Мы прочитали статью учебника «Из древнерусской литературы» стр.69-71

С ΧІ до 17 века – древнерусская литература; период составляет 700 лет

& Словарь:

Литературовед, вязь, златокузнец, среброкузнец, сканный мастер, оклад

«Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение Владимира Мономаха».

3.

Сообщение темы урока

Определение темы и цели урока.

1.Вступительное слово учителя.

-Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии», героями которой являются святые – супруги Петр и Феврония. Повесть была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем – Еразмом.

-Чем же история жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала читателей?

2.Определение проблемы урока.

Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

Исходя из темы урока, мы должны выяснить:

-Почему Петр и Феврония особо почитаемы Православной Церковью?

-Почему они причислены к лику святых?

-В чем заключается их подвиг?

-Какой урок они преподносят нам?

-Какие качества святые являют всем, кто хочет построить свои отношения с близким человеком?

Герои её - исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где сейчас покоятся их останки.

4.

Работа над темой урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление семьи, любви и верности.

1. Жанровое своеобразие повести. Работа над таблицей.

- Чем интересна повесть? Что она напоминает?

- Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести (заполняется по ходу обсуждения)

- Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?

2.Обратимся к композиции:

- Как построена повесть?

- Сколько частей можно выделить?

- Составляем коллективно план повести, запишем его на доске и в тетради.

2. «Соколиный глаз» (определение уровня читательского восприятия): ответьте на вопросы:

1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря?

2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение?

3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя?

4.За что бояре невзлюбили девушку?

5.Зачем приказала не все струпья помазать?

6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда?

7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа?

8.Почему бояре перебили друг друга?

9.Чьей была дочерью Феврония?

10.Что вышивала Феврония пред смертью?

3.Характеристика образов главных героев.

Духовный портрет Петра и Февронии.

Характеристика Петра

-Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.

- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?

- Что мешает ему поступить иначе?

- Так почему же автор делает Петра главным героем?

- Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?

- Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте.

- Быть невысокомерным, значит быть каким? 

- Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? 

- Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?

- Обладает ли ими Петр? Запишем их.

- Какие еще черты  раскрываются в характере Петра? 

- Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества. Докажите текстом.

(Приложение №2)

Характеристика Февронии

- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

-В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония?

- Когда мы впервые знакомимся с Февронией?

- Заглянем в дом к Февронии.  

-Порассуждаем:

- О чем свидетельствуют загадки Февронии? Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней?

-Прочитайте в повести загадки Февронии.

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

- С какой целью автор использует их здесь? 

- Что еще доказывает мудрость героини? 


 


 


 


 

- Значит, какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

- Какие еще приведете примеры, подтверждающие мудрость героини?

- На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

- О какой черте х-ра это говорит?  

- Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком?

- За что же полюбил Пётр Февронию?

- Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

Запишем.

- Почему Феврония полюбила Петра, не видя его, т.к. они общались через слуг?

- Значит, каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью  любитьЗапишите.

- Какими еще качествами обладает Феврония? 

- В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста. (Приложение №3)

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

- Почему автор не рисует портретов героев повести?

- Какими эпитетами автор награждает героев?

 


 


 


 


 

- Что означают слова «блаженный», «преподобный» и «смиренный»?

-Расскажите, приводя подтверждение из текста:

1. Как жили молодые после замужества?

2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»?

3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует?

4. Почему его попросили вернуться?

5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе?

6. Какой пример подавали своим правлением?

7. Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах…   Как об этом говорит автор? Прочитайте.

8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам Божиим).

9. Как завершается жизненный путь  Петра и Февронии?

10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

Выводы:

Ребята, вот  мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

-Прочитайте, какими положительными прекрасными  качествами обладает Петр.

- А какими нравственными качествами обладает Феврония?

- Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите

- Чем Петр и Феврония заслужили звание святых?

- Петр и Феврония  были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака

4. Составление словарей из слов, характерных для данного текста, которые «ушли в прошлое» и их объяснений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» близка к фольклорным жанрам: …

Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа.

Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают (Приложение №1)

Вывод:

В этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

ПЛАН

1.Подвиг князя Петра

2.Мудрая дева Феврония

3.Поединок Петра и Февронии с боярами

4.Кончина святых и посмертные чудеса

Основные эпизоды повести:

Проделки дьявола

Отчего смерть змея приключится.

Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.

Агриков меч найден.

Змей убит.

Мудрая девушка из села Ласково.

Условие Февронии и исцеление.

Заговор против княгини Февронии.

Дайте то, что я прошу!”

Прозорливость Февронии.

Возвращение в Муром и счастливое княжение.

Приспело время преставления”.

Чудеса с телами Петра и Февронии.

В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня,  ходит в церковь, молится,  терпит болезнь,  но с другой стороны,  решается на обман: не сразу  женился  на Февронии, хотя дал слово, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает.

Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.

Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере.

Феврония помогает Петру одержать победу над злом   в себе, а точнее,  сила любви Февронии. 

Добросердечие и невысокомерие.

Кротким, смиренным.

Мужеством

Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера.

Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость.

Он учит ценить людей по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.

Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.

Когда гонец ищет лекаря для князя Петра.

Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли.

Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать  из пучка льна сорочку, порты и полотенце)   такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

Мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.

(О добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек  Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка.

Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

Она не приняла его подарков, значит,  не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна.

Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.

Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением.

Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением.

Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее.

Не внешность, не красота главное для него. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг.

Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.  Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
 

& Словарная работа:

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный - святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.

мудрость

добросердечие

мужество

кротость

смирение

Верность заповедям Божьим (благочестие, религиозность)

Любовь и верность близким

Умение прощать

мудрость

добросердечие

трудолюбие

милосердие

Способность самоотверженно любить

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность)

Чудесный дар

верность

Кротость, смирение

Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.

Своей любовью и верностью. Они так любили друг друга, что просили  Бога, чтобы умереть в один день. И даже после  смерти оказались вместе в одном гробу.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

 

6.

Домашнее задание

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение жития, повести, сказки

2. Провести словарную работу: задание №2, стр. 82.

3.Подготовить чтение «Повести…» по ролям.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

-Над чем заставило вас задуматься это произведение?

- О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок?

Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?

Вывод:

«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев)

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

- Поставьте смайлики напротив утверждений:

 

Формулировка выводов, запись их в тетради.

Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи

Заполняют бланк самооценки.

- хорошо усвоил

- отлично усвоил и могу применить на практике

- усвоил хорошо, но есть вопросы

- многое непонятно.

 


 

Приложение №1

Сказка

Житие

Повесть

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,

их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

- Есть волшебные вещи: агриков меч.

- Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

- Загадки и хитроумные испытания. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

- Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

- Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

- Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

- Необычная смерть и посмертные чудеса (умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

- Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

- Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

- Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

- В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

- В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.


 

Приложение №2

Верность заповедям Божьим,

вера в Бога

(благочестие, религиозность)

Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» 

Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией».

Мудрость

 Догадался, что змей – не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел».

Любовь и верность близким

 Ради брата своего думает, как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать, как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч».

Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».

Умение прощать

 Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим».

Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа».


 

Приложение №3

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не  скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде».

Чудесный дар

 Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

 

Верность

Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»  

Кротость, смирение

 

 Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.


 

Тема – история любви.

Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.


Презентация к уроку

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.