Конспект урока литературного чтения на тему «К. Г. Паустовский. "Растрёпанный воробей"»
Конспект урока литературного чтения на тему К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» и понимания поступков и состояния героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажу.
Задачи: учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;
воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.Н. Головановой, «Родная речь»;
Используемое оборудование:
музыка к балету «Золушка» С.С. Прокофьева, презентация, аудиозапись сказки, мультимедийный проектор, выставка книг К.Паустовского, словари С.И.Ожегова.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I.Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Приёмы: высказывания добрых пожеланий – эмоциональный настрой; мотивация к учебной деятельности. Способы: фронтальная работа.
|
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рад вас всех видеть! У меня сегодня отличное настроение. Я дарю его вам! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. (Слайд 2.) Урок литературного чтения. Вы готовы хорошо поработать на уроке?!
- Молодцы, верьте в себя, и у вас всё получится! Это будет девизом урока! |
- Да! |
Личностные УУД: самоопреде-ление. Коммуника-тивные: планирова-ние учебного сотрудни-чества с учителем и сверстника-ми. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Приёмы: мотивация к учению; самооценка; мотивация на успех; повышение самооценки; Приём антиципация-предугадывание, предвосхищение (предположение о чём будем читать, чем закончится). Способы: фронтальная и индивидуальная работа.
|
1. Урок начнём с загадок. Послушайте внимательно загадку (Ф.И. ученика.) и скажите, о ком в ней говорится.
- Молодцы! По каким признакам вы догадались? 2. Проверка домашнего задания. У. Что ещё вы про них можете рассказать? Это было вашим домашним заданием. (Межпредметная связь) -Умницы, вы замечательно подготовили домашнюю работу. Послушайте следующую загадку.
-Молодцы! Что из этой загадки можно узнать о воробьях? -Что ещё вы про них можете рассказать? -Как вы думаете, о чём они могут чирикать и каркать нам зимой? - Кто им может помочь? (Воспит. момент) - Встаньте те, кто повесил кормушки и кормит птиц. - Какие вы молодцы! Предположите, зачем мы про них ведём беседу? -Позднее вы можете проверить свои предположения, а ваши знания помогут нам в дальнейшей деятельности. Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя. (Слайд 5.) Кто узнал этого писателя? -Сформулируйте затруднение.
|
(Подготовленный ученик рассказывает: - Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона Это… (ворона.)) (Слайд 3.) -У вороны серое оперение. Вороватая, т.к. ворона тащит всё, что увидит. Крикунья хрипловатая, т.к. она каркает громко и хрипло.
(Рассказывают.)
(Подготовленный ученик рассказывает: Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю, Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей.)) (Слайд 4.) (Открывается доска с рисунками детей, на которых изображены воробьи и вороны.) -Питаются жучками и червячками, не улетают на юг, обитают под крышей. (рассказывают) -Что им тяжело зимой: холодно, нет корма.
- Люди. Они подкармливают их.
(Встают.)
- Будем читать о воробьях и воронах?
(Затруднение.) - Мы не можем назвать автора. |
Регулятив-ные: целеполага-ние. Познаватель-ные: постановка вопросов; общеучеб-ные: самостоя-тельное выделение – формулиро-вание познаватель-ной цели; логические: формули-рование проблемы. Личностные: осознание нравствен-ного поступка. |
III. Выявление причины затруднения. Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем? Почему возникли затруднения?») Приёмы: самоконтроль. Способы: фронтальная работа. |
-Почему вы не смогли назвать автора? |
-Мы не знакомы с этим автором, не изучали его произведения. |
Познаватель-ные: логические: формулиро-вание проблемы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: формирование учебной задачи. Приёмы: самостоятельное формирование учебной задачи. самостоятельное формирование учебной задачи. Способы: фронтальная работа.
|
-Что делаем, когда «открываем» новое знание?
- Какую цель урока поставим? Что хотите узнать? - С чего начнём? |
- Ставим цель урока, составляем план построения новых знаний. -Узнать автора, познакомиться с новыми произведением этого автора. - Познакомимся с автором, потом познакомимся с новым произведением. |
Регулятив-ные: целеполага-ние. |
V. Реализация построенного проекта. Цель: решение учебной задачи. Методы и приёмы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог, оценивание. Способы: фронтальная и индивидуальная работа.
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: установить осознанность восприятия. Приём: добывание информации из других источников. Способы: фронтальная и парная работа.
|
1. Подведение к теме урока. -Чтобы узнать автора, соедини половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова. (Слайд 6.) - А что вы про него знаете? -Познакомит нас с жизнью и творчеством Константина Паустовского …(Ф.И. ученика.) В роли кого он сейчас выступит? - Какова его главная цель? - А кем являетесь вы? - Какова ваша цель? -А для этого что нужно делать?
У. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе. У. Как вы оцените выступление автора? -Сегодня познакомимся с произведением К.Паустовского. Как оно называется, догадайтесь сами. (На доске: «нпавроРастрёпанныйкурав смимворобейшнгой».) Поиграем в игру «Уберите лишние буквы».
-Верно, «Растрёпанный воробей». (Слайд 25-26). Значит, тема урока?
- Предположите, о чём будет произведение? Кто будет главным героем? 2. Физминутка. - Воробушек спит.
- Воробышек проснулся. - Воробушек чистит перья. - В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. 3. Знакомство с текстом (1-й и 2-й частями- до слов: «То притащит засохшую пастилу...».) - Произведение большое, в 3-х частях, на 3 урока. Сегодня познакомимся с 1-й и 2-й частями. Внимательно слушайте и следите за текстом. По ходу простым карандашом подчёркивайте непонятные слова. Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий. Определите жанр произведения. Проверьте свои предположения. (Включается аудиозапись.) 1. Проверка предположений. - Чьё предположение правильное? - Кто определил жанр произведения? - Докажите.
- А реальны повадки этих птиц в данной сказке? Сравните с вашими сообщениями. 2. Словарная работа. - Какие слова были непонятны? - Как узнать лексическое значение этих слов? - В каком? (Показ толкового словаря С.И.Ожегова). -Давайте поработаем со словариками в парах. Значения каких слов мы можем посмотреть в словарике учебника? -1-я пара, посмотрите значение слов в словарике учебника (с.216). А остальные пары поработаете со словарями С.Ожегова. Помните про правила работы в паре. (Слайд 29.) (Раздать толковые словари). - Проверим, как поработали со словарями. 3. Работа по содержанию. - Как проверить, внимательно ли вы слушали? -Тогда приступим: назовите главных героев сказки. - Кто были Машины родители? -Кто догадался по описанию в тексте, в каком театре танцевала Машина мама? -Сейчас его называют Государственный Академический Большой театр. (Слайд 35-37 - Государственный Академический Большой театр). - Кого должна была танцевать Машина мама? -Как Паша попал к Маше? -Хорошо было ему у девочки? -Он отблагодарил Машу?
-Чего ждала ворона за окном?
-Что чаще всего таскала ворона из квартиры?
- Почему мама достала стеклянный букет?
- Что особенного было в обращении героини с этим букетом? - Что необычного в описании кузнеца в начале сказки?
-Как называется такой приём художественного изображения? |
- Это Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 7.) (Затруднение.)
-В роли автора. -Точно передать свою мысль. -Понимающими. - Правильно понять автора. (Слайд 8.) - Внимательно слушать. (Заслушивается доклад с презентацией - слайды - 9 – 24.) Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая, склонная к занятиям искусством. Детство провёл на Украине у деда и бабушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву. Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко». Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки. (На доске выставка книг.)
(Оценивают.)
(Выбегают к доске, стирают лишние буквы). - «Растрёпанный воробей»
-Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». (Отвечают.)
(Дети опустили голову на грудь и расслабились.) (Дети встают, потягиваются.) (Дети выполняют наклоны влево и вправо.)
(Дети машут руками.)
(Дети садятся.)
(Чередование чтения сказки учителем, хорошо читающими детьми, аудиозапись.)
(Дети отвечают.) (Слайд 27.) (Отвечают.) - Только в сказках птицы и лошади могут разговаривать. (Слайд 28.)
-Повадки реальны.
(Дети отвечают.) - Посмотреть в словаре. -В толковом.
- Сварливая, торб.
(Работа с толковыми словариками.)
(Дети отвечают.) (Слайды 30 – 34.)
-Нужно правильно ответить на вопросы. - Мама, Маша, Папа, Ворона, Милиционер, няня Петровна, воробей Пашка. - Балериной, моряком.
-Машина мама работала в Большом театре.
-Золушку. (Слайд 38). - Дал милиционер. -Да. -Да, он стал таскать ей из ларька ворованные вещи. -Пока откроют форточку проветривать комнату и уйдут. -Сахар, печенье и колбасу.
-Она обещала папе приколоть к платью, когда будет танцевать Золушку. - Раньше мама никогда не разговаривала с вещами. - Кузнец наделяется чувствами и желаниями человека: «Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула…»
-Олицетворение. (Слайд 39). |
Регулятив-ные: плани-рование, прогнозиро-вание. Познаватель-ные: логические – решение проблемы, построение рассуждений доказа-тельств, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуника-тивные: инициатив-ное сотрудни-чество в поиске и выборе информации.
Регулятив-ные: кон-троль, оцен-ка. Познаватель-ные: общеучеб-ные-умение структури-ровать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия. Коммуника-тивные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
VII. Самостоятельная работа. Цель: организо-вать самостоятельное выполнение работы на новое знание; организовать самопроверку по образцу. Приём: выборочное чтение; самоконтроль, самооценка. Способы: фронтальная и индивидуальная работа.
|
1. Работа над произведением, выборочное чтение. - Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются, т.е следующее олицетворение.
- Найдите в рассказе описание театра, в котором танцевала мама. Прочитайте.
- Сравните фотографию и скажите, точен ли в описании театра К. Г. Паустовский? (Слайд 40-41.) 2.Составление характеристики воробья и вороны. -Выберите соответствующие слова к герою сказки и подчеркните в карточках: Воробей: добрый, скупой, благодарный, сварливый, сообразительный, ловкий, вороватый, запасливый. Ворона: добрая, скупая, благодарная, сварливая, сообразительная, ловкая, вороватая, запасливая. (Слайд 42.) (Раздать карточки.) - Проведём взаимопроверку и взаимооценивание по образцу. (Слайд 43.) |
-Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою тёплую песню; зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.
- Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью.
- Точен.
(Дети выполняют задание.) (Дети проверяют по образцу и оценивают по критериям). |
Регулятив-ные: плани-ровать своё действие в соответ-ствии с поставлен-ной задачей; оценивать правиль-ность выполнения действия. |
VIII. Включение в систему знаний. Цель: творческая работа; релаксация. Приём: рисование иллюстрации к тексту. Способы: фронтальная и индивидуальная работа.
IX. Домашнее задание. Цель: объяснение сути домашнего задания. |
У.Каким вы себе представляете стеклянный букетик Машиной мамы? Нарисуйте, пожалуйста, контур букетика. (Включается музыка.) - Узнали музыку?
- Посмотрим ваши рисунки. - Вы все – молодцы, нарисовали красивые букетики. Вот такой букетик изображён на одной из иллюстраций к сказке. (Слайд 44.)
-Дочитать сказку, раскрасить стеклянный букетик, по желанию - выбрать наиболее интересный эпизод и сделать к нему иллюстрацию. (Слайд 45). |
(Рисование контура хрустального букетика – брошки под музыку С. Прокофьева к балету «Золушка».) -Да, музыка С. Прокофьева к балету «Золушка», мы её слушали на уроке музыки. (Дети демонстрируют свои рисунки.) |
Регулятив-ные: плани-ровать своё действие в соответ-ствии с поставлен-ной задачей; оценивать правиль-ность выполнения действия.
Личност- ные : эмоциональ-ное принятие домашнего задания. Регулятив-ные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
X. Рефлексия, итог урока. Цель: осуществить самооценку собственной учебной деятельности, соотнести цель и результаты, степень их соответствия. Приёмы: высказывания добрых пожеланий. Способы: фронтальная и индивидуальная работа. |
- Какую цель урока ставили? - Выполнили цель урока? Открыли новое знание?
- Какое место в сказке вас заставило особенно сильно переживать? -Захотелось узнать, чем закончится сказка? - Оцените свою работу по «Лесенке успеха», нарисуйте соответствующего смайлика. (Слайд 46.) -Я рада, что вы довольны своей работой. -Кого хотите похвалить за работу? (Выставление отметок.)
-Урок окончен. Благодарю за работу. Вы замечательно поработали.
|
- Узнать автора, познакомиться с новыми произведением этого автора. - Да. Познакомились со сказкой К.Г.Паустовского, узнали о жизни и творчестве писателя.
(Отвечают.) -Да.
(Рисуют, показывают смайликов).
(Отвечают, оценивают.)
|
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познава-тельные: умение формулиро-вать вывод. Личност-ные: самооценка на основе критериев успешности УД. Регулятив-ные: умение адекватно восприни-мать оценку учителя, товари |
Безденежных Марина Викторовна