12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Анастасия Александровна832
Россия, Ростовская обл., Шахты
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Урок литературного чтения «К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А.С. Пушкина

студенткой группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Власовой Анастасией Александровной

Дата проведения: 19.01.2016

Учитель: Астраханцева Т.В.

Преподаватель-руководитель практики: Присяжнюк И.В.

Оценка:

Дата 19.01.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.

Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.

Технологическая карта урока № 1

Предмет: литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

Литературная сказка «Теплый хлеб»

Цель урока:

- закончить ознакомление с произведением К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с текстом произведения

- формирование навыков работы с текстом

- формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

- формирование нравственного отношения

- развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение давать оценку поступкам героев

2. Сопоставление сюжета произведения с реальной жизнью

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 
4.Учиться высказывать своё предположение

5.Саморегуляция своего поведения

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы

3.Использовать информационные ресурсы (текст произведения) для поиска информации
4.Выразительно читать и пересказывать текст

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи.

2.Давать определения понятиям.

3.Отличать новое от уже известного
4.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник
5.Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

 

План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.10-15 мин.

3. Постановка проблемы. 10 мин.

4. Физминутка 3 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Проверьте, чтобы на парте не было ничего лишнего. Напомню вам, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением, о котором уже говорили на предыдущих уроках. Кто помнит, что же это за сказка?

Ученики: На предыдущих уроках мы читали сказку «Тёплый хлеб»

Учитель: Хорошо, а кто же написал эту необычную сказку?

Ученики: Эту сказку написал Константин Георгиевич Паустовский

Учитель: Молодцы, Константин Георгиевич Паустовский. О творчестве этого писателя мы с вами уже поговорили ранее. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах Константин Георгиевич написал это произведение?

Ученики: Сказку «Теплый хлеб» Константин Паустовский написал во время войны.

Учитель: Вижу, что вы запомнили это, молодцы. А девиз нашего сегодняшнего урока: «Чтение для ума – то же, что и физические упражнения для тела». Хорошие слова, не так ли? А как вы понимаете это выражение? (Дети высказывают свое мнение о том, что, когда человек много занимается спортом, он становится сильнее. То же самое и с книгами, чем больше вы читаете, тем умнее становитесь). И так, по-моему, это прекрасная мотивация для нас, правда, ребята?

Учитель: Но прежде, чем мы продолжим читать сказку, нужно проверить домашнее задание. Предыдущую часть вы должны были выразительно читать и пересказывать. (Учитель опрашивает учеников. Так как объем текста, заданный на дом, большой, то учитель использует прием работы с текстом – нахождение в тексте отрывка, отвечающего на поставленный вопрос, а затем уже проводит опрос, где дети пересказывают отрывок из сказки)

Чтение по ролям следующего отрывка: (действующие лица: автор, Филька, Панкрат)

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.
- Садись к печке, - сказал он.- Рассказывай, пока не замёрз.
Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

- Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно.
- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.
- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

- Понятно, - ответил упавшим голосом Филька.

- Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

2) Найдите отрывок, где говорится о том, что же придумал мальчик Филька, чтобы спасти свою деревню.

- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

3) Прочитать отрывок, где описывается изменение погоды во время работы мужиков и ребят.

И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

3. Постановка проблемы.

Учитель: В следующем отрывке из этой сказки, который мы начнем читать, нам может встретиться много непонятных слов, чтобы они не вызвали у вас затруднения, давайте проведем небольшую словарную работу.

1) Полынья́ — пространство чистой воды в ледяном покрове реки или в море. Полыньи можно наблюдать в местах быстрого течения, в связи с выходом на поверхность тёплой воды, а также при раздвижении льда. Есть сказка «Серая шейка», где маленькая уточка не могла улететь на юг со своей семьей. И она была вынуждена плавать в этой полынье, чтобы к ней не могла подобраться лиса.

2) Треух – это старое название теплой зимней мужской шапки с наушниками и опускным задком.

3) Ракита – дерево, одна из разновидностей ивы.

4) Жёрнова́ — парные каменные круги с металлическими вставляемыми в него режущими элементами использующиеся в ручных мельницах

5) Квашня – деревянная емкость для теста

4. Физминутка.

5. Открытие новых знаний

Учитель: А теперь начинаем читать. (Учащиеся читают сказку до конца цепочкой по абзацу. После прочтения происходит беседа с сопровождением выборочного текста).

Ученики: Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали "ура". Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.
Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили - покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.
Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали - и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.
Старое колесо скрипнуло - с него посыпались сосульки - и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах - ребята, кошки, даже мыши,- всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?
- Да нет! - закричали ребята.- Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.

Учитель: Помните, ранее мы как раз думали о том, сможет ли Филька справиться с этой ситуацией и получится у него остановить лютый мороз. Но вот вопрос, Филька ли сыграл решающую роль и спас свою деревню? Посмотрите, какой герой появляется в конце сказки?

Ученики: Сорока.

Учитель: Правильно, сорока. А что же утверждает она?

Ученики: Что она разбудила теплый ветер

Учитель: Как вы думаете, правду ли говорит сорока? (Мнение детей)

Учитель: А почему же в конце сказки злилась сорока?

Ученики: Потому что её никто не слушал?

Учитель: Найдите отрывок и зачитайте мне его.

Учитель: На прошлом уроке мы также говорили о том, почему это произведение именно сказка. А какую особенность в этом отрывке вы заметили, характерную для сказки?

Ученики: очеловечевание природы, ветра

Учитель: А почему же это прозведение можно назвать еще и былью?

Ученики: Потому что в этой сказке описывается реальная жизнь

6. Итоги урока

Учитель: Скажите, а смог бы Филька сам исправить ситуацию? Кто пришел ему на помощь? Как можно назвать поступок мужиков и ребят?

Ученики: Помощь, взаимовыручка.

Учитель: Но почему же, как вы считаете, ребята помогли Фильке? Он ведь совершил плохой поступок.

Ученики: Они увидели, что он раскаялся/Они поняли, что нужно спасать деревню.

Учитель: Теперь, на основе того, что мы сказали, подумайте, как можно озаглавить эту часть?

Ученики: Примирение с конем, приход весны, спасение деревни и т.д.

Учитель: Как вы думаете, будет ли Филька снова совершать плохие поступки? Простил ли конь Фильку? (Мнение детей)

Учитель: Вот теперь, когда мы прочитали всю сказку, скажите, какой момент вам большего всего запомнился? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: У каждого из вас своё, интересное мнение, но, я думаю, что вы согласитесь и с моим мнением, что одним из самых запоминающих моментов стало примирение с конем. Посмотрит на картинку в учебнике. Как вы считаете, что в этот момент испытывал мальчик Филька?

Ученики: раскаяние, радость, облегчение

Учитель: Давайте найдем в тексте описание, когда конь и Филька помирились. (Дети читают отрывок).

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Учитель: Скажите, а если бы вы были писателем, то, как бы вы назвали эту сказку? Ученики: История в Бережках, Поступок Фильки, История с конем.

Учитель: Какие у вас интересные названия, быть может, кто-нибудь из вас и будет писать сказки, рассказы или стихи.

Учитель: Вообразим снова себя писателями. Подумайте, зачем была написана эта сказка? Чему она учит? Есть ли в ней жизненный урок? (Беседа с учащимися)

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мне понравилось, как вы работали. Спасибо, урок закончен.

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.