Урок литературного чтения — К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
Технологическая карта (план-конспект)
урока литературного чтения,
проведенного в 3 «А» классе
гимназии им. А.С. Пушкина
студенткой группы 3 «А»
ГБПОУ РО «ШПК»
Власовой Анастасией Александровной
Дата проведения: 19.01.2016
Учитель: Астраханцева Т.В.
Преподаватель-руководитель практики: Присяжнюк И.В.
Оценка:
Дата 19.01.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.
Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.
Технологическая карта урока № 1
Предмет: литературное чтение
Целевой блок |
||
Тема урока: |
Литературная сказка «Теплый хлеб» |
|
Цель урока: |
- закончить ознакомление с произведением К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» |
|
Планируемые результаты: |
Предметные УУД: - ознакомление с текстом произведения - формирование навыков работы с текстом - формирование системы читательских и речевых умений |
|
Личностные УУД: - формирование нравственного отношения - развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления |
||
Метапредметные УУД: *Регулятивные: 1.Умение давать оценку поступкам героев 2. Сопоставление сюжета произведения с реальной жизнью 3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 5.Саморегуляция своего поведения |
||
*Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге 2.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы 3.Использовать информационные ресурсы (текст произведения) для поиска информации |
||
*Познавательные: 1. Устанавливать причинно- следственные связи. 2.Давать определения понятиям. 3.Отличать новое от уже известного |
||
Инструментальный блок |
||
Тип урока: |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
Формы, приёмы и методы |
Словесный, наглядный |
|
Образовательные ресурсы: |
Учебник ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем) Доска, мел |
План урока.
1. Организация начала урока.1-3 мин.
2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.10-15 мин.
3. Постановка проблемы. 10 мин.
4. Физминутка 3 мин.
5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.
6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Учитель: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Проверьте, чтобы на парте не было ничего лишнего. Напомню вам, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением, о котором уже говорили на предыдущих уроках. Кто помнит, что же это за сказка?
Ученики: На предыдущих уроках мы читали сказку «Тёплый хлеб»
Учитель: Хорошо, а кто же написал эту необычную сказку?
Ученики: Эту сказку написал Константин Георгиевич Паустовский
Учитель: Молодцы, Константин Георгиевич Паустовский. О творчестве этого писателя мы с вами уже поговорили ранее. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах Константин Георгиевич написал это произведение?
Ученики: Сказку «Теплый хлеб» Константин Паустовский написал во время войны.
Учитель: Вижу, что вы запомнили это, молодцы. А девиз нашего сегодняшнего урока: «Чтение для ума – то же, что и физические упражнения для тела». Хорошие слова, не так ли? А как вы понимаете это выражение? (Дети высказывают свое мнение о том, что, когда человек много занимается спортом, он становится сильнее. То же самое и с книгами, чем больше вы читаете, тем умнее становитесь). И так, по-моему, это прекрасная мотивация для нас, правда, ребята?
Учитель: Но прежде, чем мы продолжим читать сказку, нужно проверить домашнее задание. Предыдущую часть вы должны были выразительно читать и пересказывать. (Учитель опрашивает учеников. Так как объем текста, заданный на дом, большой, то учитель использует прием работы с текстом – нахождение в тексте отрывка, отвечающего на поставленный вопрос, а затем уже проводит опрос, где дети пересказывают отрывок из сказки)
Чтение по ролям следующего отрывка: (действующие лица: автор, Филька, Панкрат)
Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.
- Садись к печке, - сказал он.- Рассказывай, пока не замёрз.
Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.
- Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!
Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно.
- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.
- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?
- Понятно, - ответил упавшим голосом Филька.
- Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.
2) Найдите отрывок, где говорится о том, что же придумал мальчик Филька, чтобы спасти свою деревню.
- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
3) Прочитать отрывок, где описывается изменение погоды во время работы мужиков и ребят.
И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.
3. Постановка проблемы.
Учитель: В следующем отрывке из этой сказки, который мы начнем читать, нам может встретиться много непонятных слов, чтобы они не вызвали у вас затруднения, давайте проведем небольшую словарную работу.
1) Полынья́ — пространство чистой воды в ледяном покрове реки или в море. Полыньи можно наблюдать в местах быстрого течения, в связи с выходом на поверхность тёплой воды, а также при раздвижении льда. Есть сказка «Серая шейка», где маленькая уточка не могла улететь на юг со своей семьей. И она была вынуждена плавать в этой полынье, чтобы к ней не могла подобраться лиса.
2) Треух – это старое название теплой зимней мужской шапки с наушниками и опускным задком.
3) Ракита – дерево, одна из разновидностей ивы.
4) Жёрнова́ — парные каменные круги с металлическими вставляемыми в него режущими элементами использующиеся в ручных мельницах
5) Квашня – деревянная емкость для теста
4. Физминутка.
5. Открытие новых знаний
Учитель: А теперь начинаем читать. (Учащиеся читают сказку до конца цепочкой по абзацу. После прочтения происходит беседа с сопровождением выборочного текста).
Ученики: Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.
Мальчишки стащили треухи и прокричали "ура". Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.
Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.
Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили - покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.
Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали - и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.
Старое колесо скрипнуло - с него посыпались сосульки - и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.
По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах - ребята, кошки, даже мыши,- всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?
- Да нет! - закричали ребята.- Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.
- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.
Учитель: Помните, ранее мы как раз думали о том, сможет ли Филька справиться с этой ситуацией и получится у него остановить лютый мороз. Но вот вопрос, Филька ли сыграл решающую роль и спас свою деревню? Посмотрите, какой герой появляется в конце сказки?
Ученики: Сорока.
Учитель: Правильно, сорока. А что же утверждает она?
Ученики: Что она разбудила теплый ветер
Учитель: Как вы думаете, правду ли говорит сорока? (Мнение детей)
Учитель: А почему же в конце сказки злилась сорока?
Ученики: Потому что её никто не слушал?
Учитель: Найдите отрывок и зачитайте мне его.
Учитель: На прошлом уроке мы также говорили о том, почему это произведение именно сказка. А какую особенность в этом отрывке вы заметили, характерную для сказки?
Ученики: очеловечевание природы, ветра
Учитель: А почему же это прозведение можно назвать еще и былью?
Ученики: Потому что в этой сказке описывается реальная жизнь
6. Итоги урока
Учитель: Скажите, а смог бы Филька сам исправить ситуацию? Кто пришел ему на помощь? Как можно назвать поступок мужиков и ребят?
Ученики: Помощь, взаимовыручка.
Учитель: Но почему же, как вы считаете, ребята помогли Фильке? Он ведь совершил плохой поступок.
Ученики: Они увидели, что он раскаялся/Они поняли, что нужно спасать деревню.
Учитель: Теперь, на основе того, что мы сказали, подумайте, как можно озаглавить эту часть?
Ученики: Примирение с конем, приход весны, спасение деревни и т.д.
Учитель: Как вы думаете, будет ли Филька снова совершать плохие поступки? Простил ли конь Фильку? (Мнение детей)
Учитель: Вот теперь, когда мы прочитали всю сказку, скажите, какой момент вам большего всего запомнился? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель: У каждого из вас своё, интересное мнение, но, я думаю, что вы согласитесь и с моим мнением, что одним из самых запоминающих моментов стало примирение с конем. Посмотрит на картинку в учебнике. Как вы считаете, что в этот момент испытывал мальчик Филька?
Ученики: раскаяние, радость, облегчение
Учитель: Давайте найдем в тексте описание, когда конь и Филька помирились. (Дети читают отрывок).
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Учитель: Скажите, а если бы вы были писателем, то, как бы вы назвали эту сказку? Ученики: История в Бережках, Поступок Фильки, История с конем.
Учитель: Какие у вас интересные названия, быть может, кто-нибудь из вас и будет писать сказки, рассказы или стихи.
Учитель: Вообразим снова себя писателями. Подумайте, зачем была написана эта сказка? Чему она учит? Есть ли в ней жизненный урок? (Беседа с учащимися)
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мне понравилось, как вы работали. Спасибо, урок закончен.