12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кущинская Алина Алексеевна17

Конспект урока литературного чтения по теме: Лев Николаевич Толстой

«Прыжок»

УМК «Школа России», 3 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели:

- Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

- Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.

- Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.

- Формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение.

- Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.

- Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные:

- продолжат учиться читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

- прогнозируют содержание произведения;

- перечисляют произведения Л. Н. Толстого; понимают основной смысл прочитанного;

- находят необходимую информацию в произведении.

Межпредметные:

познавательные:

- анализируют литературный текст с опорой на вопросы учителя,

- выявляют основную мысль произведения,

-формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют поведение действующих лиц произведения;

регулятивные:

- формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий,

- читают в соответствии с поставленной задачей,

- осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;

коммуникативные:

-осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).

Личностные:

-оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя,

- проявляют интерес к произведениям Л. Н. Толстого.

Оборудование:

Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Портрет писателя, его книги.

Компьютер, проектор (презентация к уроку)

Ход урока:

1.слайд 1 Организационный момент.

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

- Кто это - мастер слова?

О ком идёт речь? (о писателе)

Мы продолжаем работать по разделу «Великие русские писатели»

2. Самоопределение к учебной деятельности.

Слайд 2. Перед вами опорные слова - школа, азбука, Ясная Поляна, любовь к детям - догадайтесь, о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Возьмите в руки пульты, и выберите правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

1. А.С. Пушкин

2.Л.Н.Толстой

3.И.А.Крылов

4.М.Ю.Лермонтов

(Лев Николаевич Толстой)результаты голосования.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством этого великого писателя.

Но сначала вспомните:

- Что вы знаете о Л. Н. Толстом?

Слайд 3

Ответы детей:

Лев Николаевич прожил 82 года. Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй.

Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, потому что Толстой очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания.

Толстому пришлось и в армии служить. Он воевал на Крымской войне и там же в окопах под пулями писал свои рассказы.

Слайд 4-5 После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна и занялся литературой.

Слайд 6 В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».

Слайд 7 Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрёт.
Человек, который никогда не читает, проживает только одну.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь).


- Как думаете, кого можно назвать хорошим читателем?

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?


3. Проверка домашнего задания.

Свидетелями какой истории стали мы на предыдущем уроке?

( познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула»).

Выставка иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов рассказа, к которым выполнены работы.



4.Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

работа в группах

1 группа: Из букв составьте слово.

Слайд 8 + приложение 1

- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место.

(Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом).


2 группа:

Отгадай загадку.

Слайд 9 + приложение 2

В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над ….( морем )

3 группа: Составьте слова из слогов .

Слайд 10- 11 + приложение 3

Слова: парусник, палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, каюта.

Предугадывание содержания произведения.

Слайд 12

- Какой темой можно связать загадку и образованные слова? (Это подсказка)

Слайд 13

- Определите тему и задачи нашего урока.

(Лев Николаевич Толстой «Прыжок». Познакомиться с произведением. Учиться размышлять.)

- Где же будут происходить события в новом произведении?

(Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море).

Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему на экране.

Слайд 14

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?

( Наверное, мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.)

- Но мы не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем причину.
- Может быть во время словарной работы кто-то догадается, о чём пойдёт речь?


5. Словарная работа.

- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?

(Объяснение значения слов можно найти в словаре).

- Какие из этих слов можете объяснить самостоятельно?

- пушечное ядро - старинный снаряд в виде шарообразного тела. Слайд 15

- Найдите в словаре учебника значение слова аршин. Слайд 16

(Старинная мера длины, равная 71 см.)

- задор - горячность, азарт. Слайд 17

Словарная разминка

Слайд 18

- Прежде чем начнём знакомство с текстом, выполним словарную разминку

На доске:

Раз-за-до-рил-ся

Вы-тя-ги-ва-лись

Прон-зи-тель-ный

Две-над-ца-ти-лет-ний

Вдре-без-ги

- Кто догадался, почему шляпа оказалась на мачте?

- Кто знает, что такое «быль»? (то, что было на самом деле; реально произошедшие события).


6. Изучение нового материала.

А) Чтение рассказа учителем, аудиозапись, комбинированное с чтением сильными учениками.

Слайд 19

Слушание аудиозаписи до слов: «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

- Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна?

(Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и наверное где-то в жарких странах её взяли.)

- Как понять выражение «ещё больше расходилась»?

(Значит, ещё больше корчилась, прыгала и т д.)

- Как называется этот рассказ (Рассказ называется «Прыжок».)

- Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей.)

Чтение текста до конца (учитель и учащиеся).


Б) Проверка первичного восприятия.

- Оправдались ли наши предположения?

- Вам понравился рассказ?

- Кто герои произведения? (Мальчик, капитан, обезьяна).

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

(Когда мальчик бросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился , увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять).


В) Тест «Прыжок»

Слайд 20 - 26

Г) Повторное чтение произведения.

7. Физминутка Слайд 27

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

К морю быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

Вместе - раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Плыли вдоль и поперёк

И вернулись на урок.

8. Работа над характеристикой героев.

- Индивидуальная работа по карточкам (приложение 4)


- К какой части речи относятся слова на карточке?

- Что они характеризуют? (действия героев)

- Предлагаю перечитать быль по цепочке, чтобы проследить за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризовать их поведение.


Подчеркните слова , которые характеризуют действие героев.

1 группа – обезьяны, 2 группа – мальчика,

3 группа – капитана.


Вертелась, забавляла, корчилась, передразнивала, забавлялись, расходилась, подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась, засмеялись, растерялся, стала рвать, дразнила, погрозил, крикнул, стали смеяться, покраснел, скинул, бросился, взобрался, подманила, полезла, разобрал, не отставал, вытянулась, повесила, радовалась, бросил, ступил, смотрели, смеялись, увидали, ахнул, опомнился, глянул, зашатался, вышел, нёс, увидел, прицелился, закричал, шатался, размахнулся, прыгнул, шлёпнулось, прыгнули, вытащили, стал дышать, закричал, убежал, плачет.


- Работа с пословицами (работа в паре)

- Выберите пословицы, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.

Слайд 28 + приложение 5


- Как вы думаете, почему капитан заплакал?

- Какими словами можно охарактеризовать капитана и мальчика?

Слайд 29


9. Обобщение.

Работа над заглавием рассказа.

- Какой же смысл  вкладывает автор в слово «прыжок»? 

- Какую роль сыграл прыжок?
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?

(Прыжок  спас мальчику жизнь,  прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик  спас свою жизнь и избавил от горя  потери сына своего отца).


11. Рефлексия.
слайд 30

Приём «Синквейн». Работа в группах

– Понравился вам рассказ? – Да.

Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк)

- Вы уже знакомы с этой стихотворной формой. Вспомним, из каких слов состоит каждая строка.

1 строка – тема – состоит из одного слова – имени существительного.

2 строка – описание темы – состоит из двух слов – прилагательных.

3 строка – описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов.

4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов.

5 строка – синоним к названию темы – одно существительное.


слайд 31

1 группа (приложение 6)

Обезьяна.
Ловкая, хитрая.
Утащила. Раздразнила. Бросила.
Рассмешила всех до слёз.
Опасность.


2 группа

Капитан.
Серьёзный, смелый.
Прицелился, приказал, обрадовался.
Спас своего любимого сына.
Отец.


3 группа

Мальчик.
Задорный, ловкий.
Взобрался, догонял, испугался.
Раззадорился и забыл обо всём.
Юнга.


- Как вы относитесь к герою? 

-Можно ли было избежать этой ситуации?

(Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации).
- Почему автор написал этот рассказ?

- Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?

(Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться  управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций).

12. Подведение итогов.

- Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?

- Мы сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого "Прыжок".

-Большой, мудрый человек и гениальный писатель Лев Николаевич Толстой учит жизни, учит главным качествам любого человека.

Слайд 32
- Над чем заставило вас задуматься это произведение?

- Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.
А чему научил вас этот рассказ мы узнаем, после того, как вы ответите на несколько вопросов.

-Сейчас возьмите в руки пульты и ответьте на вопросы: да/нет

1. Можно ли без разрешения родителей уходить далеко от дома?

2. Можно ли залезать высоко на дерево?

3. Можно ли брать детям опасные для жизни предметы (спички, ножи, оружие и т.д.)

4. Нужно ли слушаться старших?

Результаты голосования - молодцы, ребята, вы умеете беречь своё здоровье.

Я очень довольна вашими ответами.

А сейчас, ребята, я раздам вам листы самооценки, вы должны оценить свою работу своей группы. Отметить вариант ответа, с которым вы согласны. (приложение 7)

- На перемене дежурный соберёт листы самооценки. На следующем уроке я скажу вам, согласна ли я с вашими оценками.

А сейчас я хочу поставить оценки……


13. Домашнее задание.

Слайд 33 Творческий задание. Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору).


Слайд 34

Наши родители очень нас любят!

А мы порой совершаем необдуманные поступки,

заставляя их переживать за нас и предпринимать

неотложные и порой опасные действия!

Берегите своих родителей, не огорчайте их!

Берегите себя!


Слайд 35 Спасибо за урок.

































приложение 1

р

ы

п

ж

о

к



приложение 2

Отгадайте загадку:

В нём солёная вода,

По воде плывут суда.

Волны, ветер на просторе,

Чайки кружатся над … .



Приложение 3

РУС ПА

НИК


БА ПА

ЛУ


ТАН

КА ПИ


МА СЫ

ТРО


МА СЫ

ТРО


Ю

КА ТА








приложение 4

Подчеркните слова , которые характеризуют действие героев.

1 группа – обезьяны, 2 группа – мальчика,

3 группа – капитана.

Вертелась, забавляла, корчилась, передразнивала, забавлялись, расходилась, подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась, засмеялись, растерялся, стала рвать, дразнила, погрозил, крикнул, стали смеяться, покраснел, скинул, бросился, взобрался, подманила, полезла, разобрал, не отставал, вытянулась, повесила, радовалась, бросил, ступил, смотрели, смеялись, увидали, ахнул, опомнился, глянул, зашатался, вышел, нёс, увидел, прицелился, закричал, шатался, размахнулся, прыгнул, шлёпнулось, прыгнули, вытащили, стал дышать, закричал, убежал, плачет.

Подчеркните слова , которые характеризуют действие героев.

1 группа – обезьяны, 2 группа – мальчика,

3 группа – капитана.

Вертелась, забавляла, корчилась, передразнивала, забавлялись, расходилась, подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась, засмеялись, растерялся, стала рвать, дразнила, погрозил, крикнул, стали смеяться, покраснел, скинул, бросился, взобрался, подманила, полезла, разобрал, не отставал, вытянулась, повесила, радовалась, бросил, ступил, смотрели, смеялись, увидали, ахнул, опомнился, глянул, зашатался, вышел, нёс, увидел, прицелился, закричал, шатался, размахнулся, прыгнул, шлёпнулось, прыгнули, вытащили, стал дышать, закричал, убежал, плачет.



Подчеркните слова , которые характеризуют действие героев.

1 группа – обезьяны, 2 группа – мальчика,

3 группа – капитана.

Вертелась, забавляла, корчилась, передразнивала, забавлялись, расходилась, подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась, засмеялись, растерялся, стала рвать, дразнила, погрозил, крикнул, стали смеяться, покраснел, скинул, бросился, взобрался, подманила, полезла, разобрал, не отставал, вытянулась, повесила, радовалась, бросил, ступил, смотрели, смеялись, увидали, ахнул, опомнился, глянул, зашатался, вышел, нёс, увидел, прицелился, закричал, шатался, размахнулся, прыгнул, шлёпнулось, прыгнули, вытащили, стал дышать, закричал, убежал, плачет.





приложение 5

Выберите пословицы, которые подходят для поведения героев:

матросы


Всякому своя честь дорога.

мальчик

Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля.

капитан

Всё, что делается на корабле, делается быстро.

Выберите пословицы, которые подходят для поведения героев:

матросы


Всякому своя честь дорога.

мальчик

Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля.

капитан

Всё, что делается на корабле, делается быстро.

Выберите пословицы, которые подходят для поведения героев:

матросы


Всякому своя честь дорога.

мальчик

Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля.

капитан

Всё, что делается на корабле, делается быстро.

Выберите пословицы, которые подходят для поведения героев:

матросы


Всякому своя честь дорога.

мальчик

Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля.

капитан

Всё, что делается на корабле, делается быстро.

Выберите пословицы, которые подходят для поведения героев:

матросы


Всякому своя честь дорога.

мальчик

Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля.

капитан

Всё, что делается на корабле, делается быстро.

Выберите пословицы, которые подходят для поведения героев:

матросы


Всякому своя честь дорога.

мальчик

Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля.

капитан

Всё, что делается на корабле, делается быстро.

Выберите пословицы, которые подходят для поведения героев:

матросы


Всякому своя честь дорога.

мальчик

Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля.

капитан

Всё, что делается на корабле, делается быстро.

приложение 6

СИНКВЕЙН

тема – состоит из одного слова – имени существительного

обезьяна

– описание темы – состоит из двух слов – прилагательных.


описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов.


отношение к теме – фраза из четырёх слов.


синоним к названию темы – одно существительное


СИНКВЕЙН

тема – состоит из одного слова – имени существительного

капитан

– описание темы – состоит из двух слов – прилагательных.


описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов.


отношение к теме – фраза из четырёх слов.


синоним к названию темы – одно существительное


СИНКВЕЙН

тема – состоит из одного слова – имени существительного

мальчик

– описание темы – состоит из двух слов – прилагательных.


описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов.


отношение к теме – фраза из четырёх слов.


синоним к названию темы – одно существительное








приложение 7

Лист самооценки работы в группе

Название группы.
 

Фамилия имя
 

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.

 

 

 

-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
 

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.
 

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?
 

А)да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.







Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 11.10.23 в 17:14 2Ответить Пожаловаться
А ссылки на слайды? Хотелось бы посмотреть презентацию
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.