12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Першикова Алина Сергеевна27
5

Конспект урока литературного чтения «Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’], буквы Н, н.».

Конспект урока литературного чтения


Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Тема: «Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’], буквы Н, н.».

Цель: формирование умения характеризовать согласный звук, отличать твердый согласный звук [н] от мягкого звука [н’]; формирование плавного слогового чтения.

Задачи:

Образовательная: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о согласных звуках [н], [н’], буках Н, н, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях, учить характеризовать согласный звук.

Воспитательная: воспитывать интерес к литературному чтению, бережное отношение к технике; воспитывать культуру речи.

Развивающая: развивать внимание, связную речь, фонематический слух у первоклассников.

УУД:

Предметные:

Личностные: развивать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные: ставить цель урока и формулировать учебные задачи; выполнять задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку, корректировку и оценку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные: развивать познавательную активность; учить кратко формулировать мысль, уметь обрабатывать информацию и делать вывод, ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: развивать умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Русский язык. Азбука : 1-й класс : учебник : в 2 частях / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина – 16-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – (Школа России), интерактивная доска, звуковые карточки, карточки для самостоятельной работы

Ход урока:

1) Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Давайте начнем наш урок с игры «Ладошка к ладошке», ваша задача прикоснуться ладошкой к ладошке одноклассника и подарить ему свое тепло, пожелать чего-то хорошего.

(Учащиеся приветствуют учителя, в парах желают друг другу хорошего дня, удачи, успехов на уроке и т.д.).

Учитель просит ученика, который хорошо читает, прочитать пословицу «Труд кормит, а лень портит» (Ученик читает пословицу, остальные ребята его слушают)

- Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы? (Учащиеся высказывают свои предположения, говорят о том, что если человек не будет трудится, у него в жизни ничего не будет, труд полезен, а лень нет, ленивый человек в жизни ничего не добивается)

- Верно, а можете ли вы себя назвать трудолюбивыми? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя)

-Вот и сегодня я надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно, вы будете трудится для получения знаний.

2) Актуализация знаний

-Ребята, давайте вспомним, что мы с вами уже узнали, изучая наш предмет?

-Я буду задавать вам вопросы, ваша задача на них ответить:

- На какие две группы делятся звуки? (Звуки делятся на 2 группы: гласные и согласные)

- Какие звуки называются гласными? (Гласными звуками называют те, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая преграды)

- Какими могут быть гласные звуки? (Гласные звуки могут быть ударными и безударными)

- Какие звуки называются согласными? (Согласными называют такие звуки, при произношении которых встречаются преграды: зубы, губы, язык и нёбо)

- Молодцы, ребята! Давайте назовем те звуки, которые мы с вами уже изучили ([а], [о], [и], [ы], [у]).

-К какой группе они относятся? (Это гласные звуки)

3. Постановка проблемы. Определение темы и задач урока

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Напомните мне, как нужно работать в группах/парах? (Учащиеся рассказывают, как нужно работать в группах/парах: нужно работать дружно, слаженно, не перебивать друг друга, работать шепотом, не мешая своим одноклассникам, выслушивать мнение каждого).

-Хорошо, у вас на партах лежат картинки со словами «нос» и «нитка». Ваша задача в парах охарактеризовать гласные звуки и подумать, как мы можем охарактеризовать первый звук в каждом слове.

(Учащиеся выполняют работу, обсуждают характеристику гласных звуков, думают над звуками [н], [н’] в каждом слове, затрудняются дать им характеристику)

-Итак, давайте проверим вашу работу (В слове «нос», звук [о] ударный, в слове «нитка» звук [и] ударный, а звук [а] безударный)

-Молодцы, а что вы можете сказать о первом звуке в словах? Почему у вас возникло затруднение? (Потому что мы не знаем, каким он может быть)

- Конечно, потому что мы это еще не изучали. Как вы думаете, чем тогда на уроке мы сегодня займемся? С каким звуком мы познакомимся? (Мы познакомимся со звуком [н] и [н’])

-Да, а какую цель мы перед собой поставим на урок? (Узнать характеристику звука [н], научиться читать слова с этим звуком)

-Чтобы нам ее сегодня достичь, необходимо придерживаться определенного плана:

1. Проверить, к какой группе звуков относится звук [н].

2. Научиться отличать твердый согласный звук от мягкого, звонкий согласный от глухого, выполняя практические упражнения.

3. Читать слоги и слова со звуками [н] и [н’], определять твердость и мягкость согласного звука при чтении.

4. Физкультминутка «Носорог»

-Ходит важный носорог (Учащиеся шагают на месте)

Слышен всюду топот ног (Прыгают)

Вертит он огромным рогом (Ученики поворачивают головой)

И глядит на всех он строго.

Топнул раз одной ногой, (Топают правой ногой)

А теперь удар другой. (Топают левой ногой)

Тяжело шагает он.

Очень толст он и силён. (Учащиеся садятся на свои места)

5. Открытие нового знания

- Ребята, сейчас мы разобьемся на группы. Я предлагаю вам поработать с карточками и составить с их помощью звуковые схемы слов «нос» и «нитка», весь материал у вас лежит на партах.

-Но сначала давайте произнесем первое слово «нос». Сколько в слове слогов? Как мы делим слово на слоги? (Мы делим слово на слоги, приложив руку к подбородку, в слове «нос» 1 слог, потому что подбородок опустился 1 раз)

-А еще что мы знаем о делении слов на слоги? (Мы знаем правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов, в слове «нос» 1 гласный звук, значит 1 слог)

-Молодцы. Поставьте ударение в этом слове. Я задаю вопрос, а вы мне на него отвечаете: это что? (Нос, нос, нос. Ударение падает на 1 слог, на гласный звук [о])

-Произнесите слово «нос». Какой первый звук мы слышим? (Произносят слово и отвечают на вопрос: мы слышим звук [н])

-Как он произносится? (Он произносится с преградой, значит он согласный)

-Молодцы, ребята! Мы узнали, что это согласный звук. Мы выполнили 1 пункт плана? (Да)

-А это значит, что мы сделали первый шаг на пути к достижению цели урока.

- Скажите, а твердо или мягко произносится этот звук? (Звук произносится твердо).

-Как вы думаете, твердый согласный звук каким цветом мы обозначим? (Синим)

- Верно, приступайте к работе.

(Учащиеся в группах составляют звуковую схему слова «нос», используя карточки определенных цветов)

(Учитель проверяет работу учащихся)

-Хорошо, ребята, теперь давайте поработаем со словом «нитка». Самостоятельно разделите слово на слоги, поставьте ударение (Ученики делят слово на слоги и ставят ударение)

-Давайте произнесем звук [н’]. Как он произносится? (Мягко)

-Значит какой вывод мы сделаем? Каким еще может быть согласный звук, помимо твердого? (Мягким)

-Давайте посмотрим на карточки, которые обозначают звуки, что нового вы заметили? (В слоге-слиянии появился зеленый цвет)

-Да, а как вы думаете, что он обозначает? (Мягкий согласный звук)

-Верно, молодцы. Теперь, зная это, составьте схему слова «нитка» в группах.

(Учащиеся в группах составляют звуковую схему слова «нитка», используя карточки определенных цветов)

(Учитель проверяет работу учащихся)

-Молодцы, все справились с заданием. Давайте подумаем, сколько характеристик мы дали звуку [н]? А звуку [н’]? (Мы дали 2 характеристики)

-Да, ребята, но это еще не все. Согласный звук бывает звонким и глухим.

-Давайте проверим, какой же у нас звук [н], [н’], для этого нужно приложить ладонь к нашему горлу и произнести звук.
(Учащиеся прикладывают ладонь к горлу и произносят звуки [н], [н’])

-Чувствуете ли вы вибрацию? (Да)

-Ребята, если есть вибрация, то звук звонкий, а если ее нет, то он глухой.

-То есть звуки [н], [н’] какие? (Звонкие)

-Молодцы. Какой пункт плана мы с вами сейчас выполнили (Второй)

-Верно, значит нам остался всего один шаг для достижения цели урока, мы должны научиться читать слоги и слова с этим звуком.

-А что мы с вами читаем? Звуки или буквы? (Мы читаем буквы)

-Звуки [н] и [н’] на письме обозначаются одной и той же буквой. Какой? (Буквой Н, н)

-А на что она похожа? (Учащиеся высказывают предположения)

-Найдите, пожалуйста, букву Н на ленте букв (Находят букву Н на «ленте букв».)

-Где расположена буква? Почему? (На синем поле, это согласный звук)

-Давайте посмотрим, как выглядят печатные и прописные буквы Н, н. Чем они отличаются? (Отвечают на вопрос учителя)

6. Физкультминутка «Товарищи командиры»

(Учитель предлагает учащимся игру на развитие внимания у школьников. Предупреждает, что по его команде со словами «товарищи командиры» ученики должны выполнить движение. По команде без слов «товарищи командиры» учащиеся не должны выполнять движение)

7. Закрепление знаний

-Сейчас давайте повторим чистоговорки:

Но-но-но - клюёт курица зерно.

На-на-на - вот и нет теперь зерна.

Ни-ни-ни - зёрна Петеньке верни.

Ны-ны-ны - добежали до сосны.

Не-не-не - вспомним завтра о зерне.

Ну-ну-ну - все отправимся к зерну.

-Хорошо, теперь, ребята, поработаем на с. 41 в учебнике. Прочитайте слоги в столбике хором.

-Отличное, читаем слоги с твердым звуком [н]. Найдите среди них слог с мягким согласным звуком, прочитайте его (Ученики читают слоги)

-Что помогло вам выполнить это задание? (Мы знаем, какие гласные звуки обозначают твердость и мягкость предшествующего согласного звука)

-Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» и поработаем мы с интерактивной доской. Давайте вспомним правила работы с техникой (Ученики называют правила работы с интерактивной доской: работать с использованием стилуса, нельзя сильно стучать по экрану, не работать с ней мокрыми руками, не открывать что-либо без разрешения учителя)

-На экране вы видите слоги, ваша задача подойти и соотнести слоги друг с другом так, чтобы получились слова, при этом слоги нужно прочитывать вслух (Ученики играют в игру, соотносят слоги, образовывая слова, читают получившиеся слова)

t1711785875aa.pngt1711785875ab.png








https://learningapps.org/watch?v=p3dcytvtj23

t1711785875ac.png

-Мы получили слова из слогов? Получилось ли у вас их прочитать? (Да)

-Значит мы выполнили 3 пункт нашего плана.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Поиграем в игру «Кто больше?», перед вами карточки со словами, ваша задача обвести как можно больше слов, в которых есть звуки [н], [н’] (Учащиеся выполняют задание)

t1711785875ad.png

-На экране вы видите правильный ответ на это задание, самостоятельно проверьте свою работу, если вы нашли от 3 до 5 слов, нарисуйте веселый смайлик на карточке, если вы нашли 2 слова и меньше, то грустный смайлик. ​​​​​​​

9. Итог урока. Рефлексия

Все задания выполнены, пора подводить итог нашей работы.

-Какую цель мы ставили в начале урока? (Примерные ответы учащихся: узнать, какую характеристику имеет звук [н], научиться читать слова с этим звуком).

-Мы достигли цели? (Да).

-Конечно, мы достигли цели урока, так как выполнили все задачи урока.

-Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок (Показывают свое настроение)

-Отлично, сейчас мы сыграем в игру ладошка/ кулачок. Это как игра да/нет, показываем ладошку, когда «да», и кулачок, когда «нет».

-Звуки [н], [н’] согласные? (Да).

-Согласный звук может быть звонким или глухим (Да).

-Звуки [н], [н’] глухие? (Нет)

-Мягкий согласный звук обозначается зеленым цветом, а твердый согласный синим? (Да)

-Молодцы! Вы усвоили тему. Спасибо за урок.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.