Конспект урока математики и окружающего мира в 1 классе «Числа от 1 до 10. Весна идёт!»
Тема Математика: «Числа от 1 до 10. Закрепление» Окружающий мир: «Весна идёт!»
Форма проведения Урок-игра, выпуск газеты
Цель темы Повторить и обобщить умения в счете, сложении и вычитании, сравнении чисел в пределах 10, чертить отрезки, решении простых задач; обобщить представления детей об изменениях в неживой и живой природе весной; учить обобщать и делать выводы; развивать коммуникативные навыки через работу в группе.
Планируемый результат Выполнять вычисления в пределах первого десятка; сравнивать числа; Использовать математическую терминологию при чтении выражений;чертить отрезки; решать задачи ; обобщить представления о весенних изменениях в живой и неживой природе; привлекать полученные знания и делать выводы на их основе; уметь работать слаженно в группе.
Основные понятия Число, сложение, вычитание, сравнение, задача, времена года, месяц, животные, растения, изменения.
Межпредметные связи Математика + Окружающий мир
Организация пространства Фронтальная работа
Групповая работа
Рефлексивная деятельность
Оборудование Иллюстрации животных, птиц, растений, ватман, мультимедийная презентация, листы с примерами, карточки для групповой работы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Математика у нас!
Тихо сядут девочки,
Ещё тише мальчики
Приём «Горячая пятёрка»
Приём «Знаете ли вы?» (если знаете, то поднимайте зелёный сигнал, если не знаете - красный)
– … что вороны умеют складывать в пределах 7, поэтому их называют «профессорами математики животного мира».
- …, голуби умеют считать до 6.
– … пчёлы ведут свою бухгалтерию, ведь они знают всегда, сколько каких особей должно быть в их семье.
– … что в году ровно 12 месяцев
– …что в каждом времени года по 3 месяца
Так связан ли окружающий мир природы с математикой? В народе говорят «Всему своё время», день сменяет ночь, времена года сменяют друг друга.
- Вот сегодня мы попробуем провести совместный урок – математика и окружающий мир и убедиться , так ли это.
- Откроем тетради, запишем дату.
- Какое сегодня число? (15 апреля)
- Расскажите, что вы знаете о числе 15 (оно двузначное, нечётное)
-Что вы можете рассказать о месяце апреле?
2. Постановка темы урока и формулировка целей урока. Актуализация знаний.
Математический диктант: Запишите ответы в строчку в тетради.
- Сколько нужно прибавить к 3, чтобы получить 5? (2, Е)
- Найти сумму чисел 1 и 4 ? (5, А)
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 3. Чему равна разность?(6, И)
- Какое число надо уменьшить на 2, чтобы получилось 5? (7, Д)
- Первое слагаемое 0, второе – 9. Чему равна сумма? (9, Т)
- На сколько надо увеличить 5, чтобы получить 8? (3, С)
- Сколько нужно вычесть из 9, чтобы получить 8? (1,В)
-Какое число надо вычесть из 7. Чтобы получить 3? (4 Н)
- Найти разность чисел 9 и 1? (8 ,Ё)
Давайте проверим, какие ответы у нас получились .
Б) Расположите ответы в порядке возрастания:
(на доске) и в тетради на второй строчке
(Выходит один уч-к к доске и составляет, на обратной стороне написаны буквы «ВЕСНА ИДЁТ»)
- Прочитайте, что у нас получилось (Весна идёт!). В результате нашей совместной деятельности, у нас получится газета под таким названием.
(Учитель крепит карточки «Весна идёт!» на стенгазету)
2) По математике мы сегодня повторим и закрепим все те умения, которым учились на предыдущих уроках.
- Давайте предположим, какие цели у нас будут на уроке? ( Будем решать примеры; сравнивать числа; чертить отрезки; решать задачи)
О чем мы ещё будем говорить, исходя из названия газеты, которую мы создадим? (Предположения детей)
- Верно! О весне.
Верно, мы повторим с вами все, что знаем о таком времени года как весна: чем отличается от других времен года, что происходит весной, о жизни растений и животных в это время года.
3. Повторение и систематизация полученных знаний
Для того, чтобы нам проще было работать, я разделила вас на 3 команды.
- В конце урока мы подсчитаем фишки и узнаем ,чья команда станет знатоком не только природы , но и математики
Вам будут предлагаться различные математические задания, по выполнении которых я вам буду выдавать секретные слова,. Мы их будем прикреплять на нашу стенгазету «Весна идёт!». Если мы справимся со всеми испытаниями, мы вспомним с вами все о весне!
Команды готовы?
Математическая эстафета «Поторопись – не ошибись».
- У каждой группы на столе листы с примерами на сложение и вычитание. По сигналу ученик записывает ответ примера, передаёт лист следующему и т.д. Решив последний пример , разложите числа в порядке убывания и прочтете секретное слово, перевернув числа..
1 + 3 =4 (е) 2 + 2 =4 (т) 1 + 4 =5 ( й)
2 + 6 = 8 (п) 8 + 1 =9 ( м) 2 + 4 =6 (а)
10 - 7 = 3 (л) 10 – 2 = 8 (а) 6 - 4 =2
4 + 3 = 7 (р) 5 – 2 = 3 4 + 4 = 8 (М)
10 – 1 = 9 (а) 5 + 2 =7 (р) 3 + 1 =4
(ь)
(Дети собирают слово, последний ученик зачитывает)
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Если это задание показалось для вас сложным – красный карандаш, если были небольшие затруднения – жёлтый , было легко –зелёный. (рефлексия после каждого этапа урока)
Учитель прикрепляет на стенгазету эти слова - МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ.
- Какая информация у нас получилась?
( Всего 3 весенних месяца: март, апрель, май).
Верно! А знаете ли вы, что Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. ( показывают зелёный или красный сигналы)
-Что происходит с природой в эти весенние месяцы, нам помогут карточки с примерами.
«Найдите неверные записи»:
Выберите карточки с неверными записями, исправьте ошибки, записав верные выражения в тетрадь.
(С обратной стороны карточки записаны высказывания о весне).
- Прочитать верное высказывание, объяснить.
1 группа:
2 + 3 = 5 (День становится короче.)
6 + 1 = 5 (День увеличивается.)
9 – 2 = 7 (Выпадает снег.)
3 + 6 = 8 (Тает снег и лёд)
2 группа:
5 + 5 = 10 (Река замерзает.)
9 – 1 = 7 (Появляются проталины.)
1 + 4 = 3 (Выпадает снег)
7 - 5 = 1 (Птицы прилетают с юга)
группа:
6+ 1 = 7 (Птицы улетают на юг.)
1 – 1 = 3 (Растения оживают.)
4 + 6 = 10(Листья желтеют)
4+ 2 = 3 (Просыпаются животные.)
- Учитель прикрепляет на стенгазету эти фразы.
Какая информация у нас получилась? (Дети обобщают).
Если это задание показалось для вас сложным – красный карандаш, если были небольшие затруднения – жёлтый , было легко –зелёный.
- Что же еще происходит весной? ( ответы детей)
-Пришла весна и из теплых стран стали возвращаться птицы. Какие птицы вернулись в нашу область? ( дети перечисляют)
Ребята, почему грач прилетает в начале весны? (почва оттаивает, появляются первые насекомые) Итак, эту птицу называют вестником весны.
Приём (!? – сигналы: красный, зелёный) Ребята, а знаете ли вы, что грачи могут на 1 дереве строить более 15 гнезд!
-Вот еще одна птица
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет. (Жаворонок)
- Эти пернатые очень пугливы, но их можно приручить. В домашних условиях птица живёт почти в два раза дольше, чем на воле.
Иллюстрации птиц прикрепляются на стенгазету.
-Как только птицы прилетают, они начинают заводить потомство.
Известно ли вам, что скворцы могут выводить потомство 2 раза в год
Вот вам задачка от мамы – скворчихи.
(карточки на столах) Дети читают задачу.
Задача: В первый раз мама-скворчиха вывела 3 птенца. Во второй раз – на 2 птенца больше. Сколько птенцов вывела скворчиха во второй раз?
- Прежде чем решить задачу , давай вспомним из чего она состоит. ( условие,решение,ответ)
- Какой вопрос нужно поставить , чтобы задача решалась в 2 действия?
(на доске пишет решение и ответ задачи)
Если это задание показалось для вас сложным – красный карандаш, если были небольшие затруднения – жёлтый , было легко –зелёный. (рефлексия после каждого этапа урока)
- Весной в природе появляется много разных цветов. А какие весенние цветы знаете вы? ( подснежники, мать -и --мачиха) (дети отвечают). Первые весенние цветы еще называют первоцветами.
Как вы думаете почему? (они зацветают первыми). Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья).
. Кто не знает подснежников? Их знают все. И знают, какого они цвета: белые - говорят одни, голубые - утверждают другие, жёлтые – считают третьи. Их много. И они все разные!
- Почему они так называются? (Потому, что они начинают появляться из-под снега).
(Дополняет учитель)
-Этот яркий желтый цветок ( ПОКАЗ ЦВЕТКА) появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Цветет на откосах, около ям, в самих ямах. Но вот проходит время цветов и появляются листья. Верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках. Нижняя сторона – нежная и теплая, как родная мать.
Из-за листьев растение получило свое название мать – и – мачеха.
На подстилочке лесной
В конце марта под сосной
Будто бы заплатка –
Расцвела хохлатка.
Существует легенда, в которой говорится о старой лесной ведьме, которая всю ночь облетала на метле свои владения, а утром возвращалась в лесную избушку отдохнуть. Да вот беда - только ведьма задремлет, а уж петух криком встречает рассвет и не даёт спать. Рассердилась она на петуха и превратила его в цветок - хохлатку. Возможно, поэтому в народе хохлатки называют петушками или курочками.
- Ребята, а замечали ли вы ,что наши цветы похожи на геометрические фигуры , они даже имеют их название ?
-Какие геометрические фигуры вы знаете?
(ПОКАЗ.ПРЕЗЕНТАЦИИ)
- На что похожи стебли цветов? ( на отрезки)
- Что такое отрезок?
- Разгадав ребусы , вы сможете начертить отрезки определенной величины.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Все учащиеся чертят отрезки
Если это задание показалось для вас сложным – красный карандаш, если были небольшие затруднения – жёлтый , было легко –зелёный. (рефлексия после каждого этапа урока)
А теперь давайте посмотрим на нашу стенгазету «Весна идёт!»
Что мы узнали о весне с помощью математических знаний? (Обобщения и выводы детей)
- Ребята, мы говорили сегодня о весенних месяцах, о том, какие изменения происходят в неживой природе, о птицах, о первоцветах.
- О ком ещё мы не поговорили на уроке? ( о животных)
( дети говорят о жизни животных , учитель вывешивает на доску)
– Вы очень хорошо работали сегодня на уроке! Молодцы! Я сейчас испытываю определённое чувство, хорошее чувство. А вот какое, вы узнаете, решив примеры и расшифровав слово.
(У каждого на парте примеры. Решают в паре и записывают ответы)
Т 5 + 2 = 7 С 12 - 2 = 10
О 6 - 3 = 3 Д 8 – 2 = 6
Г 4 + 1 = 5 Р 9 – 1 = 8
Ь 10 – 9 = 1
5 |
3 |
8 |
6 |
3 |
10 |
7 |
1 |
г |
о |
р |
д |
о |
с |
т |
ь |
Ну и что же это за слово? Скажите все вместе ГОРДОСТЬ. СЛАЙД 19
8. Рефлексия.
– Действительно, сейчас я испытываю гордость. Как вы понимаете это слово? Гордость – это чувство испытывают люди, когда им очень приятно. Я рада за ваши успехи сегодня на уроке! А какие чувства испытываете вы?
– Я дам вам 1 минутку для того, чтобы подумать, и вы ответите мне на этот вопрос, выбрав соответствующую картинку (картинки на партах). Если у вас хорошее настроение, вам понравился урок – вы поднимите картинку с ярким весенним солнышком, а если не очень хорошее настроение, где-то что-то вас огорчает – картинку с тучкой.
– Большое спасибо за работу! Молодцы! Пришло время подсчитать наши фишки!
Назвать лучшего математика.!
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/integrirovannyi-urok-matematiki-i-okruzhaiushche-6.html
Легоцкая Вера Сергеевна