Конспект урока математики и окружающего мира в 1 классе «Числа от 1 до 10. Весна идёт!»

3
1
Материал опубликован 27 July 2022

Тема Математика: «Числа от 1 до 10. Закрепление» Окружающий мир: «Весна идёт!»

Форма проведения Урок-игра, выпуск газеты

Цель темы Повторить и обобщить умения в счете, сложении и вычитании, сравнении чисел в пределах 10, чертить отрезки, решении простых задач; обобщить представления детей об изменениях в неживой и живой природе весной; учить обобщать и делать выводы; развивать коммуникативные навыки через работу в группе.

Планируемый результат Выполнять вычисления в пределах первого десятка; сравнивать числа; Использовать математическую терминологию при чтении выражений;чертить отрезки; решать задачи ; обобщить представления о весенних изменениях в живой и неживой природе; привлекать полученные знания и делать выводы на их основе; уметь работать слаженно в группе.

Основные понятия Число, сложение, вычитание, сравнение, задача, времена года, месяц, животные, растения, изменения.

Межпредметные связи Математика + Окружающий мир

Организация пространства Фронтальная работа

Групповая работа

Рефлексивная деятельность

Оборудование Иллюстрации животных, птиц, растений, ватман, мультимедийная презентация, листы с примерами, карточки для групповой работы.

 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно, 
Нас торопит в класс, 
Математика у нас! 

 

Тихо сядут девочки,

Ещё тише мальчики

Приём «Горячая пятёрка»

Приём «Знаете ли вы?» (если знаете, то поднимайте зелёный сигнал, если не знаете - красный)

– … что вороны умеют складывать в пределах 7, поэтому их называют «профессорами математики животного мира».

- …, голуби умеют считать до 6.

– … пчёлы ведут свою бухгалтерию, ведь они знают всегда, сколько каких особей должно быть в их семье.

 – … что в году ровно 12 месяцев

– …что в каждом времени года по 3 месяца

 

Так связан ли окружающий мир природы с математикой? В народе говорят «Всему своё время», день сменяет ночь, времена года сменяют друг друга.

- Вот сегодня мы попробуем провести совместный урок – математика и окружающий мир и убедиться , так ли это.

- Откроем тетради, запишем дату.

- Какое сегодня число? (15 апреля)

- Расскажите, что вы знаете о числе 15 (оно двузначное, нечётное)

-Что вы можете рассказать о месяце апреле?

2. Постановка темы урока и формулировка целей урока. Актуализация знаний.

Математический диктант: Запишите ответы в строчку в тетради.

- Сколько нужно прибавить к 3, чтобы получить 5? (2, Е)

- Найти сумму чисел 1 и 4 ? (5, А)

- Уменьшаемое 9, вычитаемое 3. Чему равна разность?(6, И)

- Какое число надо уменьшить на 2, чтобы получилось 5? (7, Д)

- Первое слагаемое 0, второе – 9. Чему равна сумма? (9, Т)

- На сколько надо увеличить 5, чтобы получить 8? (3, С)

- Сколько нужно вычесть из 9, чтобы получить  8? (1,В)

-Какое число надо вычесть из 7. Чтобы получить 3? (4 Н)

- Найти разность чисел 9 и 1?  (8 ,Ё)

Давайте проверим, какие ответы у нас получились .

Б) Расположите ответы в порядке возрастания:

(на доске) и в тетради на второй строчке

(Выходит один уч-к к доске и составляет, на обратной стороне написаны буквы «ВЕСНА ИДЁТ»)

- Прочитайте, что у нас получилось (Весна идёт!). В результате нашей совместной деятельности, у нас получится газета под таким названием.

(Учитель крепит карточки «Весна идёт!» на стенгазету)


 

2) По математике мы сегодня повторим и закрепим все те умения, которым учились на предыдущих уроках.

- Давайте предположим, какие цели у нас будут на уроке? ( Будем решать примеры; сравнивать числа; чертить отрезки; решать задачи)

О чем мы ещё будем говорить, исходя из названия газеты, которую мы создадим? (Предположения детей)

- Верно! О весне.

Верно, мы повторим с вами все, что знаем о таком времени года как весна: чем отличается от других времен года, что происходит весной, о жизни растений и животных в это время года.

3. Повторение и систематизация полученных знаний

Для того, чтобы нам проще было работать, я разделила вас на 3 команды.

- В конце урока мы подсчитаем фишки и узнаем ,чья команда станет знатоком не только природы , но и математики

Вам будут предлагаться различные математические задания, по выполнении которых я вам буду выдавать секретные слова,. Мы их будем прикреплять на нашу стенгазету «Весна идёт!». Если мы справимся со всеми испытаниями, мы вспомним с вами все о весне!

Команды готовы?


 

Математическая эстафета «Поторопись – не ошибись».

- У каждой группы на столе листы с примерами на сложение и вычитание. По сигналу ученик записывает ответ примера, передаёт лист следующему и т.д. Решив последний пример , разложите числа в порядке убывания и прочтете секретное слово, перевернув числа..

1 + 3 =4 (е) 2 + 2 =4 (т) 1 + 4 =5 ( й)

2 + 6 = 8 (п)  8 + 1 =9 ( м) 2 + 4 =6 (а)

10 - 7 = 3 (л) 10 – 2 = 8 (а) 6 - 4 =2

4 + 3 = 7 (р) 5 – 2 = 3 4 + 4 = 8 (М)

10 – 1 = 9 (а) 5 + 2 =7 (р) 3 + 1 =4

(ь)


 

(Дети собирают слово, последний ученик зачитывает)


 

МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Если это задание показалось для вас сложным – красный карандаш, если были небольшие затруднения – жёлтый , было легко –зелёный. (рефлексия после каждого этапа урока)


 

Учитель прикрепляет на стенгазету эти слова - МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ.

- Какая информация у нас получилась?

( Всего 3 весенних месяца: март, апрель, май).

Верно! А знаете ли вы, что Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. ( показывают зелёный или красный сигналы)

-Что происходит с природой в эти весенние месяцы, нам помогут карточки с примерами.

«Найдите неверные записи»:

Выберите карточки с неверными записями, исправьте ошибки, записав верные выражения в тетрадь.

(С обратной стороны карточки записаны высказывания о весне).

- Прочитать верное высказывание, объяснить.


 

1 группа:

2 + 3 = 5 (День становится короче.)

6 + 1 = 5 (День увеличивается.)

9 – 2 = 7 (Выпадает снег.)

3 + 6 = 8 (Тает снег и лёд)

2 группа:

5 + 5 = 10 (Река замерзает.)

9 – 1 = 7 (Появляются проталины.)

1 + 4 = 3 (Выпадает снег)

7  - 5 = 1 (Птицы прилетают с юга)

группа:

6+ 1 = 7 (Птицы улетают на юг.)

1 – 1 = 3 (Растения оживают.)

4 + 6 = 10(Листья желтеют)

4+ 2 = 3 (Просыпаются животные.)


 

- Учитель прикрепляет на стенгазету эти фразы.

Какая информация у нас получилась? (Дети обобщают).

Если это задание показалось для вас сложным – красный карандаш, если были небольшие затруднения – жёлтый , было легко –зелёный.

- Что же еще происходит весной? ( ответы детей)

-Пришла весна и из теплых стран стали возвращаться птицы. Какие птицы вернулись в нашу область? ( дети перечисляют)

Ребята, почему грач прилетает в начале весны? (почва оттаивает, появляются первые насекомые) Итак, эту птицу называют вестником весны. 

Приём (!? – сигналы: красный, зелёный) Ребята, а знаете ли вы, что грачи могут на 1 дереве строить более 15 гнезд!

-Вот еще одна птица

Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет. (Жаворонок)

- Эти пернатые очень пугливы, но их можно приручить. В домашних условиях птица живёт почти в два раза дольше, чем на воле.

Иллюстрации птиц прикрепляются на стенгазету.

-Как только птицы прилетают, они начинают заводить потомство.

Известно ли вам, что скворцы могут выводить потомство 2 раза в год

Вот вам задачка от мамы – скворчихи.

(карточки на столах) Дети читают задачу.

Задача: В первый раз мама-скворчиха вывела 3 птенца. Во второй раз – на 2 птенца больше. Сколько птенцов вывела скворчиха во второй раз?

- Прежде чем решить задачу , давай вспомним из чего она состоит. ( условие,решение,ответ)

- Какой вопрос нужно поставить , чтобы задача решалась в 2 действия?

(на доске пишет решение и ответ задачи)


 

Если это задание показалось для вас сложным – красный карандаш, если были небольшие затруднения – жёлтый , было легко –зелёный. (рефлексия после каждого этапа урока)


 

- Весной в природе появляется много разных цветов. А какие весенние цветы знаете вы? ( подснежники, мать -и --мачиха) (дети отвечают). Первые весенние цветы еще называют первоцветами.

Как вы думаете почему? (они зацветают первыми). Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья).

Кто не знает подснежников? Их знают все. И знают, какого они цвета: белые - говорят одни, голубые - утверждают другие, жёлтые – считают третьи. Их много. И они все разные!

- Почему они так называются? (Потому, что они начинают появляться из-под снега).

(Дополняет учитель)

-Этот яркий желтый цветок ( ПОКАЗ ЦВЕТКА) появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Цветет на откосах, около ям, в самих ямах. Но вот проходит время цветов и появляются листья. Верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках. Нижняя сторона – нежная и теплая, как родная мать.

Из-за листьев растение получило свое название мать – и – мачеха.


 

На подстилочке лесной
В конце марта под сосной
Будто бы заплатка –
Расцвела хохлатка.


 

Существует легенда, в которой говорится о старой лесной ведьме, которая всю ночь облетала на метле свои владения, а утром возвращалась в лесную избушку отдохнуть. Да вот беда - только ведьма задремлет, а уж петух криком встречает рассвет и не даёт спать. Рассердилась она на петуха и превратила его в цветок - хохлатку. Возможно, поэтому в народе хохлатки называют петушками или курочками.

- Ребята, а замечали ли вы ,что наши цветы похожи на геометрические фигуры , они даже имеют их название ?

-Какие геометрические фигуры вы знаете?

(ПОКАЗ.ПРЕЗЕНТАЦИИ)

- На что похожи стебли цветов? ( на отрезки)

- Что такое отрезок?

- Разгадав ребусы , вы сможете начертить отрезки определенной величины.

t1658923548aa.png 1 ряд

t1658923548ab.png 2 ряд

t1658923548ac.jpg 3 ряд

Все учащиеся чертят отрезки

Если это задание показалось для вас сложным – красный карандаш, если были небольшие затруднения – жёлтый , было легко –зелёный. (рефлексия после каждого этапа урока)

А теперь давайте посмотрим на нашу стенгазету «Весна идёт!»

Что мы узнали о весне с помощью математических знаний? (Обобщения и выводы детей)

- Ребята, мы говорили сегодня о весенних месяцах, о том, какие изменения происходят в неживой природе, о птицах, о первоцветах.

- О ком ещё мы не поговорили на уроке? ( о животных)

( дети говорят о жизни животных , учитель вывешивает на доску)


 

Вы очень хорошо работали сегодня на уроке! Молодцы! Я сейчас испытываю определённое чувство, хорошее чувство. А вот какое, вы узнаете, решив примеры и расшифровав слово.

(У каждого на парте примеры. Решают в паре и записывают ответы)

Т   5 + 2 = 7              С   12 - 2 = 10
О   6 - 3 = 3              Д   8 – 2 = 6
Г    4 + 1 = 5            Р    9 – 1 = 8
Ь   10 – 9 = 1

5

3

8

6

3

10

7

1

г

о

р

д

о

с

т

ь

Ну и что же это за слово? Скажите все вместе ГОРДОСТЬ. СЛАЙД 19

8. Рефлексия.

Действительно, сейчас я испытываю гордость. Как вы понимаете это слово? Гордость – это чувство испытывают люди, когда им очень приятно. Я рада за ваши успехи сегодня на уроке! А какие чувства испытываете вы? 

 
– Я дам вам 1 минутку для того, чтобы подумать, и вы ответите мне на этот вопрос, выбрав соответствующую картинку (картинки на партах). Если у вас хорошее настроение, вам понравился урок – вы поднимите картинку с ярким весенним солнышком, а если не очень хорошее настроение, где-то что-то вас огорчает – картинку с тучкой. 

Большое спасибо за работу! Молодцы! Пришло время подсчитать наши фишки!

Назвать лучшего математика.!

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/integrirovannyi-urok-matematiki-i-okruzhaiushche-6.html

 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, достойно

27 July 2022