12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Луговая Татьяна Васильевна100
Россия, Алтайский край, Кулунда
12

Конспект урока математики в 4 классе "Сбор и представление данных. Диаграммы".

Дата: __________


Сбор и представление данных. Диаграммы


Цель: познакомить со столбчатой диаграммой, формировать умение читать и строить диаграммы.


Формируемые УУД:

Предметные: развивать умение находить, анализировать и сравнивать информацию, представленную на диаграмме; развивать умение строить диаграммы на основе имеющейся информации; учить применять приобретенные умения в повседневной жизни.

Метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать умение представлять информацию в виде моделей.

Личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками.


Ход урока


Организационный момент:


Интересна и важна

Математика – страна,

Потому что всем, кто хочет

Дарит знания она.


- Ребята, скажите, а математика просто дарит нам знания? (Нет, мы их всегда сами открываем).


Актуализация знаний:


- Для того, чтобы узнать какие знания нам предстоит открыть на сегодняшнем уроке, нам предстоит вспомнить уже изученное. У вас на партах лежат карточки с зашифрованным примерами словом. Вам необходимо выполнить вычисления, а затем расставить полученные результаты в порядке возрастания. Выполнив правильно задание, вы сможете составить из данных букв слово – тему нашего урока.


215•3=

М

825:3=

Г

80•2=

А

115•6=

М

313•2=

А

110:10=

И

867:3=

Р

900:100=

Д

939:1=

Ы






















215•3= 645

М

825:3= 275

Г

80•2=160

А

115•6= 690

М

313•2= 626

А

110:10= 11

И

867:3= 289

Р

900:100= 9

Д

939:1= 939

Ы

9

11

160

275

289

626

645

690

939

Д

И

А

Г

Р

А

М

М

Ы



Целеполагание:


- Кто сможет назвать тему нашего урока? (Диаграммы).

- Какие вопросы у вас возникли? (Что такое диаграммы? Для чего они нужны?)

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое диаграмма.).

- Чему нам сегодня предстоит научиться? (Научиться работать с диаграммами, строить диаграммы.).


Изучение нового материала:


- Откройте учебник на с. 16. Найдём ответ на первый наш вопрос «Что такое диаграммы?»


Диаграммы – это рисунки или чертежи, на которых числа или значения величин изображены отрезками, полосками (столбиками), частями круга или другими фигурами. Для изображения чисел (значений величин) на диаграммах задают масштаб, используя который и строят диаграммы.


Слово «диаграмма» пришло к нам из греческого языка и переводится как «чертеж». В энциклопедии написано, что оно обозначает графическое изображение информации. Диаграммы бывают линейные, круговые и столбчатые. Сегодня мы будем говорить о столбчатых диаграммах, будем учиться их читать и строить.


- Посмотрим на столбчатую диаграмму со стр. 16 учебника.

- Прежде, чем работать с диаграммой, мы должны знать масштаб, в котором она построена. Найдем масштаб, здесь 1 кг массы изображён одной клеткой.

- Как вы думаете, масса какого животного самая большая, самая маленькая?

- Как вы это узнали? (Чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше).

- Чему равна масса утки? (3 кг)

- Как узнали? Как это показано на диаграмме?

- Чему равна масса зайца? (4 кг)

- Чему равна масса щенка? (8 кг)


Физминутка


- №81 стр. 16 учебника. Прочитайте диаграмму, показывающую число учащихся 1-4 классах одной из школ.

- С чего мы должны начать работу? (Узнать масштаб).

- Назовите масштаб рисунка (1клетка – 4 человека).

- Посмотрите на диаграмму и скажите, можем ли мы, не зная масштаб, ответить в каком классе больше всего детей? (Да, сравним на глаз высоту клеток. Во втором классе).

- В каком классе меньше всего детей? (В четвёртом классе).

- Что можно сказать о количестве детей в 1 и 3 классах? (Их поровну, так как высота столбиков одинаковая).

- А можем ли мы, не зная масштаб, ответить сколько детей учится в 1 классе? (Нет.)

- Как тогда найти ответ на данный вопрос? (Зная масштаб посчитать количество клеток и умножить на 4, так как 1 клетка – 4 человека).

- Итак, сколько детей учится в 1 классе? (6•4=24).

- Сколько человек во 2 классе?(28) Как узнали? (7•4)

- Сколько в 3? (6•4=24)

- Сколько в 4? (5•4=24)


- Сделайте вывод, что же можно узнать по диаграмме? (Количество человек в каждом классе, на сколько в одном классе учеников больше, чем в другом).


- Все ли поставленные цели к уроку мы выполнили? (Нет. Нам нужно ещё научиться строить диаграммы).


- Совершенно верно, я вам раздаю памятки «Как построить диаграмму», прочитаем их внимательно.

Памятка «Как построить диаграмму?»


Рисуется прямой угол.

Определим, какие величины будем располагать на вертикальной и горизонтальной сторонах угла.

На вертикальной стороне угла откладываются единичные отрезки, чаще всего одна клетка в тетради – это один отрезок.

На горизонтальной стороне угла точки, которые обозначают то, что и о ком идет представление в диаграмме.

При помощи линейки прорисовываются столбики с нужным количеством единичных отрезков или клеток.


Запомни! В диаграмме подписываются все данные.


- Построим свою диаграмму.


Задание: показать на диаграмме затраченное ребятами время на дорогу в школу. Есть четыре ученика: Маша, Петя, Саша и Катя. На дорогу в школу Маша тратит 5 мин., Петя – 25 мин., Саша – 15 мин., Катя – 10 мин.


Работаем по памятке и слайду: вы в тетрадях, а я на доске.


Рисуется прямой угол.

Определим, какие величины будем располагать на вертикальной (время, затраченное на дорогу) и горизонтальной (имена ребят) сторонах угла.

На вертикальной стороне угла откладываются единичные отрезки, масштаб отрезка – клетка – 5 мин.

На горизонтальной стороне угла точки, которые обозначают о ком идет представление в диаграмме – имена ребят: Маша, Петя, Саша и Катя.

При помощи линейки прорисовываются столбики с нужным количеством единичных отрезков (клеток).


- Проверим, все ли данные заполнены. Сверим себя со слайдом презентации. У всех ли всё получилось?

t1691334844aa.gif




Рефлексия:


Я сегодня на уроке научился…

Я на уроке узнал…

Мне было трудно…

Мне удалось…


Итог урока.


Домашнее задание: учебник стр. 17 №83 (записать ответы на вопросы в тетрадь), стр. 18 №6.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.