Конспект урока музыки в 4 классе на тему: «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда»

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Конспект урока музыки в 4 классе
на тему:
«Что за прелесть эти сказки»
«Три чуда»
Составила:
учитель музыки
Яровая Н. С.
Чебоксары – 2022
Урок: Музыка
Класс: 4
Тема: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с музыкальными образами фрагмента «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
Обучающие:
Сформировать у учащихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.
Развивающие:
Развитие навыков музыкального восприятия произведений.
Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.
Воспитательные:
Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.
Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.
Музыкальный материал: Вступление к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «Во саду ли в огороде» русская народная песня, «Три чуда» из оперы Н. А. Римского –Корсакова, музыкальная игра.
Оборудование:
Мультимедийная презентация (POWER POINT);
аудиозаписи для музыкального ряда;
музыкальные инструменты
Методы и приемы:
Словесно – индуктивный (беседа, диалог);
Пластическое интонирование (движения);
Наглядно - дедуктивный (сравнение)
Ход урока
1.Организационный момент.(1,5 мин) | Музыкальное приветствие. – Ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. |
2. Обозначение темы урока (3 мин) | Прочитайте, написанные на доске строки: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. "Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир"… - Вы уже догадались какая это сказка? («Сказка о царе Салтане».) - А кто сочинил «Сказку о царе Салтане»? (А. С. Пушкин.) - Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? (Волшебством.) - Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора? (Римский – Корсаков.) - Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. - Тема нашего Урока: «Что за прелесть эти сказки» «Сказка о царе Салтане». |
3. Работа по теме урока (1,5 мин) | « В синем небе звезды блещут В синем море волны хлещут Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая девица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам…» - Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина. - Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов. - Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки? (Со вступления.) - Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись. |
4. Прослушивание вступления к опере «Сказка о царе Салтане» (3 мин) | Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? (Помогла.) - А каким образом? (Звучали разные инструменты.) - Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. Одинаково звучали инструменты? Как они звучали? - Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах. Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий). (Учитель показывает на инструменте звучание разных регистров.) |
5. Просмотр видеофрагмента из мультфильма (2,5 мин) | - В «Сказке о царе Салтане» есть три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. «Сказки о царе Салтане». ( Белка.) - Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка. Просмотр видео фрагмента (Белочка поет в высоком регистре.) |
Прослушивание темы Белочки из оперы. (1 мин) | - Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит? (Легко, отрывисто, подвижно). - А в каком регистре звучала тема белки? (Тема белки звучала в высоком регистре.) |
Работа с карточками (1 мин) | - У вас на партах лежат карточки с музыкальными инструментами, выберите инструменты, которые вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра.) |
Хоровое пение. (5 мин) (Дыхательная гимнастика, распевка) 1 мин + 1 мин Разучивание песни белочки(4 мин) | - Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане» -Для этого давайте встанем и сделаем дыхательную гимнастику и распоемся. Садитесь пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. Распевка на стаккато и легато.) - А теперь мы споем песню белочки, смотрите ноты в учебнике на стр. 50. |
Игра (2,5 мин) | - А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. - Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши. Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах |
Просмотр видеофрагмента (1, 5 мин) | - Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра - А вот и 2 чудо. « В чешуе как жар горя 33 богатыря…» - Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор? Просмотр видео фрагмента сказки. - Дядька Черномор говорит басом в низком регистре. |
Прослушивание фрагмента из оперы (1,5 мин) | - А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. ( Звучит фрагмент.) - На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный. - В каком регистре звучал марш? (Марш звучал в низком регистре.) |
Прослушивание фрагмента из оперы (1,5 мин) | - Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она? (Красивая, волшебная, таинственная…) - Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? - А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков Звучит фрагмент из оперы. - Совпало ли ваше воображение с композиторским? (У многих детей совпало.) - Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня. |
Задание (5 мин) | - А теперь ребята , у вас у каждого на столе есть листочек. возьмите его и выходите в центр зала. У кого –то изображен музыкальный инструмент, у кого –то одно из чудес из оперы Н. А. Римского-Корсакова, а у кого- то регистр. Задание: Вам нужно правильно объединится в группы. В каждой группе должно быть одно чудо, один инструмент , который звучал в данном музыкальном фрагменте и регистр этого инструмента. |
Итог урока (2 мин) | - Ребята! С чем мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане».) - Кто написал эту оперу? (Николай Андреевич Римский-Корсаков.) - А при помощи чего изображались в опере герои? (При помощи инструментов.) - Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре. (Дети называют.) - Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком? |
Рефлексия (2 мин) | - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд». А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек». |
Домашнее задание | Изобразить в тетради по музыке иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане» |
6