Конспект урока музыки на тему «И это все — весенних дней приметы» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 30 January

Технологическая карта урока

 

Предмет: Класс Музыка, 5 класс

Учитель: Чихачева Юлия Александровна

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное школа №37 городского округа г.Буй Костромской области

 

Тема урока: «Музыка и изобразительное искусство»: «И это все - весенних дней приметы»

Базовый учебник: "Музыка": Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Цель урока: узнать, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии.

Задачи:

Личностные:

-активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

-создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

-формирование способности к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

-воспитание патриотизма и любви к родине;

-развитие вокально-хоровых навыков.

Метапредметные:

-- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;

- совершенствовать умения обучающихся, анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;

- формировать коммуникативные компетенции;

-освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

Предметные:

- знание жанров вокально – хоровой музыки;

- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;

Межпредметные :

изобразительное искусство, литература, история, краеведение

 

Планируемый результат: установить связи между музыкой и изобразительным искусством, через произведения Ф. Тютчева, С. Рахманинова, И. Левитана.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы обучающихся:

фронтальная, индивидуальная, парное взаимодействие.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, электронное фортепиано.

Дидактический материал: текст песни «Если улыбаются веснушки», текст стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды», карточки с изображением палитры, разрезанные части картины о весне, листочки трёх цветов (зелёный, желтый, оранжевый)

 

УУД:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; строить монологическое высказывание; инициативное сотрудничество в группах в поиске и выборе информации; формулируют собственное мнение и позицию.

 

Личностные: развитие эмоционально нравственной отзывчивости; смыслообразование.

 

Регулятивные: учатся размышлять и слушать вопросы и отвечать на них; целеполагание; развитие умения осмыслить полученную информацию; овладение логическими действиями сравнения.

 

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, умение осознанно строить речевое высказывание; умение структурировать знания; учится размышлять, высказывать свои суждения; построение логической цепи рассуждения; учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Организация местоположения каждого ученика, позитивный настрой на работу.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Присаживайтесь на свои места.

Занимают свои места

1 мин

2.

Активизация внимания

Для того что бы узнать тему нашего урока, предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат карточки с картинками , попробуйте их собрать в одно целое.

Работа учащихся в парах

 

2 мин

3.

Постановка проблемы

Задаются вопросы - Скажите, что у вас получилось, что вы видите?

Почему вы решили, что тут изображена весна(ручейки, светит солнце…)

Скажите, в каких видах искусства, выражается это время года.

(изобразительном искусстве -живописи, литературе-поэзии, музыке )

Сформулируйте тему урока. (ключевые слова весна, приметы)

Тема урока "И это все – весенних дней приметы"

Размышлять, высказывать своё мнение (ученики формулируют содержание темы урока)

3 мин

4.

Актуализация знаний, пробное учебное действие (Постановка цели, задач)

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Обучающие ставят перед собой цель, задачи, отвечают на вопросы

2 мин

5.

Организация взаимодействия (Введение в тему урока. Совместное открытие новых знаний)

 

 

 

- У поэта Федора Ивановича Тютчева есть красивое стихотворение "Весенние воды".

 

- Обратимся к тексту стихотворения. Какие приметы весны вы можете отметить?

(воды шумят, ручьи бегут, ручьи – это гонцы.)

 

- Представьте себя композиторами. Если положить эти стихи на музыку, какое произведение у вас получится? Давайте поразмышляем.

(Получится песня веселого характера, в быстром темпе, задорная. Лад – мажор, динамика форте, а в месте "Тихих, теплых майских дней" – пиано.)

 

- Русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова стихотворение Тютчева вдохновило написать романс. Давайте вспомним, что такое романс?

 

 

- Послушайте сообщение о Рахманинове

 

Читает ученик

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают с текстом, находят приметы, озвучивают их

 

 

 

 

Учащиеся размышляют, анализируют

 

 

 

 

Учащиеся дают определение понятию «романс» (Романс – это вокальное произведение, для голоса в сопровождении какого либо инструмента. )

 

 

Ученик зачитывает сообщение о композиторе С.В.Рахманинове

7 мин

6.

Работа с предметным результатом

(творческая, практическая деятельность)

 

 

 

 

Организует прослушивание «Весенние воды» С. Рахманинова и просмотр картины И.Левитана «Весна-большая вода»

 

 

 

 

 

 

Перед вами цветные карточки "Палитра". Выберите по своему усмотрению наиболее подходящие цвета, которые вы увидели, слушая этот романс.

Ученики слушают романс «Весенние воды», рассматривают картину «Весна - большая вода», размышляют, анализируют, сопоставляют музыкальное произведение и картину, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями,

отвечаю на вопросы учителя.

 

Работа с карточками «Палитра»

10 мин

7.

Вокально- хоровая работа

Организует разучивание песни «Если улыбаются веснушки»

Коллективно исполнительская деятельность

10 мин

8.

Итог урока

Наш урок подошёл к концу, но мне хотелось бы узнать..

- Что каждый из вас открыл для себя на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с романсом С.В. Рахманинова "Весенние воды", в котором усилена изобразительность, благодаря чему музыка стала живописной, а живописное полотно Левитана "Весна – большая вода" можно назвать звучащим, в нем усилено музыкальное начало.

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

3 мин

9.

Рефлексия

Учитель организует рефлексию:

Посмотрите на доску. Перед вами дерево.

Скоро все деревья начнут распускаться, но, а пока вам первым предоставляется возможность украсить его. На ваших столах лежат листочки.

 

-Если урок понравился, и вы всё поняли, вы берёте яркий - зелёный листик и вешаете на дерево.

-Если урок понравился, но не всё запомнили – жёлтый листик.

-Если не понравился, и вы ни чего не поняли - оранжевый листик.

 

Учащиеся осуществляют самооценку собственной деятельности, делают вывод о взаимосвязи разных предметов

2 мин

10.

Домашнее задание:

рисунок по теме урока.

 

 

 

 

Конспект урока музыки в 5 классе.

 

Тема урока: "И это все – весенних дней приметы"

 

Цель урока: узнать, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии.

 

Задачи урока:

- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

- учить пониманию взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;

- закрепить понятие жанра романса;

- воспитывать уважение к произведениям русского искусства;

- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

Звонок прозвенел, начинаем наш урок. Присаживайтесь на свои места.

 

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Для того что бы узнать тему нашего урока, предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат карточки, попробуйте их собрать в одно целое.

(Дети выполняют задание)

Учитель: Скажите, что у вас получилось, что вы видите? (ответы детей)

 

- А почему вы решили, что тут изображена весна(ручейки, светит солнце…) т.е. одним словом нам говорят приметы.

 

Учитель: Скажите, а в каких видах искусства, выражается это время года.

(изобразительном искусстве -живописи, литературе-поэзии, музыке )

 

Давайте попытаемся сформулировать тему урока. (у нас ключевые слова весна, приметы)

Тема урока звучит так: "И это все – весенних дней приметы"

цель: узнать, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии!

 

III. Работа по теме урока.

Весенними днями природа радует нас своим пробуждением.

 

- У поэта Федора Ивановича Тютчева есть красивое стихотворение "Весенние воды".

Читает ученик…

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

 

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

 

 

 

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

 

 

 

 

(На столах у детей лежат тексты со стихотворением)

- Обратимся к тексту стихотворения. Какие приметы весны вы можете отметить?

(воды шумят, ручьи бегут, ручьи – это гонцы.)

 

- Представьте себя композиторами. Если положить эти стихи на музыку, какое произведение у вас получится? Давайте поразмышляем.

(Получится песня веселого характера, в быстром темпе, задорная. Лад – мажор, динамика форте, а в месте "Тихих, теплых майских дней" – пиано.)

 

- Русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) стихотворение Тютчева вдохновило написать романс. Давайте вспомним, что такое романс?

 

Романс – это вокальное произведение, для голоса в сопровождении какого либо инструмента. Романс - это произведение, в котором выражаются чувства.

 

- Но прежде чем перейти к романсу, послушайте о Рахманинове.

Читает ученик информацию о Рахманинове…

 

С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" – слушание.

Беседа о музыке.

- Поделитесь впечатлениями о прослушанном произведении.

 

- Можно ли назвать эту музыку живописной?

(Можно, мы увидели картину.)

 

- Что вы увидели, слушая этот романс?

( Увидели яркое солнце, голубое небо, как текут ручьи.)

 

- Кто исполнял романс?

(Сопрано – высокий женский голос.)

 

- Какую роль отводит композитор фортепианному аккомпанементу?

(Фортепиано отводится одна из главных ролей.)

 

- Если сопровождение заменить простыми аккордами, что исчезнет?

(Исчезнет образ "вешних вод", ощущение стремительного бега, пропадет картина маленьких ручейков, сливающихся в бурную реку.)

 

- Мы выяснили, что эту музыку можно назвать живописной, а художники используют краски, теперь вы выступите в роли художников. Перед вами цветные карточки "Палитра". Выберите по своему усмотрению наиболее подходящие цвета, которые вы увидели, слушая этот романс.

 

Работа с цветными карточками "Палитра".

-Какие цвета преобладают? Почему?

(Голубой – ручьи и небо, желтый – весеннее солнце, зеленый – молодая трава.)

В цветовой гамме мы определились, образ представили, и вот вы дома постарайтесь нарисовать картину, изображающую весну.

 

- К какому жанру живописи мы отнесем нашу коллективную работу?

(Пейзаж.)

 

Виртуальная экскурсия.

 

Мы с вами непрофессиональные художники, давайте совершим виртуальную экскурсию туда, где живут картины художников – профессионалов. В Москве, недалеко от Кремля, за Москвой-рекой стоит необыкновенный дом. Здесь живут картины.

Чудесный дом за Москвой-рекой носит название Третьяковская галерея.

 

 

 

Третьяковская галерея – самый крупный в мире музей русского искусства. Павел Михайлович Третьяков - российский купец – предприниматель,

собиратель произведений отечественного художественного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи, которую в 1892 году передал в дар Москве, сделав ее достоянием всей России.

Мы входим в зал Третьяковской галереи, где висят картины Исаака Ильича Левитана. Кажется, будто повеяло дыханием природы, свежим ветром полей, стало светлее, солнечнее. Исаак Левитан изображал природу в различные времена года.

- Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней. И вот мы остановились около картины "Весна – большая вода".

 

- Какие краски использует художник?

(Сочетаются теплые и холодные тона.)

 

- Можно эту картину назвать звучащей? Что вы слышите, когда смотрите на эту картину?

(Картину можно назвать звучащей. Мы слышим, как шумит ветер, шуршит прошлогодняя трава, журчит вода.)

 

- Можно сопоставить романс Рахманинова и картину Левитана?

(И можно, и нельзя, нельзя потому, что в романсе ручьи бегут, а на картине вода стоит. можно, так как оба произведения о весне, видим и слышим солнечный день.)

 

- Романс "Весенние воды" одинаково хорошо звучит в исполнении и женского, и мужского голоса, и в сопровождении фортепиано, и с оркестром. Отлично он звучит и в переложении для детского хора.

 

-Продолжая тему весны, тему красоты, предлагаю разучить песню, которая называется «Если улыбаются веснушки». У вас на столах лежит текст этой песни, положите его перед собой. Послушай его

IV. Обобщение. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу, но мне хотелось бы узнать..

- Что каждый из вас открыл для себя на уроке?

- Мы увидели романс Рахманинова "Весенние воды" и услышали картину Левитана "Весна – большая вода"

Сегодня на уроке мы познакомились с романсом С.В. Рахманинова "Весенние воды", в котором усилена изобразительность, благодаря чему музыка стала живописной, а живописное полотно Левитана "Весна – большая вода" можно назвать звучащим, в нем усилено музыкальное начало.

 

Рефлексия. Посмотрите на доску. Перед вами дерево. Скоро все деревья начнут распускаться, но, а пока вам первым предоставляется возможность украсить его. На ваших столах лежат листочки.

 

-Если урок понравился и вы всё поняли вы берёте яркий - зелёный листик и вешаете на дерево.

-Если урок понравился, но вы ничего не запомнили – жёлтый листик.

-Если не понравился, и вы ни чего не поняли - оранжевый листик.

 

Урок окончен. Спасибо, вы замечательно работали, молодцы. До новых встреч.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации