Конспект урока музыки на тему «И это все — весенних дней приметы» (5 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: Класс Музыка, 5 класс
Учитель: Чихачева Юлия Александровна
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное школа №37 городского округа г.Буй Костромской области
Тема урока: «Музыка и изобразительное искусство»: «И это все - весенних дней приметы»
Базовый учебник: "Музыка": Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Цель урока: узнать, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии.
Задачи:
Личностные:
-активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
-создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
-формирование способности к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;
-воспитание патриотизма и любви к родине;
-развитие вокально-хоровых навыков.
Метапредметные:
-- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;
- совершенствовать умения обучающихся, анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;
- формировать коммуникативные компетенции;
-освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
Предметные:
- знание жанров вокально – хоровой музыки;
- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;
Межпредметные :
изобразительное искусство, литература, история, краеведение
Планируемый результат: установить связи между музыкой и изобразительным искусством, через произведения Ф. Тютчева, С. Рахманинова, И. Левитана.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, парное взаимодействие.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, электронное фортепиано.
Дидактический материал: текст песни «Если улыбаются веснушки», текст стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды», карточки с изображением палитры, разрезанные части картины о весне, листочки трёх цветов (зелёный, желтый, оранжевый)
УУД:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; строить монологическое высказывание; инициативное сотрудничество в группах в поиске и выборе информации; формулируют собственное мнение и позицию.
Личностные: развитие эмоционально нравственной отзывчивости; смыслообразование.
Регулятивные: учатся размышлять и слушать вопросы и отвечать на них; целеполагание; развитие умения осмыслить полученную информацию; овладение логическими действиями сравнения.
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, умение осознанно строить речевое высказывание; умение структурировать знания; учится размышлять, высказывать свои суждения; построение логической цепи рассуждения; учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1. |
Организационный момент |
Организация местоположения каждого ученика, позитивный настрой на работу. Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Присаживайтесь на свои места. |
Занимают свои места |
1 мин |
2. |
Активизация внимания |
Для того что бы узнать тему нашего урока, предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат карточки с картинками , попробуйте их собрать в одно целое. |
Работа учащихся в парах
|
2 мин |
3. |
Постановка проблемы |
Задаются вопросы - Скажите, что у вас получилось, что вы видите? Почему вы решили, что тут изображена весна(ручейки, светит солнце…) Скажите, в каких видах искусства, выражается это время года. (изобразительном искусстве -живописи, литературе-поэзии, музыке ) Сформулируйте тему урока. (ключевые слова весна, приметы) Тема урока "И это все – весенних дней приметы" |
Размышлять, высказывать своё мнение (ученики формулируют содержание темы урока) |
3 мин |
4. |
Актуализация знаний, пробное учебное действие (Постановка цели, задач) |
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. |
Обучающие ставят перед собой цель, задачи, отвечают на вопросы |
2 мин |
5. |
Организация взаимодействия (Введение в тему урока. Совместное открытие новых знаний)
|
- У поэта Федора Ивановича Тютчева есть красивое стихотворение "Весенние воды".
- Обратимся к тексту стихотворения. Какие приметы весны вы можете отметить? (воды шумят, ручьи бегут, ручьи – это гонцы.)
- Представьте себя композиторами. Если положить эти стихи на музыку, какое произведение у вас получится? Давайте поразмышляем. (Получится песня веселого характера, в быстром темпе, задорная. Лад – мажор, динамика форте, а в месте "Тихих, теплых майских дней" – пиано.)
- Русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова стихотворение Тютчева вдохновило написать романс. Давайте вспомним, что такое романс?
- Послушайте сообщение о Рахманинове
|
Читает ученик
Учащиеся работают с текстом, находят приметы, озвучивают их
Учащиеся размышляют, анализируют
Учащиеся дают определение понятию «романс» (Романс – это вокальное произведение, для голоса в сопровождении какого либо инструмента. )
Ученик зачитывает сообщение о композиторе С.В.Рахманинове |
7 мин |
6. |
Работа с предметным результатом (творческая, практическая деятельность)
|
Организует прослушивание «Весенние воды» С. Рахманинова и просмотр картины И.Левитана «Весна-большая вода»
Перед вами цветные карточки "Палитра". Выберите по своему усмотрению наиболее подходящие цвета, которые вы увидели, слушая этот романс. |
Ученики слушают романс «Весенние воды», рассматривают картину «Весна - большая вода», размышляют, анализируют, сопоставляют музыкальное произведение и картину, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, отвечаю на вопросы учителя.
Работа с карточками «Палитра» |
10 мин |
7. |
Вокально- хоровая работа |
Организует разучивание песни «Если улыбаются веснушки» |
Коллективно исполнительская деятельность |
10 мин |
8. |
Итог урока |
Наш урок подошёл к концу, но мне хотелось бы узнать.. - Что каждый из вас открыл для себя на уроке? Сегодня на уроке мы познакомились с романсом С.В. Рахманинова "Весенние воды", в котором усилена изобразительность, благодаря чему музыка стала живописной, а живописное полотно Левитана "Весна – большая вода" можно назвать звучащим, в нем усилено музыкальное начало. |
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение |
3 мин |
9. |
Рефлексия |
Учитель организует рефлексию: Посмотрите на доску. Перед вами дерево. Скоро все деревья начнут распускаться, но, а пока вам первым предоставляется возможность украсить его. На ваших столах лежат листочки.
-Если урок понравился, и вы всё поняли, вы берёте яркий - зелёный листик и вешаете на дерево. -Если урок понравился, но не всё запомнили – жёлтый листик. -Если не понравился, и вы ни чего не поняли - оранжевый листик.
|
Учащиеся осуществляют самооценку собственной деятельности, делают вывод о взаимосвязи разных предметов |
2 мин |
10. |
Домашнее задание: |
рисунок по теме урока.
|
|
|
Конспект урока музыки в 5 классе.
Тема урока: "И это все – весенних дней приметы"
Цель урока: узнать, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии.
Задачи урока:
- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
- учить пониманию взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;
- закрепить понятие жанра романса;
- воспитывать уважение к произведениям русского искусства;
- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;
Ход урока.
I. Организационный момент.
Звонок прозвенел, начинаем наш урок. Присаживайтесь на свои места.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: Для того что бы узнать тему нашего урока, предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат карточки, попробуйте их собрать в одно целое.
(Дети выполняют задание)
Учитель: Скажите, что у вас получилось, что вы видите? (ответы детей)
- А почему вы решили, что тут изображена весна(ручейки, светит солнце…) т.е. одним словом нам говорят приметы.
Учитель: Скажите, а в каких видах искусства, выражается это время года.
(изобразительном искусстве -живописи, литературе-поэзии, музыке )
Давайте попытаемся сформулировать тему урока. (у нас ключевые слова весна, приметы)
Тема урока звучит так: "И это все – весенних дней приметы"
цель: узнать, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии!
III. Работа по теме урока.
Весенними днями природа радует нас своим пробуждением.
- У поэта Федора Ивановича Тютчева есть красивое стихотворение "Весенние воды".
Читает ученик…
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
(На столах у детей лежат тексты со стихотворением)
- Обратимся к тексту стихотворения. Какие приметы весны вы можете отметить?
(воды шумят, ручьи бегут, ручьи – это гонцы.)
- Представьте себя композиторами. Если положить эти стихи на музыку, какое произведение у вас получится? Давайте поразмышляем.
(Получится песня веселого характера, в быстром темпе, задорная. Лад – мажор, динамика форте, а в месте "Тихих, теплых майских дней" – пиано.)
- Русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) стихотворение Тютчева вдохновило написать романс. Давайте вспомним, что такое романс?
Романс – это вокальное произведение, для голоса в сопровождении какого либо инструмента. Романс - это произведение, в котором выражаются чувства.
- Но прежде чем перейти к романсу, послушайте о Рахманинове.
Читает ученик информацию о Рахманинове…
С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" – слушание.
Беседа о музыке.
- Поделитесь впечатлениями о прослушанном произведении.
- Можно ли назвать эту музыку живописной?
(Можно, мы увидели картину.)
- Что вы увидели, слушая этот романс?
( Увидели яркое солнце, голубое небо, как текут ручьи.)
- Кто исполнял романс?
(Сопрано – высокий женский голос.)
- Какую роль отводит композитор фортепианному аккомпанементу?
(Фортепиано отводится одна из главных ролей.)
- Если сопровождение заменить простыми аккордами, что исчезнет?
(Исчезнет образ "вешних вод", ощущение стремительного бега, пропадет картина маленьких ручейков, сливающихся в бурную реку.)
- Мы выяснили, что эту музыку можно назвать живописной, а художники используют краски, теперь вы выступите в роли художников. Перед вами цветные карточки "Палитра". Выберите по своему усмотрению наиболее подходящие цвета, которые вы увидели, слушая этот романс.
Работа с цветными карточками "Палитра".
-Какие цвета преобладают? Почему?
(Голубой – ручьи и небо, желтый – весеннее солнце, зеленый – молодая трава.)
В цветовой гамме мы определились, образ представили, и вот вы дома постарайтесь нарисовать картину, изображающую весну.
- К какому жанру живописи мы отнесем нашу коллективную работу?
(Пейзаж.)
Виртуальная экскурсия.
Мы с вами непрофессиональные художники, давайте совершим виртуальную экскурсию туда, где живут картины художников – профессионалов. В Москве, недалеко от Кремля, за Москвой-рекой стоит необыкновенный дом. Здесь живут картины.
Чудесный дом за Москвой-рекой носит название Третьяковская галерея.
Третьяковская галерея – самый крупный в мире музей русского искусства. Павел Михайлович Третьяков - российский купец – предприниматель,
собиратель произведений отечественного художественного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи, которую в 1892 году передал в дар Москве, сделав ее достоянием всей России.
Мы входим в зал Третьяковской галереи, где висят картины Исаака Ильича Левитана. Кажется, будто повеяло дыханием природы, свежим ветром полей, стало светлее, солнечнее. Исаак Левитан изображал природу в различные времена года.
- Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней. И вот мы остановились около картины "Весна – большая вода".
- Какие краски использует художник?
(Сочетаются теплые и холодные тона.)
- Можно эту картину назвать звучащей? Что вы слышите, когда смотрите на эту картину?
(Картину можно назвать звучащей. Мы слышим, как шумит ветер, шуршит прошлогодняя трава, журчит вода.)
- Можно сопоставить романс Рахманинова и картину Левитана?
(И можно, и нельзя, нельзя потому, что в романсе ручьи бегут, а на картине вода стоит. можно, так как оба произведения о весне, видим и слышим солнечный день.)
- Романс "Весенние воды" одинаково хорошо звучит в исполнении и женского, и мужского голоса, и в сопровождении фортепиано, и с оркестром. Отлично он звучит и в переложении для детского хора.
-Продолжая тему весны, тему красоты, предлагаю разучить песню, которая называется «Если улыбаются веснушки». У вас на столах лежит текст этой песни, положите его перед собой. Послушай его
IV. Обобщение. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу, но мне хотелось бы узнать..
- Что каждый из вас открыл для себя на уроке?
- Мы увидели романс Рахманинова "Весенние воды" и услышали картину Левитана "Весна – большая вода"
Сегодня на уроке мы познакомились с романсом С.В. Рахманинова "Весенние воды", в котором усилена изобразительность, благодаря чему музыка стала живописной, а живописное полотно Левитана "Весна – большая вода" можно назвать звучащим, в нем усилено музыкальное начало.
Рефлексия. Посмотрите на доску. Перед вами дерево. Скоро все деревья начнут распускаться, но, а пока вам первым предоставляется возможность украсить его. На ваших столах лежат листочки.
-Если урок понравился и вы всё поняли вы берёте яркий - зелёный листик и вешаете на дерево.
-Если урок понравился, но вы ничего не запомнили – жёлтый листик.
-Если не понравился, и вы ни чего не поняли - оранжевый листик.
Урок окончен. Спасибо, вы замечательно работали, молодцы. До новых встреч.