Конспект урока литературы на тему «Пословицы и поговорки» ( класс)

12
0
Материал опубликован 2 October 2017 в группе

Разработка урока по русской литературе

Класс, дата, предмет: 6 класс, 8.09, русская литература

Тема урока: «Пословицы и поговорки»

Тип урока:

Вид урока: Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

- формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

- обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие:

- развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу ( Прил № 1)

Учитель раздает рабочие листы.

На доске написано предложение:

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Слово учителя:

«Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

Вопрос к учащимся:

- Что это предложение вам напоминает?

Учащиеся слушают

Учащиеся в течении 5 – 10 минут заполняют рабочие листы.

Предполагаемый ответ:

- Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя:

«Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

Слово учителя:

«Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно»


 


 

Учащиеся слушают


 


 


 


 


 

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

Учащиеся слушают


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 

4. Первичное закрепление

Слово учителя:

«Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

Вопрос к учащимся: определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам? (написаны на доске)

Что посеешь, то и пожнешь.

Семь пятниц на неделе.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Семеро по лавкам.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Седьмая вода на киселе.

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

Предполагаемый ответ:

Пословицы:

- Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

Поговорки:

- Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит – не поймаешь.


 


 


 


 

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное. Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

Схема таблицы:

 

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

 

Раз

личие

   


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы   приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

- Враги не знают друг друга в счастье

- Глупые ноги ругают к старости.

- На своей Родине и зима прекрасна.

- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

- Чужие штаны подальше от себя (

- Безделье неумеху не страшится.

- Чижа романами угощают.

- Умный умного не слышит близко.

- Черт всем скажет, боров слопает.

2 ТУР «Одним словом».

Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

- На попятный двор.

- Заткнуть за пояс.

- При царе Горохе.

- Хоть шаром покати.

- Легок на помине.

- У черта на куличиках.

- Яблоку негде упасть.

- Как снег на голову.

- Ни к селу ни к городу.

3 ТУР «Откуда пословица?».

Вопрос к учащимся: из какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

- Кому вершки, а кому корешки.

- А Васька слушает да ест.


 

- А воз и ныне там.

- А ларчик просто открывался.


 

Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её


 


 

Предполагаемая таблица:


 

 

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

отражение народной мудрости;

краткость;

рифмованность

Раз

личие

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Учащиеся слушают учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся соглашаются


 


 


 


 


 


 


 

Предполагаемый ответ:


 

- Друзья познаются в беде;


 

- Умную голову почитают смолоду;

- На чужой стороне и весна не красна;

- Маленькое дело лучше большого безделья;


 

- Своя рубашка ближе к телу;


 

- Дело мастера боится;


 

- Соловья баснями не кормят;


 

- Дурак дурака боится;

- Бог не выдаст, свинья не съест.


 


 


 


 


 

- Отказаться;

- Победить;

- Давно;

- Ничего нет;

- Появился быстро;


 

- Далеко;

- Тесно;


 

- Внезапно;

- Невпопад.


 


 

Предполагаемые ответы:


 

- Из сказки «Лиса и волк»;


 

- Из сказки «Мужик и медведь»;


 

- Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

- Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

- Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую – поговорки. Устно объяснить свой выбор

Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)


 

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

7 Рефлексия – подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

- Итак, пословица – это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…


 

- Поговорка – это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

 

- Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков


 

Предполагаемые ответы:

1. краткое изречение

2. народную мудрость

3. поучительный смысл.

1. образное выражение

2. отношение к чему-либо

3. вывода, заключения


 

1. глупость, лень, жадность, злость

2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

Учащиеся заканчивают предложение


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы:

Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. – М.:Рус.яз.,1979.

Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. – М.:Вербум – М, 2006


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение № 1

Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обрядовый фольклор - ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Календарно-обрядовый фольклор - ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите виды календарно – обрядового фольклора

1.

2.

3.

4.

3. Соотнесите виды календарно – обрядовых песен с определенным праздником

1. Весенние песни 1. Колядки

2. Летние песни 2. Масленица

3. Зимние песни 3. Троица

4. Осенние песни 4. Веснянки

4. Дайте определение:

Пословица - ­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поговорка - __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем пословица отличается от поговорки:_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте определение:

1. Тема - _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематика - ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблема - __________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды проблем:

1.

2.

3.

4.

5.


 


 


 

Приложение № 2

Карточка пословиц и поговорок

Задание: запишите в две колонки пословицы и поговорки. Распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую – поговорки. Устно объяснить свой


 

На воде вилами писано

Языком кружева плетет

Положить зубы на полку

Гляди в оба

Легок на помине

Хоть шаром покати

Свинью подложить

Остаться с носом

Когда рак на горе свистнет

Рвет и мечет

Ни в зуб ногой

Весна красна цветами, а осень пирогами

Шуба лежит, а сам дрожит.

От умного научишься, а от глупого разучишься.

Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;

На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;

Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;

Ученье – свет, а неученье – тьма.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.