Конспект урока литературы на тему «Пословицы и поговорки» ( класс)
Разработка урока по русской литературе
Класс, дата, предмет: 6 класс, 8.09, русская литература
Тема урока: «Пословицы и поговорки»
Тип урока:
Вид урока: Комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
- формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;
- обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;
- расширять представления о культуре и истории родного края.
Развивающие:
- развивать навыки устной речи учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.
Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент |
Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих. |
Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует |
||||||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. |
Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу ( Прил № 1) Учитель раздает рабочие листы. На доске написано предложение: Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. Слово учителя: «Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там» Вопрос к учащимся: - Что это предложение вам напоминает? |
Учащиеся слушают Учащиеся в течении 5 – 10 минут заполняют рабочие листы. Предполагаемый ответ: - Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то. |
||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Слово учителя: «Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»» Слово учителя: «Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно»
|
Учащиеся слушают
Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки» Учащиеся слушают
|
||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление |
Слово учителя: «Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке» Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок Вопрос к учащимся: определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам? (написаны на доске) Что посеешь, то и пожнешь. Семь пятниц на неделе. Цени по заслугам, а не по услугам. Семеро по лавкам. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Седьмая вода на киселе. Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь |
Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь: ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»). Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь: ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок Предполагаемый ответ: Пословицы: - Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе. Поговорки: - Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь. Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное. Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода. |
||||||||||||||||||||||||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки Схема таблицы:
Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.» Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. 1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде: - Враги не знают друг друга в счастье - Глупые ноги ругают к старости. - На своей Родине и зима прекрасна. - Великое безделье хуже крошечного бизнеса. - Чужие штаны подальше от себя ( - Безделье неумеху не страшится. - Чижа романами угощают. - Умный умного не слышит близко. - Черт всем скажет, боров слопает. 2 ТУР «Одним словом». Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом: - На попятный двор. - Заткнуть за пояс. - При царе Горохе. - Хоть шаром покати. - Легок на помине. - У черта на куличиках. - Яблоку негде упасть. - Как снег на голову. - Ни к селу ни к городу. 3 ТУР «Откуда пословица?». Вопрос к учащимся: из какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет. - Кому вершки, а кому корешки. - А Васька слушает да ест.
- А воз и ныне там. - А ларчик просто открывался.
|
Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её
Предполагаемая таблица:
Учащиеся слушают учителя
Учащиеся соглашаются
Предполагаемый ответ:
- Друзья познаются в беде;
- Умную голову почитают смолоду; - На чужой стороне и весна не красна; - Маленькое дело лучше большого безделья;
- Своя рубашка ближе к телу;
- Дело мастера боится;
- Соловья баснями не кормят;
- Дурак дурака боится; - Бог не выдаст, свинья не съест.
- Отказаться; - Победить; - Давно; - Ничего нет; - Появился быстро;
- Далеко; - Тесно;
- Внезапно; - Невпопад.
Предполагаемые ответы:
- Из сказки «Лиса и волк»;
- Из сказки «Мужик и медведь»;
- Из басни И. Крылова «Кот и повар»; - Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»; - Из басни И. Крылова «Ларчик»). |
||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание |
Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую – поговорки. Устно объяснить свой выбор Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками |
||||||||||||||||||||||||
7 Рефлексия – подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения) |
Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков: - Итак, пословица – это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…
- Поговорка – это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3…. - Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2… Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….» |
Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков
Предполагаемые ответы: 1. краткое изречение 2. народную мудрость 3. поучительный смысл. 1. образное выражение 2. отношение к чему-либо 3. вывода, заключения
1. глупость, лень, жадность, злость 2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность. Учащиеся заканчивают предложение |
Список использованной литературы:
Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. – М.:Рус.яз.,1979.
Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. – М.:Вербум – М, 2006
Приложение № 1
Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»
1.Дайте определение:
Словесное творчество народа - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обрядовый фольклор - ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Календарно-обрядовый фольклор - ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите виды календарно – обрядового фольклора
1.
2.
3.
4.
3. Соотнесите виды календарно – обрядовых песен с определенным праздником
1. Весенние песни 1. Колядки
2. Летние песни 2. Масленица
3. Зимние песни 3. Троица
4. Осенние песни 4. Веснянки
4. Дайте определение:
Пословица - __________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поговорка - __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем пословица отличается от поговорки:_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Дайте определение:
1. Тема - _____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематика - ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема - __________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды проблем:
1.
2.
3.
4.
5.
Приложение № 2
Карточка пословиц и поговорок
Задание: запишите в две колонки пословицы и поговорки. Распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую – поговорки. Устно объяснить свой
На воде вилами писано Языком кружева плетет Положить зубы на полку Гляди в оба Легок на помине Хоть шаром покати Свинью подложить Остаться с носом Когда рак на горе свистнет Рвет и мечет Ни в зуб ногой |
Весна красна цветами, а осень пирогами Шуба лежит, а сам дрожит. От умного научишься, а от глупого разучишься. Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год; На зеркало нечего пенять, коли рожа крива; Когда придет беда, не пойдет на ум и беда; Ученье – свет, а неученье – тьма. |