12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ноздря Татьяна Анатольевна19




План – конспект открытого урока по окружающему миру

1. Тема урока: Охрана растений

2. Дата проведения: 30 октября 2017 года

3. Класс: 3

4. Тип урока: урок открытия нового знания

5. Цель урока: систематизировать знания об охране окружающего мира

6. Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2) метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- познакомить с охраняемыми растениями и причинами их исчезновения

- выполнять правила личной экологической безопасности,

- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

- воспитывать экологическую культуру учащихся.

7. Используемые учебники и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. Рабочая тетрадь к учебнику

8. Ресурсы: Красная книга, учебник, раздаточный материал, презентация.























Ход урока


Мотивация

-Здравствуйте ребята у нас сегодня необычный урок. На нашем уроке будут присутствовать гости. Повернитесь к ним, пожалуйста. Поздоровайтесь. Спасибо.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

- Глубоко вдохните в себя теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

- Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

- Я желаю вам хорошего настроения. Я уверена, что у нас всё получится.

- Садитесь.

-Наш урок мы начнём с упражнения «Звездопад».

- Закройте глазки и представьте звёздное небо бесчисленное количество звёзд и вот одна из них падает. Значит можно загадать желание, загадайте, каким будет наш урок.

- Я хочу чтобы наш урок был ………

- Скажите а при каких условиях урок будет удачным?

-Урок будет удачным тогда когда……..

-Подумайте на какой урок я приглашаю вас

В мире много неизвестного

Нам порою неизвестного…

Миру знаний нет предела

Так скорей друзья за дело!

(Контрольный урок, урок нового знания, урок повторения)

- Я думаю что вы нас приглашаете…….

-Аргументируй свою точку зрения

-Сформулируйте цель урока

(Получить новые знания)

-Определить тему урока

Растения защита опасность уничтожение

-Какие ещё слова вы можете добавить?


2.Актуализация опорных знаний

-Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлых уроках. Впереди «Тонкие и толстые вопросы» давайте напомним гостям что такое тонкие и толстые вопросы


1 -7 слайды


Тьютер


Тонкие вопросы

Для чего растениям нужна пыльца?

Что образуется на месте цветков после опыления?

Назовите насекомых-опылителей?

Толстые вопросы

Какие условия нужны для прорастания семян?

Объясните, как развивается растение из семени?

Что произойдет, если закрыть «чудесную кухню на свету», а поваров уволить.

Семена очень любят путешествовать. Что произойдет, если они проведут свой отпуск в пакетах, в темном чулане.


-Какое значение имеют растения на Земле? Давайте составимкластер.


t1604268582aa.gif

-красота

-воздух

-лекарства

- ткани

-топливо

-бумага

-строительный материал

-пища



3.Самоопределение к деятельности

- К сожалению, их становится все меньше и меньше и возникает вопрос, как сохранить растения на планете?





Слайд 8



Нас интересует, почему становиться меньше растений? (причины исчезновения)

Нас интересует, как сохранить зеленый наряд? (меры охраны)

Каждый из нас может помочь? (роль каждого человека)

Нас интересуют редкие растения? (растения Красной книги)





Слова Р.Рождественского пусть прозвучат, как эпиграф.

«Стали люди сильными ,как боги

И судьба земли у нас в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках»



4.Работа по теме урока



- Растения существуют с давних времен. Они появились гораздо раньше, чем человек. В настоящее время 350.000 тысяч видов.

Ученые подсчитали до появления человека исчезал 1 вид за 1.000лет, с 1950-2000 (1 вид за год), сейчас 1 вид за месяц.

В прогнозах 1 вид растений за 1 час


Наша планета пока-что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!




К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А, если бы могли, тогда стали бы нашими судьями и обвинителями.

А теперь давайте представим, как мог бы проходить такой суд над человеком.


- Секретарь: Встать, суд идет!


- Судья: Сегодня рассматривается дело №2017 по обвинению человечества в осквернение природы, истреблении и уничтожении братьев наших меньших.

Мы выяснили, что люди не выполняют 

• Ст.282.Загрязнение атмосферы. Закона об охране окружающей среды.
• Ст.285.Порча земли. Закона об охране окружающей среды.
• Ст.292.Уничтожение или повреждение лесов. Закона об охране окружающей среды.


Начнем заседание. Слово для обвинения. Пожалуйста, господин прокурор.


Прокурор

Наша планета серьезно заболела. Природа в опасности!

Когда-то, очень давно у людей не было ничего, что есть сейчас. Жизнь людей зависела от капризов природы. Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы заводы, уютные дома техника.

Людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее нее.

Это привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений .

Люди не понимают, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее.

Судья

Вызывается свидетель обвинения медведь, к сожалению, он не смог прийти на судебный процесс, но прислал письмо. Послушайте:

«Здравствуйте, дорогие юные друзья! Узнал я, что вы очень любите природу, поэтому решил рассказать вам о том, что случилось в нашем лесу.
Раньше, наш лес называли не грустным, а веселым. 
Не зря его так называли: он был веселым в любое время года. Зимой лес хрустел от лютых морозов, деревья стояли в белоснежных шапках. Как яркие елочные игрушки, горели среди белого леса гроздья рябины. Весной веселили глаз первые цветы, лес становился звонким от пения птиц, в лесных семействах появлялись маленькие зверята.
Летом лес становился совсем необычным: как пестрый ковер из цветов, как богатая кладовая с ягодами и грибами. А осень осыпала золотыми и багряными листьями. Идешь с медвежатами по лесу, а под лапами шуршат листья. Ох, хорошо же мы жили в нашем веселом
лесу! А потом начались наши беды.
Недалеко от леса начали строить город с заводами, фабриками. Снег зимой стал серым от пыли. Люди часто приходят в наш лес, охапками рвут цветы, сбивают шишки. Шумно в лесу. Птицы перестали прилетать сюда, вить гнезда. Некому поедать гусениц и вредных жуков. Развелось их много. Напали они на деревья, сохнут наши деревья. Стоит сейчас наш лес грустный. И гулять в лесу страшно. Охотники начали в него часто наведываться.. Скоро один я с зайцами останусь, но и нам придется куда-нибудь убегать, чтобы живыми остаться.
Но прилетела к нам однажды сорока, принесла весть на хвосте, что нам может помочь только какая-то красная книга. А что это такое, мы не знаем. Может быть, вы знаете, что это за книга, и как она нам сможет помочь?

«Медведь и весь грустный лес ».



Слайд 9

Судья

Вызывается свидетель защиты Красная книга

Красная книга

Меня создали в 1966 году. Я хранюсь в швейцарском городе Морже. Сама я не охраняю , а только фиксирую, предупреждаю. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.


Судья

Вызывается свидетель обвинения ЛЕС.

А как человек относится к лесу?

Лес

Все так изранено в лесу

Как после дней войны

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.


Березу ножиком пырнул

Какой - то живоглот.

Мне кажется из - под коры

Моя слеза течет


От этой черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне, кажется, горит не он

А дом пылает мой.


Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.


Судья

Предоставляется слово адвокату.


Адвокат

Да, наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть.

Но люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы .

Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Создаются заповедники, заказники.


Судья

Вызывается свидетель защиты.

Заповедник Брянский лес



Заповедник Брянский лес


Я создан 14 июля 1987 года на территории Трубчевского и Суземского районов Брянской области, в междуречье Десны и Неруссы. Моя площадь – 12186 гектаров и  вхожу в число 15 самых маленьких по размерам заповедников России. В 2001 году мне по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» был присвоен статус биосферного заповедника. На языке науки это означает, что моя территория предназначена для поиска путей и отработки моделей сбалансированного взаимодействия человека и природы.

В «Брянском лесу» растёт 1310 видов растений и обитает 878 видов животных. Большое разнообразие растительного и животного мира Заповедника объясняется удивительным сочетанием элементов различных географических зон: таежных и широколиственных лесов и лесостепи. 5 видов растений внесены в Красную книгу России. Я предоставляю свои растения.



Видеофильм «Брянский лес»



Прокурор

Может ли такая деятельность человека привести к экологической катастрофе?

Да. Признаки глобальной беды уже налицо. Высокая концентрация в атмосфере радиоактивных веществ, уменьшение озонового слоя, разрушение почв, сокращение площадей леса, наступление пустынь, загрязнение водоемов, истощение водных запасов, истребление животных.


Судья

Предоставляется слово обвиняемому



Человек

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».


В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».


Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».


И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».


Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»


Судья

Слово предоставляется присяжным заседателям.


Присяжные заседатели

«Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –

Посмотри, что творит на Земле он!

Через век он природу разрушит вконец,

А в нее был когда-то влюблен он».

Свято верили предки, что природа – краса.

«Охраняйте ее!» – говорили.



Судья:

-Какое решение нам принять?

Прошу внимания!.

Итак, наше судебное разбирательство закончилось. Приговор наш таков:

Человек должен исправить все, что можно исправить, иначе без чистого воздуха, чистой воды, полноценной флоры и фауны он сам не сможет выжить. Человек приговаривается к исправительным работам на срок всей его жизни.


К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит ее. По­этому растения нуждаются в охране.



5 Физминутка



6 Закрепление изученного материала


А)-Давайте составим кластер .Основные причины исчезновения растений


1.Вырубка лесов.

2.Пожары.

3.Загрязнение.

4. Строительство. (Дороги, линии электропередач, заводы, города…)

5. Выпас скота.

6. Осушение болот.

7. Распахивание земель.

8 . Люди рвут, топчут.



Б)Работа в группах

1 группа -читает материл на стр 82-83 и выписывает 3 опорных слова в «Р.т.» на стр. 47 (редкие растения, лекарственные растения, вытаптывание)

-стр. 47 задание 3 .

-стр.48 задание 4

2 группа -читает материал на стр.84 выписывает 3 опорных слова на стр. 48 «Р.т» задание 5

- «Р.т» стр. 47 зад ание 2




Индивидуальное задание Составить синквейн на тему «Охрана растений»

СИНКВЕЙН


1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие,

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.



В)Работа с презентацией игра «Определи растение»


Сон-трава, купальница, водяной орех, ландыш, тысячелистник, подснежник.


Слайд 10-17


7.Рефлексия


-Давайте проверим, что нового мы узнали на уроке. Проведём игру «Верю –не верю»


1. В лесу надо соблюдать тишину.

2.Уходя из леса, весь мусор после себя нужно аккуратно сложить в одно место.

3.В лесу следует ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву под деревьями.

4.Нельзя ловить бабочек для коллекций, потому что они являются насекомыми-опылителями.

5.Массовый сбор цветов для букетов приводит к тому, что численность красивых цветов увеличивается.

6.Могут ли животные и человек жить на Земле без растений?

7.Каждый человек может внести свой вклад в охрану растений.

8.Когда человек вырубает леса, исчезают многие обитатели леса.

9.Можно ли рвать в лесу подснежники?

10.Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.





Ключ:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Н

В

В

Н

Н

В

Н

Н

В



Критерии оценивания:

5 баллов—правильно выполнены все задания;

4 балла — правильно выполнено 7-9 заданий;

3 балл — правильно выполнено 4-5 заданий.





8.Подведение итогов


«Поляна знаний»


-У каждой группы на парте лежит цветок возьмите его и продолжите фразу

-Сегодня на уроке я узнал

-Мне захотелось

-Я раньше не знал

-Мне было интересно


9.Д.з.

-Прочитать текст на стр.82-85, ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

1 группа «Рт.» стр. 49 задания 6,8.

2 группа стр.49 задание 7

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.