12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Голайденко Аниса72
Россия, Пермский край, Губаха
5

Статья «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в старшей школе»

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в старшей школе.

Чтобы знания становились инструментом, а не просто ненужным багажом, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ – пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляется в режиме заучивания, школа работает процентов на 90 в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных контекстах.

Как учителю убедить ученика, его родителей, что русский язык и литература – это не «куча» правил, авторов, которые написали свои книги, а увлекательный мир, в котором есть много интересного и не все ещё открыто. Сделать это возможно, если учитель сможет сам измениться, попробует работать по-новому, используя современные образовательные технологии которые помогут получить новый образовательный результат: не сумму знаний, а умение их применять в различных жизненных ситуациях, быть успешным.

Стандарты второго поколения целью ставят развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности». Что это значит? Ученик - выпускник основной школы – должен уметь принимать решения, организовывать свою деятельность, знать, где найти нужную информацию, как её обработать, представить аудитории, при этом уметь договариваться, избегая конфликтных ситуаций, или легко их разрешая. Речь идет о трех группах результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результатах. Получить эти результаты можно, если вся образовательная деятельность строится на системно-деятельностном подходе.

Иногда, анализируя результаты своей работы, невольно задумываешься о времени, о школе, о своем месте в обществе и в сердцах своих воспитанников. На память приходят слова А.П. Чехова, сказанные М. Горькому: «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело…..». Убеждена, что педагогический артистизм - не только проявление чего-то или игра в кого-то. Это, прежде всего, состояние души, способной на время не просто быть кем–то, а по- настоящему «быть». Мне кажется, «быть» на самом деле учителю помогает использование разных современных образовательных технологий.

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Конечно, использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Впоследствии с этими порталами я также знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.

Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование». В базисном учебном плане на преподавание русского языка в старшей школе отводится 1 час. При этом предмет «Русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне мне помогает использование цифровых образовательных ресурсов. Поскольку я работаю со старшеклассниками, то один из видов контроля, который я использую – это онлайн-тестирование, учащиеся решают тесты на образовательном портале «Решу ЕГЭ». Вместе с учащимися участвую в работе SELF-TEST.RU — адаптивной образовательной платформе для преподавателей и их учеников. Здесь учителя могут проводить мониторинг знаний своих учащихся в формате адаптивного теста любого уровня сложности (включая бумажный формат), организовывать учебные курсы, проводить творческие работы и обмениваться учебными материалами с коллегами. Также здесь преподаватели и учебные центры могут проводить олимпиады и конкурсы, а школьники и студенты могут проверять свои знания, соревноваться и учиться новому.

Считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Проектно-исследовательская деятельность сегодня — одна из востребованных форм образовательной деятельности, применение которой позволяет осуществлять целенаправленную работу по достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов образования, повысить качество обучения, создать условия формирования коммуникативной компетенции, толерантности и способности к самообучению. Работа над созданием проекта обеспечивает успешность личностного роста, способствует социализации личности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность межпредметна и метапредметна. Следовательно, она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями; создаёт положительную мотивацию для самообразования. Практика показывает, что использование проектной технологии в образовательном процессе обеспечивает формирование 4 (четырех) ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, предметной

Проекты по литературе, на мой взгляд, отличаются большей сложностью, чем проекты по русскому языку. Именно здесь задействовано большое поликультурное пространство: значительный объём текстов, литературной критики, философских категорий, литературной терминологии, мировоззрений и биографий авторов, исторических материалов, основ мировой художественной культуры. Ученик здесь должен суметь показать важность жизненных процессов, отображённых в художественной литературе, значимость, актуальность проблем. Работа его должна носить цельный, целенаправленный характер.

Каждый год наши десятиклассники участвуют гуманитарном исследовательской проекте «Подстрочник», используя методологию исторической реконструкции. Были представлены проекты по романам Л.Н.Толстого «Война и мир», А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

В этом учебном году мы с десятиклассниками, пользуясь методом исторической реконструкции и жанром исторической миниатюры, постарались представить сюжеты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Методология исторической реконструкции выбрана по ряду причин, наиболее существенных для исследовательской и инновационной деятельности в современных условиях: она основывается на работе в команде (индивидуальные исследования малоперспективны); имеет междисциплинарный характер (что дает наиболее принципиальные и эффективные теоретические и практические результаты); предполагает получение натуральных, применимых в обществе и культуре продуктов исследовательской работы разного рода (альбом, костюм, 3D-модель, фильм, инсценирование и т.д.); позволяет привлечь интересный, доступный для понимания детей материал; придает исследовательской работе неакадемический характер, позволяет на практическом этапе привлечь разные категории детей и взрослых.

Виды деятельности: работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета; возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов; систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы; учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).

Нас интересовал не столько сюжет романа, сколько тот достоверный исторический фон, на котором происходило действие. И особенно то, что осталось за рамками романа, но подразумевалось, что не договорил автор. Не договорил он потому, что для его современников многие вещи, события, явления начала 19 века были знакомы и понятны. Спустя 200 лет многое совсем не понятно нашим современникам – изменился мир, изменилось сословное устройство государства и общественные отношения, изменился неузнаваемо повседневный быт. Мы постарались пояснить и дополнить представление о романе на основе наших исследований. Для этого нам пришлось «препарировать» текст романа, изучить с точки зрения исторической достоверности, дополнить так, чтобы нашему современнику стало понятно что, как и почему происходит в романе.

Каждая учебная группа взяла для изучения сравнительно небольшой фрагмент романа и проработала его так, чтобы каждая строчка, каждый сюжет, явление или событие стали понятны всем. Для этого в проекте была вторая важная составляющая – творческая часть, направленная на визуализацию целого исторического периода. Эта визуализация складывалась из представления самых разнообразных вещей, отражающих эпоху – костюмов, предметов, событий, явлений – которые в совокупности и составили небольшие исторические миниатюры.

Проект состоял из 2 этапов: исследовательской работы, ориентированной на конечный результат и творческой части, связанной с визуализацией образов.

Исследовательская работа:

1.Работа с литературным текстом (анализ текста, выявление опорных моментов: факты, события, явления, участники, ситуация, исторический контекст, бытовой и интерьерный фон).

Навыки – работа с литературным текстом, критическое отношение

2.Интерпретация. Поиск основного в содержании, определение актуальной идеи. Определение формы передачи идеи, достижение выразительности.Выбор формы коммуникации.

Навыки – интерпретация, коммуникация.

Творческая работа включала в себя проектирование. Моделирование, итоговое мероприятие

В ходе реализации проекта были написаны исследовательские работы: «Добро пожаловать в Марьино»» (продукт – макет усадьбы); «Медицина на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (продукт – адский камень), «Дамский альбом 19века» (продукт – альбом Кати Локтевой).

Во время работы над проектом учащиеся освоили целый комплекс практических навыков, необходимых для дальнейшего образования и востребованных в практической деятельности: работа со сложными текстами и критическое мышление, работа с историческими источниками и поиск нужной информации, навыки проектной интерпретации и коммуникации, социокультурное проектирование, привнесение в работу творческих способностей и пр. Данный проект – это пример реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности.

Результаты работы над проектом: повышение уровня мотивации к изучаемым предметам; положительная динамика качества знаний; развитие навыков использования ИКТ; повышение уровня предметных компетенций; рост творческой активности.

Улучшение качества обучения обучающихся

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Качество обучения

Предмет

2015-2016

2016-2017

Русский язык

55

58

Литература

70

78

Современное обучение старшеклассников требует продуманной организации их самостоятельной работы, обеспечивающей успешное овладение и программным материалом, и навыками творческой познавательной деятельности. Поэтому мы уделяем особое внимание проектной деятельности старшеклассников, т.к. считаем, что именно она наиболее эффективна при формировании всех видов компетенций декларированных во ФГОС – личностных, метапредметных и предметных

В 10 классе после первого диагностического тестирования ученики получают индивидуальные листы учёта ошибок, которые сохраняются на протяжении всего года. Учитель анализирует работы класса, отмечает типичные ошибки, отвечает на вопросы и помогает разобраться с типами ошибок. Постепенно заполнение «Листов учёта» становится для учащихся самостоятельным действием. По этим листам легко давать индивидуальные задания, проводить коррекцию знаний учащихся. Такой же лист учёта ошибок ведётся учителем и на весь класс.

В 11 классе мониторинг ведётся уже не по орфограммам или пунктограммам, а по заданиям КИМа. Подобная работа полезна и для родителей, которые предметно могут следить за знаниями своего ребёнка, отслеживать его достижения, видеть, как проходит подготовка к ЕГЭ, какие диагностические тесты выполняются. Использование такой формы работы способствует более прочному усвоению учебного материала, проявлению самостоятельности и объективности в оценке своих знаний.

В своей работе над комплексным анализом текста руководствуюсь возрастными особенностями ребят. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Но в любом случае, прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом.

В 10-11 классах при работе над комплексным анализом, наряду с повторением правил орфографии и пунктуации, обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку.

Результаты ГИА

ЕГЭ (русский язык)

2015-2016

2016-2017

Средний балл

67

65

 

ЕГЭ (литература)

2015-2016

Средний балл

71(выше краевого)


 

Образовательный процесс в современной школе строится как соединение урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Первое направление – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Филология» и «Искусство». Традиционные литературные викторины предполагается проводить как литературно-художественные, в которые включаются не только задания на знание текстов литературных произведений, но и задания сопоставительного характера. К примеру,  выбрать из предложенных произведений живописи картины, созвучные стихотворным строкам, подобрать музыкальные фрагменты к стихотворениям, сочинить лирическую миниатюру на основе прослушанного музыкального фрагмента.  Такие литературно-художественные викторины развивают умение сопоставлять произведения разных видов искусства, учат детей видеть ассоциативные связи, развивают художественный вкус.

Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей интернета: участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах.

Одной из форм организации внеурочной деятельности   в условиях перехода к стандартам второго поколения является школьный литературный клуб. Наш школьный литературный клуб «Зеленая лампа» был основан в 2015 году. Существование клуба обеспечивает создание в школе среды, благоприятной для творческого развития, для изучения литературы как на уроке, так и во внеурочное время.

Любимец учеников разного возраста  философ Сократ считал, что главное – разбудить спящий в человеке интерес и путем постоянного общения привести его к истинным знаниям. Этому способствует работа нашего литературного клуба.  Развитие творческой активности детей на занятиях клуба положительно сказывается на формировании каждой личности. Дети становятся более самостоятельными в своих суждениях, учатся   отстаивать свою точку зрения, учатся думать, они легче и лучше пишут школьные сочинения. Но - самое главное - у детей развивается эмоциональная сфера, чувства, душа.  Как известно, если развиты эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек – это  тот, воспитать которого мы стремимся.

Традиционным стало участие ребят в конкурсах творческих работ разного уровня, в которых раскрываются их не только творческие способности, но и формируется критическое мышление, значительно расширяются литературные познания, происходит непосредственное погружение в искусство слова.

Основной результат деятельности клуба – призовые места в различных творческих конкурсах («Астафьевские чтения», «Пастернаковские чтения», краеведческие чтения, участие в научно-практических конференциях межмуниципального, краевого, российского уровня.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.