Технологическая карта урока литературного (внеклассного) чтения в 3 классе «Рассказ В.Осеевой «Бабка»»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока литературного(внеклассного) чтения в 3 классе
на тему «Рассказ В.Осеевой «Бабка»
учитель Кузнецова Ирина Александровна
Тема урока |
Рассказ В. Осеевой «Бабка» |
Тип урока |
Урок обобщения материала |
Технология построения урока |
ТРИЗ |
Прием (приемы) ТРИЗ-технологии |
«Элемент - имя признака- значение признака», «Системный оператор», «Раскадровка», «Точка зрения» |
Цель урока: |
способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения Задачи: Образовательные: 1)дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение; 2) показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера; 3)учить читать « между строк», отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст- показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера; 4) формировать умение анализировать текст художественного произведения;
Развивающие: 1) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы; 2) развивать коммуникативные навыки; 3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся; Воспитательные: 1) воспитывать нравственные качества личности на примере качеств главной героини рассказа; 2) воспитывать умение уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки; 3) воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки; |
Планируемый результат обучения |
Предметные: -совершенствовать навык чтения -читать выборочно, используя разные приёмы -давать характеристику героям Личностные: -соблюдать ,выбранные правила общения при работе в паре, в группе -учиться общаться друг с другом Метапредметные: Регулятивные УУД: -высказывать своё предположение -определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные УУД: -выразительно читать -учиться работать индивидуально, в группе Познавательные УУД: -уметь ориентироваться в книге -находить ответы на вопросы в тексте |
Ресурсы |
Книгопечатная продукция :рассказ В.Осеевой «Бабка» Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран. Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления паспорта литературного героя,системного оператора |
Формы работы |
Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационный Актуализация знаний, постановка учебной задачи Обобщение и систематизация знаий 1.Работа в группах (применение знаний и умений в новой ситуации) |
Личностные: самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: саморегуляция, умение контролировать свою готовность к уроку. Коммуникативные: умение соблюдать простейшие нормы этикета, слушать и понимать речь. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Личностные: познавательная инициатива; Познавательные: принимать учебную задачу, слушать и понимать речь, преобразовывать информацию из одной формы в другую, задавать вопросы, строить речевое высказывание на основе анализа информации. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и осознанно приходить к тому или иному решению. Предметные: знакомство с новым автором, рассматривание фотовыставки книг. Личностные: мотивация к познавательной деятельности. Регулятивные: - уметь слушать других; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из задания,уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности получать знания, включение в учебный процесс. «Чтение – души движение» - Как вы понимаете смысл этих слов? -Я хочу ,чтобы сегодняшний урок нашел отражение в вашей жизни
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
-Угадайте автора по рассказу о себе Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю. Я о нем не думала. Мама огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, читая произведения, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать. В.Осеева. (Из предисловия к книге: Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.
-Что вы знаете об этом авторе?
-Когда ты слышишь или читаешь: Валентина Осеева-какие слова сразу приходят тебе на ум?
На доске написаны герои рассказа. Бабка, мать, отец, Борька, товарищ Борьки -Кто это? На какие мысли навели? Значит, тема сегодняшнего урока
-Какую цель поставим для себя на этот урок? -Учебные задачи Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, учить применять свои знания и умения на практике : 1.Нахождение информации. 2. Интерпретация текста./раскрытие смысла / 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка ./размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ/ |
Цель: самоконтроль готовности к уроку, эмоциональный настрой к познавательной деятельности. О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке, его душе, его переживаниях и поступках. Книги заставляют нас задуматься над нравственными ценностями. С помощью чтения можно вырастить добрых, чутких и умных людей. -Читая то или иное произведение мы учимся на примере литературных героев, усваиваем авторские уроки
Цель: самостоятельно осознать тему урока, сформулировать цель урока, проявить готовность читать и анализировать текст.
Слушают
В.А.Осеева
1 ученик: Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств. В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело
2 ученик: Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
3 ученик Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.
Выставка книг В.А.Осеевой
- Вечные ценности – дружба, порядочность, взаимовыручка
В. Осеева. Рассказ «Бабка»
-«Научиться читать и думать»
-Учиться читать между строк. -Дать характеристику главным героям, определить главную мысль, сделать выводы
Цель: вспомнить содержание текста, определить смысловую, тематическую и эмоциональную направленность текста, выделить его героев. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные: понимать смысл произведения, характер героев, мотивы их поступков, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Предметные: формирование умения понимать смысл произведения, характер героев, мотивы их поступков, эмоции, понимание авторского замысла. |
-Ребята, данное произведение вы читали дома. На уроке мы будет работать над его содержанием, в этом нам поможет « Системный оператор», который мы будем заполнять по ходу урока. -О ком рассказ? Кто главный герой? Мнения разделились. Нам предстоит в этом разобраться. -Почему рассказ называется «Бабка»? -И вообще, как получилось, что в одном доме, под одной крышей живут такие разные люди? Начнем разбираться. Для этого поработаем в группах Работа по группам 1.Определить порядок микротем в рассказе. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события
2.Раскадровка(Составление из кадров последовательность событий рассказа) Над старостью смеяться грех. Есть старики – убил бы, нет стариков – купил бы. Учат добру не дураки, а старики. Живы родители – почитай, померли – поминай. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Вспомни пословицу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Обоснуй. 3.Составьте портрет героини, пользуясь моделью «Элемент-Имя признака-Значение признака» с доказательствами
4.Выбери бабкины пословицы (Зачитай в контексте). Объясни их смысл.(к 6 признаку значению для 3 группы)
-Какое же отношение домочадцев к бабке? (доказательство) -Заслужила ли она такое отношение к себе?
5.Используя модель «Точка зрения» расскажи о жизни Борьки от его же лица. -Неоднозначна и интересна в рассказе фигура Борьки. Вот .что говорит он о себе
6 . - Когда у Борьки начало изменяться отношение к бабушке? (когда к нему пришел товарищ) Проинсценировать эпизод с товарищем
-Значит, Борька задумался? Но неужели бабушке нужно было умереть, чтобы все поняли, что нужно любить друг друга.
Делаем вывод и сказанного
|
«Системный оператор»
-Бабка -Борька
-Название показывает что к бабушке в семье пренебрежительно относились
1.Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. 2. « От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает» 3. «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится» 4 «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. 5.«Не придёт утром бабка!»
Составление последовательность рассказа по кадрам и подбор соответствующей пословицы
Что посеешь, то и пожнёшь. – Как дети относятся к своим родителям, так потом к ним будут относиться их дети. Как аукнется, так и откликнется. -Как воспитаешь своего ребёнка, так он и будет к тебе относиться
-Тёмный человек глух и нем. - От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает. - Трудней всего 3 вещи в жизни: богу молиться, долги платить да родителей кормить. - Обидеть, что ударить, приласкать - надо слова искать. - Не я учу – жизнь учит. - По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно прочитать Вывод: бабка раздражала своим присутствием, она была старая ее не любили, относились грубо, пренебрежительно ( зачитывают выдержки из рассказа) -Меня зовут Борька. Живу с отцом, матерью и бабкой. Бабка называла меня голубчиком, Борюшкой. Я учусь в 5 классе. Иногда я чувствовал бабку своим, близким человеком и охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. Конечно,я был груб, неласков, нетерпелив с бабкой, копировал поведение своих родителей. Приход товарища ко мне в дом и разговор с ним изменили мое отношение к бабке. Я понял, что к бабке нужно относиться по-другому и решил поделиться с родителями своими мыслями, но они меня не поняли. «Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится». Иногда я жаловался на родителей А бабка говорила: — Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Я не понимал её. .Бабка была безграмотной, я читал ей газеты и учил писать. У неё не получалось, а я чувствовал превосходство и злился.
И вот бабка умерла, оставив нам на память шкатулку. Мне горько, тяжело, больно на душе, я плачу .Когда человеку плохо на душе, когда горе – он идет к близким людям. А я бегу из дома, т.к там нет понимания. Домой я пришел поздно; глаза у меня распухли, к коленкам пристала глина. Да, я просил прощения у бабки. Запоздалое прощение… Я понял после смерти бабки, она была для меня самым близким и родным человеком.
Инсценируют
Что имеем не храним, потерявши плачем
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; |
-Обобщаем сказанное, опираясь на девятиэкранку
|
«Системный оператор» составлялся по ходу обсуждения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; |
-Как заканчивается рассказ?(7) -Ожидали ли вы такой финал? - Какая память осталась от бабки?
-Как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? -Какой момент рассказа произвел на вас самое сильное впечатление? Как вы понимаете название, которое дал автор этому рассказу?
-В.Осеева поднимает вопрос взаимотношений в семье, особенно к людям старшего поколения.
-Итак, что же автор хотел донести до нас с вами? Какие жизненные уроки дал нам рассказ? -Нельзя быть чёрствыми. Надо любить человека, когда он рядом. Можно все изменить, только вернуть обратно нельзя.
-В.Осеева даёт читателю надежду, что Борька будет внимательным к людям, потому что его бабушка учила быть добрым. -Кто из вас увидел в Борьке себя? -К сожалению в жизни сплошь и рядом встречаются такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителях, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, не звонят, если они далеко.Это горько и страшно. - Как вы относитесь к своим близким, всегда ли вы к ним внимательны? - Расскажите о своих бабушках.
|
-Шкатулка. (сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что -то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел: – «Внуку моему Борюшке». ) -Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение. -К бабке все члены семьи относились плохо, презрительно. Это должное так ( избаловала всю семью, думали это будет всегда) -НУЖНО С МАЛЫХ ЛЕТ ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ доброту, понимание, заботу друг о друге. Не обижать слабых, учиться мириться, учиться просить прощение, помогать людям, делать добро. «В своей семье такого не будет»,- будет рассуждает Борька
Нас все раздражает ,мы то злимся, мы суетимся, считая, что на сей момент это важнее Презентация «Наши бабулечки» или рассказ детей о своей бабушке |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока (обобщение) Рефлексия |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; Личностные: умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и с точки зрения желаемых норм Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по определённым признакам
|
Цель: обобщить знания, полученные на уроке, оценить работу по теме. -Вспомним, какую цель и задачи ставили - Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? -Ребята, сегодня мы с вами говорили о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. Наши герои, к сожалению, поняли это поздно. Я хочу, чтобы вы помнили, что наши родные близкие люди не вечны, я хочу, чтобы вы не опоздали сказать «прости». Частичкой солнца на столе свеча пылает, Неся в мир этот свет и теплоту; Своим сияньем словно призывает Хранить навеки в сердце доброту. Чтоб всем родным, кто рядом с нами, Тепло души своей смогли мы донести, Дарить любовь, заботу и вниманье И вовремя успеть сказать “Прости!” |
Цель: оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности на уроке.
Учились читать и думать Высказывание по модели: Я сегодня узнал… Было интересно… Меня потрясло,удивило… Мне захотелось.. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (творческое) |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; |
Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):
Дом. задание: По выбору учащихся: 1. -Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? 2.Письмо Борьки своей бабке 3.Анонс книги |
Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
Рассказ бабка
PPTX / 4.07 Мб
Алина Яковлевна Корогод