Технологическая карта урока литературного (внеклассного) чтения в 3 классе «Рассказ В.Осеевой «Бабка»»

3
1
Материал опубликован 14 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока литературного(внеклассного) чтения в 3 классе

на тему «Рассказ В.Осеевой «Бабка»

учитель Кузнецова Ирина Александровна

Тема урока

Рассказ В. Осеевой «Бабка»

Тип урока

Урок обобщения материала

Технология построения урока

ТРИЗ

Прием (приемы) ТРИЗ-технологии

«Элемент - имя признака- значение признака», «Системный оператор», «Раскадровка», «Точка зрения»

Цель урока:

способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения

Задачи:

Образовательные:      

1)дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение;

2) показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера;

3)учить читать « между строк», отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст- показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера;

4) формировать умение анализировать текст художественного произведения;


 

Развивающие:

1) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;

2) развивать коммуникативные навыки;

3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся;

Воспитательные:

1) воспитывать нравственные качества личности на примере качеств главной героини рассказа;

2) воспитывать умение уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки;

3) воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки;

Планируемый результат обучения

Предметные:

-совершенствовать навык чтения

-читать выборочно, используя разные приёмы

-давать характеристику героям

Личностные:

-соблюдать ,выбранные правила общения при работе в паре, в группе

-учиться общаться друг с другом

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-высказывать своё предположение

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

-выразительно читать

-учиться работать индивидуально, в группе

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в книге

-находить ответы на вопросы в тексте

Ресурсы

Книгопечатная продукция :рассказ В.Осеевой «Бабка»

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления паспорта литературного героя,системного оператора

Формы работы


 

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивационный

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Обобщение и систематизация знаий

1.Работа в группах

(применение знаний и умений в новой ситуации)

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: саморегуляция, умение контролировать свою готовность к уроку.

Коммуникативные: умение соблюдать простейшие нормы этикета, слушать и понимать речь.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Личностные: познавательная инициатива;

Познавательные: принимать учебную задачу, слушать и понимать речь, преобразовывать информацию из одной формы в другую, задавать вопросы, строить речевое высказывание на основе анализа информации.

Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и осознанно приходить к тому или иному решению.

Предметные: знакомство с новым автором, рассматривание фотовыставки книг.

Личностные: мотивация к познавательной деятельности.

Регулятивные:

- уметь слушать других;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из задания,уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности получать знания, включение в учебный процесс.

«Чтение – души движение»

- Как вы понимаете смысл этих слов?

-Я хочу ,чтобы сегодняшний урок нашел отражение в вашей жизни


 


 


 


 


 

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.


 


 

-Угадайте автора по рассказу о себе

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, читая произведения, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге:

Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.


 

-Что вы знаете об этом авторе?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-Когда ты слышишь или читаешь: Валентина Осеева-какие слова сразу приходят тебе на ум?


 

На доске написаны герои рассказа.

Бабка, мать, отец, Борька, товарищ Борьки

-Кто это? На какие мысли навели?

Значит, тема сегодняшнего урока


 

-Какую цель поставим для себя на этот урок?

-Учебные задачи
 

Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, учить применять свои знания и умения на практике :

1.Нахождение информации.

2. Интерпретация текста./раскрытие смысла /

3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка ./размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ/

Цель: самоконтроль готовности к уроку, эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке, его душе,

его переживаниях и поступках. Книги заставляют нас задуматься над

нравственными ценностями. С помощью чтения можно вырастить добрых,

чутких и умных людей.

-Читая то или иное произведение мы учимся на примере литературных героев, усваиваем авторские уроки


 


 


 


 


 

Цель: самостоятельно осознать тему урока, сформулировать цель урока, проявить готовность читать и анализировать текст.


 


 


 


 


 

Слушают


 


 


 


 


 


 


 


 


 

В.А.Осеева


 

1 ученик:

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело


 

2 ученик:

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.


 

3 ученик

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.


 

Выставка книг В.А.Осеевой


 

- Вечные ценности – дружба, порядочность, взаимовыручка


 


 


 


 


 


 

В. Осеева. Рассказ «Бабка»


 


 


 

-«Научиться читать и думать»


 

-Учиться читать между строк.

-Дать характеристику главным героям, определить главную мысль, сделать выводы


 


 


 


 

Цель: вспомнить содержание текста, определить смысловую, тематическую и эмоциональную направленность текста, выделить его героев.

 

Предметные: понимать смысл произведения, характер героев, мотивы их поступков, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Предметные: формирование умения понимать смысл произведения, характер героев, мотивы их поступков, эмоции, понимание авторского замысла.

-Ребята, данное произведение вы читали дома. На уроке мы будет работать над его содержанием, в этом нам поможет

« Системный оператор», который мы будем заполнять по ходу урока.

-О ком рассказ? Кто главный герой?

Мнения разделились. Нам предстоит в этом разобраться.

-Почему рассказ называется «Бабка»?

-И вообще, как получилось, что в одном доме, под одной крышей живут такие разные люди? Начнем разбираться. Для этого поработаем в группах

Работа по группам

1.Определить порядок микротем в рассказе. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события


 

2.Раскадровка(Составление из кадров последовательность событий рассказа)

Над старостью смеяться грех.

Есть старики – убил бы, нет стариков – купил бы.

Учат добру не дураки, а старики.

Живы родители – почитай, померли – поминай.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Вспомни пословицу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Обоснуй.

3.Составьте портрет героини, пользуясь моделью «Элемент-Имя признака-Значение признака» с доказательствами


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4.Выбери бабкины пословицы (Зачитай в контексте). Объясни их смысл.(к 6 признаку значению для 3 группы)


 


 


 


 

-Какое же отношение домочадцев к бабке?

(доказательство)

-Заслужила ли она такое отношение к себе?


 


 


 

5.Используя модель «Точка зрения» расскажи о жизни Борьки от его же лица.

-Неоднозначна и интересна в рассказе фигура Борьки. Вот .что говорит он о себе


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6 . - Когда у Борьки начало изменяться отношение к бабушке? (когда к нему пришел товарищ)

Проинсценировать эпизод с товарищем


 


 

-Значит, Борька задумался?

Но неужели бабушке нужно было умереть, чтобы все поняли, что нужно любить друг друга.


 


 


 

Делаем вывод и сказанного


 


 


 


 


 

«Системный оператор»


 


 

6

3

9

4

В.Осеева»

Бабка»

7

5

2

9


 


 


 

-Бабка

-Борька


 


 

-Название показывает что к бабушке в семье пренебрежительно относились


 


 


 


 

1.Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

2. « От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает»

3.  «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится»

4  «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

5.«Не придёт утром бабка!»


 

Составление последовательность рассказа по кадрам

и подбор соответствующей пословицы


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что посеешь, то и пожнёшь. – Как дети относятся к своим родителям, так потом к ним будут относиться их дети.

Как аукнется, так и откликнется. -Как воспитаешь своего ребёнка, так он и будет к тебе относиться


 


 


 


 


 

элемент

Имя признака

Значение признака

 

1.Имя

возраст

Нет имени ,(старушенция, мамаша, бабка

бабка

2.Внешность

Внешне скромная и простая , незаметная

Тучная, широкая, с мягким, певучим голосом В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень

 

3.Судьба

Тяжелая жизнь-нужда, трагедии(много морщин)

 

4.Род занятий

Как жила «бабка»? Где спала? Чем занималась по дому? Образование)

Готовила, убирала, мыла, вязала

Бабка хоть и безграмотная, зато по-житейски мудрая.

 

5.Личные качества

Трудолюбивая, терпеливая заботливая, мудрая добрейшей души человек.

 

6.Речь

Домочадцев называет ласково:«Борюшка ,Петруша» ,говорила пословицами

 

7.Место в семь

Была чужим лишним человеком

-Тёмный человек глух и нем.

- От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

- Трудней всего 3 вещи в жизни: богу молиться, долги платить да родителей кормить.

- Обидеть, что ударить, приласкать - надо слова искать.

- Не я учу – жизнь учит.

- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно прочитать

Вывод: бабка раздражала своим присутствием, она была старая ее не любили, относились грубо, пренебрежительно ( зачитывают выдержки из рассказа)

-Меня зовут Борька. Живу с отцом, матерью и бабкой. Бабка называла меня голубчиком, Борюшкой. Я учусь в 5 классе. Иногда я чувствовал бабку своим, близким человеком и охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. Конечно,я был груб, неласков, нетерпелив с бабкой, копировал поведение своих родителей.

Приход товарища ко мне в дом и разговор с ним изменили мое отношение к бабке. Я понял, что к бабке нужно относиться по-другому и решил поделиться с родителями своими мыслями, но они меня не поняли. «Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится».

Иногда я жаловался на родителей А бабка говорила:

Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Я не понимал её.

.Бабка была безграмотной, я читал ей газеты и учил писать. У неё не получалось, а я чувствовал превосходство и злился.

 

И вот бабка умерла, оставив нам на память шкатулку. Мне горько, тяжело, больно на душе, я плачу .Когда человеку плохо на душе, когда горе – он идет к близким людям. А я бегу из дома, т.к там нет понимания. Домой я пришел поздно; глаза у меня распухли, к коленкам пристала глина. Да, я просил прощения у бабки. Запоздалое прощение…

Я понял после смерти бабки, она была для меня самым близким и родным человеком.


 


 


 


 


 

Инсценируют


 


 


 


 


 


 


 

Что имеем не храним, потерявши плачем


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

-Обобщаем сказанное, опираясь на девятиэкранку


 


 


 

6

3

9

4

В.Осеева»

Бабка»

7

5

2

9

«Системный оператор» составлялся по ходу обсуждения


 

6.Образ жизни в семье

Безграмотный человек, заботящийся о своих родных (хозяйничала- чистила, мыла, варила и вязала), знала, что такое семейные ценности

3.Поведение и чувства родных. считали бабку чужим, лишним человеком в семье. Она раздражала своим присутствием

(старая)

9.Поведение и чувства родных после смерти (потеря не восполнима)

4.Портрет..Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень. 

В.Осеева

«Бабка»

7. Что стало

Смерть, память о бабке(шкатулка)

5.Жизнь(судьба) была тяжелой ,много тягот, потерь, лишений выпали на ее долю)
 

2 Чувства и действия родных :обижали унижали постоянные наставления (Наставления. бабка принимала их молча, без возражений. )

8 Чувства и действия ,анализ происшедшего. У Борьки: угрызения совести, у родителей-само собой разумеющееся (Пожила, и довольно.)


 

     
 

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

-Как заканчивается рассказ?(7)

-Ожидали ли вы такой финал?

- Какая память осталась от бабки?


 


 


 


 


 


 


 


 

-Как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

-Какой момент рассказа произвел на вас самое сильное впечатление?

Как вы понимаете название, которое дал автор этому рассказу?


 

-В.Осеева поднимает вопрос взаимотношений в семье, особенно к людям старшего поколения.


 

-Итак, что же автор хотел донести до нас с вами? Какие жизненные уроки дал нам рассказ? 

-Нельзя быть чёрствыми. Надо любить человека, когда он рядом. Можно все изменить, только вернуть обратно нельзя.


 

-В.Осеева даёт читателю надежду, что Борька будет внимательным к людям, потому что его бабушка учила быть добрым.

-Кто из вас увидел в Борьке себя?

-К сожалению в жизни сплошь и рядом встречаются такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителях, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, не звонят, если они далеко.Это горько и страшно.

- Как вы относитесь к своим близким, всегда ли вы к ним внимательны?

- Расскажите о своих бабушках.


 

-Шкатулка. (сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что -то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел: – «Внуку моему Борюшке». )

-Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение.

-К бабке все члены семьи относились плохо, презрительно. Это должное так ( избаловала всю семью, думали это будет всегда)

-НУЖНО С МАЛЫХ ЛЕТ ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ доброту, понимание, заботу  друг о друге. Не обижать слабых, учиться мириться, учиться просить прощение, помогать людям, делать добро.

«В своей семье такого не будет»,- будет рассуждает Борька

 

Нас все раздражает

,мы то злимся, мы суетимся, считая, что на сей момент это важнее

Презентация «Наши бабулечки» или рассказ детей о своей бабушке

Итог урока

(обобщение)

Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Личностные: умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и с точки зрения желаемых норм

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по определённым признакам

Регулятивные: оценивать свои достижения и возможности, делать выбор в ситуации поставленной задачи

Коммуникативные: умение слушать и понимать

других, связно

излагать свои мысли, аргументировать.

Цель: обобщить знания, полученные на уроке, оценить работу по теме.

-Вспомним, какую цель и задачи ставили

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?

-Ребята, сегодня мы с вами говорили о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. Наши герои, к сожалению, поняли это поздно. Я хочу, чтобы вы помнили, что наши родные близкие люди не вечны, я хочу, чтобы вы не опоздали сказать «прости».

Частичкой солнца на столе свеча пылает,

Неся в мир этот свет и теплоту;

Своим сияньем словно призывает

Хранить навеки в сердце доброту.

Чтоб всем родным, кто рядом с нами,

Тепло души своей смогли мы донести,

Дарить любовь, заботу и вниманье

И вовремя успеть сказать “Прости!”


 

Цель: оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности на уроке.


 


 


 

Учились читать и думать

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Меня потрясло,удивило…

Мне захотелось..

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):


 

Дом. задание: По выбору учащихся:

1. -Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

2.Письмо Борьки своей бабке

3.Анонс книги

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.


Рассказ бабка
PPTX / 4.07 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок литературного чтения в 3 классе

Девиз урока: «Чтение- души движение»

  Угадайте автора по рассказу о себе «…Мало уметь читать , надо уметь думать» В.А.Осеева. (Из предисловия к книге: В.Осеева «Три сына». М.:Детская литература, 1975.

Валентина Александровна Осеева 1937 1951 1969 1902 1923

Кто это? бабка мать отец Борька товарищ Борьки

Тема урока: В. Осеева Рассказ «Бабка»

Цель и задачи: «Научиться читать и думать»   Учиться читать между строк Дать характеристику главным героям, определить главную мысль, сделать выводы

1 группа Определить порядок микротем в рассказе. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события 2 группа Раскадровка (Составление из кадров последователь- ность событий рассказа)

3 группа Составьте портрет героини, пользуясь моделью «Элемент-Имя признака-Значение признака» с доказательствами 4 группа Выбери из текста бабкины пословицы (Зачитай в контексте). Объясни их смысл.

5 группа Используя модель «Точка зрения», расскажи о жизни Борьки от его же лица. 6 группа Проинсцени- ровать эпизод с товарищем. Проанализиро- вать поведение Борьки

Наши бабушки

Рефлексия Я сегодня узнал… Было интересно… Меня потрясло(удивило)… Мне захотелось…

Домашнее задание По выбору Используя прием «Что потом», придумать продолжение рассказа Письмо Борьки своей бабушке. Реклама рассказа В.Осеевой «Бабка»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Очень интересный урок! Было интересно посмотреть работу с технологией ТРИЗ в начальной школе!

4 November 2017

Похожие публикации