Повышение уровня читательской компетентности школьников посредством межпредметных интеграционных проектов
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
С.В.Саютина,
МКОУ «Брылинская СОШ»
Каргапольский район, Курганская область,
учитель русского языка и литературы
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту уже с первого класса закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций. Что значит читательская компетентность? В национальной программе поддержки и развития чтения читательская компетентность понимается как совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях. То есть чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности. Следует, что читательская компетентность – неотъемлемая часть познавательной деятельности обучающихся. По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%, соответственно снижается и уровень познавательной деятельности. Кроме того, как установили учёные, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов, фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
У каждого педагога свои методы и формы преподавания предмета. Практика показывает: современных школьников не удовлетворяют стандартные уроки, которые не вызывают интереса к предмету, не способствуют самореализации, не создают атмосферу для глубокого погружения в определённую тему. Решить обозначенные проблемы предстоит учителю. И в первую очередь учителю русского языка и литературы.
Суть современного образования кроется в переносе с усвоения знаний, данных учителем, на развитие ключевых компетентностей, в том числе читательской компетентности, чем и обусловлен поиск новых подходов в обучении. Ясно, что современный урок должен быть направлен не на продуктивные формы работы, а на творческие, развивающие. Одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современности, является межпредметный интеграционный проект. Попытаемся объяснить суть данной технологии.
Исходя из того, что проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, следует, что межпредметный интеграционный проект -это ряд уроков, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Известно, что проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Цель таких проектов – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.
Процесс подготовки к межпредметному интеграционному проекту состоит из следующих этапов:
I этап – подготовительный: планирование, формирование творческой группы учителей, обучающихся.
II этап - определение цели и задач проекта, подбор и систематизация материала, определение формы продукта проекта.
III этап - исполнительный (проведение межпредметного интеграционного проекта).
IV этап –представление результатов проекта.
V этап - аналитический (анализ проведения проекта, выводы).
Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности:
1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве.
2. Межпредметные интеграционные проекты развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют повышению уровня читательской компетенции, развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
3. Форма проведения межпредметных интеграционных проектов нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности данной технологии. В ходе выполнения проекта у обучающихся снимается утомляемость, перенапряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес.
В моей педагогической практике отдаётся предпочтение интеграции литературы и истории. Как это происходит, покажем на конкретном примере межпредметного интеграционного проекта, связанного с изучением повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.
В качестве соведущих проекта выступают учителя литературы и истории. Из числа обучающихся формируются творческие группы. Каждая из групп определяет тему, над которой предстоит работать. Учителя дают рекомендации, помогают поставить цель работы и задачи. Совместно с библиотекарями сельской и школьной библиотек подбираются дополнительные источники. Участники групп самостоятельно читают литературу по данной теме. Следует отметить, что одна из групп работает над материалом регионального компонента курса «Литературное Зауралье и искусство родного края», сопоставляя произведение А.С. Пушкина и повесть зауральского писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка «Охонины брови». Для успешной реализации проекта участникам всех групп следует внимательно прочитать обозначенные произведения А.С. Пушкина, Д. Н. Мамина – Сибиряка, изучить исторический материал, монографии, электронные документы. В результате такой работы обучающиеся учатся ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, формулировать тезисы, выражающие общий смысл текста, находить в тексте необходимую информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, формулировать на основе текста систему аргументов.
Кроме того, работа над проектом требует навыков владения разными видами чтения: функциональное чтение – чтение с целью поиска информации для выполнения определённого задания;медленное чтение – аналитическое чтение с целью исследования и запоминания; экранное чтение – чтение документа с экрана монитора.
В результате кропотливого труда школьников представлены две исследовательские работы. В работе «Образ и характеристика Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» автор доказал, что Емельян Пугачев - предводитель восстания - изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII-XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, смекалка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. Далее сделаны выводы.
Автор работы «Образ оружия на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сделал обзор оружия второй половины 18 века, остановившись более подробно на описании видов оружия, встречающегося на страницах повести «Капитанская дочка», показал отношение героев к оружию. В одной из глав работы освещена тема «Оружие на страницах повести Мамина – Сибиряка «Охонины брови». Восьмиклассник методом сравнительного анализа определил общие и отличительные черты данной темы в произведениях разных авторов.
Не менее интересен межпредметный интеграционный проект литературы и технологии по теме «Русская печь согреет, накормит, порадует душу» по произведению зауральского писателя В.Ф. Потанина «Русская печь». Исходя из того, что предмет технологии преподаётся по отдельным программам для мальчиков и девочек, расширяется состав соведущих урока: учитель литературы, учителя технологии. В ходе данного проекта глубоко изучается мастерство и своеобразие творчества В.Ф. Потанина, что определено программой регионального компонента, технология кладки печей, устройство русской печи, технология приготовления блюд в русской печи, представляются рецепты национальной кухни. Успех проекта зависит от слаженной работы всех участников: учителей, обучающихся. Кроме того, данный проект носит профориентационную направленность, так как отдельная группа обучающихся готовит сообщение о том, в каких учебных заведениях Курганской области можно получить профессии печника, кулинара.
Таким образом, межпредметный интеграционный проект даёт возможность «погружения» в определённую культурную эпоху. Обеспечивает успешность участников проекта, повышает их самооценку.
Структура межпредметных интеграционных проектов имеет следующие особенности:
- предельная чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе;
-большая информативная ёмкость учебного материала.
Думается, что внедрение в педагогическую практику межпредметных интеграционных проектов обеспечит повышение уровня читательской и познавательной компетенций.
Литература:
1. Леонов С.А. Интегрированные уроки литературы. – М.: Айрис- Пресс, 2003. -176 с.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.– М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
3. Ковалёва Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA- 2000.-М.: Логос, 20044