Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
ПРОЕКТ
Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы
Есауленко Наталья Рашидовна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №7»
г. Качканар 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….3
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий……………..6
2. Новые информационные технологии как средство разрешения противоречий современного урока…………………9
3. Использование компьютера на уроках русского языка в условиях уровневой дифференциации обучения………………..12
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ…………………………..14
1. Результативность внедрения новых информационных технологий на уроки русского языка и литературы…………………………14
- Проект внедрения новых информационных технологий на уроки русского языка и литературы………………….17
- Использование ИКТ во внеурочное время…...23
- Использование информационных технологий на внеклассных мероприятиях………………………………….24
- Проектная деятельность, связанная с использованием новых информационных технологий………………..25
2. Мониторинг качества знаний……………………..27
3. Урок по теме «Имя прилагательное» с использованием новых информационных технологий………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………...35
Введение
Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…».
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). [11;34]
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, что и обусловливает актуальность выбранной темы. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. [9;79]
ОБЪЕКТ данного исследования: процесс развития мышления и познавательной деятельности при применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
ПРЕДМЕТ исследования: уроки русского языка и литературы с использованием новых информационных технологий
ЦЕЛЬ: создание психолого-педагогических условий для всестороннего развития познавательной сферы среднего и старшего звена школы, их успешного обучения в школе, максимального использования познавательных и творческих возможностей детей для овладения необходимыми в обучении умениями и навыками через внедрение в уроки русского языка и литературы новых информационных технологий, развивающих познавательные способности детей.
ЗАДАЧИ:
изучение научно-методической и п
сихолого-педагогической литературы по данной теме с целью получить более глубокое представление об особенностях развития познавательных способностей у школьников на уроках с использованием информационных технологийрасширить базовый уровень знаний учащихся через использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
совершенствовать формы организации учебного процесса учащихся
периодически отслеживать изм
енения в уровне развития познавательных способностей учащихся при введение на уроках новых информационных технологийГИПОТЕЗА исследования:
Если, опираясь на рекомендации научно-методической и психолого-педагогической литературы то теме «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы» создать комплексную систему занятий, развивающих познавательную сферу учащихся и целенаправленно внедрять данные новые информационные технологии в образовательный процесс, то уровень развития познавательных способностей учащихся повысится, что положительно повлияет на уровень учебной мотивации школьников, их самооценку, учебную и творческую активность, успеваемость по русскому языку и литературе.
Сроки эксперимента: 5 лет
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1.
Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете информатики интригует детей, появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. От внешней мотивации появляется интерес к предмету русского языка и литературы. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. [3;225]
Использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках. [2;114]
Процесс управлением качеством образования выходит на новый уровень, что подтверждается результатами учебной и внеурочной деятельности учащихся. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Особое внимание в последнее время стало уделяться формированию коммуникативной культуры. Связано это как с недостаточным количеством часов, отведенных на развитие речи учащихся, так и с неблагоприятной для повышения уровня коммуникативной культуры социальной обстановкой.
Коммуникативная культура — важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. «Овладение культурой речевого общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социокультурной сферах (формирование коммуникативной компетенции)» — в соответствии с принятыми образовательными федеральными стандартами первая из задач, конкретизирующих общую цель изучения школьного курса русского языка и литературы. [7;124]
Коммуникативная компетентность - готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: - получать необходимую информацию; - представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Использование новых информационных технологий позволяет ребятам учиться редактировать тексты, набирать сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составлять сборники, делать компьютерные рисунки, что несомненно развивает их коммуникативные и творческие способности.
Новые информационные технологии как средство разрешения противоречий современного урока
Урок по-прежнему является основной формой организации обучения в общеобразовательной школе. Причем современная дидактика выделяет целый ряд объективно существующих противоречий урока:
1)между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития каждого ученика;
2)между регулярностью прямой связи субъектов учебного процесса и нерегулярностью обратной связи;
3)между необходимостью развития навыков практической деятельности и преимущественно вербальным характером обучения;
4)между временем, необходимым для изучения все возрастающего объема учебного материала, и стандартными временными рамками урока.
Рассмотрим возможности новых информационных технологий по преодолению присущих классно-урочной системе обучения противоречий. Основным противоречием традиционного урока является противоречие между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала, интеллектуального личностного развития ученика. [1;144]
Радикальным средством от усредненного подхода к обучению и воспитанию может быть, как показывает экспериментальная работа, применение новых информационных технологий на уроках. Особое значение при построении такого урока имеет принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. Гармоничное использование двух подходов к обучению, каждый из которых имеет как положительные, так и отрицательные стороны, не только возможно, но и эффективно для развития личности.
С одной стороны, применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения дает возможность продвижения каждого школьника по собственной образовательной траектории с учетом психолого-педагогических особенностей личности и учебных достижений данного ребенка.
С другой стороны, развитие коммуникативных навыков, коллективный поиск решения в проблемных учебных ситуациях при использовании компьютера как мощного мотивационного средства обучения, безусловно, способствует активизации процесса обучения в коллективе. Методически разрешение данного противоречия может выглядеть следующим образом. В начале урока компьютер, оснащенный выходом на проекционный экран, используется для фронтальной работы, актуализация знаний по русскому языку и литературе, проведенные с использованием новых информационных технологий, настроят учащихся на активную работу. Причина заключена в социальной значимости использования современных средств обучения. [10;74]
Также целесообразно использовать компьютер для организации контроля усвоения учебного материала. При этом можно привлекать для выполнения электронных заданий как отдельных учащихся, так и группы (чаще всего пары) школьников, сформированные по совокупности выявленных дидактических проблем и с учетом статуса учеников в коллективе. При таком подходе удастся, сохраняя все преимущества коллективного обучения, устранить усредненный подход и обеспечить условия для осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса.
Следует отметить, что речь идет о применении информационных технологий не на уроках информатики в специализированном кабинете, а на уроках русского языка и литературы при наличии в классе хотя бы одного компьютера и соответствующего программного обеспечения.
Педагогические риски в данном случае связаны с возможным переизбытком времени, отведенного для проведения контроля с помощью компьютера. Во-первых, это может отрицательно повлиять на здоровье учащихся. Во-вторых, слишком частое использование автоматического контроля приводит к снижению мотивации самоконтроля и проверки знаний традиционными методами. [13;94]
Средствами преодоления названных педагогических рисков являются следующие:
1)строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм использования компьютера в учебном процессе;
2)учет возрастных и психолого-педагогических особенностей школьников при организации индивидуальной и групповой работы с электронными учебными материалами;
3)использование компьютера на уроке с целью диагностики процесса обучения не более одной восьмой всего учебного времени от общего объема учебных занятий по предмету и не более 20 минут за урок.
Все чаще педагоги высказываются по поводу еще одного противоречия урока, суть которого — в несоответствии между объемом учебной информации, изучение которой необходимо организовать в жестко обозначенный временной отрезок, и количеством учебного времени. Одним из способов устранения этого противоречия является дифференциация обучения, основанная на современных информационных технологиях.
Применение во время урока электронных учебных материалов, включающих в себя задания разного уровня сложности, с учетом психолого-педагогических особенностей школьников позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Дифференцированный подход особенно важным является для детей, опережающих своих сверстников в развитии, а также для тех учащихся, которые по ряду причин отстают от одноклассников в выполнении коллективных видов работы на уроке. Применение разноуровневых электронных заданий способствует повышению мотивации познания. [11;56]
Причиной тому является то, что работа на компьютере во время урока, как правило, личностно значима для школьников.
Конечно, использование новых информационных технологий на уроке, обеспечивающих в значительной степени нейтрализацию описанных противоречий, требует высокой профессиональной подготовки учителя, зрелой педагогической рефлексии и креативности. Естественно, это должно найти отражение в вузовской и послевузовской подготовке учителя.
Таким образом, тщательно продуманное применение новых информационных технологий на уроке не только позволяет активизировать, дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, но и способствует разрешению ряда противоречий урока, как основной формы организации обучения в школе [11;56]
3. Использование компьютера на уроках русского языка в условиях уровневой дифференциации обучения
Использование уровневой дифференциации вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на одном более высоком уровне – по выбору ребенка. [7;86] Главная задача и обязанность учителя – помочь составить программу самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, контролировать процесс освоения, своевременно консультировать и корректировать программу. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе средств и методов обучения.
Использование компьютера на уроках русского языка в данных условиях помогает учителю решать множество задач: определение уровня обученности, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль над усвоением материала. Для проведения эксперимента использовалась автоматизированная система обучения и контроля знаний по русскому языку , которая позволяет провести зачет, тест, контрольную работу, тут же получить таблицу ошибок с указанием списка правил, на которые были допущены ошибки, их количества, сформировать индивидуальный план занятий. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником, так как программа сохраняет результаты работы учащихся за весь период обучения. [11;80]
Использование новых информационных технологий в обучении русскому языку в условиях уровневой дифференциации позволило обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную мотивацию учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношения к уроку; разнообразить систему обучения; повысить грамотность учащихся по русскому языку, подготовиться и успешно справиться с итоговым тестированием в выпускных классах. [12;104]
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Результативность внедрения новых информационных технологий на уроки русского языка и литературы
Поскольку современный учитель должен быть современным во всем, то я считаю, что использование новых информационных технологий, а значит и построение мульимедийного урока поможет:
1) Быстро адаптироваться в современных условиях постоянно меняющихся требований к уроку
2) Практически мыслить самой и учить этому детей
3) Включить ребят в активную деятельность
Немаловажно, на мой взгляд, то, что мультимедиа на уроках русского языка поможет избавиться хотя бы частично от рутинной бумажной работы, с чем связана безусловная актуальность для учителя – словесника. Здесь и создание отчетов, и конспектов, и планов урока.
Я считаю, что применение компьютера на уроках поможет решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, как:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Начинаю с сентября 2008 года, я стала по-разному применять компьютер в своей работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и даже в качестве классного руководителя на классных часах.
Уроки с использование компьютера я делю для себя на два вида:
Уроки, полностью построенные от начала до конца с помощью компьютера, интерактивной доски, что, как я заметила не всегда хорошо для среднего школьного возраста, ведь здесь безусловное влияние на зрение ребенка
использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока в кабинете русского языка и литературы, здесь может быть и включение фильма, и элементов из КМ –школы.
Основные направления, в которых я использую компьютерные технологии на уроках:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал), здесь особенно важен мой опыт применения мультимедиа на уроках развития речи, где рассуждения учащихся связаны с картинами различных художников. Здесь интересен такой вариант работы, когда ребятам показывается только небольшой фрагмент картины, а они должны домыслить то, что изображено на остальной ее части. Безусловно, таким способом достигается развитие воображения учащихся, их коммуникативные способности.
Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия). Это очень удобно на уроках изучения нового материала. На собственных уроках русского языка с использованием ИКТ я заметила, что ребятам очень удобно составлять таблицы, где необходимая информация очень хорошо скомпонована и есть возможность ее пополнения.
Тренажёр. Удобен в том случае, когда необходимо сэкономить время, при это желая достигнуть большей результативности усвоения нового материала. Конечно, чаще всего используется на уроках русского языка.
Так, например, на одном из уроков по литературе в 5 классе по теме «Русские писатели о Родине и родной стране» я предложила ребятам презентацию, где мы заполняли сравнительную таблицу творчества А.Фета и Ф.И.Тютчева, что сопровождалось музыкальными фрагментами разных классиков. Это позволило ребятам сравнить настроение музыки и тех стихотворений, которые мы изучали. Интересным вариантом работы я считаю идею сравнения картины И.Левитана с темой одного из стихотворений этих поэтов. Музыкальные заставки так же, как и иллюстрации, помогли отразить эпоху этого времени, подчеркнуть особенности каждого поэта. В конце урока было предложено нарисовать с помощью Paint образ поэзии одного из писателей. В конце мы сделали тест, который позволил проконтролировать успешность освоения нового материала. Переход от одного слайда на другой осуществляется гиперссылками и управляющими кнопками «стихотворение», «таблица», «содержание». В качестве домашнего задания предлагается создание проекта презентации, буклета.
Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Интересно, что одним из важных достижений своей работы на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ, стали работы учащихся с собственным материалом, где они применяли различные компьютерные программы, здесь и презентации, созданные в Power Point, и различные доклады, которые были найдены ребятами в информационной сети Internet и обработанные в Wordе. На мой взгляд, с помощью такой работы ребята учатся находить нужную информацию, обрабатывать ее и применять по назначению.
Есть мнение, что использование новых информационных технологий не должно присутствовать на каждом уроке, я же считаю, что такие уроки должны быть систематичными, иначе результат не будет высоким, как это, возможно, ожидалось.
Всю свою дальнейшую работу по внедрению новых информационных технологий в мою педагогическую деятельность я поделила на несколько разных направлений.
1.1 Проект внедрения новых информационных технологий на уроки русского языка и литературы
Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
Как я буду использовать новые информационные технологии на уроках русского языка и литературы?
1)Использование информационных технологий в подготовке дидактических материалов (мультимедийные презентаций по различным темам), что позволит достигнуть наглядности на уроках.
К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе, на мой взгляд, являются мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Кроме того, следует заметить, что подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. К примеру, на уроке «Собственные и нарицательные имена существительные» в 5 классе, я для наглядности и в целях экономии времени использовала презентацию, которая по времени занимала не более 20 минут, но позволила мне дать прочные знания учащимся.
2)Использование электронных учебных пособий, здесь интересны различные мультимедийные приложения к учебникам, которые позволяют сделать урок более результативным. Учебные компьютерные программы позволят мне сэкономить время на опрос ребят, дадут возможность заниматься ребятам не только в школе, но и дома. Здесь будут интересны: «Полный мультимедийный курс с 1-9 класс по русскому языку для абитуриентов», «Русский язык 5-9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской», «Русский язык для старшеклассников и абитуриентов. Орфография. Интерактивное учебное пособие» и многие другие. Схематически такой урок может выглядеть следующим образом. Индивидуальную работу учащихся с электронными учебными материалами педагогически и психологически целесообразно начинать тогда, когда по ряду известных психолого-физиологических причин наступает спад активности учащихся. Наиболее оправданно привлечь для выполнения тренировочных или исследовательских заданий в это время тех школьников, которые снизили активность и инициативность участия в учебном процессе. Безусловно, выбор учащихся для работы за компьютером должен быть обусловлен не только моим собственным представлением о том, что это в данный момент необходимо, но и результатами психолого-педагогических исследований в этом направлении, систематически проводимых психологической службой учреждения образования. К сожалению, на данный момент таких исследований нашими психологами не проводилось, но я считаю, что это целесообразно. При этом выбор самих заданий, предлагаемых для выполнения индивидуально, зависит от особенностей восприятия информации каждым учеником, его личностных качеств. Иначе использование для такой работы электронных учебных материалов не будет педагогически оправдано.
3)Использование информации сети Internet. Благодаря тому, что в нашей школе есть собственный мультимедийный кабинет с бесплатным доступом в сеть, то появилась возможность выходить в Internet, для поиска интересной и нужной информации, он же позволяет избежать проблем с поиском необходимой литературы. Здесь могут быть интересны: образовательные сайты, словари, E-mail, чаты, форумы. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
• во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Сергей Есенин» в старших классахе мною было дано задание найти материал о тайне его смерти. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данному вопросу.
• во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении в 11 классе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» мною было дано задание найти материал о роли библейских глав. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения учёных. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к проблеме.
• в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач.
4) Использование КМ – школы. На базе нашей школы есть собственная КМ – школа, в которой любой учитель, в том числе и я, может найти уже готовый урок, который построен так, чтобы ребята могли не только получить знания, но проверить качество их усвоения. Интересны возможности КМ – школы: ребенок учиться организовывать свое информационное пространство, здесь развитие его мышления, творческих способностей, эти уроки учат ребенка читать, быстро обрабатывать информацию, развивать воображение. Я считаю, что очень важно для современного педагога и такой вариант работы в классе как электронный журнал, здесь есть возможность не только выставлять оценки, но и отслеживать успеваемость ребенка, этот же журнал через Всемирную Сеть может быть доступен для родителей. Они всегда могут быть в курсе того, как успешно осваивается их детьми общеобразовательная программа.
5) Интересен вариант использования программы Power Point на уроках, в том случае, когда ребята сами пробуют создать презентацию к той или иной теме урока, что особенно важно на уроках литературы, здесь и визуализация учебного материала, и интеграция со смежными дисциплинами: историей, МХК, музыкой, изо, повышение мотивации учения школьников и закрепления интереса к литературе, возможность разнообразия домашнего задания (задание создать собственную презентацию очень интересный вариант индивидуальной или даже групповой работы), заданий для самостоятельной работы, а еще, что немаловажно важно, стимулирование воображения школьников
6) Особое внимание считаю нужным уделить продуктам серии «Уроков Кирилла и Мефодия», которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием программ компании «Кирилл и Мефодий» всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Мои ученики за урок смогут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
С помощью внедрения новых информационных технологий хотелось бы добиться отслеживания успеваемости по различным параметрам:
1) Контрольные работы
2) Самостоятельные работы
3) Домашние задания
4) Тесты
При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся очень полезно будет использовать обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Это может способствовать быстрой и своевременной коррекции знаний детей, поможет выявить пробелы в знаниях.
Я считаю, что использование компьютерных технологий в процессе обучения необходимо с различными целями:
1) при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
2) для формирования умений и навыков;
3) для улучшения контроля знаний учащихся;
4) для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
На мой взгляд, при внедрении новых информационных технологий нужно придерживаться определенных правил: нельзя реальность подменять виртуальностью, нельзя превращать урок в шоу, нужно не бояться экспериментировать и во всем искать поддержку у своих учеников.
1.2 Использование ИКТ во внеурочное время
Во внеурочное время я стала постепенно внедрять новые информационные технологии. Мои ребята учатся редактировать тексты, набирать сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Я считаю, что интересно использовать новые информационные технологии и во внеурочное время. Здесь я планирую:
1) Выпускать школьную газету «Голос школы», так как я являюсь организатором кружка «Юный журналист». Здесь важным было бы приобщение ребят к работе в Международной Сети, которая позволит получить новую интересную информацию, работа в различных компьютерных программах, которые дадут возможность ребятам заниматься редактированием текста
2) Разработки рекомендаций по подготовке к экзаменам для учеников и родителей. Во время такой работы использование ИКТ может стать настоящим подспорьем в том отношении, что для ребят это будет способствовать развитию логического мышления, культуры умственного труда, а для родителей информация станет более наглядной
3) Подготовка классных часов. Здесь важным считаю введение в классные часы информационных и познавательных кинофильмов на CD- дисках для того, чтобы работа с учащимися была наиболее плодотворной.
4) Участие в подготовке мультимедийных презентаций к школьным педсоветам и общешкольным родительским собраниям. Использование презентации позволяет выстраивать свое выступление так, чтобы присутствовала наглядность, и информация стала более доступной.
1.3 Использование информационных технологий на внеклассных мероприятиях
Я считаю возможным применение информационных технологий еще и на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и т.д.
Я считаю важным заметить, что в нашей школе есть новые современные компьютеры, во многих классах есть интерактивные доски, которые позволяют сделать работу с ними очень интересной и увлекательной .
Я думаю, что применение компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе очень хороший вариант работы и здесь, естественно, большая роль должна отводиться компьютерным программам.
Я предлагаю ввести в школе такой факультатив, как “Язык и компьютер”. Учащимся будет интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они могут работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовимся к контрольным и зачетным урокам.
Каждый ученик может работать в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.
Интересен вариант и работы с компьютерными рисунками, которые в - первую очередь развивают воображение ребенка, сами же учащиеся учились бы создавать свои опорные схемы по русскому языку, готовить презентации к защите своих проектов.
Я думаю, после занятий в компьютерном классе учащиеся будут серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, ученик начнет убеждаться, что неправильное или небрежное написание орфограмм или пунктограмм создает реальные помехи для коммуникации.
Проектная деятельность, связанная с использованием новых информационных технологий
Отдельным пунктом хотелось бы выделить такую работу с учащимися, как организацию исследовательской деятельности учащихся, где также успешно могут использоваться новые технологии. Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им необходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость в работе над проектом. Методика работы над мультимедийным проектом состоит из нескольких этапов:
1) постановка проблемной ситуации и формирование группы;
2) сбор и обработка материала;
3) презентация проекта;
4) обсуждение результатов.
Например, изучая поэзию серебряного века, учитель ставит задачу провести углубленный анализ стихотворений А.Ахматовой, А.Блока, Н.Гумилева, В.Маяковского, привлечь к творчеству поэтов максимальное внимание учащихся. Учащимся предлагается взять для анализа стихотворения поэтов, относящиеся к какой-то одной теме творчества, например, любовной лирике и попытаться проследить сюжетную последовательность от робкого юношеского чувства до жертвенной всепоглощающей любви. Работающие над проектом делятся на четыре группы: художники или фотографы, аниматоры, чтецы и редакторы, ответственные за музыкальное оформление проекта. Далее перед учащимися ставится задача создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить. Таким образом, анализ стихотворения начинает получать объемное выражение. Участник проекта начинает воспринимать художественный текст не как набор типографских знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир. Литература начинает восприниматься как вид искусства, причем школьник, работая над проектом, вступает в общение с творцами искусства и сам начинает творить. Эта идея, на мой взгляд, тоже показывает самые различные возможности для внедрения новых информационных технологий в проектную деятельность.
2. Мониторинг качества знаний
Начиная с сентября 2008 года по сегодняшний день, я провожу уроки с использованием новых информационных технологий, что позволило мне провести собственное исследование качества знаний учащихся, сравнивая результаты 2007 – 2008 учебного года с первым полугодием 2008 – 2009 учебного года.
Вот эти результаты:
Предмет |
Годы обучения |
Качество обученности |
Русский язык Русский язык |
2007-2008 2008 – первое полугодие 2009 года |
75% 84% |
Мониторинг, проводимый мною после изучения тем с использованием
новых технологий, показал, что эти темы быстрее усваиваются и повышается качество обучения. На основе этих результатов можно смело говорить о том, что и дальнейшее использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы поможет только повышать качество знаний и мотивировать ребенка на учебу.
Объективно воспринимая современные реалии (нехватку компьютерной техники, загруженность кабинетов информатики), я говорю только об использовании элементов проникающей компьютерной технологии, то есть об использовании компьютеров лишь на отдельных уроках для решения отдельных задач. Полагаю, что говорить сегодня о преподавании литературы, как и любого другого школьного предмета, исключительно при помощи компьютерных технологий экономически преждевременно.
Однако возможности использования компьютера на уроках очень широки. Пока я рассмотрела только то, что сама научились делать, и делаю успешно. Вопросов и проблем пока много. Но сейчас ясно одно - использование компьютерных технологий – необходимость. Средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.
Компьютерные технологии уже не завтрашний день, это наше сегодня, это возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, которая позволит повысить качество образования. Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.
Урок по теме «Имя прилагательное» с использованием новых информационных технологий
Цель урока. Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных.
Задачи:
- Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.
- Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
- Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках (роде, числе и падеже), согласовании с именем существительным; закрепление знаний о синонимах, антонимах, словообразовании имен прилагательных.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
I Организационный момент
Слайды 1 – 5
- Здравствуйте, ребята! Я первый весенний цветок. Как меня зовут? (подснежник)
- Сегодня мы отправимся на лесную опушку, где уже расцвели подснежники.
Когда это бывает? (весной)
- Отгадайте загадку.
Дева красна пришла,
Цветов много принесла. (весна)
- Прочитайте стихотворение.
Снег на полях растаял,
Тёплые ветры шумят,
Птиц беспокойных стаи
Солнцу навстречу летят.
Рек полноводных кипенье,
Тонких берёз белизна.
Это весны день рождения –
В гости пришла к нам весна!
- Какие части речи нам помогают ярко и образно представить весну – красавицу? (имена прилагательные)
- Какие эпитеты можно подобрать к слову весна? (прекрасная, красавица, душистая, молодая и т.д. )
Эпитет – это определение, придающее образность или эмоциональность слову или выражению и подчеркивающее один из признаков предмет
II Сообщение темы и целей урока
- Да, на нашем уроке речь пойдет об имени прилагательном. Мы повторим, всё, что знаем об этой части речи: лексическое значение, грамматические признаки, изменение прилагательных и словообразование. А поможет нам в этом красавица – весна и ее первый вестник – подснежник.
III Актуализация знаний
Слайды 6 – 7
Что называется именем прилагательным?
Как изменяется имя прилагательное?
Каким членом предложения является имя прилагательное?
Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам и зависит от имени существительного.
Прилагательные в предложении чаще всего являются определением.
Слайд 8
Спишите слоги, составьте слова. Определите части речи.
вес шла на при
ник под снеж ве рок те
неч сол ный крас пре ный
Весна, пришла, подснежник, ветерок, прекрасный, солнечный
V Словарно-орфографическая работа. Развитие речи
Слайд 9 – 10
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы
Ре…кий, б…рёзовый, гла…кий, дли...ые, со…нце, в…р…б…иный, кр…кливый, ро…кий, лу(ч, чь), сла...кий, в…се…ий, ре…ка, ра…ий, лё…кий, обл…(ч, чь)ко
(Редкий, берёзовый, гладкий, длинные, солнце, воробьиный, крикливый, робкий, луч, сладкий, весенний, речка, ранний, лёгкий, облачко)
- Составьте рассказ из данных слов. Озаглавьте его (варианты: письменно или устно)
VI Обобщение знаний
Слайды 11 – 17
Лексико – грамматическая работа
- Впишите в предложения – загадки подходящие по смыслу прилагательные
Шёрстка __________, а коготок __________.
Хвост _________, мех __________.
В лесу живёт, кур крадёт.
__________, ________,
По лесочку прыг – прыг!
По снежочку тык – тык!
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке _______ зимой,
А в __________ шубке – летом.
Шёрстка мягонькая, а коготок острый.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, кур крадёт.
Маленький, серенький,
По лесочку прыг – прыг!
По снежочку тык – тык!
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
- Разберите выделенные прилагательные по составу.
- К данным существительным подберите однокоренные прилагательные. Запишите.
- Как образуются имена прилагательные? (суффиксальным способом)
Вода, гриб, дождь, лес, зверь, цвет, лиса, медведь, земля, дерево, облако.
(Водный, грибной, дождливый, лесной, звериный, цветной, лисий, медвежий, земляной, деревянный, облачный)
- Подберите синонимы и антонимы к данным словам (по вариантам)
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
тяжёлый
большой
близкий
старый
плохой
глупый
горький
трудолюбивый
небольшойпечальный
недобрый
неразговорчивый
отважный
могучий
невысокий
знойный
Синонимы – это слова, близкие по смыслу
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу
Работа над предложением
- Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. Как правильно написать окончания прилагательных?
- Разберите предложение (по выбору учащихся) по членам предложения. Имя прилагательное (из предложения, которое разбирали) разберите как часть речи
Морфологический разбор имени прилагательного
Ч асть речи
Начальная форма
Род
Число
Падеж
Член предложения
VII Рефлексия
- Укрась лесную полянку подснежниками (на магнитной доске рисунок лесной опушки, у учащихся цветы из цветной бумаги с магнитами)
Значения цвета: восторг, радость, приятное состояние,
спокойное состояние, грустное настроение, тревожное,
плохое настроение, трудно сказать.
VIII Домашнее задание
- Подобрать 3 – 5 загадок, где при описании предметов используются имена прилагательные. Записать в тетрадь. Загадать своим одноклассникам.
Например,
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз)
IХ Итог урока
Заключение
Современный этап обучения в школе - это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, когда учитель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.
Внедрение новых информационных технологий на уроки русского языка и литературы позволило: увеличить качество знаний за прошедший год, возросло число учащихся, обучающихся только на положительные оценки
Данное педагогическое исследование будет вестись и далее по уже намеченному плану эксперимента.
На данном этапе исследования гипотеза о том, что опираясь на рекомендации научно-методической и психолого-педагогической литературы то теме «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы» педагогическую деятельность можно поделить на несколько разных направлений, развивающих познавательную сферу учащихся и целенаправленно внедрять данные новые информационные технологии в образовательный процесс, то уровень развития познавательных способностей учащихся повысится, что положительно повлияет на уровень учебной мотивации школьников, их самооценку, учебную и творческую активность, успеваемость по русскому языку и литературе.
Литература
1. Елкина Н.В, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок.// Ярославль, Академия развития, 1997 г.
2.Закон РФ «Об образовании» (с дополнениями и изменениями 2007г.)
3. Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др Внедрение информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2001г.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. - 4-е изд. - М. : УРАО, 1998
6. Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» на 2007 - 2010гг.
7. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 за № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»
8. Тикунова А.И., В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.// М., «Просвещение», 1992 г.
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Русский язык. Правила и упражнения.// ЗАО «Премьера», ГИППВ, 1999 г.
11. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007
12. Яковлев А.И. Информационно – коммуникационные технологии в образовании- М.: Просвещение, 2003
13. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999.
14. . 5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех.// WWW. CD BOOM.COM.
15. www.rnmc.ru