1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. -Ребята, здравствуйте. Меня зовут Югана Александровна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку? Вижу, что все готово. Садитесь. 2. Формулировка темы урока. А чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать мою загадку. «Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу. Рот есть, да не говорю, Глаза есть- не мигаю, Крылья есть- не летаю».(рыба) -Правильно, ребята. Это рыба. И наша сегодняшняя тема называется «Красивые рыбы». 3. Изучение нового материала. В настоящее время в морях и океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб. Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. Воды на Земле больше, чем суши, поэтому самые разные рыбы живут в холодных океанах, теплых морях, озерах и реках. Все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень. Разные виды рыб выглядят по-разному. Некоторые из них плоские и толстые, проводящие всю жизнь на дне океана. Другие – гладкие, быстро плавающие охотники. Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе, поэтому у большинства рыб тело обтекаемой формы, что облегчает плавание. Ребята, скажите, каких рыб вы знаете? (Ответы детей) Как много рыб вы назвали! Какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать. 1) В бинокль злую рыбку разгляжу Всех на корабле предупрежу. Знайте дети все прекрасно — С хищницей играть опасно: Зубищи острые как нож, Лучше ты ее не трожь! (Акула) А что вы знаете про акулу? Правильно. Акула опасный хищник. Она очень быстро плавает, у нее много зубов. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Нужно быть очень осторожными. Средняя продолжительность жизни акулы не больше 30 лет, но некоторые акулы могут прожить больше 100 лет. Акулы обитают во всех морях и океанах. Следующая загадка. 2) Вновь играя и шаля Перед носом корабля. Над водой мелькают спины, - Мчатся шустрые… (Дельфины) Они любят плавать возле кораблей, и они часто помогают людям. Дельфины считаются самыми умными животными, они даже умеют общаться друг с другом, используя в разговоре различные звуки: щелканье и свист. 3) Вроде рыба, вроде нет – Шлет фонтаном всем привет. На волнах весь день лежит Чудо-юдо рыба-…. (Кит) Да это кит, самый огромный обитатель моря. Это самое большое животное в мире. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. Они очень добрые и не причиняют нам никакого вреда. Какие вы молодцы. Столько загадок вы уже отгадали! 4) Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живет на самом дне. Очень странные дела. Это рыба… (Камбала) Камбала — морская рыба. Ее называют донной, потому что взрослые камбалы любят полежать на дне. Рыбаки так и зовут эту рыбу лежебокой. От долгого лежания у камбалы тело стало совсем плоским. А глаза у этих рыб находятся в верхней части головы, причем оба глаза на одной стороне — на правой. Глаза у камбал устроены так, что позволяют им мгновенно замечать и врагов, и проплывающую мимо добычу: мелких рыбок, мальков и рачков, а также моллюсков и червячков. Физкульминутка. - А теперь давайте мы с вами чуть-чуть передохнем. Поднимайтесь с ваших мест и повторяйте за мной движения. «Пять маленьких рыбок плескались в реке. Лежало большое бревно на песке. Первая рыбка сказала: -нырять здесь легко. Вторая сказала: ведь здесь глубоко. Третья сказала: мне хочется спать. Четвертая стала чуть-чуть замерзать. Пятая крикнула: здесь крокодил, Плывите скорее, чтоб не проглотил.» Молодцы. Мы немного отдохнули, а теперь работаем дальше. Мы поняли, что на Земле существует огромное количество рыб. Давайте посмотрим на картинку и скажем, что общего есть у рыб? - У них есть тело, хвост, плавники, глаза, рот. - Правильно. А чем друг от друга отличаются рыбы? -формой тела (Круглое, овальное, вытянутое, короткое); -плавниками (длинные, короткие, похожие на веер, на парус, треугольники и т.д.) -хвостами (серповидные, вильчатые, закругленные и т.д.) Все верно. Молодцы. 4. Практическая работа. Сегодня мы с вами, используя различные цвета, нарисуем красивых рыбок необычным способом, который называется монотипия. Слово монотипия - состоит из двух древнегреческих слов «моно — один, типия — отпечаток», то есть это рисунок полученный при помощи отпечатка. Сейчас я покажу вам технику выполнения. Этапы выполнения работы: 1. Согнем лист А4 пополам, затем разогнем его. 2. На верхнюю половину листа наносим краску гуашью так, чтобы получилась половина рыбы. (Рисуем туловище, хвост и плавник.) 3. Пока краска не успела высохнуть, сгибаем лист пополам и разгибаем его. У нас получился отпечаток рыбы. 4. Исследуем полученный отпечаток. Красками или фломастерами обводим очертание рыбы и дорисовываем те части рыбы, которых не хватает. Украшаем рыбу узорами. 5. -А что еще нужно дорисовать рыбе? -Глаза, рот. -Правильно. Фантазируйте. Можно также нарисовать красивые камушки и водоросли. (Дети выполняют работу) Затем выставка работ. 5. Рефлексия. Итоги урока. - Молодцы, ребята, каждый из вас нарисовал необыкновенную рыбку. - Что нового узнали на уроке? - Чему учились? (Рисовать рыб и украшать их узорами.) - Кто запомнил, как назывался необычный способ, которым мы рисовали? (Монотипия) Вы все большие молодцы. Мне очень понравилось работать с вами. Спасибо за внимание! Пора наводить порядок на столе. |