Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Красивые рыбы.Монотипия"
Технологическая карта урока
Целевой блок
Тема
«Красивые рыбы. Монотипия»
Цель:
расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы; познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Планируемые результаты
Предметные: овладение элементарными практическими умениями и навыками в рисунке.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок высказать своё предположение (Регулятивные УУД)
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)
Инструментальный блок
Задачи урока
Образовательная: научить видеть красоту формы, окраски разнообразных видов рыб; научить рисовать рыбок в технике монотипия.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса при украшении узорами рыб; умения понимать и ценить прекрасное; развивать логическое мышление учащихся.
1. Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, здравствуйте. Меня зовут Югана Александровна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку? Вижу, что все готово. Садитесь.
2. Формулировка темы урока.
А чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать мою загадку.
«Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу.
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть- не мигаю,
Крылья есть- не летаю».(рыба)
-Правильно, ребята. Это рыба. И наша сегодняшняя тема называется «Красивые рыбы».
3. Изучение нового материала.
В настоящее время в морях и океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб. Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. Воды на Земле больше, чем суши, поэтому самые разные рыбы живут в холодных океанах, теплых морях, озерах и реках. Все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень.
Разные виды рыб выглядят по-разному. Некоторые из них плоские и толстые, проводящие всю жизнь на дне океана. Другие – гладкие, быстро плавающие охотники. Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе, поэтому у большинства рыб тело обтекаемой формы, что облегчает плавание.
Ребята, скажите, каких рыб вы знаете? (Ответы детей)
Как много рыб вы назвали! Какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.
1) В бинокль злую рыбку разгляжу
Всех на корабле предупрежу.
Знайте дети все прекрасно — С хищницей играть опасно:
Зубищи острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Акула)
А что вы знаете про акулу?
Правильно. Акула опасный хищник. Она очень быстро плавает, у нее много зубов. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Нужно быть очень осторожными. Средняя продолжительность жизни акулы не больше 30 лет, но некоторые акулы могут прожить больше 100 лет. Акулы обитают во всех морях и океанах.
Следующая загадка.
2) Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины, - Мчатся шустрые… (Дельфины)
Они любят плавать возле кораблей, и они часто помогают людям. Дельфины считаются самыми умными животными, они даже умеют общаться друг с другом, используя в разговоре различные звуки: щелканье и свист.
3) Вроде рыба, вроде нет – Шлет фонтаном всем привет. На волнах весь день лежит Чудо-юдо рыба-…. (Кит)
Да это кит, самый огромный обитатель моря. Это самое большое животное в мире. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. Они очень добрые и не причиняют нам никакого вреда.
Какие вы молодцы. Столько загадок вы уже отгадали!
4) Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба… (Камбала)
Камбала — морская рыба. Ее называют донной, потому что взрослые камбалы любят полежать на дне.
Рыбаки так и зовут эту рыбу лежебокой.
От долгого лежания у камбалы тело стало совсем плоским. А глаза у этих рыб находятся в верхней части головы, причем оба глаза на одной стороне — на правой. Глаза у камбал устроены так, что позволяют им мгновенно замечать и врагов, и проплывающую мимо добычу: мелких рыбок, мальков и рачков, а также моллюсков и червячков.
Физкульминутка.
- А теперь давайте мы с вами чуть-чуть передохнем. Поднимайтесь с ваших мест и повторяйте за мной движения.
«Пять маленьких рыбок плескались в реке.
Лежало большое бревно на песке.
Первая рыбка сказала: -нырять здесь легко.
Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
Третья сказала: мне хочется спать.
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
Пятая крикнула: здесь крокодил,
Плывите скорее, чтоб не проглотил.»
Молодцы. Мы немного отдохнули, а теперь работаем дальше.
Мы поняли, что на Земле существует огромное количество рыб.
Давайте посмотрим на картинку и скажем, что общего есть у рыб?
- У них есть тело, хвост, плавники, глаза, рот.
- Правильно. А чем друг от друга отличаются рыбы?
-формой тела (Круглое, овальное, вытянутое, короткое);
-плавниками (длинные, короткие, похожие на веер, на парус, треугольники и т.д.)
-хвостами (серповидные, вильчатые, закругленные и т.д.)
Все верно. Молодцы.
4. Практическая работа.
Сегодня мы с вами, используя различные цвета, нарисуем красивых рыбок необычным способом, который называется монотипия.
Слово монотипия - состоит из двух древнегреческих слов «моно — один, типия — отпечаток», то есть это рисунок полученный при помощи отпечатка. Сейчас я покажу вам технику выполнения.
Этапы выполнения работы:
1. Согнем лист А4 пополам, затем разогнем его.
2. На верхнюю половину листа наносим краску гуашью так, чтобы получилась половина рыбы. (Рисуем туловище, хвост и плавник.)
3. Пока краска не успела высохнуть, сгибаем лист пополам и разгибаем его. У нас получился отпечаток рыбы.
4. Исследуем полученный отпечаток. Красками или фломастерами обводим очертание рыбы и дорисовываем те части рыбы, которых не хватает. Украшаем рыбу узорами.
5. -А что еще нужно дорисовать рыбе? -Глаза, рот.
-Правильно. Фантазируйте. Можно также нарисовать красивые камушки и водоросли.
(Дети выполняют работу)
Затем выставка работ.
5. Рефлексия. Итоги урока. - Молодцы, ребята, каждый из вас нарисовал необыкновенную рыбку.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились? (Рисовать рыб и украшать их узорами.)
- Кто запомнил, как назывался необычный способ, которым мы рисовали? (Монотипия)
Вы все большие молодцы. Мне очень понравилось работать с вами. Спасибо за внимание!
Пора наводить порядок на столе.
Диагностика результатов урока (итог урока)
- Какую цель ставили?
Достигли ли цели?
- Какая тема урока была?
- Чему научились на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, жёлтый.