Конспект урока по изобразительному искусству «Мороз рисует на окне» (5 класс)
Конспект открытого урока
по изобразительному искусству в 5 классе.
Учитель Гордеева Наталья Николаевна.
Тема: «Мороз рисует на окне».
Цели:
овладение техникой кляксография;
развитие образного представления, творческого восприятия действительности;
воспитание художественного вкуса.
Задачи:
Учебные:
Познакомить учащихся с техникой кляксография.
Формировать творческий интерес.
Закреплять навыки изобразительной деятельности.
Воспитательные:
Развивать эстетическое мировоззрение.
Способствовать восприятию прекрасного.
Развивающие:
Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно – образное и логическое мышление речь).
Оборудование:
Зрительный ряд: И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж».
Для учителя: гуашь, кисть или пипетка, трубочка для коктейля, бумага, этапы выполнения работы, фильм «Морозные узоры», фонограмма «Времена года» П. И. Чайковского, портрет П. И. Чайковского, элементы морозного рисунка для рефлексии.
Для учащихся: гуашь, кисть или пипетка, трубочка для коктейля, картон, элементы «морозного узора».
Ход урока.
I. Организационный момент и мотивация к учению.
Ну ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Краски, кисти и альбомы.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Рефлексия.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Начнём урок с загадок:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины.
Разукрасил все витрины?
Учащиеся: Зима.
Учитель :
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…
Учащиеся: Зима.
Учитель: Правильно зима. Тему зимы изображали многие художники. Например, на картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» мы видим красавицу зиму в её пышном убранстве. Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Однажды он был потрясён видом, открывшимся снизу на верхушки берёз: «Когда я взглянул… я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.» вид снизу вверх позволяет увидеть как берёза расправляет свои ветви – крылья и превращается, по словам художника, в «фантастическое дерево, дерево - сказку».
Ребята, а что вы можете сказать о картине И. Э. Грабаря «Зимний пейзаж»?
(Ответы учащихся).
Учитель: О зиме поэты писали стихи, художники рисовали картины, а музыканты создавали необыкновенно нежные музыкальные произведения. Один из таких музыкантов Петр Ильич Чайковский.(Демонстрация портрета) Тема природы присутствует во многих его произведениях. Цикл «Времена года» один из таких. Он состоит из 12 глав, каждая из которых посвящена отдельному месяцу года. Послушайте одно из таких произведений «Февраль» и сравните его с картинами И. Э. Грабаря.
Учитель: Какой характер у музыки? (весёлый, игривый, лёгкий).
Учитель: Сочетается ли музыка с картинами художника? (Да)
Вывод: Лёгкая, весёлая, игривая музыка гармонично сочетается с яркими, сверкающими красками ясного морозного денька.
Учитель: Молодцы! А сейчас продолжим отгадывать загадки.
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Учащиеся: Мороз.
Учитель: Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
Учащиеся: Мороз.
Учитель: Ребята, а что делает Мороз?
Учащиеся: кусает, морозит, щиплет, рисует.
Учитель: Ребята, а где может рисовать мороз?
Учащиеся: На стекле, на окне.
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, а вы догадались на какую тему мы сегодня будем рисовать?
(Ответы учащихся)
Учитель:
Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Тема нашего урока «Мороз рисует на окне». Мы познакомимся с новой техникой, которая называется «Кляксография».
IV. Знакомство с новым материалом
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему эта техника так называется.
(Ответы учащихся).
Учитель: КЛЯКСОГРАФИЯ - это разновидность графической техники при которой рисунок выполняется жидкими красками (или тушью. чернилами). С помощью кляксографии можно получать оригинальные изображения деревьев, зверей, сказочных и фантастических персонажей. Очень важно увидеть художественный образ, кроющийся в пятне.
На поверхность листа белой бумаги нанести пятно («кляксу») кистью или пипеткой. Потом осторожно раздуть полученную «кляксу» при помощи трубочки для коктейля или даже без неё в разные стороны (таким образом можно получить изображение, которое состоит из очень тонких линий).
Можно также получить изображение, поочерёдно наклоняя лист бумаги с пятном – «кляксой» в разные стороны: при этом мы позволяем краске медленно растекаться по поверхности листа. Можно также сочетать оба этих приёма. При желании можно получить и много цветное изображение, если после высыхания первого полученного рисунка (более светлой краской) выполнить ещё раз кляксографию более тёмной краской или тушью (чернилами).
Изображение, полученное любым из описанных выше способов, можно дорисовать – так. Как подскажет воображение.
Мы с вами сегодня будем выполнять рисунок морозного окошка именно в этой технике. Технике КЛЯКСОГРАФИЯ.
А чтобы вам было легче представить волшебство морозного узора, я предлагаю вам посмотреть фильм «Мороз рисует на стекле».
(Демонстрация фильма)
Учитель: Ребята, обратите внимание, на музыкальное сопровождение фильма. Это музыка П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года». Сопоставьте нежность морозного узора и лёгкость музыкального произведения.
V. Творческая деятельность учащихся.
Учитель: Ребята, вот такую работу мы с вами сегодня будем создавать.
(Демонстрация готового рисунка).
Учитель: Ребята, перед вами заготовка «окошка». Это цветной картон, затонированый синей гуашью. А теперь давайте попробуем себя в роли художников. Может в будущем кто – то из вас действительно станет художником.
А сейчас приступаем к работе. (Демонстрация учителем выполнения работы).
VI. Физкультминутка.
Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.
VII. Продолжение выполнения работы.
Учитель: Молодцы, ребята, славно отдохнули! Теперь продолжим нашу работу.
На поверхность листа нанесите пятно «кляксу» кисточкой или трубочкой. Потом осторожно раздуйте, полученную «кляксу» при помощи трубочки для коктейля или даже без неё в разные стороны (таким образом можно получить изображение, которое состоит из очень тонких линий).
(Демонстрация учителем техники и образца рисунка)
(Выполнение работы учащимися. Учитель осуществляет индивидуальную помощь).
Учитель: Хорошо, ребята, у вас неплохо получилось. После, если вы захотите, работу можно украсить блёстками, паетками, чтобы ваш узор «засиял» как настоящий. Для полного завершения работы снимите с рисунка скотч. Ваше окошко готово.
VIII. Игра «Собери узор» (если останется время).
Учитель: Ребята, у меня на доске есть ещё одно окошко. Давайте с вами сложим ещё один морозный узор. (Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют элемент узора.)
IX. Анализ работ учащихся.
Выставка рисунков.
После окончания работы учащиеся вывешивают свои рисунки на доску.
Учитель: Ребята, посмотрите, у кого морозный узор получился аккуратнее и интереснее? Почему?
X. Итог урока.
Учитель: ребята, о чём мы сегодня с вами говорили на уроке?
Учащиеся: О зиме, о морозе.
Учитель: Может ли сочетаться звук и музыка? Как?
Учитель: В какой технике рисовали?
Учащиеся: В технике кляксография.
Учитель: Что обозначает это слово? (Кляксография)
XI. Рефлексия.
Учитель: Ребята, у вас на партах есть элемент морозного узора. Если вам наш урок понравился, то прикрепите узор в верхней части доски, а если нет – в нижней.
XII. Уборка рабочих мест.