12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головко Лилия101
3

Конспект урока по литературе 10 кл.Ф.М. Достоевский .Символика романа. Роман – предупреждение

Класс-10-А

Русский язык.

Урок № 79

01.04.2021г.

Учитель Головко Лилия Петровна.

Тема: Ф.М. Достоевский .Символика романа. Роман – предупреждение

Цель: знакомство с символикой романа; побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения; осмысления значения данного произведения для современного читателя.

Задачи:

Образовательные:

повторить содержание, проблематику и символику романа Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»;

подготовить учащихся к восприятию финала романа;

сделать вывод: к финалу роману Раскольников приходит раскаявшимся или нет;

сделать вывод о том, для чего Достоевский использует символику в романе

Развивающие:

развивать умение работать в паре; отвечать на поставленный вопрос; делать выводы;

 продолжать развивать речевую деятельность учащихся; умение анализировать эпизод; учить определять роль изобразительно-выразительных средств; делать выводы;

анализировать эпизоды текста;

развивать умение видеть и оценивать смысл художественных деталей, портретных

зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;

развивать навыки аргументированного устного выступления;

развивать умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.

Воспитательные:

помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, способствовать формированию нравственных, эстетических, этических норм.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формирование умения на основе асоциаций и сопоставлений делать выводы;

2) формирование умения находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1)формирование умения слушать и понимать других работы в парах;

2)формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формирование умения высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Тип урока:

Тип урока: комплексное применение знаний; комбинированный

Оборудование: текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание, словарь, раздаточные карточки, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка пройденного материала.

Учитель. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучаем роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание. Проверить, насколько хорошо вы знаете текст и главных героев произведения мне поможет

цитатный диктант – взаимопроверка «Угадай героя»


1. …он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.»

(Родион Раскольников)


2. С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным»

(Соня Мармеладова).

3. "Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки." (Семён Захарич Мармеладов).

4."… я… глаз ее боюсь… да… глаз… Красных пятен на щеках тоже боюсь… и еще — ее дыхания боюсь… Видал ты, как в этой болезни дышат… при взволнованных чувствах?..."
(Катерина Ивановна Мармеладова)

5.

Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и всё сестре отдавала."
( Лизавета)

3. Целеполагание.

Учитель.Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку – слова Алевтины Дмитриевны Дейкиной, доктора педагогических наук

«Стараясь разгадать загадки слова в тексте,

мы находим путь не только к постижению

 тайны авторского замысла, но и к истокам

 нашей культуры и духовности.

 А.Д. Дейкина

Учитель читает стихотворение.

Мир есть символ! Тот, чьё око

Не болит и не темно,

В настоящем зрит глубоко,

Что в грядущем суждено.

(Михаил Дмитриев).

Как вы думаете, чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?

Какие цели мы должны реализовать на уроке?

Как вы понимаете значение слова «символ» - образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому придается особый смысл, понятный иногда только посвященным. (работа со словарём)

4. Актуализация знаний.

Учитель. Роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. Это не развлекательное криминальное чтиво, а очень серьёзное произведение. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру.

В этом духовном мире имеет значение буквально всё: и разное положение топора во время убийства процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и “жёлтый” цвет, наиболее устойчивый в романе, и тридцать копеек, которые Соня вынесла Мармеладову на похмелье, и имена, и фамилии, и числа, и отдельные предметы, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского.

(Работа по группам)

Сегодня мы с вами Сегодня мы познакомимся со значением некоторых символов романа. Я вас предварительно распределила на группы, каждой из которых дала задание: поработать над значением определённых символов в романе.

Начнём с имён некоторых героев.

( Примерные выступления ребят 1-й группы)

Раскольников Родион Романович

Фамилия имеет двойное толкование:

1. Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца; отсюда и двойники, двойное портретирование).

2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством.

Раскол родины Романовых, т.е. протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.

Порфирий Петрович.

Порфирий – “багряный”. Это цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр I). Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой.

Катерина – « всегда чистая».

 Катерина Ивановна Мармеладова - жена чиновника Мармеладова. Возраст Катерины Ивановны - около 30 лет

Софья – мудрость, «смиренномудрие»

Соня Мармеладова - добрая и бедная девушка из простой семьи. Соня занимается "непристойной работой", чтобы прокормить свою большую семью - семью Мармеладовых. Несмотря на всю грязь, в которой живет Соня, ее душа сохраняет чистоту и доброту, символизирует Божью правду.

Мармеладов Семён Захарович: Захарий – «память господня», имя библейского

пророка; Семён – Имя Семён – это русская форма древнеиудейского имени Симеон

(Шимон), имеющего значение «слушающий», «услышанный Богом».

Возможно, это имеет отношение к монологу Мармеладова в трактире. В своем монологе Мармеладов полностью признает свою вину в бедах и несчастьях своей семьи. При этом он с искренней любовью отзывается о своей жене и детях. Он не перестает ругать себя за слабость, но при этом признается, что слишком слаб и не способен побороть свою зависимость.

Лизавета – «почитающая Бога»

И Соня, и Лизавета – глубоко верующие.

Когда Раскольников находится в комнате у Сони, он велит ей читать Новый завет. Выясняется, что этот Новый Завет подарила ей Лизавета, с которой она временами беседовала и читала Евангелие. «Она бога узрит», — так отзывается о ней Соня.

Учащиеся делают вывод, добавляя к ответам друг друга. При необходимости записывают что-то в тетрадь.

Выводвсе имена героев неслучайны. Они ещё раз подчёркивают связь Раскольникова с каждым из персонажей. Являются его своеобразными двойниками, чем – то на него похожи или «переступают через себя».

Соня является двойником Раскольникова, потому что она, как и главный герой, "переступает" через себя. Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру, а Соня убивает себя, занявшись "непристойной работой". Соня губит себя ради спасения семьи. Раскольников губит свою и чужую жизнь, чтобы проверить свою безумную теорию.

Старуха-процентщица - это еще один двойник Раскольникова. По словам Раскольникова, старуха-процентщица - это "вошь". В конце романа Раскольников сам себя также называет "вошью".

Порфирий Петрович является двойником Раскольникова, потому что у этих героев есть много общего. Оба героя образованны, умны, проницательны. Кроме того Порфирий сам признает, что в молодости был похож на Раскольникова и поэтому ему понятны его переживания.

Катерину Ивановну Мармеладову можно также считать двойником. Она, как и Раскольников, образованна, умна, горяча и горда. Катерина Ивановна, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни.

Дуня, сестра главного героя, отчасти является его двойником. Дуня готова "переступить" черту, переступить через себя и выйти замуж за нелюбимого господина Лужина, чтобы помочь семье выбраться из нищеты. Дуня не собирается никого убивать, но это замужество по сути является преступлением против самой себя. В этом Дуня похожа на своего брата. Кроме того, Дуня, как и Раскольников, горда, умна и красива.

Общий вывод: все имена и фамилии символичны, они помогают читателю понять личность персонажа или указывают на неоднозначность образа.

Цифровая символика. (работа 2 группы).

Вы уже заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика в романе основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

4” – число человека. Четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека, четыре времени года, четыре стены и угла у дома и т. д. Раскольников совершил преступление против человека. (Учащиеся приводят примеры использования числа 4 в романе).

7” – единение Бога и человека. 3 – число Бога (библейское): Бог триедин, трижды Петр отрекается от Христа и т. д. 3 + 4 = 7- это залог провала дела, неугодного Богу и человеку. (Учащиеся приводят примеры использования числа 7 в романе)

11” – связь с евангельским текстом. Притча о хозяине, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11. В этом высшая справедливость. Никогда не поздно опомниться. Это число надежды на возрождение. (Учащиеся приводят примеры из текста).

Три, тридцать - открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное число (образ абсолютного совершенства). Первое число, которому присвоено слово «всё».

Одно из самых положительных чисел-эмблем в символике, религиозной мысли, мифологии и фольклоре. Утроение имени, качество или ритуального действия, сообщает им особую достоверность и высший (сакральный, божественный) смысл:

Свят, Свят, Свят Господь-Вседержитель … Трижды благословенно Его Святое Имя.

Может рассматриваться как взаимодействие (сумма) двойственности и единства. Участвует вместе с четверкой (символом телесного) в образовании священных семерки (сложение) и двенадцати (умножение), в обоих случаях представляя небесное или Дух (душу).

Как известно, число "три" обладает определенной психологической силой. Это число, например, является священным в христианстве. Многие люди наделяют его особенным смыслом. В романе число "три" (3) встречается в разных ситуациях. Вот некоторые примеры, в которых это число встречается в тексте:

Раскольников совершает преступление на 3-ий день повествования

Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза перед совершением преступления Раскольников ударяет старуху 3 раза

Раскольников признается Соне в преступлении на 3-ий день знакомства с ней Раскольников встречается со следователем 3 раза до того, как явиться с повинной

У Катерины Ивановны Мармеладовой есть трое маленьких детей

Около трех лет Раскольников не видится со своей матерью и сестрой до их приезда в Петербург

 Марфа Петровна Свидригайлова завещает Дуне 3 тысячи рублей

Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности

Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей "непристойной работы" (целковый - монета достоинством в один рубль)

 В семье Раскольниковых был третий ребенок (брат Родиона и Дуни), который умер в младенчестве

В каморке Раскольникова стоит три стула

У Сони в комнате три окна

Колечко, которое закладывает Раскольников у старухи, украшено "тремя какими-то красными камушками"

Кроме того, в романе часто встречается такое выражение, как "в трех шагах", содержащее в себе число "три": "в трех шагах от стола" "в трех шагах от него" "в трех шагах и нельзя не убить" "стоит перед ним в трех шагах"

Тридцать – число серебряников, за которые Иуда предал Христа.


Вывод. Числовая символика имеет в романе огромное значение. Числа влияют на судьбы людей.

Символ цвета в произведении (работа 4 группы)

Зелёный: драдедамовый платок; зелёный зонтик; зелёный купол церкви; зелёная крона дерева, похожая на купол; дом Сони зелёного цвета; Марфа Петровна в зелёном платье.

«Зелёный цвет отличается от остальной цветовой гаммы произведения, выделяется своей свежестью, чистотой. Например, в первом сне Раскольникова мы видим «серенькое время», «удушливый день», чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, страшные рожи, а затем каменную церковь с зелёным куполом. Используя зелёный цвет в первом сне, автор подчёркивает, что доброта находится под покровом святости. Не раз зелёный показан как цвет защиты, покрова, спасения, убежища. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам».

Зелёный – цвет, дающий надежду на преображение. Зелени в произведении почти нет, хотя события происходят в июле. Ярким символом является зелёный драдедамовый платок. В него укуталась Соня после принесения себя в жертву ради ближних, словно желая найти покой под его покровом, ведь зелёный цвет – символ Богородицы. На последних страницах романа Сонечка опять появляется в зелёном платке. Она надевает его в остроге в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом: Раскольников понимает, что любит Соню, чувствует, что воскрес.

Дочь пожилой купчихи, которая приняла Раскольникова за нищего и дала ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Нельзя не провести параллель: купол церкви из сна Раскольникова, платок Сони, зонтик в руках девушки. Они являются защитой, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом. Да и дом, в котором жила Соня, был зелёного цвета.

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, зелёная крона которого напоминает церковный купол, будто перенесённый в реальность. Здесь Раскольников приходит к мысли о «безобразности» его мечты.

Учащиеся делают вывод (по очереди).

Вывод: зелёный показан как цвет защиты, покрова. Зелёный цвет отличается от остальной цветовой гаммы произведения, выделяется своей свежестью, чистотой. Зелёный – цвет, дающий надежду на преображение, на «живую жизнь». Зелени в произведении почти нет, хотя события происходят в июле. Зелёный цвет – символ Богородицы.

Примерные ответы учащихся по символике жёлтого цвета:

 Жёлтый: жёлтый дом; жёлтый билет; исхудавшее жёлтое лицо у Раскольникова; «жёлтенькие обои» (у Раскольникова и Алёны Ивановны); жёлтая мебель; «два жёлтых кусочка сахара»; «жёлтая каморка»; «жёлтый стакан с жёлтой водой»; «жёлчная, злая усмешка» (Раскольников); пожелтевшая меховая кацавейка(А.И.); «картинки в жёлтых рамах»; бледно-жёлтое лицо Катерины И.; большой перстень с жёлтым камнем Лужина, жёлтые и испитые лица на улицах и в трактирах.

Жёлтый, по мнению ряда психологов, является символом лёгкости, непринуждённости (но не грязно – жёлтый) с древних времен воспринимается как застывший солнечный свет, означает богатство, юность, добро, радость. Это цвет осени, зрелых увядающих листьев и колосьев. Чаще всего этот цвет оставляет за собой тёплое и приятное впечатление. Посмотрим, какую символику приобретает этот цвет у Достоевского.

Общеизвестно «жёлтый дом» (дом сумасшедших). Название «жёлтый дом» произошло от цвета Обуховской больницы в Петербурге. Первоначально Дом призрения был выкрашен в традиционный для Петербурга жёлтый цвет. Очень скоро это выражение стало применимо для всех домов сумасшедших. (Кстати, Иуду изображали в жёлтом плаще, как христопродавца).

«Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин.

Жёлтое лицо. Этот цвет сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа. У Раскольникова «исхудалое, бледно-жёлтое лицо» , комната его имела самый жалкий вид «со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями».

Достоевский сравнивает жалкое жильё главного героя с жёлтым шкафом. Настасья поставила перед Родионом, находящимся в болезненном состоянии «свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару» . Когда Родиону становится плохо, ему подают «жёлтый стакан, наполненный жёлтою водою» . «Жёлтый стакан», то есть давно не мытый, с налётом ржавчины, и жёлтая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием.

Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый», видимо, потому, что в первой части романа его синоним – «жёлчный». Это слово писатель использует для описания внутреннего состояния героев, в данной ситуации оно имеет дополнительный смысл – злой, горький. «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке». Что-то гнетущее, назойливое слышится в этих фразах! Кажется, что перехватывает дыхание! Вот описание жилья главного героя: «Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Такая обстановка душит, давит, заставляет вынашивать чудовищные теории.

Жёлтые обои. Алёна Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате её – «жёлтые обои», «мебель из жёлтого дерева», «картинки в жёлтых рамках».

В кабинете у Порфирия Петровича – казённая мебель «из жёлтого, отполированного дерева», да и лицо его «больное, темно-жёлтое».

 У Катерины Ивановны – «бледно-жёлтое, иссохшееся лицо», «отёкшее от постоянного пьянства, жёлтое лицо» у Мармеладова, в комнате Сони – «желтоватые обшмыганные и истасканные обои», да и сама Соня «пошла по жёлтому билету».

 У Петра Петровича Лужина был «большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с жёлтым камнем». Возможно, камень не случайно жёлтого цвета (Достоевский ведь мог описать и другой камень). Жёлтый цвет всегда ассоциировался с властью, с величием. Идея власти – основа не только теории Лужина, но и теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими.

Как истинно тонкий психолог, Ф.М. Достоевский сумел с помощью цвета показать атмосферу города: Петербург дан в жёлтых тонах. Раскольников, стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом». Неожиданно она бросается в воду. В этой сцене воплощается мотив безысходности, когда человеку «уже некуда идти». Уныло и грязно смотрятся ярко-жёлтые домики на Большом проспекте, неподалёку от которого застрелился Свидригайлов.

Жёлтый цвет при чтении романа гнетёт нас, он показывает болезни, бедность, смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей «жёлтой каморке», перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешёвой гостинице, и в его комнате – всё те же грязные, жёлтые обои .

Вывод: Жёлтый цвет, преобладающий в описании героев и окружающих их предметов, создает впечатление всеобщей убогости и болезненности. Человек задыхается в жёлтом Петербурге Достоевского, как в «комнатах без форточек». Страшно за людей, живущих здесь. Всех их окружает подавляющая желтизна. Кажется, будто мы наблюдаем за героями через «жёлтые очки». Жёлтый цвет оказывает сильное воздействие на действующих лиц и читателя, является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев. Грязно-жёлтый, уныло жёлтый, болезненно жёлтый цвет вызывает подавленность, внутреннее угнетение, психическую неустойчивость. Жёлтый цвет, ставший в романе грязным, – это затушёванные грязью жизни, способности и таланты, невостребованные человеческие возможности.

Примерные ответы учащихся по символике красного цвета:

Красный: пьяные мужики в красных рубахах; мясистое красное лицо; алые губы Свидригайлова; закат «яркого, красного солнца»; золотое кольцо с красными камешками; красные отвороты сапог; красные глаза у пьяниц; «огромный, круглый, медно-красный месяц»; укладка, обшитая красным сафьяном; багрово-красная дама; красные пятна на лице К.И.; кровь; красное платье Сони в комнате умирающего отца…

Красный цвет – цвет власти, всего мистического, таинственного, ассоциируется с кровью и огнём. Его значения многообразны, а иногда и противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный может вызывать агрессию и ненависть». «Красный символизирует могущество, порыв, часто вызывает волнение, беспокойство». Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное.

 В своём первом сне Раскольников видит «больших, пьяных мужиков в красных рубахах».У одного из них «мясистое, красное, как морковь, лицо».

Рядом сидит «бабёнка» в красном. Раскольников видит закат «яркого, красного солнца». 

За полтора месяца до убийства Раскольников закладывает «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» – подарок сестры. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению, замечает «красные отвороты» на сапогах Мармеладова, в трактире показывает Заметову «красненькие кредитки». У Раскольникова, стоящего на мосту, «в глазах завертелись какие-то красные круги», и всё «завертелось и заплясало кругом». Затем он увидел женщину, высокую, с платком на голове и с красноватыми, впавшими глазами, которая бросилась в канаву. То ли наяву, то ли во сне снова находясь в квартире старухи-процентщицы, Раскольников увидел «огромный, круглый, медно-красный месяц», который глядел прямо в окна. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, болезнь.

После первого удара топором по голове Алёны Ивановны к Раскольникову пришли силы, чувствуется животная жажда крови. Не случайно, что мужики из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, тоже были пьяные и красные. Если в начале романа квартирка Алены Ивановны описывается в жёлтом цвете, то после убийства приобретает красный оттенок, напоминающий цвет крови. В квартире стояла «значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном… Сверху, под белою простынёй, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…». Контраст жёлтого и красного оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.

 У спившегося Мармеладова «красноватые глазки», «красные руки». Красные пятна постоянно выступали на лице Катерины Ивановны, болеющей чахоткой. В момент отчаяния Катерина Ивановна «обрядила» своих детей: «на мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собой турку. На Лёню костюмов недостало; была только надета на голову красная, вязанная из гаруса шапочка». Во время исповеди умирающего Мармеладова, описывая портрет Сонечки, используется «огненный» цвет. Здесь писатель смог передать вызывающую яркость вульгарного, кричащего наряда, подчеркнув нелепость его для данной обстановки и для самой его хозяйки – этого удивительно чистого и обречённого на позор существа.

В романе оттенки красного «скрываются» и в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – «перегоревший красный», пурпурный, багряный, а порфира – багряница. Таким образом, мы видим, что имя не случайно для того, кто будет «истязать» Раскольникова.

Цветовым является и имя самого Раскольникова. Родион по-гречески – розовый. В психологии розовый цвет означает нежность, желание уйти от реальности. И действительно в романе мы видим искренние, добрые поступки героя, что убеждает в чуткости и ранимости его души.

ВыводКрасный цвет связан он в основном с образом Раскольникова. Ф.М. Достоевский использует красный цвет при изображении сцен жестокости, злобы. Эпизод убийства Раскольниковым старухи-процентщицы окрашен в кровавый цвет. Красный, алый, багровый используются как цвета пошлой сытости, а также для изображения больных людей. Красный ещё и цвет власти. Таким образом, всё позитивное, радостное в жизни героев настолько затушёвано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное начало.

 Примерные ответы учащихся:

 - Можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету. Он использует слова, которые помогают нам представить то, что описывается в произведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировоззрение, стиль автора. Результаты исследования символики цвета в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что выбор цветов в романе не должен рассматриваться в качестве случайного или малозначащего явления.

Учитель добавляет:

- Цвет – это жизнь. Сегодня многие учёные признают факт, что яркие краски мира необходимы человеку для здорового существования. Недостаток же цвета приводит к появлению «цветового голода», который оказывается причиной нервно-психических заболеваний. Именно это и происходит с Раскольниковым в Петербурге.

Знаменательно, что духовное «выздоровление» Раскольникова начинается в Сибири. Когда он посмотрел на противоположный берег, перед ним предстал пейзаж, в котором не было ни угнетающей желтизны, ни агрессивной красноты. В нём был только простор, переливающийся через край. И Раскольников наконец-то освободился от духоты тесных улиц, от мучительной тоски, сжимающей сердце. Он обрёл любовь и веру в благополучное будущее.

Ф.М. Достоевский интересовался работами психологов на тему влияния цвета на человека. Он использует определённые цвета для описания предметов, героев, для передачи их внутреннего мира. Цветовая гамма в романе «Преступление и наказание» связана с психологическим состоянием главного героя. Для Достоевского цвет был необходим для создания особого мира вокруг героев, благодаря которому раскрывается.

Значимое место в произведении занимает и символика предметов. Я выбрала наиболее значимые из них, для того, чтобы вы могли пояснить их смысл.

Физкультминутка.

Аутомануальный комплекс (массаж)

Разогреть ладони энергичным  потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.

Точка на лбу между бровями.

По краям крыльев носа.

В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.

В височной ямке (парные).

Чуть выше роста волос под основанием черепа.

Нарисовать глазами конус, овал, квадрат.


Индивидуальная работа с изображенными на карточках предметами-символами. (работают ученики, не задействованные в группах).

Похвальный лист: связан с Катериной Ивановной, которая очень гордится этим листом, это её «прибежище». Своё «некуда идти» она закрывает этим похвальным листом, прошлой жизнью.

 Золотое кольцо с тремя камешками, похожими на капельки крови, подаренными сестрой на память - первый заклад Раскольникова. Он отождествляется с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери.

Медный колокольчик. Принеся третий заклад Алене Ивановне, Раскольников трижды звонит у ее дверей в медный колокольчик. Однако медный колокольчик не выполняет своей оберегающей функции, не защищает старуху от смерти и не уберегает Раскольникова от преступления.

Обух топора (то есть лезвие повёрнуто на себя): «Я не старуху убил! Я себя убил!»

Крестик и кошелёк.

«На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный (эмалевый) образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка: оберег и кошелек – вещи несовместимые, и то, что старуха их делает равноценными, как будто обрекает её. Носить кресты и обереги ещё не значит верить и жить нравственно, по совести.

(Обучающиеся по очереди подходят и комментируют символичность каждого выбранного ими предмета).

5. Итог урока.

Роль символики в романе «Преступление и наказание» очень важна. Всё в романе Достоевского (вплоть до случайных прохожих, до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова) отражает частичку личности героя и помогает нам, читателям, понять смысл романа, причины поступков героев, их суть. Нельзя читать роман Достоевского только ради сюжета.

V. Итоги урока: учитель комментирует работу учащихся, объявляет оценки за урок и домашнее задание

6.Рефлексия (Обмен мнениями о новой информации; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

7. Домашнее задание.

Письменный ответ: «Символика снов в романе» (сон №1-ч. 1, гл.5; сон №2 – ч. 3

конец гл. Задание можно дать по рядам или трём группам.

Резерв.

Выступления 4-й группы учеников на тему. Теория Раскольникова. О чем нас предупреждает роман ?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.