Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Стихотворения «Дума», «Родина».
Конспект урока по литературе в 9 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Стихотворения «Дума», «Родина».
Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость темы родины в лирике М.Ю. Лермонтова на примере анализа стихотворений «Дума» и «Родина».
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с историческим и социальным контекстом создания стихотворений «Дума» и «Родина».
Проанализировать содержание и художественные особенности стихотворений.
Выявить основные мотивы, связанные с темой родины в лирике Лермонтова.
Формировать навыки анализа лирического текста.
Развивающие:
Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.
Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Развивать критическое мышление и умение сопоставлять произведения.
Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.
Формировать нравственные ценности и гражданскую позицию.
Воспитывать уважение к русской литературе и культуре.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование:
Учебник литературы для 9 класса (под редакцией В.Я. Коровиной, 2016).
Портрет М.Ю. Лермонтова.
Раздаточный материал с текстами стихотворений «Дума» и «Родина».
Мультимедийный проектор (желательно) для демонстрации презентации, репродукций картин и т.д.
Толковый словарь (для разъяснения устаревших слов и понятий).
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Определение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний.
Беседа:
Что такое Родина? Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?
Как тема Родины отражается в произведениях литературы, которые вы уже изучали? Приведите примеры.
Какие чувства вызывают у вас эти произведения?
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о М.Ю. Лермонтове и его эпохе.
Краткий рассказ о биографии Лермонтова, его личности и творческом пути.
Подчеркнуть трагизм судьбы поэта, его разочарование в окружающем мире.
Обзор исторического и социального контекста эпохи: правление Николая I, реакция после восстания декабристов, господство крепостного права, рост национального самосознания.
Подчеркнуть, что Лермонтов принадлежал к поколению, выросшему после декабрьского восстания, поколению, испытывающему разочарование и пессимизм.
Сегодня мы погрузимся в мир Михаила Юрьевича Лермонтова - поэта, прозаика, драматурга, чья жизнь, хоть и короткая, оставила неизгладимый след в русской литературе. Лермонтов - это трагический гений, бунтарь, разочарованный в идеалах, но страстно любящий свою Родину. Мы поговорим о его непростой судьбе, его мятежном духе и о той эпохе, которая сформировала его как личность и поэта. Эпоха Лермонтова - это время после восстания декабристов, время правления Николая I, время реакции и цензуры, но и время роста национального самосознания. Давайте попробуем понять, почему именно таким стал Лермонтов и какое место он занимает в русской культуре.
Судьба Лермонтова трагична. Ранняя смерть матери, сложные отношения с отцом, постоянные ссылки, непонимание в обществе, трагическая гибель на дуэли – все это отпечаталось в его творчестве. Его лирический герой - это одинокий, разочарованный человек, бунтующий против несправедливости, ищущий идеал, но не находящий его. Лермонтов остро чувствовал несовершенство мира, лицемерие и духовную пустоту общества.
Лермонтов жил в эпоху правления Николая I, эпоху реакции после восстания декабристов. Восстание было жестоко подавлено, многие декабристы казнены или сосланы в Сибирь. В обществе царили страх и подавленность. Крепостное право оставалось незыблемым, процветала цензура. Однако, одновременно, происходил рост национального самосознания, интерес к истории и культуре России.
Лермонтов принадлежал к поколению, выросшему после декабрьского восстания. Это было поколение разочарованных людей, потерявших веру в идеалы, не видевших перспектив для перемен. Они испытывали пессимизм и тоску по утраченным иллюзиям. Эти настроения нашли отражение в творчестве Лермонтова, в его бунтарском духе, критическом отношении к действительности и ощущении трагического одиночества. Именно эти чувства и делают его поэзию такой близкой и понятной нам и сегодня.
Работа со стихотворением «Дума» стр. 269, прослушивание аудиозаписи.
Выразительное чтение стихотворения.
Аналитическая беседа по вопросам:
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? О чем оно?
К кому обращается автор в стихотворении? (К своему поколению)
Какими предстают перед нами современники поэта? (Безвольными, равнодушными, не способными к действию, погруженными в пустые развлечения)
Какие пороки обличает Лермонтов в этом стихотворении? (Бездеятельность, равнодушие, цинизм, погоню за наслаждениями, отсутствие высоких целей и идеалов)
Какие художественные приемы использует автор для создания образа поколения? (Ирония, сарказм, риторические вопросы, метафоры)
Каково отношение автора к своему поколению? (Ненависть, презрение, боль, надежда на перемены)
Какой смысл заключен в финале стихотворения? (Пессимистический, разочарование в будущем поколения, предсказание бесславного конца)
Почему стихотворение называется «Дума»? (Размышления о судьбе поколения, об ответственности перед будущим)
Работа с лексикой: Объяснение устаревших слов и выражений
(по словарю)
Работа со стихотворением «Родина» стр. 267, прослушивание аудиозаписи.
Выразительное чтение стихотворения.
Аналитическая беседа по вопросам:
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Чем оно отличается от «Думы»?
Какой образ родины создает Лермонтов в этом стихотворении? (Не идеализированный, скромный, близкий к природе, лишенный внешней красоты и величия)
Что любит автор в своей родине? (Природу, сельский пейзаж, воспоминания детства, простоту и искренность народа)
Почему автор подчеркивает, что он любит родину "странною любовью"? (Особое, противоречивое чувство, сочетающее в себе любовь и горечь, надежду и разочарование)
Как проявляется противоречивость чувств поэта к родине? (С одной стороны, он не восхищается ее славой и величием, а с другой – любит ее за скромную красоту и простоту)
Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства? (Эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза)
В чем заключается своеобразие лермонтовского патриотизма? (Любовь не к официальной, показной родине, а к ее истинному облику, к ее природе и народу)
Как вы понимаете последние строки стихотворения? (Поэт готов отдать жизнь за родину, даже если она не идеальна)
Сопоставление стихотворений "Дума" и "Родина":(заполнить сопоставительную таблицу)
Критерий | "Дума" | "Родина" |
Основная тема | | |
Чувства поэта | | |
Образ Родины | | |
Художественные средства | | |
Общее настроение | | |
В чем сходство и различие между этими стихотворениями?
Как тема родины раскрывается в каждом из них?
Какие чувства выражает поэт в каждом из стихотворений?
Какой вывод можно сделать о отношении Лермонтова к родине на основе анализа этих двух стихотворений?
Сопоставление стихотворений "Дума" и "Родина" М.Ю. Лермонтова:
Сходство:
Оба стихотворения посвящены теме Родины, но рассматривают ее под разными углами.
В обоих присутствует критическое отношение к современному Лермонтову обществу.
Оба стихотворения наполнены размышлениями и самоанализом.
Различие:
"Дума" — это прямое обращение к поколению, обличение его пороков и бездеятельности. Акцент сделан на критике современников.
"Родина" — это более личное, интимное стихотворение, в котором автор говорит о своей, пусть и странной, любви к Родине, выражает противоречивые чувства.
Раскрытие темы родины:
"Дума": Родина предстает здесь как страна, чье будущее губится равнодушием и духовной пустотой поколения. Лермонтов критикует элиту общества за отсутствие высоких целей, за жизнь, посвященную мелочным заботам и развлечениям. Родина здесь — это потенциально великая страна, обреченная на стагнацию из-за слабости своих граждан.
"Родина": Тема родины раскрывается через призму личного восприятия. Лермонтов признается, что не любит Родину "рассудком", но испытывает к ней странную, необъяснимую любовь. Эта любовь связана с простыми, обыденными образами русской природы, крестьянского быта. Родина здесь - это не политическая сила или историческая слава, а нечто глубинное, интимное, живущее в сердце.
Чувства поэта:
"Дума": Гнев, разочарование, горечь, презрение к поколению, тоска по идеалу, осознание трагической судьбы Родины. Чувствуется глубокая боль за будущее страны.
"Родина": Смешанные чувства: любовь, нежность, умиление, но также и некоторая грусть, понимание противоречий. Нет идеализации Родины, но есть искреннее чувство привязанности.
Вывод об отношении Лермонтова к родине:
Анализ стихотворений "Дума" и "Родина" позволяет сделать вывод о сложном и противоречивом отношении Лермонтова к Родине. Он не был слепым патриотом, не закрывал глаза на недостатки российского общества. В "Думе" он выступает с резкой критикой поколения, обличает его пороки и бездеятельность, видя в этом угрозу для будущего страны. Однако, в стихотворении "Родина" мы видим другую сторону отношения Лермонтова к Отечеству. Здесь он признается в своей "странной любви" к Родине, любви, основанной не на рациональных доводах, а на глубоких, интимных чувствах.
Таким образом, Лермонтов любил Родину не за ее величие и славу, а за ее природу, за ее простой народ, за то, что было ему дорого и близко. Он видел недостатки, страдал от них, но при этом не переставал любить свою страну. Его отношение к Родине – это отношение любящего, но критически мыслящего человека, который хочет видеть свою страну процветающей и счастливой. Он желал ей перемен, но оставался ей верен до конца.
Проблемный вопрос:
Почему поэт, так критикующий свое поколение в "Думе", выражает такую любовь к родине в стихотворении "Родина"? Как связаны эти два стихотворения?
Творческое задание (на выбор):
Написать небольшое эссе (5-7 предложений) на тему: "Что значит для меня Родина, и как я её понимаю?".
Создать иллюстрацию (рисунок, коллаж) к одному из стихотворений, отражающую ваше понимание темы Родины в лирике Лермонтова.
Написать синквейн к слову "Родина", опираясь на впечатления от изученных стихотворений.
IV. Закрепление изученного материала.
Как вы понимаете слова Лермонтова "Люблю Отчизну я, но странною любовью"? Актуальна ли эта "странная любовь" сегодня?
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «Родина».
Селиванова Галина Геннадьевна