12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Павлова41

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 49»







Конкурс методических разработок

Номинация: «Лучший урок литературы»

Конспект урока по литературному чтению

«Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове»













Урок разработал:

Павлова Ирина Андреевна





2020 год



Конспект урока по литературному чтению для 3 класса в соответствии ФГОС

Автор: Павлова Ирина Андреевна

Название образовательного учреждения: МБОУ ЦО № 49

Курс: Литературное чтение

Учебно-методическое обеспечение: Литературное чтение. 3 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.] М.: Просвещение, 2017

Раздел: Самое великое чудо на свете.

Тема: «Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-диалог

Методы, приемы обучения: проблемно-эвристические, эвристическая беседа, побуждающий диалог;

Цель: познакомить с биографией первопечатника Ивана Фёдорова; доказать необходимость и неизбежность возникновения печатной книги, её значение для российской культуры.

Планируемы результаты:

Предметные: знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, уметь рассказать о первопечатнике Иване Фёдорове, знать и толковать значение слов посох, Друкарь, напраслина;

Метапредметные
регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности; оценивать свои достижения; 
познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; выделять главную мысль; обогащать и активизировать словарный запас; уметь устанавливать причинно-следственные связи; мыслить логически, выдвигать и доказывать гипотезы; самостоятельно находить правильные решения; 
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников; 
Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создания книг, бережно относиться к книгам.

Оборудование: презентация, карточки с кроссвордом, таблица, портрет Ивана Федорова.

Время реализации занятия: 45 минут


Ход урока:

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

2. Мотивационный этап

Стихотворение читает ученик

Русь

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого        

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью…

 (И. С. Никитин. 1851.)

 Сегодня мы совершим путешествие на «машине времени» по страницам истории.

3. Актуализация опорных знаний

- Ребята, чтобы «машина времени» запустилась, нам необходимо проверить знания по предыдущей теме.

- С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? (С рукописными.)

- Почему они так назывались? (Их писали от руки.)

Какими же они были? Вспомнить об этом нам поможет кроссворд.

/Разгадывание кроссворда/



t1604588985aa.png

1.Запись исторических событий Древней Руси? (летопись)

2.Автор первой летописи? (Нестор)

3. Как называют произведение письменности? (рукопись)

4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.» (временных)

5.Кто чаще всего писал рукописные книги? (монахи)

6.Что использовали для письма? (пергамент)

7. Что служило орудием письма? (перья)

8.Мы называем книгу «Страна …..» (чудес)

9.Чем обтягивали переплёт? (кожа)

10.А ещё? (ткань)

11.В начале каждой летописи описывалась глубокая ….. (древность)

12. Столица Древней Руси. (Киев)

13.Из чего делали переплёт рукописных книг? (доски)


t1604588985ab.png



4. Самоопределение к деятельности

-Кого мы можем так назвать – первопечатник? Что вы уже об этом знаете?

Выделите корень в том слове. Как называются такие слова? (сложные)

- Отгадайте загадку

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (книга)

Прочитайте медленно жужжащим способом.

Книга –учитель, книга- наставница,

Книга –близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота- набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга- советчик, книга- разведчик,

Книга –активный борец и боец,

Книга- нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец… В.Боков

- О чём это стихотворение?

- Какие главные мысли заключены в нём?

- Как автор называет книгу?

-Ребята! Посмотрите на свои учебники. Похожи ли они на те книги, о которых мы сегодня говорили? (Нет, они напечатаны)

-Как вы считаете, нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?

(Ответы учащихся)

- О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

-Прочитайте тему урока, записанную на доске.

-Какая цель может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

5. Решение познавательной задачи.

Приём «Хорошо-плохо»

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Давай те заполним таблицу, в которой укажем достоинства и недостатки первых печатных книг.

(Дети высказывают свои гипотезы, учитель заполняет начерченную таблицу. Учитель направляет мысли детей: -Что нужно для создания печатной книги? -Кто должен печатать книги? -Все ли согласны с мнением ученика?)

Плюсы

Минусы

Можно напечатать быстро.

Трудность создания первого печатного станка и шрифта.

Большой тираж.

Мало мастеров, умеющих печатать на станках.

Доступность.


Невысокая цена.



Учащиеся делают вывод:

Мы видим, что плюсов получилось больше, чем минусов. Именно поэтому мы пользуемся сейчас печатной литературой.

6. Открытие нового знания

- Откройте страницу 8 и прочитайте тему урока. (Первопечатник Иван Фёдоров)



-Посмотрите, что вы видите на картинках? (Памятник, печатный станок)

Это памятник Ивану Фёдорову. Он основал книгопечатание на Руси.

Рассказ подготовленного ученика об Иване Фёдорове с показом слайдов.

Иван Федоров (ок. 1510—1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Москов­ском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой ано­нимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Фео­досия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма се­редины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была осно­вана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечата­ны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова ос­нована в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на сла­вянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многостволь­ную мортиру. Умер во Львове.

7. Физкультминутка. 

Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой!

8. Продолжение работы по новой теме.

- Как вы думаете, почему Иван Фёдоров захотел напечатать книгу недорогую, доступную, большим тиражом? (Предположения детей) Учитель репликами побуждает детей к высказыванию различных предположений.

--Давайте просмотрим отрывок фильма «Первопечатник Иван Фёдоров» и узнаем, верно ли мы ответили на этот вопрос.

Просмотр фрагмента фильма «Первопечатник Иван Фёдоров». 

Вопросы к просмотренному фрагменту.

--Почему же Иван Фёдоров захотел напечатать книгу? (Чтобы люди потянулись к чтению, знаниям; хотел отдать дань родной земле; рукописные книги долго писались) Дети сравнивают свои предположения с полученной информацией.

Чтение текста.

- а теперь прочтём рассказ об Иване Фёдорове.

(Учащиеся читают текст на с. 10-12)

 Используем приём «Инсерт» (чтение с пометами). Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом учащиеся делают на полях пометки:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.

Работа с терминами.

-Найдите в тексте незнакомые слова. У нас есть ребята, которые заранее нашли толкование этих слов в словаре.

(Дети объясняют значение слов. На экране открываются значения слов.

Посох - длинная и толстая трость.

Друкаръ — типограф, печатник.

Напраслина - ложное обвинение.

9.Рефлексия.

Появляется ученик в костюме Ивана Федорова и задает вопросы:

-Каким человеком был Иван Фёдоров?

-Как вы считаете, почему появление первой печатной книги на Руси явилось великим событием? (Ответы детей)

-Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк)

- Какое значение имело книгопечатание на Руси? (стало больше грамотных людей)

- Кто приказал строить государев печатный двор?

- Где он был построен?

- Кто создавал первую печатню?

- Сколько месяцев печатали первую книгу?

- Как называлась первая книга?

- Как были напечатаны заглавные буквы?

- Когда была напечатана первая книга?

- Как вы думаете, легко ли было напечатать книгу?

Сейчас мы побудем в роли первопечатника. Проведем опыт. Ученикам раздаю половинки картофеля, на которых черной ручкой нужно написать слово «книга». Обращаю внимание, что слово нужно написать в зеркальном отражении. Затем на бумагу делаем натиск. Дети делают вывод.

Книгопечатание- это сложный процесс, поэтому книги необходимо беречь.

-Игра на внимание

- Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными.

- Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи.

- Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками.

-Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро.

- Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется летописью.

10. Итог урока.

-Завершить наш урок я хочу отрывком из стихотворения Сергея Михалкова «Мы дружны с печатным словом».

Мы дружны

с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

-Удалось ли достигнуть поставленную цель?

11. Домашнее задание.

Ответить на вопросы с. 12

Подготовить краткий рассказ об Иване Фёдорове.


Список литературы:

Е.И.Осетров «Мир первопечатника» Из-во «Знание» (1983)

Е.Л.Немировский «По следам первопечатника» Из-во «Современник» (1983)

С.Львов «Книга о книге» Из-во «Просвещение» (1980)

Фриц Функе «Книговедение» Из-во «Высшая школа» (1982)

И.Е.Баренбаум «История книги» Из-во «Книга» (1984)





























Приложение

Кроссворд

t1604588985aa.png

















Таблица

Плюсы

Минусы











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.